Соборное уложение 1649 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:41, контрольная работа

Краткое описание

Соборное уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшествующих кодексов права – Правды Русской и судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии в развитии социально-экономических отношений, политического строя, юридических норм, судоустройства и судопроизводства Русского государства.

Содержание

Введение
1. Разработка Уложения и его источники. Корректировка Уложения во второй половине XVII в.
2. Государственное право.
3. Уголовное право.
4. Гражданское право.
5. Суд и судопроизводство.
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

cw_hist_var10.doc

— 87.00 Кб (Скачать документ)

министерство образования и  науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


 

Заочная форма  обучения

с использованием дистанционных образовательных  технологий

 

 

 

Контрольная работа №1_

по  дисциплине «История отечественного государства и права»

Тема  «Соборное уложение 1649 г.»

Вариант № 10

 

 

 

Студент О.А. Тарасенкова

Группа   ЮРбз-333ДО

Преподаватель В.Г. Медведев

 

«30» мая 2012г.

 

 

 

 

 

Тольятти 2012г.

 

Содержание

Введение

1. Разработка  Уложения и его источники. Корректировка  Уложения во второй половине XVII в.

2. Государственное  право. 

3. Уголовное  право.

4. Гражданское  право.

5. Суд и судопроизводство.

Заключение

 

Введение

Главенствующее  место среди источников русского феодального права периода сословно-представительной монархии занимает Соборное уложение 1649 года. Следует отметить, что этот кодекс в значительной мере предопределил развитие правовой системы русского государства в последующие десятилетия. Уложение прежде всего выражало интересы дворянства, юридически закрепило крепостное право в России.

Соборное уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само будучи кодексом, исторически и логически оно  служит продолжением предшествующих кодексов права – Правды Русской и судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии в развитии социально-экономических отношений, политического строя, юридических норм, судоустройства и судопроизводства Русского государства.

 

  1. Разработка Уложения и его источники 

Первым сводом законов  Московского государства был  Судебник, принятый в 1497 г. при Иване  III. В 1550 г. в самом начале царствования Ивана Грозного был составлен новый более полный Судебник. Однако и Судебник 1550 г. не охватывал всех вопросов судопроизводства и государственного устройства. В связи с этим Судебник дополнялся царскими указами, которые заносились в Указные книги. Каждый приказ руководствовался своей Указной книгой, составленной из царских распоряжений по делам, отнесенным к компетенции данного приказа. За столетие, прошедшее после 1550 г., таких книг и отдельных указов накопилось великое множество. Зачастую они противоречили друг другу, что порождало путаницу и злоупотребление. В Московском государстве осознавали потребность в систематизации законов и принятии единого кодекса. Об этом свидетельствуют челобитья служилых людей. Так, в 1637 г. по окончанию неудачной Смоленской войны дворяне и боярские дети из разных городов просили "государеву уложенную судебную книгу". Вопрос о реформе судопроизводства поднимался и на Земском соборе 1642 г. Несмотря на назревшую необходимость упорядочивания законов, власти пошли на это только после Соляного бунта в Москве 1 июня 1648 г. и ряда народных восстаний, прокатившихся по многим городам страны.

16 июля 1648 г. на совместном заседании Боярской думы и высшего духовенства было приговорено составить Уложенную книгу, а для этого выбрать «пристойные к государственным и земским делам статьи» из правил апостольских и святых отцов, указы царей и боярские приговоры. Их предстояло «справить» с прежними судебниками, а по каким делам не было указов и приговоров не было, предстояло написать новые статьи и все это сделать «общим советом», то есть Земским собором.  Подготовительная работа была возложена на комиссию из пяти человек во главе с  князем Н.И. Одоевским.

Комиссия князя Одоевского в сжатые сроки подготовила проект Уложения, взяв за основу ряд кодексов и юридических сборников:

1) "Кормчая книга"  – церковно-юридическое пособие,  применявшееся в основном для  церковного управления. Из «Кормчей книги» были взяты законы, основанные на библейских заповедях Пятикнижия и Второзакония, а также нормы византийского законодательства, датируемые IX в. 

2) Литовский Статут (в редакции 1588г.) – кодекс законов Великого княжества Литовского. Статут действовал на территории княжества Литовского, и даже в большей степени, чем Судебники Ивана III и Ивана Грозного, унаследовал нормы Русской Правды, свода законов некогда общего для литовских и русских земель Киевского государства. Девять глав Уложения полностью или частично  представляют собой буквальный перевод или перефраз Литовского Статута. Вместе с тем следует учитывать, что Литовский Статут, особенно в его последней редакции, являлся кодексом шляхетского государства с выборным королем и всесильными сеймом и воеводскими сеймиками. В Московском государстве было иное политическое устройство, и по этой причине о прямом заимствовании речи быть не могло.

