Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:57, реферат
Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать специфику экономического развития России и мировых цивилизаций, а в частности изучить проблематику экономического роста и модернизации в XX веке. Исследование познакомит слушателей с теорией модернизации и постмодернизации, особенностями российской истории, российских и советских модернизаций. В нем уделяется внимание кризису и краху советской индустриальной системы, основным направлениям экономической и политической модернизации современной России, предложениям специалистов относительно российской модернизации и постмодернизации.
Введение 2
1 Проблемы экономического роста и модернизации в России в XX веке 3
1.1 Имперская модель модернизации 3
1.2 Контрмодернизация в СССР (сталинская индустриализация) 9
1.3 Попытки модернизации советского общества в 50-60-е годы 13
1.4 Кризис и крах советского традиционнно-индустриального общества. Россия на путях суверенного развития: модернизация или антимодернизация? 17
2 Проблемы экономического роста и модернизации в истории мировых цивилизаций в XX веке 24
2.2 Формирование общеевропейского рынка и возникновение Европейского Союза 25
2.3 Развитие и модернизация европейских экономических систем в послевоенное время 26
2.3.1 Модернизация экономики ФРГ 28
2.3.2 Модернизация экономики Франции 30
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Встав на путь суверенного развития, Россия, начиная с 1992 г., осуществила ряд радикальных преобразований. Однако специалисты по проблеме модернизации оценивают реформы российского руководства как антимодернизацию. Они обращают внимание на то, что включение России в мировой рынок происходит не на основе высокотехнологичного производства, а на основе сырья и топлива. "Либералы", также как и "перестройщики" не провели современную структурную перестройку экономики России и в угоду сырьевым монополиям, МВФ и мафии разрушают индустриальное производство в стране. В политической сфере об антимодернизации свидетельствует слабое государство, которое само создает безвластие. Социокультурная антимодернизация отбросила за ненадобностью ценности науки, техники и образования, в результате чего проблема "человеческого капитала", "производства человека" реформаторами практически не ставится.
Существует немало пессимистичных прогнозов относительно будущего России. Вместе с тем в литературе считается, что у России есть еще шансы осуществить модернизацию, имеются в виду наличие научно-технического потенциала, образованных людей, ученных, природных ресурсов. Кроме этого в общественном сознании еще сохраняются ценности, которые могут работать на истинную модернизацию: приверженность принципу равенства возможностей, понимание необходимости научно-технического развития страны и сильной государственности, готовность вкладывать деньги в свое образование и образование своих детей.
Чтобы Россия окончательно не превратилась из субъекта в объект мировой политики, специалисты предлагают следующую концепцию российской модернизации и постмодернизации. Во-первых, России необходимо осуществить позднеиндустриальную модернизацию. Для решения этой задачи следует сформировать модернизаторскую элиту, осуществить политическую мобилизацию масс, создать модернизаторскую идеологию, которая должна включать в себя рационализм, идеи социал-демократии и объединять социальный субъект модернизации и те слои, которые в ней не заинтересованы (показывая, например, что модернизация ведет к сохранению российской цивилизации, к социальному миру и державности). Для осуществления позднеиндустриальной модернизации, России необходима сильная и даже авторитарная власть. Ибо в российском обществе сильны черты традиционности и добуржуазных отношений, мафиозные группировки, чиновничья коррупция и люмпенизация населения. Но авторитаризм должен опираться на средние слои, технократов, "новых рабочих", интеллектуальную элиту.
Во-вторых, в России следует сочетать позднеиндустриальную модернизацию с постмодернизацией, которая должна носить анклавный характер. Такими анклавами, очагами постиндустриального общества могут стать технокультурополисы, в которых есть социальные субъекты постмодернизации, учебные заведения и научные центры, налажены коммуникации, установлены связи с индустриальными предприятиями – потребителями "интеллектуального продукта" технокультурополисов. Такими технокультурополисами могут стать Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Новосибирск и др. города; а так же центры ВПК (типа Аразамаса-16), академической науки и свободные экономические зоны. Таким образом, у России есть шансы включиться в постиндустриализацию. Однако лишь время покажет, какая тенденция станет преобладающей в России – к антимодернизации или к модернизации и постмодернизации.
