Опричнина Ивана Грозного. По монографии А.А. Зимина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:55, реферат

Краткое описание

Начало спорам вокруг опричнины положили Иван Грозный и Андрей Курбский, с именами которых связано уже само становление этого этапа в истории России. Они выступают друг против друга в эпистолярном поединке, на долгое время определившим направление исторических споров. Казалось бы, так и должно быть - одну сторону представлял государь всея Руси, а другую - опальный вельможа, дерзнувший бежать "от царского гнева" в Литву, но именно эта очевидность и привела к многочисленным недоразумениям. Если в историческом споре Ивана Грозного и Андрея Курбанского первый является нападающей стороной, когда речь заходит о реформах правительственного компромисса середины XVI в., то уже при разговоре об опричнине Грозному зачастую приходится занимать оборонительную позицию.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Referat_ZIMIN.docx

— 934.26 Кб (Скачать документ)

Как мы помним, последнего послали  в Нижний Новгород, где он должен был номинально возглавлять русские  войска, направленные против турок. По сути он остановился в Костроме, где жители устроили ему торжественную встречу. После отступления турок от Астрахани, царь приказал схватить князя Владимира Андреевича и доставить его в Слободу. Здесь он обвиняет его в покушение на его жизнь и заставляет выпить яд. Так погибает последний старицкий князь. Впоследствии была умерщвлена и семья его.

Гибель Владимира означала завершение длительной агонии последнего сколько-нибудь значительного удельного властителя на Руси.

Чтобы как-то объяснить эту казнь, Иван Грозный отдает распоряжение внести в летопись новый рассказ о претензиях князя Владимира на московский престол и его поддержку некоторыми боярами.

 

Как в 1537 году ликвидация Старицкого удела повлекла за собой репрессии  против новгородских сторонников князя  Андрея Ивановича, так в 1569 г. вслед за гибелью его сына Владимира Иван  IV обрушил свой гнев на Великий Новгород.

В Новгороде сохранилось предание, что новгородский поход был вызван доносом царю Петра Волынца, который “на весь град сердясь и отомстить хотячи, диаволским советом ложно челобитную от всего Великаго Новаграда о предании полскому королю, в которой всех новгородцев желание со всем уездом королю оному поддатся, написал”.

Новгород уже давно как бы находился под подозрением у  царя Ивана. Карательная экспедиция на Новгород, которую должны были осуществить опричные полки, готовилась тщательно и в полной тайне.

Передовой полк во главе с Василием Зюзиным достиг Новгорода 2 января. Главой новгородских заговорщиков царь считал прежде всего архиепископа Пимена, поэтому прежде всего репрессиям подверглось местное духовенство.  По царскому велению опричные дети боярские разъехались по монастырям и конфисковали все их богатства. Такая же участь постигла и торговых людей Новгорода.

6 января в город приехал сам  Иван Грозный с основными войсками  и отрядом в 1500 стрельцов. Подробно  обстоятельства разгрома Новгорода  изложены в  Повести о приходе  царя Ивана IV в Новгород. Автор повести рассказывает о том, как ежедневно, на протяжении пяти недель, топили в Волхове по 1000-1500 человек. Опричники также совершали карательные рейды по окрестностям: захватывали поместья, монастырское и крестьянское имущество, сжигали хлеб, убивали людей и скот.

13 февраля царь покинул многострадальный  город, погрузив на возы награбленное  имущество. Архиепископ Пимен был сослан в Веневский монастырь, где вскоре и умер. О баснословном обогащении опричных участников можно судить по запискам Штадена: «Когда я выехал с великим князем, у меня была одна лошадь, вернулся же я с 49-ью, из них 22 были заряжены в сани, полные всякого добра». Поход завершился возвращением царя в Александрову слободу.

 

В народной памяти новгородский поход  запечатлелся на веки как страшное время произвола и насилия. Число  погибших во время похода 1570 г. определить очень трудно. Мнения историков по этому вопросу очень расходятся.  Таубе и Крузе считают, что одних «именитых людей» в Новгороде погибло 12 тысяч и 15 тысяч простого люда. Но Курбский считает, что всего лишь в один день царь перебил 15 тысяч, не считая жен и детей.

 

В чем же причины и каково историческое значение этой кровавой экспедиции? Одни историки осуждали царя за бессмысленное уничтожение тысяч ни в чем неповинных людей, другие оправдывали это мероприятие как необходимость в борьбе с «боярской изменой». И то и другое объяснение далеки  от действительности, трудно установить пытались ли новгородцы войти в какие-либо предательские сношения с Литвой.

 

Я считаю, что ничто не может  оправдать убийство жен и детей. Да и простые крестьяне, скорее всего, не были в курсе готовящейся измены. Если, конечно, таковая имела место  быть. Да и подобный грабеж не поддается  никакому объяснению. Скорее всего, у  царя действительно были какие-то проблемы с психическим здоровьем. Или  же это просто жестокость, которой  нет никаких объяснений.

