Православие как фактор объединения двух культур на примере России и Грузии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:46, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы православия, как объединяющего фактора двух культур на примере Грузии и России.
Задачи исследования. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Изучить причины распространения христианства;
• Провести сравнительный анализ процесса принятия христианства в Грузии и на Руси;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХРИСТИАНСТВО.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ. 17
ГЛАВА II. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В ГРУЗИИ 26
ГЛАВА III. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 32
ГЛАВА IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ГРУЗИИ И НА РУСИ 41
ГЛАВА V. ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ И ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58

Прикрепленные файлы: 1 файл

диплом.последний вариант, без титульного листа..doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Крещение Руси произошло  до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.

В византийском церковно-государственном  правосознании Император (Басилевс) мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а, следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности6162.

Так, Киевскому великому князю в XII веке в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника63. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них - 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306-1328) - 77-е.

Митрополит Платон (Левшин) в начале XIX века видел особое значение в принятии христианства из Константинополя (а не Рима): «Великое благодарение обязана Россия воссылать Пастыреначальнику Христу, что не объял её мраком запада, то есть, что не подверглась она игу западныя Римския церкви, где уже в сие время, по многим суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной власти, и по духу во всём мирскому, а не Евангельскому, всё почти было превращенно. Свободил нас Господь от сих сетей; хотя запад Антихристовым усилием всемерно тщался нас себе покорить, как впоследствии сие будет более видимо»64.

Принятие христианства содействовало развитию зодчества  и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.

Духовенство осуждало языческие  обряды и празднества (некоторые  из них сохранялись долгое время  вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие65). Разрушались культовые сооружения - идолы, капища66.

Интересно при этом, что, судя по источникам, языческая духовная элита подвергалась репрессиям лишь в том случае, если выступала инициатором  волнений, восстаний или сепаратизма. По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер67. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»68; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева»)69.

Предполагают, что начало года по принятии христианства в Киеве начали считать от 1 марта, а не с новолуния после дня весеннего равноденствия, как раньше.

 

ГЛАВА IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В 
ГРУЗИИ И НА РУСИ

 

Принятие христианской веры было обоснованно рядом внешнеполитических, внутриполитических и экономических факторов.

В рассматриваемый период на Ближнем Востоке создалась  следующая ситуация: в первой четверти III в. в Иране воцарилась династия Сасанидов, значительно укрепившая социальную и политическую организацию страны, усилившая ее централизацию и консолидацию ираноязычных народов и племен. Значительно возросла также военная мощь Ирана. В результате всего этого соотношение сил на Ближнем Востоке существенно изменилось. Грузии угрожал мощный противник в лице Ирана и для борьбы с его захватнической политикой нужен был сильный союзник, такой как Рим. После Нисибинского мира 298 г. Рим распространил свое влияние на Армению и Картли. В Картли римлян главным образом интересовали проходы в Кавказском хребте, через которые могли прорываться северные кочевники. Если бы эти проходы попали в руки иранцев, то для римлян могло создаться очень опасное положение. Поэтому от Картли они, по-видимому, требовали лишь охраны этих проходов. В то время претендовать на большее они, по всей вероятности, не могли. Ясно, что такая легкая зависимость устраивала Картли, к тому же она охраняла ее от более близкого и агрессивного Ирана. Принятие христианства способствовало сближению Картли с Римом, т. к. с ее стороны это означало отказ от ориентации на Иран, борьбу против политического и культурного влияния Ирана.

Хотя в самом Иране  в это время было довольно много  христиан, Сасаниды всячески старались распространять и укреплять огнепоклонство. В то же время император Константин, сам лично принявший крещение лишь перед смертью (337 г.), со времени Миланского эдикта (313 г.) все больше и больше покровительствовал христианству, поэтому оно быстро превратилось в государственную религию. Таким образом, отношение к христианству различных социальных кругов Картли отражало их отношение к Риму и Ирану. Ко всему вышесказанному следует добавить, что принятием христианства царь (а в его лице и государство) ставили себе целью консолидацию страны. Единый культ, упраздняющий многие родоплеменные культы, помогал объединению страны, укреплял центральную власть. Сама организация христианской церкви соответствовала государственной организации. Как во главе государства стоял один царь, так и во главе христианской церкви стоял один правитель – архиепископ, которому подчинялись епископы и священники.

