Шпаргалка по "Истории Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 08:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории Казахстана"

Прикрепленные файлы: 1 файл

ГОС.docx

— 302.01 Кб (Скачать документ)

Толе би также приложил много усилий к формированию и  развитию отношений между Россией  и Старшим жузом. В 1733 году он стал инициатором послания к императрице  Анне Иоанновне вместе с группой  султанов и биев – вслед за принятием  Младшим жузом российского подданства в 1731 году. Согласно грамоте от 10 июня 1734 года, Старший жуз был принят в подданство России, но это осталось лишь на бумаге. В августе 1749 года Толе би пишет личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправляет послов во главе со своим сыном Айтпалом и батыром Жолдасом к Оренбургскому губернатору И. И. Неплюеву. Неплюев в своем ответном письме к Толе би от 26 сентября 1749 года, поддержав его желание присоединиться к России, выступил с просьбой приложить усилия для развития торговых отношений между двумя странами.

Толе би был сторонником  равноправия женщин и мужчин. Своей  невестке Данагуль он говорил: «Не избегай  свекра. Это – устаревший обычай». Пересказывая основные положения «Жеты  жаргы», Толе брался за их реальное воплощение, в частности, в вопросах о земельных  спорах, о барымте и воровстве, о куне, о воспитании детей, о защите отечества, в спорах о вдовах. Он культивировал роль семьи в жизни  человека.

Толе би призывал народ  к терпеливости и настойчивости. Много было красноречивых и таких, которые мнили себя вождями, говорил Толе, а не смогли собрать воедино казахов. Вот почему страдают они от внешнего насилия, чуждаются друг друга, терпят поражение даже от немногочисленных врагов.

Толе би гордился тем, что  во времена славного Тауке хана ему  посчастливилось быть рядом с  глашатаями справедливости Айтеке и  Казыбеком, чьи имена стали символами  для будущих поколений. Это о  них будет сказано: «Для народа счастье  не в богатых людях, а в мудрых».

Умер Толе би на девяносто  третьем году жизни. Его похоронили в Ташкенте и на месте захоронения  поставили мавзолей. К нему и поныне приезжают люди со всех концов света, чтобы поклонится славному предку.

В устном народном творчестве сохранилось много исторических легенд о Толе би. Вот одна из них.

В Ташкенте на мемориальной доске Толе би назван Карлыгаш бием. Карлыгаш по-казахски означает ласточка. Откуда у Толе бия такое имя? А вот откуда.

Толе би, как известно, жил в неспокойное для казахов  время. Джунгарские захватчики то и  дело совершали опустошительные  набеги. Однажды они вторглись  на территорию Старшего жуза. Все в панике разбежались, спасаясь в горах и степях, и лишь Толе би не покинул своей юрты. Предводитель джунгар, заметив одинокую юрту на своем пути, пришел в недоумение и приказал одному из воинов узнать, что за безумец не испугался.

Прискакал джунгар-воин к  Толе би и пригрозил, что, мол, за такую  дерзость он может лишиться и жизни.

Толе би спокойно указал на шанырак – деревянный остов  юрты. «Видишь, ласточка гнездо свила. И пока она не выведет птенцов, как я стронусь с места? Вы, конечно, можете меня обезглавить, но моя жизнь  не дороже жизни будущих птенцов. Не так ли?»

Воин поскакал обратно и донес слова Толе бия своему предводителю. Тот тотчас приказал остановить разбой «Народ, у которого есть такой мудрец, поработить невозможно».

С той поры народ и прозвал  Толе би Карлыгаш бием.

Казыбек Би Калдибекулы (1667–1764 гг.)

В начале 1665 года в заснеженной  Каркаралинской степи у бия Келдибека из рода аргын, улуса каракесек, родился сын, которому дали имя Казыбек. Счастливая мать Токмеил предрекла:

Я выращу тебя с лаской, любовью,

Не обделю тебя ни молоком, ни кровом.

