Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:18, реферат
Целью работы является выяснение основных направлений развития России в конце XVII - начале XVIII веков; являлись ли реформы Петра исторически зако-номерным явлением, обусловленным предшествующим внутренним развитием России и резким обострением классовых и внутриклассовых противоречий в конце XVII в., а также осложнением ее международного положения и каковы были аль-тернативы развития России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕТРА I……………………………………………………5
1.1 Исторические условия и предпосылки петровских реформ………………5
1.2 Внешняя политика…………………………………………………………...7
1.3 Внутренняя политика………………………………………………………12
2 ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ………………………………………………………..22
2.1 Личность Алексея…………………………………………………………..22
2.2 Отношения с отцом…………………………………………………..…….25
2.3 Дело царевича Алексея…………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..37
«По указу от 25 января 1721г. Синод был основан, а уже 27 января, заранее соз-ванные члены Синода принесли присягу и 14 февраля 1721г. произошло торжественное открытие. Духовный регламент, для руководства деятельностью Синода, был написан Феофаном Прокоповичем и исправлен и одобрен царем» [5, C. 182].
Духовный регламент - это законодательный акт, определявший функции, права и обязанности Синода, его членов по управлению Русской православной церковью. Он приравнивал членов Синода к членам других государственных учреждений. Церковь отныне полностью подчинялась светской власти. Нарушалась даже тайна исповеди. По указу Синода от 26 марта 1722г. всем священникам предписывалось доносить властям о намерении исповедавшегося совершить измену или бунт. В 1722г. церковная рефор-ма была завершена установлением должности обер-прокурора Синода. Таким образом, церковь лишилась самостоятельной политической роли и превратилась в составную часть бюрократического аппарата. Нет ничего удивительного в том, что такие новов-ведения вызвали недовольство духовенства, именно по этой причине они были на стороне оппозиции и участвовали в реакционных заговорах.
Не только внешний вид управления церковью изменился, но и внутри церкви произошли радикальные изменения. Петр не жаловал ни «белых» ни «черных» мона-хов. Видя в лице монастырей статью неоправданных расходов, царь решил сократить расход финансов на эту сферу, заявив, что «укажет монахам путь к святости не осет-рами, медами и винами, а хлебом, водой и работой на благо России». По этой причине монастыри были обложены определенными налогами, помимо этого им надлежало за-ниматься: столярным делом, иконнописью, прядением, шитьем и т.д. - всем тем, что не было противопоказано монашеству.
Таким образом, Петр устранил угрозу покушения духовной власти на светскую, и поставил церковь на службу государству. Отныне церковь являлась частью той опо-ры, на которой стояла абсолютная монархия.
Реформы Петра Великого касались различных сфер жизни общества. В 1699г. Петр издал указ об изменении календаря. Ранее летоисчисление велось по календарю византийского образца: Новый год начинался 1 сентября. С 1699года Новый год дол-жен был начинаться с 1 января, по европейскому образцу. Эта реформа вызвала боль-шое недовольство, т.к. ранее летоисчисление велось от сотворения мира, а в пересчете на новый лад 1700г. должен был наступить только через 8 лет.
В новом 1700 году был издан указ о создании в Москве первых аптек; другим указом запрещалось ношение ножей под страхом кнута или ссылки. В 1701г. либе-ральный дух нового царствования был выражен в ряде указов: воспрещалось падать на колени при появлении государя; обнажать голову зимой, проходя мимо дворца. В 1702г. наступил черед реформирования семейной жизни: были сделаны попытки обес-печить брачный союз более прочными нравственными гарантиями. После посещения Франции Петр издает указ о гостеприимстве. Радикально изменяется положение жен-щины в обществе. Петр попытался приобщить ее к современной светской жизни, по примеру Запада, обеспечить высшие круги к новым формам обхождения.