2.1 Экономические последствия
Весьма существенным явлением в судьбе развитых европейских государств стал окончательный распад многовековой колониальной системы, оказавший сильное влияние как на политическую, так и на экономическую жизнь Европы. Поскольку этот процесс начался в первой половине ХХ века, а достиг своего пика и завершился именно в послевоенный период, имеет смысл начать данное исследование с обзора последствий распада колониальной системы европейских государств, что позволит получить более ясное представление о развитии и модернизации европейской экономики после Второй мировой войны. Роль последствий самой войны для европейской экономики будет рассмотрена отдельно в последующих разделах.
Распад колониальной системы весьма серьезно отразился на экономике бывших метрополий и вообще развитых стран. Прежде всего изменился национальный состав населения стран Западной Европы за счет весьма интенсивной иммиграции жителей бывших колоний, гонимых нищетой и насилием либо просто желающих воспользоваться плодами обустроенного западного быта. Не иссякающий поток иммигрантов (в основном нелегальных) из Индии, Пакистана, Бангладеш, Алжира и многих других стран в Англию, Францию, Голландию, Бельгию, страны Скандинавии порождает там серьезные экономические проблемы, главным образом в области занятости.
Возникли и определенные трудности в сфере эксплуатации сырьевых ресурсов бывших колоний вследствие национализации добывающей промышленности (нефтедобыча Ирака, газ Венесуэлы, медь Чили, нефтепровод через Сирию и пр.), повышения цен на сырье и т.д. Кроме того, обострилась международная конкуренция в связи с усилением в бывших колониях позиций американского, немецкого и японского капитала в ущерб капиталов бывших метрополий — Англии, Франции, Голландии, Бельгии, занимавших, естественно, привилегированное положение в колониальный период.
В этих условиях бывшие метрополии стали на путь постепенной самообеспеченности сырьем и продовольствием. Западноевропейские государства начали форсировать разработку своих природных ресурсов (например, во Франции обнаружили природный газ, уран, расширили разработку железной руды, бокситов, нефти и пр.). Возросли инвестиции в добывающие отрасли бывших европейских переселенческих колоний, давно ставших экономически развитыми самостоятельными государствами — Канады, Австралии, ЮАР и др. Произошла серьезная интенсификация сельского хозяйства Западной Европы. В результате удельный вес бывших колоний в международном товарообороте не повысился, как ожидалось, а понизился.
В условиях распада колониальной системы европейские страны вернулись к свободной торговле, но на более высоком уровне. Договаривающиеся страны не просто отменяли или сокращали пошлины, как в XIX в., а добровольно делегировали определенную часть своего суверенитета руководящему выборному органу. В этом и заключалась интеграция. Еще в начале 1950-х гг. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург учредили специальным договором Европейское объединение угля и стали на базе западно-германских и французских запасов топлива и металла.
Следующим этапом явилось создание таможенного союза, предусматривающего свободное движение товаров, лиц, капиталов и услуг в пределах государств-членов Европейского сообщества, а также общие таможенные тарифы в торговле с государствами, не входящими в сообщество. Соответствующий договор подписан той же шестеркой государств в 1957 г. в Риме. Так был создан первый в истории экономики общий рынок (тогда же возникло и европейское объединение атомной промышленности — Евратом).
Наиболее сложные
Таким образом, крушение колониальной системы подтолкнуло Европу не к упадку, а к серьезному экономическому подъему. ЕС ныне концентрирует, исключая торговлю стран-членов союза между собой, 22% мирового импорта и 20% экспорта (США — соответственно 18 и 16, Япония — 9 и 12, Канада — 4 и 5%, остальной мир — по 47%). На долю ЕС приходится примерно 8% мирового импорта и столько же экспорта продовольствия, 7 и 12% сырья, 13 и 2% электроэнергии, 7 и 13% химических материалов, 30 и 41% машин, 35 и 34% остальных промтоваров.
Итак, проанализировав последствия крушения колониальной системы для экономики европейских стран, перейдем теперь к детальному обзору развития и модернизации экономических систем европейских государств.
Послевоенное развитие экономики Западной Европы определялось, в первую очередь, бесспорным экономическим и военно-политическим лидерством США и противостоянием с Советским Союзом, ставшим во главе "второго мира" -"социалистического лагеря", охватившего к 1950 г., помимо прочего, управляемые коммунистическими партиями страны Восточной Европы.
