Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:04, реферат
После чисто формальной отмены рабства афроамериканцы почти еще столетие подвергались самой жестокой расовой дискриминации, многие черты и следствия которой сохраняются до сих пор в течение еще почти четырех десятилетий после их героических сражений и успехов, достигнутых в 60-е годы, которые стоили жизни Мартину Лютеру Кингу, Малькольму Икс и другим выдающимся борцам. По чисто расистским причинам афроамериканцы получают более суровые приговоры и самые долгие сроки наказания, и в лоне богатого американского общества их уделом являются наибольшая бедность и самые жалкие условия жизни. Столь же ужасны и даже хуже презрение и дискриминация по отношению к еще оставшимся в живых туземным жителям, занимавшим большую часть нынешней территории Соединенных Штатов.
Введение
Глава I. Предпосылки и причины развития рабства в США.
1.1 Анализ социально-экономического развития южных штатов
1.2 Рабство и отношение к нему на Юге и на Севере. Движение аболиционистов
1.3 Кризис плантационного хозяйства
Глава II. Религиозный, научный, литературный и политический аспект рабовладельческой идеологии Юга.
2.1 Теории различного происхождения рас
2.2. Литературная полемика вокруг вопроса о рабстве
Глава III. Отмена рабства.
Заключение.
Список использованной литературы
2.1 Теории различного происхождения рас
В исследованиях
советских и российских ученых говорится,
что защитники рабства
Святые отцы проповедовали необходимость для рабов нести свой крест и безропотно повиноваться хозяевам. В колониальный период появляются различные варианты теории так называемого божественного предопределения рабства негров. Извращая текст Библии, расисты утверждали, что негры – прямые потомки Хама, Каина и прочих отрицательных персонажей Священного писания. В своей фантазии они доходили до того, что объявляли негром даже змея искусителя.36
К числу наиболее ранних и упорных мифов принадлежит миф о «проклятии Хама». Согласно ему, подчиненное положение американского народа и система сегрегации отвечают божьей воле, нашедшей свое выражение в Библии. Фактически в ряду обоснований угнетения негров это не первый миф: поскольку само угнетение началось с работорговли и обращения негров в рабство и поскольку в результате этого африканец становится предметом собственности, самое раннее обоснование этого прибыльного промысла заключалось в отрицании существования у негров человеческих качеств.37
Служители культа, особенно на Юге, в проповедях убеждали прихожан, и белых, и цветных, что над негром тяготеет божественное проклятие. Сам цвет кожи негра, по их мнению, свидетельствует о том, что если негр и человек, то человек второго сорта, созданный для повиновения белому человеку.38 Доходило до курьезов. Стремясь обратить в христианство большее количество негров, церковники старались вести агитацию устами самих же негров из числа обращенных. Так, баптистская церковь в Алабаме купила за 1000 долларов раба Цезаря Блэквелля, хорошего проповедника, и заставляла его произносить проповеди.39
Таким образом, и рабовладельцы, и священнослужители делали ставку не только на вооруженное подавление выступлений негров, но стремились и духовно и морально разоружить рабов. Служители культа проповедовали среди негров фатализм, покорность судьбе. Они стремились убедить негров в том, что для них нет и не может быть выхода из рабского состояния, что непокорные рабы будут преданы проклятию и попадут в ад.
С течением
времени библейское толкование неполноценности
афро-американцев стало
В 40-50-е годы распространяется и становится господствующей другая точка зрения, призванная обосновать разное происхождение человеческих рас. Ее наиболее известным выразителем стал Джошуа Нотт, антрополог из Нового Орлеана. Заявив, что ученый не может основывать свои суждения на Ветхом и Новом завете, Нотт объявил, что существуют более древнее источники доказывающие, что черная и белая расы были разделены изначально. К таким источникам он относил, в частности, древнеегипетские скульптуры, которые, по его убеждению, ясно свидетельствовали о наличии уже в тот период «белой и черной расы». Негры, по Нотту, принадлежали к самым варварским племенам земли, которые могли принести какую-то пользу цивилизации, только будучи обращенными в рабство. Антрополог-расист, любивший выступать в массовых аудиториях, стремился иллюстрировать свои доводы доступными примерами, особенно часто напоминая слушателям, что у негров не было даже собственного алфавита.40
В 40-50-е годы XIX века возникает особая школа расистской антропологии. Одним из ее признанных лидеров был Самюэль Картрайт, председатель медицинской ассоциации штата Луизиана. Его заключения и наблюдения стали достоянием всей "новой" антропологической школы и влились в рабовладельческое мировоззрение.