Ты будешь преклоняться только чести,

Твоим признаньем станет Слово.

Но могли ли предположить родители, что из этого неуемного  мальчишки вырастет не только знаменитый судья, но и большой политик, к  советам которого будут прислушиваться единовластные ханы и влиятельные  султаны. Именем Казыбек назвал его  отец, народ же прозвал — «Каз дауысты» («Казбек непревзойденный  в слове и слоге»). Отец его  был бием, дед Шанкар был известен своей начитанностью и мудростью. Благодаря семейной традиции Казыбек  уже в детские годы проявил  красноречие и острый ум, став с  годами прославленным бием.

Высокоэрудированный, с феноменальной  памятью (некоторых, с кем судьба сводила лишь на мгновение, он узнавал  через много лет), вспыльчивый  и гневный, дисциплинированный и  порой азартный, готовый для собственного народа в буквальном смысле «костьми лечь», и вместе с тем, для других эгоистичный, — таков был Казыбек  би – народный трибун, вожак и  фактически многолетний блюститель государственности и закона в Среднем Жузе.

Известность бию Среднего Жуза в казахской степи принесла не только его судейская деятельность. Меткое слово и умение дать отпор  в словесном поединке – качества, которыми отличался Казыбек би будучи судьей – посредником. Но они оказались востребованными и для дипломатической службы. Не уступая по храбрости прославленным батырам, бии – дипломаты нередко определяли и ход политики государства. Не случайно мир между казахским и калмыцким народами был установлен в первую очередь благодаря усилиям Казыбек би. Так, первая посольская миссия к джунгарскому правителю, в составе которой был и девятнадцатилетний Казыбек, принесла удачу: из плена были освобождены соплеменники и возвращен угнанный джунгарами скот. Предание сохранило его речь, обращенную к джунгарскому правителю: «Мы – казахи, в степи пасем скот. Никому не угрожаем, мы – мирный народ. Чтоб счастье и удача не покинули нас, чтобы враг невзначай не ринулся на нас, мы держим копье наготове и знаем цену доброго слова. Мы – народ, верный в дружбе, мы гостеприимны и щедры, а в грозный час, когда это нужно, ханские юрты обрушим мы! Сын, рожденный от достойного отца, никогда рабом не станет. Дочь, рожденная честной матерью, рабыней не станет. Мы вольные люди, дети степи, сыновей и дочерей своих в неволе содержать не станем. Вы, калмыки, отчаянный народ, но в честном бою мы вам не уступим. Если вы железо, мы расплавим вас. Мы за мир, не за вражду, коль надо – схлестнемся в открытом бою. И клинком, и мечом отстоим свою честь. И храбрых джигитов в степях не счесть. Ты – леопард-каблан, я – лев-арыстан. Ты – скакун-тулпар, я – горный сокол-сункар. И спуску вам не дадим. С добром пришли – добром ответь! Не хочешь мира – получишь войну!»

Затем последовало еще  несколько посольских миссий, результатом  которых стало соглашение с джунгарами «впредь жить в согласии и мире». В одну из таких поездок Казыбек  бию удалось вызволить из джунгарской  неволи Абылая, ставшего впоследствии ханом Сары-Арки. Видя в Абылае большую будущность, ценя крепость его характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек би проявил большую настойчивость и добился возвращения Абылая на родину. Два условия выставил ему Галдан Цэрен за его освобождение: во-первых, известные люди казахской степи должны дать джунгарскому предводителю по одному сыну в аманаты-заложники; во-вторых, казахам следует порвать всякие связи с Россией и перейти в подданство Джунгарии. Казыбек би собрал всех представителей казахских родов. Посоветовавшись, они решили пойти на уступки джунгарскому хонтайчи: послать к нему заложников и воздержаться пока от подданства — и российского, и джунгарского. И еще предупредили: если Галдан Цэрен не согласится с таким решением, то казахи, объединившись с русскими, пойдут войной на джунгар. Это была хитрая уловка. Казыбек би решил таким образом припугнуть джунгарского хана. Батыра Абылая вызволили из плена. Вернули славный город Туркестан и еще тридцать два поселения, вернули народу мир и благоденствие.

