Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 09:57, реферат
Целью работы является:
• Изучить научную литературу, описывающую конкретный период, и сделать вывод о том, как складывались отношения России и Западной Европы
• Выявить тенденции
• Проанализировать, как внутренние процессы, происходящие в государстве, могли повлиять на внешнюю политику и отношения стран Западной Европы к России
Введение 2
Внутренние процессы в России XVI век 4
Крупнейшие военные конфликты со странами Западной Европы XVII век 14
Россия в XVII. Влияние внутренних процессов на внешнюю политику 19
Войны XVII века 22
Заключение 24
Список использованных источников 25
В середине XVI в. Россия
ведет активную внешнюю
В середине XVI в. сохранялись те же направления внешней политики, что и в предшествующий период. Основным было сначала восточное. Прежде всего стремились добиться присоединения Казанского ханства. Русские феодалы надеялись получить новые земли, купцы - торговый путь по Волге. Наконец, царское правительство рассчитывало на доходы от дани с народов Поволжья. Однако причины походов против Казанского ханства нельзя свести только к этим материальным интересам. Казанские ханы и мурзы совершали набеги на русские земли, в Казани скопились многие тысячи (по неточным, возможно, завышенным данным, - 100 тысяч) русских рабов. Необходимость отпора набегам мешала борьбе за выход к Балтийскому морю. Наконец, подвластные Казани народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши) стремились к освобождению от ханского гнета.
После присоединения Казанского и Астраханского ханств Иван IV стал называть себя царем Казанским и Астраханским: ведь ханов на Руси всегда называли царями. Отныне царский титул Ивана IV стал более обоснованным в глазах общества. Военные успехи укрепили самодержавие.
Присоединение Поволжья способствовало не только освоению края русскими крестьянами, но и развитию ремесла, торговли и сельского хозяйства на территории бывшего Казанского ханства.
Вместе с тем царизм раздавал земли коренного населения феодалам, крестьяне попадали в зависимость. Верхи местного общества, получая привилегии и награды от правительства, усиливали эксплуатацию своих соотечественников. Со временем усилился нажим православной церкви с целью обращения жителей в христианство, разжигалась национальная и религиозная рознь между народами. Трудящиеся испытывали двойной гнет - своих владетелей и русских феодалов.
Присоединение Казани и Астрахани благотворно сказалось на внешнеполитическом положении страны. Были ограничены возможности для агрессии Крымского ханства и стоящей за его спиной Османской империи. Возрос престиж России на Кавказе. В 50-х гг. черкесские, кабардинские и дагестанские князья обращаются за помощью к России, некоторые из них принимают российское подданство. Крымские ханы, обеспокоенные русскими успехами в Поволжье, совершают набеги на южные области России. Правительство не считало возможной прямую конфронтацию с Крымом, а следовательно с могущественной Османской империей, а потому ограничилось оборонительными мерами. Так, в 50-е гг. начато было строительство Засечной черты - оборонительной линии из лесных засек, крепостей и естественных преград. Построенный участок черты проходил южнее Оки, недалеко от Тулы и Рязани. Было предпринято несколько походов в Крым.
Все это нужно было для того, чтобы укрепить позиции России, ведь вопрос со странами Западной Европы все еще оставался открытым, а для того чтобы благополучно решить, нужно быть уверенными в том, что проблем в других местах не возникнет, тем самым не подорвет мощь Российского государства.
Наконец, во второй половине 50-х гг. основным в русской внешней политике стало западное направление. Правительство стремилось к присоединению Прибалтики, к получению выхода в Балтийское море. Без него трудно было налаживать связи с более развитыми странами Западной Европы и преодолеть отсталость страны.
В борьбе с властвовавшим в Прибалтике Ливонским орденом были заинтересованы, прежде всего, феодалы, надеявшиеся на новые земли и крестьян. Купцы рассчитывали на расширение торговых связей через порты Балтийского побережья. Сочувствовали русским планам латыши и эстонцы, находившиеся под тяжелым феодальным гнетом немецких баронов и епископов (кроме Ливонского ордена, в Прибалтике находились владения рижского архиепископа, эзельского епископа и других духовных феодалов). Эстонские и латышские крестьяне были крепостными, отбывали тяжелую барщину. В городах, крупнейшими из которых являлись Рига, Ревель (Таллин) и Дерпт (Тарту), также социальные противоречия переплетались с национальными: городская верхушка состояла из немцев, а среди низов преобладали латыши и эстонцы. Они занимали неравноправное положение, их не допускали к выборным городским должностям.
Крестьянская война в Германии (1525) привела к усилению борьбы латышского и эстонского крестьянства, многие бежали в Россию. Не миновала Ливонию и реформация. К середине XVI в. большинство горожан и феодальной верхушки приняло лютеранство, владения католической церкви были конфискованы.
