Первые Романовы. Соборное уложение 1649 года и окончательное закрепощение крестьян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

История России XVII века изобилует событиями. Одним из самых ярких является смена царских династий России, именно в этом веке, после бед Смутного времени, эпохи самозванцев, династия Рюриковичей сменилась новой династией Романовых.
Начало XVII века характеризуется политическим и экономическим упадком России. В значительной мере этому способствовали войны со Швецией и Польшей, закончившиеся поражением России в 1617 году.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
2
Глава 1. Положение России до воцарения Романовых …………………
3
Правление Бориса Годунова (1598 - 1605 гг.) ……………………
3
1.2. Правление Лжедмитрия I (1605 - 1606 гг.) ………………………......
5
1.3. Правление Василия Шуйского (1606 - 1610 гг.) ……………………..
6
1.4. Семибоярщина (1610 - 1613 гг.) ……………………………………….
7
Глава 2. Первые Романовы …………………………………………………
9
2.1. Царь Михаил Федорович ………………………………………………
9
2.2. Царь Алексей Михайлович …………………………………………….
10
Глава 3. Система управления при царствовании Романовых ……………
12
3.1. Боярская дума …………………………………………………………..
12
3.2. Земские соборы …………………………………………………………
13
3.3. Центральное и местное управление …………………………………...
14
3.4. Суд и армия ……………………………………………………………..
15
Глава 4. Принятие Соборного Уложения 1649 года ……………………..
16
Глава 5. Окончательное закрепощение крестьян …………………………
20
5.1. Положение крепостных крестьян по Соборному уложению ………..
20
5.2. Отличия крестьянства от холопства …………………………………..
23
5.3. Восстание под предводительством Степана Разина …………………
24
Заключение …………………………………………………………………..
26
Список литературы ………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 54.35 Кб (Скачать документ)

Осенью 1948 г. в Москве открылся Земский собор, а в январе 1649 г. комиссия Н.И. Одоевского представила  собору новый кодекс законов, получивший наименование Соборного Уложения. В  отличие от предыдущих рукописных Судебников Уложение было первым печатным сводом законов. Его издали в количестве 2000 экземпляров (огромный тираж по тем  временам) и разослали по городам. Уложение 1649 г. служило основным сводом законов России вплоть до 1830 г. и  было главным инструментом установления усиления и сохранения доминирующей политической системы.

Соборное Уложение состояло из 25 глав, включавших в себя 967 статей. В нем были систематизированы  на более высоком по сравнению  с предшествующим законодательством  уровне юридической техники правовые нормы, действовавшие и ранее. Кроме  того, имелись и новые правовые нормы, появившиеся главным образом  под давлением дворянства. Для  удобства главам предшествует подробное  оглавление, указывающее содержание глав и статей.

Как кодекс права, Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило тенденции  дальнейшего процесса развития феодального  общества. В сфере экономики оно  закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей - поместий и вотчин.

В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов - сословий, что привело к определенной стабилизации общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую, безусловно, влияло установление государственной системы крепостничества. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн.

Еще В.О. Ключевский отметил, что в Уложении "главное внимание обращено на дворянство, как на господствующий военно-служилый и землевладельческий класс: без малого половина всех статей Уложения прямо или косвенно касается его интересов и отношений. Здесь, как и в других своих частях, Уложение старается удержаться на почве  действительности".

Соборное Уложение 1649 г. во многих отношениях отличается от предшествующих ему законодательных памятников. Судебники XV-XVI вв. представляли собой  свод постановлений преимущественно  процедурного, процессуального свойства. Уложение 1649 г. значительно превосходит  предшествующие памятники русского права прежде всего своим содержанием, широтой охвата различных сторон действительности того времени - экономики, форм землевладения, классово-сословного строя, положения зависимых и  независимых слоев населения, государственно-политического  строя, судопроизводства, материального, процессуального и уголовного прав.