О роли Казыбек би в судьбах казахского народа можно сказать, что он являлся одним из инициаторов образования и укрепления единого централизованного казахского государства, отстаивания его суверенитета и территориальной целостности. При хане Тауке в 1680 году он был признан главным бием Среднего жуза. Вместе с Толе бием и Айтеке бием Казыбек би вошел в историю как инициатор объединения трех жузов, один из авторов свода законов «Жеты жаргы». Верно оценивая историческую обстановку, Казыбек би неустанно призывал к единству казахского народа, к прекращению межродовых распрей, к добрососедским отношениям с джунгарами, узбеками и русскими. "Достойны ли мы быть народом? – спрашивал Казыбек би. – Народ славит ханов, когда они справедливы и сильны, и проклинает их, когда коварны и трусливы. Народ славит своих батыров, когда они бескорыстны, смелы! Он проклинает батыров, ведущих своих джигитов на бой меж родными племенами. <.. > Ничто не вечно под небом аллаха. Лишь сохранив свою честь и достоинство, человек может считать себя человеком, а народ остаться народом… "

Всю жизнь Казыбек би желал  честности, порядочности и мира. Его  судебные решения, отличающиеся справедливостью  и афористичностью, превращались в  пословицы и поговорки. Не случайно в народе Казыбек би был прозван «правдиво рассуждающим».

В устном народном творчестве сохранилось немало ораторских изречений, о которых можно сказать: «Это сказано звонкоголосым Казыбеком».

Умер Казыбек би в декабре 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Его сын Бекболат велел поставить юрту и четыре месяца сохранял в ней тело отца. Когда сошел снег, он перевез его в Туркестан, где похоронил Казбек би в мавзолее Ясауи. Дипломат и судья, оратор и поэт – Казыбек би навсегда вошел в историю Казахстана.

Айтеке Би (1644–1700 гг.)

 Айтеке би Байбекулы,  имя и слава которого простирались далеко за пределами Младшего жуза, возглавляемого им до Абулхаир-хана, стал в свою эпоху легендой. Дата его рождения и место смерти установлены приблизительно. Айтеке би был современником Толе бия и Казыбек бия, входил вместе с ними в когорту «трех властителей дум» казахского народа в последней четверти XVII и первой половине XVIII веков. Большую часть жизни Айтеке би проводил в степных просторах к югу от междуречья Сырдарьи и Амударьи, на владениях Туранских государственных образований с центрами Бухара, Самарканд, Ургенч.

 Прямые предки Айтеке  би пользовались известностью  в Степи. Так, его предок  Ораз би (1299–1385) был одним из  ближайших советников основателя  Туранского государства Тимур  хана, сделавшего своей столицей  Самарканд. Считающийся после  Тимур хана и Улугбека третьим  известным правителем Самарканда  Жалантос, приходился дядей Айтеке  бию.

 Айтеке получил разностороннее  для своего времени образование,  учился в знаменитом медресе  Улугбека и успешно его окончил.  Овладел рядом восточных языков  – арабским, персидским и тюркским. С пяти лет проходил школу у известных златоустов-биев и в семье Жалантоса. Будучи еще ребенком, разговаривал с взрослыми достойно, без робости.

 Айтеке с ранних  лет прославился остроумием, красноречием, меткостью слова. По одной легенде  Толе би и Казыбек би, хлопоча  по возвращению куна за убиенного  когда-то мужчину, прибыли в  Младший жуз – род Айтеке. Спор  продолжался несколько дней, но  обе стороны так и не смогли прийти к согласию. И однажды, незаметно сидевший у порога юноша в сердцах промолвил: «У горных вершин есть один недостаток – нет перевала. В половодье у рек есть один недостаток – нет брода. У златоустых биев один недостаток – никому не даете слова». Сказав так, юноша встал и вышел. То был Айтеке.

