Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 12:49, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение идеологии
самурайства, идеологий и традиций.
Объект исследования – Самурайское сословие
Предмет исследования – история возникновения самураев, их этика.
Введение…………………………………….……..….3.
1.Возникновение Самураев. Формирование кодекса Бусидо……………………………………..............................6.
2.Военная подготовка Самураев………….………...13.
3.Быт самураев. Образ мышления….................……24.
Заключение…………………………………....……...34.
Список использованных источников и литературы…………....................................
В X—XII вв. в процессе феодальных междоусобиц окончательно оформились владетельные роды, предводительствовавшие значительными военными силами, которые лишь номинально числились на императорской службе. К тому времени сложились и устои неписанного морального кодекса самурая «Путь лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина» (Бусидо).
После победы над домом Тайра Минамото вынудил императора присвоить ему титул сёгуна, а рыбацкое селение Камакура, где размещалась его штаб-квартира, превратил в свою резиденцию. Отныне сёгун становился самым могущественным человеком в стране: наивысшим по рангу самураем и главным министром в одном лице. Хотя официально верховная власть в государстве принадлежала императору, да и двор его сохранял определённое влияние, господствующее положение они утратили— император вынужден был соглашаться с решениями сёгуна под угрозой «добровольного» отречения от престола. Ёритомо создал новый орган управления империей, именовавшийся «полевой ставкой» («бакуфу»). Как и сёгун, большинство его министров и их помощников были самураями. Благодаря этому, дух самурайского сословия проник во все сферы общественной жизни Японии9.
Разделение всего населения на четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и торговцы, и тщательное рангинирование в самом самурайском сословии, сделанное наследным, сковывали социальную мобильность, хотя в равной степени и препятствовали возникновению беспорядков10.
Однако
уже при Тоётоми Хидэёси
В 1598 г. Хидэёси умер, оставив власть своему несовершеннолетнему сыну, вместо которого государственными делами должен был руководить регентский совет. Именно из этого круга вскоре выделился человек, завершивший объединение страны установлением единовластия— Токугава Иэясу Он избрал своей резиденцией город Эдо (ныне Токио), хитростью и силой устранил сына Хидэёси и провозгласил себя сёгуном, положив начало сёгунату Токугава, эпоха которого продолжалась более двухсот пятидесяти лет.
Сословие
самураев, как и другие феодальные
сословия, было упразднено, однако самураи
не потеряли своего привилегированного
положения11.
Глава
2. Военная подготовка
самураев.
Часто, во времена внутренних воин молодой самурай отправлялся сражаться в возрасте пятнадцати-шестнадцати лет, поэтому обучение боевым искусствам начиналось в двенадцать-тринадцать лет12. С малых лет будущие самураи получали воспитание, позволявшее им во взрослой жизни демонстрировать чудеса выносливости, смирения и боевых качеств. Если воин из сословия простолюдинов уделял много внимания тренировке тела, то самурай воспитывался с раннего детства так, что каждое его действие могло рассматриваться как элемент духовного, боевого и физического совершенствования. В результате, даже физически более слабый воин – самурай легко побеждал в бою нескольких противников.
Японские дети всегда росли в суровых условиях. В самурайских домах, как и в крестьянских, мальчишки зимой и летом бегали в лёгком платье с непокрытой головой и босиком, либо в лёгких соломенных сандалиях. Носки (таби) выдавались только к парадным выходным. Отопление, представлявшее собой вмонтированную в пол жаровню с углями, было редкостью даже в замках.
С первых лет жизни детям самураев прививался воинственный дух сословия самураев и почитание воинской доблести, как главной добродетели. Пословица говорила, что у детей должны быть герои, как у самурая — меч13. Родители не должны слишком опекать ребёнка, нельзя позволять ему обнаруживать страх при ударе грома, не нужно запрещать ему гулять в темноте. В то же время, если ребёнка слишком сильно наказывать, он вырастет робким, самоуглублённым созданием. В любом случае необходимо заботиться, чтобы он не приобрёл дурных черт характера. С пяти лет дети самураев носили деревянные мечи, которые впоследствии заменялись настоящими.
Секреты воинских искусств (будзюцу, или будо), самураи осваивали в рамках традиционных школ (рюха, или просто рю). Учитывая подобную подготовку, самураи легко переносили физические тяготы, которые поджидали их на начальном этапе обучения в школах будзюцу. Месяцами длились однообразные упражнения. Постановка базовой техники новой школы даже у опытных самураев зачастую отнимали годы. Дважды в год, в зимние холода и в разгар летней жары, по восемьдесят дней проводились усиленные занятия — «сборы», так называемые зимние учения (как-кэйко) и летние учения (сёто-кэйко). В эти периоды тренировки продолжались почти круглосуточно, чередуясь с часами сидячей медитации.