Второе отличие - структурное. В Уложении дана довольно определенная систематизация норм права по предметам, которые расположены таким образом, что легко могут быть объединены по разновидностям права - государственное, военное, правовое положение отдельных категорий населения, поместное и вотчинное, судопроизводство, гражданские правонарушения и уголовные преступления.

Третье отличие, как прямое следствие первых двух, состоит в  неизмеримо большом объеме Уложения в сравнении с другими памятниками. Наконец, Уложению принадлежит особая роль в развитии русского права вообще. И Русская Правда, и судебники прекратили свое существование, оказав на Уложение в сравнении с другими его источниками (например, указными книгами приказов) довольно скромное влияние, Уложение же как действующий кодекс, хотя и дополняемое многими новыми установлениями, просуществовало свыше двухсот лет.

 

Глава 5. Окончательное закрепощение крестьян

5.1. Положение крепостных крестьян по Соборному уложению

Соборное Уложение отнеслось к крепостным крестьянам довольно поверхностно: статья 3 главы XI утверждает, будто «по нынешний государев указ государевы заповеди не было, что никому за себя крестьян (речь идет о беглых) не приимати», тогда как указ 1641 г. ясно говорит: «Не приимай чужих крестьян и бобылей». Почти вся XI глава Уложения трактует только о крестьянских побегах, не выясняя ни сущности крестьянской крепости, ни пределов господской власти, и набрана кой с какими прибавками из прежних узаконении, не исчерпывая, впрочем, своих источников. При составлении схемы крестьянской крепости по казуальным статьям Уложения эти узаконения помогают пополнить недомолвки неисправного кодекса. Закон 1641 г. различает в составе крестьянской крепости три исковые части: крестьянство, крестьянские животы и крестьянское владение.

Так как крестьянское владение значит право владельца на труд крепостного крестьянина, а крестьянские животы - это его земледельческий инвентарь со всею движимостью, «пашенной и дворовой посудой», то под крестьянством остается разуметь самую принадлежность крестьянина владельцу, т. е. право последнего на личность первого независимо от хозяйственного положения и от употребления, какое делал владелец из крестьянского труда. Это право укреплялось прежде всего писцовыми и переписными книгами, а также и «иными крепостями», где крестьянин или его отец написан за владельцем.

Безвредное пользование  этими тремя составными частями  крестьянской крепости зависело от степени  точности и предусмотрительности, с какою закон определял условия крестьянского укрепления. По Уложению крепостной крестьянин наследственно и потомственно был крепок лицу, физическому или юридическому, за которым его записала писцовая или однородная с ней книга; он был этому лицу крепок по земле, по участку в том имении, в поместье или вотчине, где его заставала перепись; наконец, он был крепок состоянию, крестьянскому тяглу, которое он нес по своему земельному участку. Ни одно из этих условий не проведено в Уложении последовательно. Оно запрещало переводить поместных крестьян на вотчинные земли, потому что это разоряло государственные имущества, какими были поместья, запрещало владельцам брать служилые кабалы на своих крестьян и их детей и отпускать поместных крестьян на волю, потому что тот и другой акт выводил крестьян из тяглого состояния, лишая казну податных плательщиков; но рядом с этим оно разрешало увольнение вотчинных крестьян (гл. XI, ст. 30; гл. XX, ст. 113; гл. XV, ст. 3).

 Кроме того, Уложение молчаливо допускало или прямо утверждало совершавшиеся в то время между землевладельцами сделки, которые отрывали крестьян от их участков, допускало отчуждения без земли и притом с отнятием животов, даже предписывало переводы крестьян от одного владельца к другому без всякого повода с крестьянской стороны, по вине самих господ. Дворянин, продавший после переписи свою вотчину с беглыми крестьянами, подлежавшими возврату, обязан был вместо них отдать покупщику из другой своей вотчины «таких же крестьян», неповинных в плутне своего господина, или у помещика, убившего без умысла чужого крестьянина, брали по суду ею «лучшего крестьянина с семьей» и передавали владельцу убитого (гл. XI, ст. 7; гл. XXI, ст. 71).