 Впоследствии Айтеке  би проявил себя мудрым, справедливым  бием, судьей при решении сложных  внутренних и международных проблем,  человеком большого ума, одаренным  военным деятелем, внесшим большой  вклад в организацию отпора  джунгарским завоевателям. Он также  обладал огромным талантом ораторского  искусства, был человеком, умеющим  убеждать людей. Как-то ему  удалось примирить два жуза  и их главных биев – самих  Толе би и Казыбек би. Спор возник из-за девушки, сосватанной для юноши из Старшего жуза, но сбежавшей со своим возлюбленным из Среднего жуза. Тяжбу между Старшим и Средним жузами рассудил Айтеке би. Обратившись к биям, он произнес: «Будьте терпеливы! Нет места разуму там, где начинается раздор. Гнев подобен воде, уходящей сквозь пальцы. Дай ему волю, хлынет бурным потоком. Согласие же подобно спокойной реке. Встань у ее истоков, поймешь многое. Людям нужно жить в мире. Толе, ты верни лошадей, отданных за невесту. Казыбек, даруй свое прощение».

 В 20 лет Айтеке би  уже был известным бием. С 25-летнего  возраста – постоянно принимает  участие в ежегодных сборах  авторитетных людей и правителей  трех жузов, которые проводились  сначала в Ордабасы, затем в  Культобе и Улытау. На этих  собраниях обсуждались проблемы  упрочения единства нации, разрешались  споры между биями, которые  порождались различного рода  разногласиями и случаями откровенной  вражды между жузами и родами. Несмотря на молодость Айтеке  би, его слово имело большой  вес при разрешении тех или  иных разногласий. На одном  из традиционных сборов на  вершине Культобе, обращаясь к  собравшимся, Айтеке би сказал: «Не приведя народ к счастью, разве достигнет цели герой? Не воздав доблестному мужу по заслугам, разве обретет народ покой?! Там, где опора страны – муж достойный, а мужа опора – достойный народ, разве не ждут их удача и благо? Не воздав герою по чести его, сам себя унизишь. Горе накличешь, беду обретешь, коли ничтожество на трон вознесешь. Ничтожный зарится на чужое, достойный заботится о грядущем. На чужое позаришься – споткнешься. Народ благословит, коль о грядущем печешься. Истинный сын с пути не собьется – предков завет его ведет. Достойный народ с пути не собьется, если дорогой чести идет!» В 30 лет он стал старшим бием Младшего жуза. С тех пор его имя его имя фигурирует рядом Толе би, Казыбек би и Тауке-ханом. Айтеке би – один из главных авторов «Жеты жаргы», определившего впоследствии главные принципы государственного устройства и правопорядка в Казахском ханстве, способствовавшего замене принципа «кровь за кровь» «принципом справедливого наказания» и «откупа», приостановившего тем самым кровную месть между родами.

 Он – помощник и  советник Тауке-хана, сам батыр,  вместе с Тауке участвовал  в отражении джунгарского нападения на Сайрам.

 Джунгарский хан Галдан-Бошакту,  начиная с 1681 года, не давал  покоя казахам южного региона.  Накупив оружия у русских и  порох у китайцев, он яростно  терзал мирные казахские аулы, вклинивался в глубь страны, чинил безнаказанные разбои, добрался до города Сайрама. Потом до основания разрушил и Сайрам, разграбил близлежащие казахские и каракалпакские поселения, угнал скот, пленил тысячи юношей и девушек. Особенно пострадал от джунгарских нашествий род Алим. Не стерпев такую обиду и произвол, Айтеке би собрал из казахов-алимцев и каракалпаков пятитысячное войско, и в 1683 году выступил в поход против Галдан-Бошакту. В этом открытом столкновении казахов с войском Галдан-Бошакту, Айтеке схлестнулся с ним в одиночном поединке и победил, не прибегнув к оружию.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Казахстана"