В это время началась Ливонская война. Политика русского правительства на ливонских землях была противоречивой. С одной стороны, все делали для того, чтобы местное население поддержало царя: Нарве было дано право свободной торговли с Россией и с Германской империей. Крестьяне получали ссуды зерном и скотом. Но вместе с тем сразу началась раздача земель русским помещикам. Латышские и эстонские крестьяне вместо освобождения от феодальной зависимости получили лишь новых хозяев. Поборы на войну, постой войск тяжело сказывались на крестьянском хозяйстве. Среди прибалтийских крестьян зрело недовольство.
Главным итогом военных действий 1558 - 1560 гг. было уничтожение Ливонского ордена. Новый магистр Кетлер признал себя вассалом Сигизмунда II Августа, отдал ему всю Ливонию, оставив себе лишь герцогство Курляндское. Северная Эстония оказалась под властью Швеции. Датский принц Магнус стал владетелем острова Эзель (Сааремаа). Теперь и Великое княжество Литовское (к тому же объединенное с Польшей), и Швеция, и Дания были заинтересованы в том, чтобы Ливония не попала под власть России. Вместо одного Ливонского ордена у России оказалось три сильных противника. Это обстоятельство в значительной степени определило ход Ливонской войны в последующие годы. Ливонская война – это целый период в истории, поэтому о ней лучше говорить отдельно.
Внешняя политика России в эти годы не ограничивалась военной сферой. Добрососедские отношения связывали Россию со многими странами не только Востока, но и Запада.
Обобщая, все выше перечисленное и составляет внешнюю политику Ивана IV, но на многие значимые моменты стоит обратить особое внимание и изучать куда подробнее, так например Ливонская война или торговый русско-английский договор.
Результаты внешней политики Ивана Грозного
Южная политика Ивана Грозного была куда более успешной, нежели западного направления. Внешнеполитические итоги правления Ивана IV нельзя оценить однозначно. Может быть, они заключались в том, что России в тот период было невозможно одновременно решить такие крупнейшие внешнеполитические задачи, как закрепление территорий Поволжья и борьба за выход к Балтике в условиях отсутствия реальных союзников вовне и внутренней нестабильности. Тем не менее, годы борьбы за Прибалтику не прошли для страны бесследно. Отчетливо выраженное стремление России выйти к Балтийскому морю превратилось отныне в постоянный фактор европейской политики. Такими же факторами стали устойчивость позиций России на Кавказе и ее твердое намерение активно противостоять попыткам Крыма реанимировать традиции Золотой орды, как бы к этому ни относилась Османская Порта. На некоторые результаты однозначно повлияла опричнина, введенная царем, и та атмосфера, которая образовалась в государстве из-за ее введения.
Как уже стало ясно из первой главы, основной проблемой России в Западной Европе было Литовское княжества, Ливония, а также страны, мешающие России получить выход к Балтийскому морю. Все конфликты возникали именно на этой почве. Но одним из самых продолжительных и масштабных считается Ливонская война, которая длилась с 1558 по 1583 год.
Ливонская война
Русское государство накануне Ливонской войны: В отличие от стран Западной Европы, где процесс образования централизованных государств в общем по времени совпадал с процессом ликвидации феодализма и складывания наций, а России, как и в других странах Восточной Европы, процессы эти развивались не одновременно, не совпадали по времени друг с другом.
Процесс образования смешанного, многонационального Русского централизованного государства начался еще в XV в. на основе экономического развития русских земель и был ускорен наличием серьезной внешней опасности – необходимостью борьбы с татаро-монгольским игом. Образование Русского централизованного государства происходило на феодально – крепостнической основе. Несмотря на это, он занял довольно длительное время. Конец XV века – начало XVI именно тот период, когда окончательно завершилось образование централизованного государства, который выпал на долю Ивана III, правящего в это время (1462-1505). Это был один из немногих правителей, которому при жизни удалось достичь целей, поставленных перед ним временем: завершить объединение северо-восточных земель, обрести суверенитет, начать строительство новой государственности. Он был искусным, дальновидным политиком, умеющим ждать и при необходимости даже отступать. Хорошо понимая значение силы, Иван III предпочитал избегать кровопролития. Он не чуждался компромиссов и не пренебрегал чужими интересами, поэтому население присоединяемых княжеств в большинстве случаев без серьезного сопротивления переходило на его сторону. 16
Тем не менее, войны в период правления Ивана III все же были. С Великим Княжеством Литовским Иван III не поделил земли, которые должны были быть в составе русского государство, именно из этих соображений было решено начать войну. Первая Русско – Литовская война закончилась присоединением Московскому княжеству территории большинства Верховских княжеств, но Смоленск все также продолжал находиться в составе Великого княжества Литовского, поэтому вторая война была неизбежна.