Закон оберегал только интересы казны или землевладельца; власть помещика встречала законную преграду только при столкновении с казенным интересом. Личные права крестьянина не принимались в расчет; его личность исчезала в мелочной казуистике господских отношений; его, как хозяйственную подробность, суд бросал на свои весы для восстановления нарушенного равновесия дворянских интересов. Для этого даже разрывали крестьянские семьи: крепостная беглянка, вышедшая замуж за вдовца, крестьянина или холопа чужого господина, выдавалась своему владельцу с мужем, но дети его от первой жены оставались у прежнего владельца. Такое противоцерковное дробление семьи закон допускал совершать безразлично над крестьянином так же, как и над холопом (гл. XI, ст. 13).

Один из наиболее тяжелых  по своим следствиям недосмотров Уложения состоял в том, что оно не определяло точно юридического существа крестьянского инвентаря: ни составители кодекса, ни пополнявшие его соборные выборные, среди которых не было владельческих крестьян, не сочли нужным ясно установить, насколько «животы» крестьянина принадлежат ему и насколько его владельцу. Неумышленный убийца чужого крестьянина, свободный человек, платил «кабальные долги» убитого, подтверждаемые заемными письмами (гл. XXI, ст. 71). Значит, крестьянин как будто считался правоспособным входить в обязательства по своему имуществу. Но крестьянин, женившийся на беглой крестьянке, выдавался вместе с женой ее прежнему владельцу без животов, которые удерживал за собой владелец ее мужа (гл. XI, ст. 12). Выходит, что инвентарь крестьянина был только его хозяйственной принадлежностью, как крестьянина, а не его правовою собственностью, как правоспособного лица, и крестьянин терял его даже в том случае, когда женился на беглянке с ведома и даже по воле своего владельца.

 

5.2. Отличия крестьянства от холопства

Законодательное признание податной ответственности землевладельцев за своих крестьян было завершительным делом в юридической постройке крепостной неволи крестьян. На этой норме помирились интересы казны и землевладельцев, существенно расходившиеся. Частное землевладение стало рассеянной по всему государству полицейско-финансовой агентурой государственного казначейства, из его соперника превратилось в его сотрудника. Примирение могло состояться только в ущерб интересам крестьянства. В той первой формации крестьянской крепости, какую закрепило Уложение 1649 г., она еще не сравнялась с холопьей, по нормам которой строилась. Закон и практика проводили еще хотя и бледные черты, их разделявшие:

- крепостной крестьянин оставался казенным тяглецом, сохраняя некоторый облик гражданской личности;

-  как такового, владелец обязан был обзавести его земельным наделом и земледельческим инвентарем;

-  он не мог быть обезземелен взятием во двор, а поместный и отпуском на волю;

- его животы, хотя и находившиеся только в его подневольном обладании, не могли быть у него отняты «насильством»;

-  он мог жаловаться на господские поборы «через силу и грабежом» и по суду возвратить себе насильственный перебор.

Плохо выработанный закон  помог стереть эти раздельные черты и погнал крепостное крестьянство в сторону холопства. С установлением этого права русское государство вступило на путь, который под покровом наружного порядка и даже преуспеяния вел его к расстройству народных сил, сопровождавшемуся общим понижением народной жизни, а от времени до времени и глубокими потрясениями.

 

5.3. Восстание под предводительством Степана Разина

Побеги крепостных после  принятия Соборного уложения (1649 г.) продолжались, но осуществлять их стало труднее. Помещики и вотчинники увеличивали повинности и оброки. Сильно выросли государственные налоги. Обнищавшие люди все чаще прибегали к испытанному средству - бегству в соседние уезды или на далекие окраины.