Экстремальные условия войны и господствовавшие в стране феодальные отно-шения оказали деформирующее влияние на развитие экономики, способствуя росту ее огосударствления и дальнейшему укреплению крепостничества. Вплоть до конца вто-рого десятилетия XVIII в. мануфактуры строила главным образом казна, причем, прежде всего для обеспечения военных нужд. Да и частные мануфактуры работали под жестким государственным контролем в виде многочисленных регламентов, уставов, льгот и обязанностей (в том числе первоочередного выполнения казенных заказов). Поскольку усиление борьбы с беглыми крестьянами и увеличение масштабов промыш-ленности обострило проблему рабочих рук, в 1721г. владельцам мануфактур было разрешено прикупать к своим предприятиям крепостных. Таким образом, мануфакту-ры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России стали раз-виваться на крепостнической основе. Для лучшего использования труда ремеслен-ников (которые все еще производили большую часть промышленных изделий) на воен-ные нужды с 1722г. государство попыталось объединить их в цехи, но повсеместного распространения они не получили.
Доступ к морским путям, стремительный рост промышленности и, наконец, про-текционистский таможенный тариф 1724г. привели к значительному увеличению това-рооборота, как внутреннего, так и внешнего. Наглядным проявлением успешности по-литики меркантилизма стало достижение крупного положительного сальдо торгового баланса. В 1726г. экспорт товаров через три основные порта России (Петербург, Ригу и Архангельск) составил 4,2 млн., а импорт 2,1 млн. руб. Постоянный приток денег из-за границы служил важным фактором развития российской экономики и товарно-денеж-ных отношений. Вместе с тем, и во внутренней и во внешней торговле еще более воз-росла роль государства. Торговая монополия казны охватывала множество товаров, среди которых были соль, табак, пенька, лен, сало, воск и т.д.
Стремительное развитие мануфактур и торговли при Петре I не создало в России новый капиталистический уклад, но напротив, приспособилось к феодально-крепост-ническим отношениям, открыв им на некоторое время новое дыхание.
В деревне
укреплялись и развивались
Усилившееся с началом Северной войны бегство крестьян (по переписи 1710г., до 20%, а в отдельных губерниях и более дворов пустовало) побудили правительство ввести в стране паспортную систему. Это еще более затруднило формирование рынка рабочей силы, ужесточило административно-полицейский контроль над населением.
Бегство крестьян было обусловлено резко усилившимся податным, налоговым бременем. С 1680 по 1724г., по одним оценкам, прямые и косвенные налоги возросли в 5,5 раза (а в подушном исчислении и с учетом инфляции - в 3 раза), по другим, менее чем в 3 раза. Но в любом случае, рост налогов и различных повинностей, связанных с войной ( рекрутская, подводная, постойная и др.) был чрезвычайно, нестерпимо высок. Налогом стали облагаться даже дубовые гробы. Тысячи крестьян и посадских гибли на строительстве Петербурга, многочисленных крепостей и портов. В ответ вспыхивали восстания. Крупнейшими из них были восстания в Астрахани в 1705г. и на Дону под предводительством К.Булавина в 1707-1708 гг. Примечательным симптомом, показы-вавшим отношение крестьян к Петру I, являлось то, что в последующем, среди огром-ного числа периодически появлявшихся самозванцев не было «Петров I», хотя были «царевичи Алексеи».
Политика Петра способствовала резкому усилению и консолидации дворянства. Оно выделилось из верхов служилого сословия, а низы последнего (однодворцы и др.) стали государственными крестьянами. Дворянство оттеснило от власти боярскую арис-тократию и укрепило свое экономическое положение. Указ о единонаследии 1714г. юридически уравнял вотчинную и поместную собственность. При этом всю недвижи-мую собственность отныне мог получить лишь один из наследников, а остальные – движимое имущество. Этими мерами Петр надеялся, во-первых, предотвратить дроб-ление дворянских владений, а, во-вторых, побудить дворян активнее заниматься военной и гражданской службой, предпринимательством, учебой. Указ о единонасле-дии мог в перспективе привести к появлению в России слоя дворянства, не зависевшего от милостей государства и самодержца. В Западной Европе это способствовало огра-ничению королевской власти. Однако в России ничего подобного не произошло. При Петре зависимость дворян от государства еще более выросла, а в дальнейшем этот указ под давлением дворян был отменен.