По замыслу Ивана III русские войска должны были действовать на трёх направлениях: северо-западном (на Торопец и Белую), западном (Дорогобуж и Смоленск) и юго-западном (Стародуб, Новгород-Северский и другие города северского края). Приоритетным представлялось именно последнее направление, поскольку велика была вероятность, что ВКЛ успеет принудить северских князей-перебежчиков к подчинению до подхода московской рати. К весне 1500 года войска первой очереди Великого княжества Московского были сосредоточены в Москве и Великих Луках. Кроме того под Тверью стояла резервная рать, готовая вступить в войну на направлении наибольшего сопротивления литовцев.
В конце года Иван III планировал развить уже достигнутые успехи и совершить зимний поход на Смоленск, однако суровая зима 1500-1501 гг. не позволила совершить задуманное.
В течение 1502 года войска рыцарей Ливонской конфедерации безуспешно пытались овладеть Псковом (дважды), Красным Городком, Изборском. Русские войска на западном направлении взяли осадили Смоленск и Оршу, однако приближение крупного литовского войска заставило сына Ивана III Дмитрия Жилку отвести русские отряды. После это русские произвели ряд опустошительных рейдов вглубь Великого Княжества Литовского, постепенно его обескровливая. Это заставило литовского князя Александра направить свои усилия на подписание мирного договора.
25 марта 1503 года было подписано
Благовещенское перемирие
Поводом для объявления Ливонской войны послужил вопрос о так называемом Юрьевской дани. Вопрос этот был резко поставлен русскими дипломатами во время переговоров в Москве в 1554 году с ливонским посольством, отправленным для продления на тридцать лет истекшего перемирия 1503 года (В 1503 году Иван III заключил с Ливонской конфедерацией перемирие на шесть лет, в дальнейшем продлевавшегося на тех же условиях в 1509, 1514, 1521, 1531 и 1534 годах. Из положений договора, Дерптское епископство должно было ежегодно уплачивать так называемую юрьевскую дань Пскову18).
При ведении переговоров было упомянуто, что царь отказался от продления перемирия из-за неуплаты дерптским епископом дани со своих владений, которые прежде принадлежали русским великим князьям и были уступлены прибывшим из-за моря немцам только под условием уплаты дани. После неудачных попыток ливонцев оспорить требование о дани посольство вынуждено было принять русские условия. Перемирие было продлено на пятнадцать лет с условием выплаты Юрьевской дани в размере одной марки с каждого человека. Гарантом уплаты дани объявлялась вся Ливония. Кроме того, ливонское посольство брало обязательство восстановить все русские концы в городах и церкви. Русские и ливонские купцы получали право свободной торговли в Ливонии и в Русском государстве. Ливония обязывалась не вступать в союз с королем польским и великим князем литовским и Швецией. Однако ливонские феодалы не думали выполнять условий нового перемирия и искали поддержки в Империи. В Дерптском епископстве велись вооруженные приготовления. 19Непосредственным поводом для объявления войны Ордену послужило убийство королевского гонца Лонцкого, отправленного к архиепископу Вильгельму. Разумеется, причины столкновения короля с Орденом лежали гораздо глубже. Если в Швеции и Дании уже в это время отдавали себе отчет в том, что конечной целью Русского государства являлось укрепление в Прибалтике и что вопрос о Юрьевской дани был для него только выгодным поводом для вмешательства, то не менее хорошо понимали это и литовские и польские феодалы. Выступления Сигизмунда II Августа стояло в прямой связи с условиями нового русско-ливонсокго перемирия, против которого резко возражали архиепископ Вильгельм и усилившаяся польско-литовская партия в самом Ордене. К вмешательству в ливонские дела побуждал короля и прусский герцог Альбрехт, рассчитывавший путем секуляризации20 Ордена присоединить Ливонию к владениям Гогенцоллернов.
Вмешательство Сигизмунда II Августа вызвало протесты императора Фердинанда и Дании. Тем не менее, стотысячная польско-литовская армия была двинута польским королем к ливонским границам. Уступая силе, магистр Фюрстенберг пошел на соглашение с королем и освободил рижского архиепископа. В сентябре 1557 года в Посволе магистр принес извинения польскому королю. Вслед за тем заключен с королем союз против Русского государства. Сигизмунд II Август заключил его в качестве великого князя литовского.
Использовав невыполнение ливонской стороной условий нового пятнадцатилетнего перемирия для того, чтобы в начале 1558 года начать войну в Ливонии, царь поступил без сомнения, как проницательный и и дальновидный политик. Многое теперь зависело от того, насколько энергичными будут действия русской армии, удастся ли прочно укрепиться в Прибалтике до того, как Литва, Польша и Швеция окажутся в состоянии принять активное участие в начавшейся борьбе.