Таким образом, отношение к христианству различных социальных кругов Картли отражало их отношение к Риму и Ирану.

Исходя из данной ситуации следует, что одной из причин принятия Грузией христианства была нестабильная внешнеполитическая ситуация и поиск нового союзника.

Распространение и принятие христианства в качестве официального культа было следствием не только и  не столько проповеднической деятельности какого-нибудь отдельного лица, а главным образом социального, экономического, политического и культурного развития страны.

По-видимому, христианство претерпело в Картли такое же развитие, что и в других странах, превратилась в орудие еще большего закабаления  и эксплуатации народа. К сожалению, скудость источников не дает нам возможности проследить в деталях за развитием христианства в Картли. Вышерассмотренные источники дают нам сведения лишь о том этапе, когда христианство было объявлено государственным культом. К этому времени царь и правящая верхушка Картли, азнауры, т.е. феодализирующаяся часть общества, уже хорошо понимали те преимущества, которые имело христианство перед язычеством. Хотя эта часть общества пока не была единственно господствующей, однако ее значение было уже весьма велико, и, что самое главное, она день ото дня крепла и набиралась сил. Можно сказать, что исход борьбы за христианство был решен позицией именно этой части общества.

Дело в том, что принятия христианства желали именно молодые  феодализирующиеся силы Картли. Этот интерес был обусловлен несколькими обстоятельствами: прежде всего, христианство помогало этим силам закабалить народы, наряду с этим, завладеть новыми земельными владениями - со временем языческие храмы приобрели огромные земельные угодья, в то время как развитие военно-ленной системы сильно сократило земли, бывшие в непосредственном распоряжении царя Картли. С принятием христианства храмовые владения упразднялись, земли языческих храмов переходили в руки царя, а от него к азнаурам. Ясно, что это обстоятельство было выгодно и царю, т. к. распределением земель среди преданных ему людей он упрочивал свое положение. Кроме того, организация христианской церкви своей централизацией и гибкостью больше соответствовала феодальному государству, т. е. той норме правления, к которой вела тенденция развития страны.

В древнегрузинских источниках хоть и скудно, но все-таки сохранились  некоторые сведения, которые указывают  на роль азнауров в деле распространения христианства в Картли. По словам акад. С.Н. Джанашиа, «как будто приобретают особый смысл те сведения, которые говорят о строительстве христианских храмов азнаурами, причем эти последние подразумеваются в корпоративном виде». Согласно «Обращению Картли», во второй половине IV в. «азнауры построили святую церковь во Мцхета», а в начале V в., в царствование Арчила «азнауры построили (церковь) святого Степана (Стефан-Цминда) на Арагви»70. Ясно, что такое активное участие азнауров в строительстве церквей говорит об их особой заинтересованности в деле распространения христианства. По замечанию С. Джанашиа, «христианство было воспринято в Грузии как религия азнауров и официальный культ старой монархии».

Как уже говорилось выше, принятие христианства является одним  из проявлений феодализации страны и  поэтому было полно внутренних противоречий и борьбы. Это выражалось в том, что не все общественные слои Картли отнеслись к нему одинаково. Понятно, что против христианства выступило, прежде всего, жречество и связанные с ним круги, которые с принятием христианства теряли все свои привилегии и даже средства к существованию. Враждебно отнеслись к новой религии и те слои населения Картли, которые наименее подверглись феодализации.