Именно из вольных мест Дона началось крупнейшее крестьянское восстание под предводительством  Степана Разина. Родился Степан около1630 г. Трижды (в 1652, 1658 и 1661 гг.) бывал в Москве, а в первый из этих приездов - и в Соловецком монастыре. Обстановка на Дону накалялась. В 1667 г. с окончанием войны с Речью Посполитой на Дон и в другие места хлынули новые партии беглых. На Дону царил голод. В поисках выхода из тяжелого положения, чтобы добыть хлеб насущный, бедные казаки в конце зимы - начале весны 1667 г. объединяются в небольшие ватаги, перебираются на Волгу и Каспий, грабят торговые суда. Их разбивают правительственные отряды. Но ватаги собираются снова и снова. Во главе их становится Степан Разин.

Численность разинского повстанческого войска, формирующегося на Дону, быстро растет. В начале мая 1670 г. Разин снимается с лагеря. Разин захватывает Царицын, Астрахань, Смбирск. Пламя восстания охватывает огромную территорию: Поволжье, Заволжье, многие южные, юго-восточные, центральные уезды. Слободскую Украину, Дон. Основной движущей силой становятся массы крепостных крестьян. Активно участвуют в движении городские низы, работные люди, бурлаки, служилая мелкота (городовые стрельцы, солдаты, казаки), представители низшего духовенства, всякие “гулящие”, “бездомовные” люди. В движение включаются чуваши и марийцы, мордва и татары.

Напуганные размахом восстания, которое в документах того времени  называли войной, власти мобилизуют новые  полки. Царь Алексей Михайлович сам  устраивает смотр войскам. Главнокомандующим  всеми силами он назначает боярина  князя Ю. А. Долгорукого, опытного полководца, отличившегося в войне с Польшей, сурового и беспощадного человека. Тот делает своей ставкой Арзамас. Сюда идут царские полки, по пути отбивая  нападения повстанческих отрядов, давая им сражения.

Обе стороны несут немалые  потери. Однако медленно и неуклонно  сопротивление вооруженных повстанцев преодолевается.

Степана Разина схватили 14 апреля 1671 г. в Кагальнике. Вскоре его привезли в Москву и после пыток казнили на Красной площади, причем бесстрашный предводитель в свой последний, смертный час “ни единым вздохом не обнаружил слабости духа”. Возглавленное им восстание стало самым мощным движением “бунташного века”. И одним из событий эпохи правления первых Романовых.

 

 

Заключение

После смерти Ивана Грозного Россия испытывала сложное время  неурядиц, безвластия и бедствий - Смутное  время. В 1613 г. после неоднократных  попыток русского общества преодолеть Смуту на русском престоле оказались  бояре Романовы.

Историческая заслуга  бояр Романовых заключается в  том, что они смогли подняться  над своими узкоэгостическими интересами понимания общенациональных задач. Они смогли увидеть основные внутренние и внешние проблемы России и решить их.

Благодаря усилиям Михаила  Федоровича и Алексея Михайлыча Романовых, к концу ХVII в. Россия достигла политической стабильности, определённого экономического благосостояния. Первые Романовы смогли укрепиться на престоле и положили начало второй правящей династии в России - династии Романовых.

В эпоху правления первых Романовых произошло такое важное событие, как принятие первого печатного законника России - Соборного Уложения.

Соборное уложение 1649 г. законодательно оформило систему крепостного права. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость частновладельческих крестьян от помещиков и от государства. По этому же Соборному уложению устанавливалась наследственность крепостного состояния и права землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие крепостнические права землевладельцам, правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

Согласно новому закону в  стране был установлен бессрочный розыск и возвращение беглых крестьян. Крестьяне  не имели права самостоятельно выступать  в суде с иском. Это право принадлежало помещику. С его разрешения происходило заключение браков, оформление семейных разводов. За укрывательство беглых крестьян следовало наказание в виде тюрьмы, штрафов и т.п. Запрещалось отпускать крестьян на волю или превращать их в холопов.

Информация о работе Первые Романовы. Соборное уложение 1649 года и окончательное закрепощение крестьян