Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:46, дипломная работа
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы комплексно, всесторонне исследовать актуальные проблемы православия, как объединяющего фактора двух культур на примере Грузии и России.
Задачи исследования. Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
• Изучить причины распространения христианства;
• Провести сравнительный анализ процесса принятия христианства в Грузии и на Руси;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ХРИСТИАНСТВО.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЕ. 17
ГЛАВА II. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА В ГРУЗИИ 26
ГЛАВА III. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 32
ГЛАВА IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЧИН ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА В ГРУЗИИ И НА РУСИ 41
ГЛАВА V. ОТНОШЕНИЯ РУССКОЙ И ГРУЗИНСКОЙ ЦЕРКВЕЙ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Чрезвычайно важно сообщение Геласия Кесарийского , (также сохранившееся у авторов, пользующихся его трудом) о том, что все это ему рассказал некий Бакур, который происходил из иберского царского дома.
Сообщение такого же содержания имеется и у древнеармянского историка V в. Мовсеса Хоренаци26. В сочинении Хоренаци привлекает внимание тот факт, что в нем упоминаются имена пленницы и царя Иберии, Нунэ и Михран. Следует отметить и то, что Михран, по словам Хоренаци, был не независимым царем Картли, а лишь правителем, подчиненным царю Армении Трдату. Что же касается Нунэ, то ее Хоренаци связывает с последовательницами св. Рипсимэ, по преданию, принявшими мученическую смерть в Армении. Упоминается также и о том, что Нунэ руководствовалась указаниями просветителя Армении Григора Партева.
Наконец, о принятии христианства в качестве официальной религии говорится и в грузинских источниках, например, в обеих частях «Обращения Картли»27 - как в хронике «Обращения Картли», так и «Житии Нино» которые отличаются лишь подробностями: первая повествует более кратко, вторая же - более пространно. Содержание в основных чертах то же, что и в греко-латино-армянских источниках, но здесь об этом событии рассказывается гораздо подробнее, со множеством деталей. «Житие Нино» в небольшой литературной переработке, приписываемой Леонтию Мровели, представлено и в «Картлис цховреба». В дальнейшем эта переработка, со своей стороны, послужила основой для других редакций «Жития Нино» и приобрела наибольшую популярность.
Грузинская национальная традиционная версия о распространении христианства такова. У Забилона, знаменитого каппадокийского военачальника и поборника христианства, и Сусанны, сестры иерусалимского патриарха Иубенала, была дочь по имени Нино. Когда Нино исполнилось двенадцать лет, ее родители распродали все свое имущество, вырученные деньги раздали неимущим, сами же полностью посвятили себя служению богу. Оставшись одна, Нино первые два года провела у некой армянки из Двина, которая хорошо знала христианское учение. Затем Нино встретилась с Рипсимэ, женщиной царского происхождения. Кесарь решил жениться на Рипсимэ. Однако та, дав обет целомудрия, вместе с пятьюдесятью другими женщинами бежала в Армению. Вместе с ними была и Нино. В Армении им всем пришлось принять мученическую смерть от царя Армении Трдата, который тогда был еще язычником. Спаслась одна лишь Нино, которая по внушению свыше отправилась на север. Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси и, присоединившись к группе людей, направляющихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Во Мцхета Нино увидела, как народ поклонялся местным идолам - Армазу, Гаци и Гаиму. Благодаря молитвам Нино бог ниспослал страшную непогоду. Град совершенно разбил и ниспроверг идолов. После этого Нино девять месяцев жила у сторожа царского сада (этот сад находился там, где час стоит собор Свети-Цховели). Затем Нино, связав ветки лозы собственными волосами, сделала крест, поставила его в ежевичный куст, где и стала жить сама (сейчас там стоит собор Самтавро). Шесть лет прожила Нино в этом месте, где сперва тайно, а затем и открыто стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Наконец, она избавила от неизлечимых болезней царицу Нану и главу магов. «Однажды, 20 июля царь отправился на охоту в ту сторону, где теперь расположена деревня Мухрани. По дороге царь задумал уничтожить всех христиан. Однако неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла, и царь сбился с пути. Царь стал взывать о помощи к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся, и царь уверовал в бога Нино. На следующий же день царь и Нино отправили к кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строительство церкви в царском саду. Во время этого строительства бог сотворил упомянутое выше чудо со столпом, который в дальнейшем сам творил многие чудеса. Присланные кесарем духовные лица крестили царя, его семью, вельмож и народ. Затем по божьему указанию были воздвигнуты три креста: один на том холме, где сейчас находится монастырь Джвари, второй - на горе Тхоти, где Мириан впервые уверовал в Христа, а третий - в городе Уджарма. После этого Нино отправилась проповедовать христианство в горную часть Картли - Цобени и Эрцо-Тианети, оттуда она перешла в Кухети, где заболела и умерла. Похоронена она в Бодини28.»