Созданную Петром стройную систему государственного управления объединял новый порядок прохождения службы. Ее регламентировал принятый в 1722г. «Табель о рангах», разделив все гражданские и военные должности на 14 чинов, она поставила во главу угла не знатность происхождения, а личные достоинства дворян, расширила дос-туп к государственной службе (одновременно и к дворянству) представителей других сословий. Оборотной стороной реформ государственного управления стал многократ-ный рост бюрократии.
Важнейшим результатом реформ Петра I стало создание современной регуляр-ной армии и флота. Уже при жизни царя российская армия зарекомендовала себя одной из сильнейших в Европе, а молодой отечественный флот стал господствовать на Балти-ке.
Преобразования первой четверти XVIII в. позволили России сделать опреде-ленный шаг вперед. Страна получила выход к Балтийскому морю. Было покончено с политической и экономической изоляцией, укрепился международный престиж России - она стала великой европейской державой. Укрепился господствующий класс в целом. Петру I удалось создать обширную законодательную базу, но после его смерти интенсивность правотворчества заметно снизилась. Была создана централизованная бюрократическая система управления страной. Усилилась власть монарха, и окон-чательно установился абсолютизм. Шаг вперед сделали русская промышленность, тор-говля, сельское хозяйство. Таковы были несомненные успехи России в первой четверти XVIII в.
2 ЦАРЕВИЧ АЛЕКСЕЙ
2.1 Личность Алексея
Царевич Алексей родился 18 февраля 1690 г. Отец не слишком обременял себя заботами о воспитании сына. Отчасти это объяснялось тем, что царь находил-ся в непрерывных разъездах, весь поглощенный борьбой сначала с южным, затем с северным соседом. Едва ли не решающее значение имело рождение сына от нелю-бимой жены Евдокии. «Россия волнуется бурями преобразования, все истомлены и жаждут пристать к тому или другому берегу; для всех одинаково важен и страшен вопрос: сын похож ли на отца?… Нам известен достаточно характер отца, известен и характер деда, и мы имеем полное право сказать, что царевич, не будучи похож на отца, был очень похож на деда- царя Алексея Михайловича»[11, C.119].
Первые годы жизни царевич проводил на половине матери, находясь под полным духовным влиянием этой ограниченной женщины и ее окружения, состо-явшего из монахов, монахинь, попов, карлиц и карликов. Двор царицы жил иными, чем царь, интересами, в ином ритме, довольствовался слухами, уязвлявшими женс-кое самолюбие супруги. Осуждали там и поступки Петра, не укладывавшиеся в рамки традиционных представлений о царском поведении во дворце и за его преде-лами: частые визиты в Немецкую слободу, исполнение обязанностей бомбардира, общение с иноземными мастеровыми, купцами, матросами, приятельские отноше-ния с выскочками типа Меньшикова.
С шести лет царевича начали обучать грамоте. Учителем к нему был опреде-лен Никифор Вяземский – человек слабовольный, лишенный знаний и педагоги-ческих способностей. Он не мог привить ребенку уважения к себе, как к воспитате-лю, ни пробудить в нем интереса к овладению знаниями и любви к труду. Воспи-танник часто бил своего наставника палкой, чтобы избавиться от него, как и от необходимости учить уроки, давал ему поручения, выполнение которых было свя-зано с выездами за пределы Москвы. В соответствии с традициями того времени Вяземский начал обучение Алексея с чтения Часослова. После заточения Евдо-кии в монастырь Петр намеревался отправить десятилетнего Алексея в Дрезден для продолжения образования. Но этому неслыханному для того времени плану суждено было осуществиться лишь много лет спустя. Карл XII, нанеся поражение Дании и одержав победу над русскими войсками под Нарвой, двинулся в Речь Посполитую и мог в любой момент овладеть столицей Саксонии — Дрезденом. Опасность оказаться в шведском плену вынудила царя отложить поездку сына в Дрезден. Царевич остался в Москве, но отец не отказался от намерения использо-вать иностранных учителей — в Россию был приглашен барон Генрих Гюйссен, который успел уже побывать на службе у французского и датского королей, а так-же у курфюрста саксонского. Он прибыл в Россию в 1702г., а в следующем году царь в нарушение обычаев предложил ему должность главного наставника цареви-ча. Гюйссен, однако, отказался от этой чести, согласившись на роль помощника воспитателя при Меньшикове.