США решительно взяли курс на использование своего экономического превосходства для реализации «Pax Americana» - либерального устройства мира под американским верховенством. Реализация экономической гегемонии США происходила посредством деятельности международных валютно-финансовых институтов, созданных в 1944 г. на конференции в г. Бреттон-Вуде (штат Нью-Гэмпшир) - Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка и заключенного в 1947 г. Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
Бреттон-Вудская конференция стала началом триумфа экономической доктрины Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Кейнс, к тому времени член Лондонского королевского общества и Палаты лордов британского Парламента, был главным представителем Англии на Бреттон-Вудской конференции, реализовавшей его идеи о реорганизации международных финансов и создании надгосударственных институтов экономического регулирования. Сразу после войны макроэкономические идеи Кейнса и его последователей - государственное вмешательство в экономику для обеспечения бесперебойного экономического роста, поддержания полной занятости, перераспределения доходов методами эмиссионной и налоговой политики в пользу социальной справедливости и антициклического регулирования - были положены в основу программ экономического развития западноевропейских государств.
Кейнсианство акцентировало внимание на количественных закономерностях взаимодействия макроэкономических величин (валовой национальный продукт, национальный доход, уровень занятости, потребления, сбережений и т.д.) и социальных аспектах экономической системы. Кейнсианские программы экономического развития основывались на использовании новых экономико-статистических методов, связанных с прогрессом счетной техники и новой научной дисциплины - эконометрики. Особую роль сыграла Стокгольмская школа политической экономии (Б.Улин, Э.Лундберг, Г.Мюрдаль, Э.Линдаль), на идеях которой в нейтральной Швеции с середины 1930-х гг. правящая социал-демократическая партия основывала свою политику строительства "государства всеобщего благосостояния".
Обрисовав общие принципы, которыми руководствовались экономисты западноевропейских стран при проведении модернизации экономических систем своих государств, перейдем к конкретным примерам. Наиболее полное представление о модернизации национальных экономических систем после Второй мировой войны дает обзор этого процесса в двух ключевых европейских государствах: ФРГ и Франции, каждое из которых пошло своим характерным путем.
Министром экономики в первом правительстве Федеративной Республики Германия стал проф. Л.Эрхард, еще весной 1945 г. разработавший программу восстановления экономики страны. Концепция Эрхарда базировалась на теоретических построениях экономистов Фрайбургской школы, предложивших доктрину ордолиберализма (букв., "порядок свободы"), настаивавшую на активности государства как создателя общественных институтов, гарантирующих свободное проявление частной инициативы и политическую демократию. Более конкретным переложением идей ордолиберализма стала модель "социального рыночного хозяйства", под которой понималось:
- приоритет в экономической
политике государства не по
регулированию хозяйственных
- нацеленность создаваемых форм и правил
на обеспечение свободного конкурентного
порядка и открытости рынков, стимулирование
хозяйственной инициативы максимального
числа частных лиц: антимонопольная политика,
поддержка среднего и малого бизнеса;
- взаимосоответствие всех элементов экономической
жизни - предпринимательской деятельности,
денежной политики, банковской системы
и т.д.;
- стабильность денежного обращения и
экономической политики, обеспечение
предсказуемых условий инвестирования;
- преодоление консервативной структуры
потребления, создание условий для выравнивания
платежеспособности всех слоев населения.
Л.Эрхард начал с денежной реформы,
заменив рейхсмарки новыми
дойчмарками (ДМ) по курсу 100:6,5. Ему удалось
добиться соглашения с профсоюзами, которые
в ответ на установление стабильных цен
на продукты питания, квартплату и транспортные
расходы не предъявляли требований к увеличению
заработной платы. Таким образом, удалось
избежать возможной инфляционной спирали
и стабилизировать валюту.
После денежной реформы центральный
банк для стимулирования экономического
роста выделил на инвестиционные
кредиты 200 млн. ДМ и снизил обязательные
резервы для коммерческих банков.
Затем были созданы центральный
Промышленный кредитный банк и два
центральных банка для
В 1952 г. правительство обязало
все предприятия предоставить займы
Промышленному банку для