3) Судебник 1550г. и «Стоглав» – постановления церковного собора 1551г., состоящие из ста глав.

4) Царские указы, собранные  в Указные книги приказов. Так,  источником главы "О поместных  землях" послужила главным образом  указная книга Поместного приказа,  главы "Суд о холопех" – указная книга Холопьего приказа, главы "О разбойных и татиных делех" – указная книга Разбойного приказа.

5) Приговоры Боярской  думы. Боярские приговоры легли  в основу ряда статей Уложения, причем иногда приговоры перекладывались  почти дословно с минимальной  литературной правкой.

Кроме того, в подготовленный комиссией Одоевского проект был внесен ряд новых статей по челобитным участников Земского собора.  По подсчетам исследователей, 82 статьи Уложения были приняты по инициативе и при непосредственном участии выборных, а глава "О посадских людях" была заново переписана по челобитным посадских людей, выбранных на собор.

После 1649г. в Уложение были включены новоуказные статьи «О разбоях и душегубстве» (1669г.), «О поместьях и вотчинах» (1677г.), «О торговле» (1653 и 1667гг.), «писцовый наказ» (1683г.) о правилах межевания, «Об отмене местничества» (1682г.).

  1. Государственное право

Соборное Уложение окончательно оформило крепостное право, подведя юридический итог под  долгим процессом прикрепления крестьян к земле и ограничения их гражданских  прав. Гл. XI «Суд о крестьянах» устанавливала бессрочный сыск беглых крестьян. Так бесповоротно отменялась практика урочных лет. Теперь беглые, независимо от срока давности, должны били быть возвращены прежнему владельцу. Основанием крепостной зависимости признавались писцовые книги, которые велись Поместным приказом.

В Соборном Уложении была закреплена посадская реформа. Поскольку  социальный кризис в городах являлся  одним из тех побудительных толчков, который привел к созыву Собора и  принятию Уложения, посадской реформе  уделялось большое внимание. 30 октября 1648г. выборные от служилых и посадских людей подали ряд челобитных с требованием вернуть в посады все подгородные слободы, городские дворы и торговые заведения, которые не несли посадское тягло. На основании этих челобитных была составлена гл.XIX «О посадских людех». Соборное Уложение ликвидировало «белые слободы», принадлежавшие патриарху, монастырям, боярам и думным людям. На жителей этих слобод, которые «всякими торговыми промыслами промышляют и лавками владеют, а государевых податей не платят и служб не служат» теперь накладывалось такое же тягло, как и на посадских людей. «Белые слободы», устроенные в городах, предписывалось «взяти в посад без лет и бесповоротно, за то, не строй на государеве земле слобод, и не покупай посадской земли». Соборное Уложение закрепляло за посадским населением ряд привилегий. Отныне только посадским людям дозволялось заниматься торгово-промышленной деятельностью. Боярским и монастырским зависимым людям, купившим такие заведения, предписывалось немедленно продать их посадским людям «и впредь ничьим людем и крестьяном, опричь государевых торговых посадских людей, тяглых дворов, и лавок, и погребов, и анбаров, и варниц ни у кого не покупати». Крестьянам, привозившим в город сельскохозяйственные продукты, разрешалось торговать ими только с возов в гостиных дворах.

Вместе с тем в  посадской реформе, наряду с облегчением  положения посадских людей, четко  проявилась тенденция к прикреплению их к посадам. Отчасти это было похоже на прикрепление крестьян к  земле и владельцам. В данном случае таким верховным владельцем для жителей посадов выступал царь. Как и крепостные крестьяне, посадские люди не могли самовольно покинуть место жительства, сменить род занятий. От посадского тягла не спасала военная служба. Соборное Уложение предписывало вернуть в черные сотни всех, кто ушел в солдаты, пушкари, затинщики и т.д. Лишь третий сын посадского человека имел право стать стрельцом. Отныне, после ликвидации «белых слобод», от тяжких податей нельзя было избавиться даже ценой собственной свободы.

В Соборном Уложении содержались элементы государственного права. В частности определялся статус главы государства – государя: гл.II «О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать», гл.III «О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакого бесчиньства и брани не было». Наиболее тяжкими преступлениями считались покушение на жизнь царя и заговор с целью «Московским государством завладеть и государем быть». Преступлением считались не только заговор и прямая угроза царю, но и попытка обнажить оружие в присутствии царя. На государевом дворе запрещалось ходить с пищалями и луками. Непосредственной реакцией на народные выступления стало введение наказаний за действия «скопом и заговором» против государевых бояр, воевод, приказных людей.