Меньшикову сложно было выполнять свои обязанности потому, что он жил в только что основанном Петербурге, а царевич находился в Москве. Скорее всего этим назначением царь рассчитывал на способность фаворита изолировать своего воспитанника от пагубного влияния окружения, сложившегося при царевиче под влиянием матери. Как бы то ни было, но весной 1702 г. вместе с царем в Архан-гельск отправился и царевич Алексей, а также Меньшиков в должности гофмей-стера. Гюйссен составил программу воспитания и обучения. Если бы она была полностью реализована, то страна получила бы образованного наследника. Однако Гюйссену было не до ее претворения в жизнь. Уже с 1705г. он выполнял разнооб-разные дипломатические поручения, связанные с продолжительными выездами за границу. В эти месяцы и даже годы обучение прекращалось, и царевич проводил время в Преображенском в полном безделье. Знания царевича были весьма скром-ными. Он довольно свободно владел немецким, отчасти французским. Что касается успехов в прочих науках, то он одолел четыре действия арифметики лишь в 18-лет-нем возрасте, еще позже начал знакомиться с основами фортификации. Способнос-тей царевича вполне доставало, чтобы усвоить премудрости изучаемых наук. Но разум Алексея был на редкость пассивным и ленивым. «Царевич был умен: в этом мы можем положиться на свидетеля самого верного и беспристрастного, на самого Петра, который писал сыну: «Бог разума тебя не лишил». Царевич Алексей был охотник приобретать познания, если это не стоило большого труда, был охотник читать и пользоваться прочитанным»[11, C.120].
Окружение царевича сложилось из лиц, причастных к его воспитанию. Под-ражая отцу, Алексей тоже называл круг своих приближенных «компанией». На первых порах в ее состав входили четверо Нарышкиных, а также родственники ца-ревича по матери, получившие доступ ко двору благодаря ее протекции. Видное место в «компании» занимали муж кормилицы царевича Василий Колычев, подья-чий Федор Еварлаков, учитель Никифор Вяземский и ряд духовных лиц: духовник царевича Яков Игнатьевич, благовещенский ключарь Ивам Афанасьев, протопоп Алексей и др. Наибольшим доверием царевича пользовался Яков Игнатьевич — фактический глава «компании», человек весьма властный и хорошо понимавший душевный склад своего подопечного.
«Компания» сына существенно отличалась от «компании» отца. И дело было не только в разной степени одаренности лиц, входивших в ту и другую «ком-пании», и их причастности к современным событиям, но и в принципиально ином отношении к этим событиям. Члены «компании» Петра являлись активными участ-никами преобразований, каждый из них в меру сил и способностей вносил свою лепту в дело, требовавшее от них полной отдачи. Члены «компании» царевича Алексея были всего-навсего созерцателями происходившего, причем созерца-телями не только пассивными, но и враждебными. Таким образом, с детства Алек-сей попал в такую среду людей, которым все новое было чуждо. Находясь под вли-янием матери первые годы жизни, Алексей не слышал добрых слов о своем отце, мать не скрывала от сына своего раздражения против отца, которого сын очень редко видел. Алексей любил мать и не мог привязаться к отцу и полюбить его, так как он был тираном матери. По всей видимости, с этого и началось отчуждение между Алексеем и Петром.
Информация о работе Отношения между Петром Первым и его сыном Алексеем