Ко всему вышесказанному следует добавить, что принятием  христианства царь (а в его лице и государство) ставили себе целью консолидацию страны. Единый культ, упраздняющий многие родоплеменные культы, помогал объединению страны, укреплял центральную власть. Сама организация христианской церкви соответствовала государственной организации. Как во главе государства стоял один царь, так и во главе христианской церкви стоял один правитель - архиепископ, которому подчинялись епископы и священники.

Что же подвигло Русь к  принятию христианства? Основной причиной, мне кажется, можно считать зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не могло существовать без сильной и обоснованной идеологии. Владимиром предпринималась попытка усовершенствовать языческие верования славян и на этой основе создать религию в большей степени соответствующую современному этапу развития общества. Но процесс образования новой религии происходит очень долго, следовательно, нужно было взять готовую религию, которая бы удовлетворяла всем требованиям данного социально-политического момента. К этому времени в мире существовало несколько религий (ислам, иудаизм, христианство, индуизм) претендовавших на то, что бы обосноваться на Руси. Владимиру оставалось только сделать выбор. Этот выбор может показаться произвольным лишь на первый взгляд. В действительности он был жестоко обусловлен принадлежностью к определенному региону. Кроме того, оказывают влияние налаженные политические, торговые, культурные связи. У волжско-камских булгар был распространен ислам, у хазар  иудаизм, в Византии и Западной Европе христианство (с центрами в Риме и Константинополе). Все эти религии уже начали распространяться на Руси, но, ни одна из них не могла занять основных позиций. Для Владимира принятие той или иной религии было делом, прежде всего политическим. Поэтому иудаизм не рассматривался серьезно претендентом на государственную религию, так как иудаизм был религией побежденного народа (в 965 году Хазария была разгромлена войском Святослава Игоревича).

Ислам имел больше шансов на то, чтобы стать официальной  религией Русского государства, но здесь существуют две точки зрения на то, почему Владимир отказался от ислама.

Первой причиной послужившей  отказом от ислама, как считают, это  то, что Коран запрещает вино. Хотя история Востока дает массу примеров нарушения этой заповеди (султан Селим II получил прозвище «маст», что означает пьяница).

Владимир же, как известно, любил устраивать пышные пиры и празднества по любому поводу, в частности по поводу побед в военных походах. Более достоверной и достаточной нам видится другая причина.

Это слабость исламского мира в 80-е г. X века. Правители Сирии в 70-е годы X века получили ряд серьезных поражений от Византии... Некогда могущественную державу Саманидов на востоке мусульманского мира в правление Нуха II (976-997 г.) постоянно сотрясали распри и мятежи феодалов. Подобное состояние мусульманских государств в 80-е годы X века, дали основания Владимиру усомниться в способности ислама укрепить центральную власть.

Принятие же христианства, особенно из Византии, для Владимира  было наиболее удачным выбором. Византия в те времена переживала подъем во всех отраслях жизни. Арабские государства терпели поражения от Византии, претендовавшей на Сирию и Закавказье. Также успех сопутствовал Византии и на Балканах. Уже исходя из этого, принятие крещения из Константинополя было выгодным. К тому же Византия нуждалась в военной помощи Руси. Эту помощь Владимир оказал и получил в жены сестру императоров Константина и Василия Анну. Среди сложного комплекса побудительных причин выбора Византийского варианта христианства Русью времен князя Владимира Святославовича, на одном из первых мест, стоит культурно-историческая значимость государственного соседства с Византией. Принятие же Западного варианта христианства означала для Владимира подчинение Папской власти, следовательно, об укреплении власти на месте не могло быть и речи.

Из всей массы всемирно-исторического материала, доступного для наших предков, история Византии представлялась наиболее пригодной для практического приложения, для заимствования и справок, и примеров в нужных случаях. Дух нетерпимости, которым предки хотели оградить свою святую православную веру от чужой примеси, не позволял им искать образцов ни в истории языческого мира, ни в истории латинского запада.

Таким образом, христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена, прежде всего, политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога.

Информация о работе Православие как фактор объединения двух культур на примере России и Грузии