Когда же произошло принятие христианства в качестве официальной религии в Картли? Даты этого события приводятся лишь в грузинских источниках. Но часть этих дат явно ошибочна, другая же - противоречива. Поэтому разные специалисты придерживаются различных дат - с 276 по 355 г. Тем не менее, наиболее вероятным представляется время не раньше 337 г. Это предположение, впервые выдвинутое академиком И.А. Джавахишвили, основано на том факте, что, начиная с древнейших греко-римских источников IV-V вв., христианизация Картли привязывается к имени императора Константина Великого. Но утверждать ,что крещение Картлии произошло при правление Константина Великого, будет ошибочным ,так как в самой Византийской Империи процесс принятия христианства был сложен ,не однороден и затянулся не на одно десятилетие. По-видимому, христианские общины стали появляться здесь уже во второй половине III – первой половине IV вв.
IV-V вв. представляют собой один из наиболее значительных и интересных периодов истории Грузии. В политической, социальной и культурной жизни страны в это время произошли важнейшие события, получившие дальнейшее развитие в последующие века и существенным образом повлиявшие на всю средневековую историю Грузии. Однако период этот еще не изучен должным образом. Вызвано это скудостью источников, с одной стороны, и недостаточной их изученностью с источниковедческой точки зрения, с другой. Сохранившиеся в этих источниках сведения часто вызывают определенные сомнения, а порой явно не соответствуют действительности. Особенно мало точных данных по истории Картли первой половины IV в.
Большую часть IV и V веков Иверия находилось в вассальной зависимости от Персии, царство не существовало, а наместники назначались шахом.
Чрезвычайно интересные события происходят в Картли во второй половине V в., когда борьба за централизацию страны совпадает с борьбой грузинского народа против иранских завоевателей. В это время на картлийском престоле сидел Вахтанг Горгасал, выдающийся политический деятель, и полководец. В конце V века Вахтанг I Горгасал поднял восстание, свергнувшее персидскую власть, после чего провёл несколько военных кампаний против Персии и Византии. Однако после смерти сына Вахтанга Дачи в 514 году Иверия снова вошла в состав Персидской империи, хотя на этот раз могла избирать наместника (эристава). В начале VI века столицей Картли становится Тбилиси.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что признание христианства официальным культом имело очень большое значение. Оно способствовало процессу феодализации, усилению класса феодалов. Христианство усиливало централизацию и консолидацию страны, способствовало образованию единой грузинской народности. С принятием христианства Картли явно отмежевалась от Ирана и приняла сторону Рима. Помимо того, что христианство само по себе было более прогрессивной религией, чем язычество, оно укрепляло культурные связи с европейскими странами. Христианство сыграло чрезвычайно важную роль в средневековой истории Грузии. Вместе с тем следует сказать и то, что оно в значительной степени уничтожило древне языческую культуру.
Признание христианства официальным культом в столь раннюю эпоху указывает на тот высокий уровень социального и культурного развития, которого достигла Картли к этому времени.
Крещение Руси́ - введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения29. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году30 и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990313233 или 991 году34.
Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI-XII веках35.