Вещество,
определяющее цвет кожи негров,
утверждал Картрайт, содержится
также в их мозгу, нервной
системе, мышечной ткани. Оно
детерминирует все поведение
чернокожих, в том числе их
специфические болезни, к
Подобные "заключения" наводнили сочинения расистских авторов.
2.2. Литературная полемика вокруг вопроса о рабстве
Чувствительный удар по рабовладельческому мифу о господстве в южных штатах "земли обетованной" для черных невольников был нанесен в 1852 г. книгой Гарриет Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". Однако случай, описанный в романе – убийство полевого раба, каким был Том, да еще во время уборки урожая, маловероятен, поскольку после запрета 1808 г. внешней работорговли рабы были очень дороги. Чрезмерно жестокое обращение с рабами, а тем более их убийство, уже не могли носить массового характера даже на нижнем Юге. «Было время, - писал плантатор из Миссисипи в 1849 г., - когда, отбрасывая гуманность, фермер мог убить раба, изнурять его до предела, чтобы потом купить другого. Но сейчас не так. Цена на негра слишком высока в пропорции к цене хлопка и это заставляет тех, кто ими владеет, сохранять их так долго, как только возможно».42 Английская актриса Ф. Кэмбл, жившая в 1838- 1839 годах на плантации в Джорджии, поддержав антирабовладельческую позицию писательницы, признала, что история смерти Тома не является «правдоподобной, поскольку цена раба как собственности защищает его жизнь от страстей хозяина»43.
Протестанты-южане, конечно, умели ценить свою собственность, хотя это не исключало случаев жестокости по отношению к рабам. Бичер-Стоу собрала документальные материалы к своему роману, опубликовав их в 1853 году под названием «Ключ к «Хижине дяди Тома».
Опасность книги была в полной мере осознана защитниками рабства, тут же предпринявшими мощную контратаку. Только в 1853-1854 гг. на Юге появилось 14 контр пропагандистских романов, ставивших целью ниспровергнуть книгу Стоу. Их названия говорят сами за себя: «Хижина тетушки Фелиции», «Дядюшка Робин в своей хижине в Виргинии и Том без хижины в Бостоне», «Хижина и особняк, или рабы и хозяева», «Южная жизнь как она есть» и т.д.44 На целое десятилетие художественная литература Юга подчинила себя описанию патриархального единения белых хозяев и черных рабов. А ее главным представителем неизменно был Уильям Симмс, литературно одаренный писатель, получивший даже имя "Лопе де Вега южных штатов".45 Но литературные различия между писателями-южанами, разделение их на художественные таланты и посредственности не отменяло единого знаменателя их творчества - грубой фальсификации истинного положения черных рабов и беззастенчивой апологии "добродетелей" белых хозяев.
Рабовладельцы в этой литературе изображались как воплощение духовной утонченности и доброты, культуры и воспитанности, по всем статьям превосходившие грубых и жадных капиталистов «янки». Впрочем, рабовладельческая пропаганда наделила особыми качествами не только рабовладельцев, но и белое население южных штатов в целом. Все настойчивее в ней проводилась мысль о господстве среди белого населения Юга социальной гармонии, которой не было и не могло быть в северных штатах. А фундаментом ее объявлялось все то же черное рабство.46 Так в рабовладельческой литературе формировался тезис о черном рабстве как первооснове и главном условии сохранения и успешного развития демократии среди белой расы.
В своих
трудах авторы нередко прибегали
к еще одной излюбленной теме
– «цивилизаторской миссии», нередко
пытаясь обосновать ее историческими
аргументами. В одном месте своего
литературно-философского трактата «Мораль
рабства», У. Симмс предположил, что
«негры с помощью белых учителей
добьются таких успехов в усвоении
норм цивилизованных людей, что им вновь
будет предоставлена свобода».(
Таким образом Симмс пытался доказать, что негры на протяжении всей истории человечества ни разу не проявили способности самостоятельно выйти из варварского состояния.