Вопросам международного права посвящена гл.VI «О проезжих грамотах в иные государства». Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления, в том числе вопросы государственной службы: гл.VII «О службе ратных людей», гл.XXIII «О стрельцах», гл.XXIV «Указ об атаманах и казаках»; налогообложения: гл.IX «О мытах и о перевозех», гл.XVIII «О печатных пошлинах», гл.XXV «Указ о корчмах». К сфере гражданского права относились обобщения всех важнейших изменений в статусе поместного и вотчинного землевладения: гл.XVI «О поместных землях» и гл.XVII «О вотчинах». Кроме вопросов, связанных с поместным и вотчинным землевладением, Уложение содержало и другие институты гражданского права. По Уложению можно составить представление о семейном и наследственном праве Руси. В Уложении рассматривались вопросы имущественных прав и обязательств. Впервые регламентировался институт сервитутов, то есть ограничения прав собственности одного субъекта для защиты интересов другого.

В Уложении рассматривались  такие виды преступлений, как изготовление ложных грамот и печатей (гл. IV «О подпищеках, и которые печати подделывают») и фальшивомонетчество (гл. V «О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги»).

Соборное Уложение вводило принцип индивидуальной ответственности за государственные преступления, что стало шагом вперед по сравнению с временами Ивана Грозного. С другой стороны, в Уложении не проводилась разница между умыслом и деянием, что являлось характерной чертой средневекового права.

 

  1. Уголовное право

Поверхностное знакомство с Соборным уложением  позволяет сделать вывод об усилении карательного характера уголовного права. По-прежнему в законе нет общего определения понятия «преступление». Только из содержания статей можно сделать вывод, что преступлением считались деяния, подрывающие феодальный порядок и опасные для господствующего класса. Поскольку противоправность, как важнейший элемент понятия уголовно-наказуемого деяния, законом четко не была определена, рамки уголовной ответственности устанавливались судебно-административными органами. Субъектами преступления признавались все члены общества, в т.ч. холопы.

Уложение разграничивает преступления умышленные, неосторожные и случайные. Вместе с тем Уложение не всегда четко разграничивает случайное, ненаказуемое деяние и неосторожную форму вины.

К государственным преступлениям  относились воинские преступления. Карались те, кто «недругу город сдаст изменою» или «учнет изменою ис полков переезжати в неприятелския полки, и в неприятельских полкех сказывати про вести и про государевых ратных людей». К государственным преступлениям примыкали преступления  против православной церкви, предусмотренные гл.I "О богохульниках и церковных мятежниках".

В Уложении присутствовал  институт необходимой обороны. При этом не ставился вопрос о соразмерности средств обороны и нападения. Необходимой обороной считалось убийство не только при защите своей жизни, но и жизни господина. Зависимые люди, не оборонявшие своего господина от нападения, подлежали смертной казни.

 

  1. Гражданское право

Соборное Уложение 1649г. большое внимание уделяло защите форм феодального землевладения. Гл. XVI «О поместных землях» расширила права дворян, сделав первый шаг в уравнивании прав владельцев поместий и вотчин. Ст.2 гл. XVI устанавливала право обмена поместий на вотчину только с согласия царя: Обмен поместий различных качеств не влек за собой денежной компенсации. Закон предлагал расписать «меновые поместья» по «полюбовному челобитью».

В случае старости, болезни увечья, право пользования  поместьем передавалось сыновьям, если они несли военную службу: иногда по усмотрению царя поместье жаловалось в пожизненное пользование. Основанием получения поместного владения являлась служба государю (военная, административная и т. д.). В развитии правового статуса поместья особое значение имел прожиток, т.е. часть поместья, выделяемая после смерти его владельца на содержание вдовы, дочерей, престарелых родителей, несовершеннолетних детей. Матери или жены дворян, погибших на войне, получали на содержание поместье, которой подлежало передаче детям. Закреплялось право на дополнительное поместье за военную службу. Определялся размер поместий, получаемых вдовой и дочерью на содержание, в зависимости от обстоятельств смерти дворянина. Следовательно, Уложение 1649 г. содержит целый комплекс правовых норм, связанных с наследованием поместья.

Одним из оснований  прекращения права дворянина  на поместье по Соборному Уложению являлось длительное (свыше 10 лет) пребывание в плену, но по возвращении из плена  он вправе был требовать поместье назад. За провинности или преступление поместье у дворянина отбиралось и передавалось другому. Поместье после смерти его владельца делилось поровну между наследниками: женой и детьми (ст.58 гл. XVI).

Информация о работе Соборное уложение 1649 года