Христианизация народов
Выражение «Крещение Руси» есть в «Повести временных лет»: Под 6496 годом от сотворения мира (988 год примерно37). Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший её крещением святым38.
Под 1074 годом. Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской39.
В российской историографии Нового времени термин впервые употреблён В.Н. Татищевым («крещение славян и Руси»)40 и Н.М. Карамзиным («крещение России»)41. Наряду с ним в литературе также использовались или используются иные термины (обозначения): «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира» и др.
Ряд авторов считает, вполне установленным фактом424344, что князья Аскольд и Дир c «болярами» и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или середине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году45, по другим источникам – во времена Василия I (867-886) и патриарха Игнатия (867-877). Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте.
Христианкой была супруга князя Игоря - бабка князя Владимира, княгиня Ольга (11 июля 969). Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям46, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать47, что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника.
Согласно В.Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972-978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.)48 Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Багрянородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его!
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабским источникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды Фоки. Условием князя была рука царевны Анны, сестры Императоров Василия и Константина, – требование крайне унизительное для Ромейских василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну за князя при условии предварительного крещения Владимира, который нарекается именем Василия - в честь своего восприемника Императора Василия II; Владимир же «вдасть же за вено Корсунь греком царицы деля» (в вено за жену свою).
Из византийских хроник о «крещении Руси» в 988 году сообщают только «Аноним Бандури», в котором передаётся сюжет о выборе вер князем Владимиром, и «Ватиканская хроника»: В году 6496 [988] был крещен Владимир, который крестил Росию49.
Последнее сообщение, вероятно, - обратный перевод из «Повести временных лет»50. В целом, в византийской литературе событие 988 года осталось практически незамеченным, поскольку, по представлениям греков, обращение Руси произошло столетием раньше51.
Первый русский по происхождению митрополит Киевский Иларион (XI) так объясняет мотивы князя Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци его, яко разумьти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго всю тварь видимую и невидимую. Паче же слышано ему бъ всегда о благоворьнии земли Гречьскъ, христолюбиви же и сильнъ верою, како единого Бога въ Троици чтуть и кланяются, како въ них даются силы и чюдеса и знамениа, како церкви людии исполнены, како веси и гради благоверьни вси въ молитвах предстоять, вси Богови престоять. И си слышавъ, въждела сердцемь, възгор духомъ, яко быти ему христиану и земли его»52.
В XX веке была выдвинута и поддержана некоторыми церковными историками (М.Д. Приселковым53 и А.В Карташевым) гипотеза о том, что при Владимире Киевская Церковь находилась в канонической зависимости от Охридской иерархии Болгарской Церкви, которая в то время якобы обладала автокефалией (что не соответствует общепринятым фактам), большинство исследователей не склонны её разделять.
В русских летописных источниках фигурирует несколько разных имён первого Киевского митрополита54. В Русской Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать им греческого (или сирийского) митрополита Михаила (Сириянина), который в месяцеслове именуется «первым митрополитом Киевским». Митрополиту Михаилу приписывается заслуга основания Златоверхо-Михайловского монастыря в Киеве, а прибывшим с ним монахам - основание монастыря, получившего впоследствии название Киево-Межигорского.
Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом), Переяславская епархия.
На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям555657.
Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира - Малуши) и тысяцкого Путяты58.
В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, третий - св. Леонтий - много сделал для утверждения христианской веры в Ростове. Окончательно ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией (15 мая 1090), восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.
Согласно исландским сагам, Полоцк был крещён около 1000 года исландским викингом-христианином Торвальдом Кодранссоном, получившим от константинопольского Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики»59.
Выводы: Цивилизационное значение крещения Руси трудно переоценить. Известный филолог В.Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет: Эти два события [принятие христианства Русью и Литвой], сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства - Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан, «тружеников одиннадцатого часа»… И каковы бы ни были последующие судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие стало неотменимой составной частью духовной культуры и здесь, - может быть, особенно здесь60.
Информация о работе Православие как фактор объединения двух культур на примере России и Грузии