Глава 3 Отмена рабства
На Юге,
однако, отношение к рабству постепенно
менялось по мере того, как усиливалась
зависимость местной экономики
от хлопка, выращивание которого на
огромных плантациях требовало, как
считалось, широкомасштабного
Первый кризис наступил, когда на вступление в Союз поступила заявка от Миссури, штата, разрешавшего рабство. В результате серьезного противоборства был достигнут Миссурийский компромисс 1820 г., утвердивший членство штата в Союзе в обмен на важные ограничения в распространении рабства. В 1830-х гг. на Севере начался подъем аболиционистского движения. Его более радикальные члены не только агитировали за отмену рабства, но и организовали «Подземную железную дорогу» – тайную систему переправки беглых рабов в Канаду. Некоторые аболиционисты, такие как Джон Браун, были готовы прибегнуть к насилию и пытались поднять восстание рабов на Юге. На уровне политических дебатов дискутировалась не сама проблема существования рабства, соответствовавшего юридическим нормам Юга. Споры велись вокруг вопроса, может ли рабство распространяться на другие территории. В середине 1850-х в одном из регионов, в Канзасе, вспыхнула, по сути, местная гражданская война между сторонниками и противниками рабства. Эта борьба привела к возникновению новой Республиканской партии, заявившей, что федеральному правительству следует употребить власть и запретить рабство на всех территориях.
В 1860 г. президентом был избран республиканец Линкольн, это не устроило южные штаты, и они приняли решение о выходе из Союза, что вскоре привело к гражданской войне.
Ни Север, ни Юг поначалу не подозревали, что конфликт из-за проблемы рабства перерастет в затяжную и кровавую гражданскую войну. В конце концов, экономическое превосходство Севера принесло ему победу. Чернокожее население обрело свободу, а США – единство. Но далось оно дорогой ценой.
В ноябре 1860 г. президентом США был избран Авраам Линкольн. Выступая против распространения рабства, он, тем не менее, провозгласил политику невмешательства в дела тех штатов, где оно уже было узаконено. Несмотря на это, 11 южных штатов предпочли выйти из Союза, но не признать аболиционистское федеральное правительство.
Борьба
за отмену рабства имеет почти
столь же длинную историю, как
и само рабство. Во всяком случае, в
XVIII веке сторонников отмены этого
института в США уже хватало.
Главным образом они были уроженцами
Севера, где к началу XIX века, в
основном по экономическим причинам,
рабство было отменено. Среди южан
противники рабовладения тоже встречались.
В разное время против рабства
выступали такие знаменитые граждане
Юга, как Вашингтон, Тайлер и Ли (отец
генерала Ли - военного вождя Конфедерации,
который также не испытывал к
рабовладению горячей любви). Однако
на протяжении почти всей первой половины
XIX столетия аболиционизм оставался
уделом фанатиков и одержимых
вроде Джона Брауна. Массового
движения не было. Более того, прорабовладельческие
симпатии были очень сильны и в
северных штатах, например, в Иллинойсе,
где в 1840 году проживал 331 раб. Схожая
ситуация была и в Индиане, где
население высказывалось в
В 1854-1856гг.
в США произошла
В 1854г. Конгресс США принял закон Канзас-Небраска. Закон Канзас-Небраска был предложен С. Дугласом, одним из лидеров Демократической партии, в связи с обсуждением вопроса о приёме в Соединенные Штаты двух новых территорий. Законопроект Дугласа наносил сокрушительный удар по всей системе баланса сил между Севером и Югом. Дуглас и его сторонники доказывали, что их волнует не вопрос о рабстве, который они вообще не хотели вносить в повестку дня, а вопрос о том, какой должна быть процедура приёма новых штатов в Союз. При этом, указывали они, демократическое волеизъявление приобретает силу закона и в том случае, если оно одобрит рабство, и в том, если отвергнет его. А сам Дуглас, пытаясь отвести любые обвинения в защите интересов рабовладения, доказывал, что рабство не сможет укорениться ни в Небраске, ни в Канзасе.
Все эти аргументы, однако, не обманули ни противников рабства, ни жителей северо-восточных штатов в целом. Главным в законе Канзас-Небраска для них было то, что он создавал возможность проникновения и легализации рабства на территории свободных штатов и изменял сложившийся политический порядок в пользу рабовладельчкеского Юга.
1854год,
превратив рабство из «фигуры
умолчания» в главный вопрос
национальной политики, способствовал
быстрой поляризации
Закон Канзас-Небраска не был случайностью, а подвёл итог длительным, подспудно развивавшимся экспансионистским устремлениям южных рабовладельцев. Рабовладельческой системе становилось всё более тесно - и географически, и экономически, и политически. Чтобы выжить и развиваться, она нуждалась в легализации рабовладения на более широком пространстве.
Откровенно про рабовладельческую позицию занял Верховный суд США, в котором доминировали сторонники Демократической партии. Решения Верховного суда создавали, таким образом, основу для легализации рабства даже в свободных штатах.
С 1854г. оппозицию
рабству возглавила Республиканская
партия, вытеснившая из двухпартийной
системы вигов. Республиканцы предполагали
в перспективе отмену рабовладения
на территории США в целом и
исходили из того, что бесконечное
сосуществование свободы и