Примечателен так же обряд совершеннолетия самурая - гэмбуку ( «гэн» - голова, «фуку» - ношение), Церемония являлась знаком входа подростка во взрослую жизнь. Для мальчиков возраст совершеннолетия находился в пределах от 11 до 17 лет (как правило 12). Им дарили взрослую одежду и изменяли детскую причёску на взрослую. Они также получали новые взрослые имена. Обряд совершеннолетия считался одним из самых важных моментов в жизни самурая. Он обычно происходил в синтоистском или буддийском монастыре в торжественной обстановке. Авторитетный старейшина рода или знатный почетный гость, часто сюзерен, провозглашал юношу равным среди равных в братстве самураев14. Ему впервые делалась взрослая особая прическа, которая как и ношение двух мечей являлась символом принадлежности к сословию.
Необходимость
повышения эффективности
Оригинальные, то есть такие школы, где обучение проводили сами основатели боевого стиля или их собственные ученики под наблюдением наставника.
Вторичные школы, которыми руководили инструкторы и учителя, обучавшиеся у других мастеров данного стиля.
Наследственные рю – школы, которые действовали под управлением одной семьи учителей, где передача накопленных знаний и опыта переходила от отца к сыновьям.
Ненаследственные рю (рю-ха) – школы, являвшиеся прямой противоположностью к третьему типу.
Общественные школы – имели официальное разрешение властей проводить обучение в закрепленном месте, и получали содержание в виде продукции.
Частные
школы действовали без
Отличительной особенностью всех японских видов военных искусств (бугэй) являлось то, что основной акцент при овладении ими делался прежде всего на нравственно-моральную сторону и развитие "духовных способностей самурая", т.е. психической уравновешенности воина, а затем уже на формирование физически развитой личности. Моральное содержание таких дисциплин, как кэндо, кю-до и т.д., показывается иероглифом, который в сочетании с другими звучал как "до", являясь основой этих слов, говорящей о нравственном принципе и имеющей также глубокую связь с религиозными аспектами жизни военного сословия. Преобладающее значение имела внутренняя подготовка воина, на что обращалось больше внимания, чем на напряжение внешних физических сил самурая. Решающим фактором в деле выработки силы духа была медитация. Перед тренировочным боем самураи обычно принимали позы, характерные для дзен-буддийских монахов, приготовившихся к созерцанию, и старались дышать глубоко и равномерно. Это заранее готовило органы дыхания к физической работе и содействовало дальнейшему ритмическому функционированию лёгких во время самой схватки с противником, когда резко возрастала потребность организма в кислороде.
Все выдающиеся наставники говорили о том, что ни один боевой метод, независимо от его внешних достоинств, не может иметь реальной ценности, если он не помогает выработать в человеке характер, который позволяет ему полностью овладеть своим оружием и стать истинным мастером в его использовании. По этой причине многие мастера обращались к древним теориям духовного просветления, которые, в их религиозной или философской интерпретации, помогали человеку понимать лучше окружающую его реальность, благодаря чему он мог более эффективно справляться со сложными ситуациями17. Со временем многие дисциплины и упражнения, разработанные последователями этих теорий, были адаптированы конкретным требованиям будзюцу.
К синпо
(методам психологической
Тайсоку
— «брюшное дыхание»;
Найкан — внутреннее созерцание, медитация;
Саймин-дзюцу — искусство гипноза;
Сюнкан саймин-дзюцу- методы мгновенного
гипноза противника.
В конечном
итоге две концепции стали
краеугольными камнями
Преимущественное духовное напряжение, способствовавшее развитию самообладания, хладнокровия и трезвости мысли при всех упражнениях, однако, не означало что в военных искусствах самураев физический фактор (сила и выносливость) рассматривался как несущественный. Являясь вторым образующим элементом в военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания техники, развития физической силы, выносливости, выработки почти инстинктивной феноменальной реакции и координации движений. Всё это достигалось в результате каждодневных и многочасовых тренировок.
В рю самураи проходили обучение по таким специализациям как: единоборство с мечом (Аису Кугё, Итто, Кото Ёири, Нито, Омори, Сасанума, Синто, Хоки, Ягу и т.д.), единоборство без оружия (Дайто, Дзуки, Ёсин, Кюсин, Миура, Сибукава, Сэкигути, Тода, Ягю Синган и т.д.), плаванье в самурайских доспехах (Канкай, Кобо, Мугаи, Сибукава, Ямоноути и т.д.), стрельба из лука, искусство верховой езды, а так же специализация шеста, копья, оружия с цепью и тд19.
Представляя себе образ самурая, нельзя не упомянуть о, пожалуй, главном отличительном признаке — самурайском мече. Хотя, Название "самурайский" можно считать условным. Оно привычно для европейца, понимающего под этим типом меча в первую очередь катану, но в саму Японию эта форма меча пришла из Кореи, и в японских хрониках VII-XIII вв. такой меч назывался "корейским". Меч значил для самурая больше, чем все земные блага. Если ему предстояло выбрать между мечом работы известного мастера и, к примеру, богатым поместьем, самурай без колебаний выбирал меч. В завещании знаменитого сёгуна Токугава Иэясу сказано: «Каждый, кто имеет право носить длинный меч, должен помнить, что его меч должен рассматриваться как его душа, что он отделится от него лишь тогда, когда расстанется с жизнью». Известный полководец XVI века Такэда Сигэн писал, что «истинный самурай ни на минуту не должен расставаться со своим мечом, даже тогда, когда он находится на брачном ложе».