 

Глава 7. Землевладение и  социальный строй опричнины.

 

 

Создавая в 1565 году государев удел, Иван Грозный назвал его «опришниною». Слово «опричнина» происходило  от предлога «опричь», что означало кроме. В более узком смысле «опришниною» также называли особое владения князя, отличное от великого княжения.

 

Январский указ 1565 года, вводя в  стране опричные порядки, предусматривал переход на царский «обиход» целого ряда земель, которые должны были образовать его особый удел.

В опричнину входило  три категории земель:

 

1) Владения дворцового хозяйства – волости Алешня и Хотунь (на реке Лопасне) Московского уезда. Во Владимире царь отписывает себе волость Гусь (на юге) и Муромское сельцо; в Переяславле – Аргуновскую волость, волость Гжель (на юго-востоке) и деревни, ранее принадлежавшие ордынцам.

Государев удел должен был быть обеспечен  припасами, поэтому к нему присоединили Балахну, Старую Русу и Тотьму, откуда в казну поступала соль. Пастбища представляли собой заливные луга на реке Пахре, рыба шла с озера Селигер, Ладожского озера и реки Волги.

 

2) Северные районы страны с черносошным (дворцовым крестьянским) населением. Это поморские волости и уезды – Устюг, Двина, Каргополь, Вага, Вологда и Галич; на Волге – Юрьевецкий уезд, Плесская волость и Буйгород.

 

3) Районы поместного и вотчинного землевладения – Можайск, Вязьма, Козельск, Перемышль, Белев, Лихвин, Малый Ярославец, Медынь, Опаков на реке Угре, Суздаль и Вышгород. Здесь предполагалось поселить основную массу опричников, выселив тех землевладельцев, которые по тем или иным причинам не принимались в состав государевых телохранителей.

На изображении ниже размещены  территории, вошедшие рано или поздно в опричнину (картинка взята с  Википедии).

 

 

Наряду с черными, дворцовыми и  владельческими землями в опричнину  был взят юго-западный район Москвы, где были сосредоточены дворцовые  службы.

 

Царский опричный двор было решено соорудить  в виде дворца с каменной оградой за пределами Кремля, между Арбатом и Никитской.

 

***

 

Уже январский указ 1566 года предусматривал создание опричной гвардии из “князей и дворян и детей боярских и городовых”. Это войско должно было служить царю надеждой и опорой.

Для того чтобы опричников можно  было отличить от земских, им предписывалось носить особую одежду: “Пехотинцы все должны ходить в грубых нищенских или монашеских верхних одеяних на овечьем меху, но нижнюю одежду они должны носить из шитого золотом сукна на собольем или куньем меху”. Кроме того, во время езды опричники должны были привязать собачьи головы на шее у лошади и шерсть на кнутовище. Из пехотинцев царь также создал особый карательный отряд.

К опричным людям “принадлежали те из лиц высшего сословия и мелких дворян, коих царь взял себе на часть, чтобы защищать и охранять их, как верных своих поданных”. Историк В.Б. Кобрин составил исключительный по своему значению список опричников. В нем насчитывается 277 человек, представляющих собой опричную верхушку. Шлихтинг сообщает, что уже осенью 1570 года царь содержал около восьмисот опричников.

Создавая себе опричнину и персонально  отбирая наиболее преданных ему  лиц из господствующего класса, Иван Грозных смело выдвигал новых  людей из числа городового дворянства, ранее не игравших никакой заметной роли в армии и государственном  аппарате. Также в нее входили члены знатных княжеских и боярских фамилий: Барятинские, Барбащины, Вяземские, Засекины, Одоевские, Ростовские, Пронские, Трубецкие, Воронцовы, Салтыковы, Юрьевы и др.

Многие историки (Бибиков, затем  Кобрин и др.) ставили перед собой  задачу исследовать территориальные  связи опричников. Ниже приводится таблица, характеризующая служилые и земельные связи опричников, основанная на данных Дворцовой тетради. (Я решил вставить целиком таблицу из книги, так как она, по-моему мнению, является уместным дополнением данной главы реферата)

Итак, в командный состав опричнины  входили 157 человек из 33 городов страны. Большинство происходят из земских уездов.

 

 

 

 

 

Опричники явились верной опорой царя Ивана IV в борьбе с его политическими противниками. Стоит заметить, что до 1569 года ни один видный деятель из состава государева удела не был казнен. И лишь только в 1570-1572 годах казнили, постригли в монахи или отправили в ссылку 14 видных опричников. В это время на смену старому московскому боярству, возглавлявшему опричнину, пришли новые лица.

 

Глава 8. Преобразование государственного аппарата в годы опричнины.

 

Годы опричнины отмечены возросшим могуществом самодержавной власти московского монарха. Важнейшие внутри- и внешнеполитические дела проводились непосредственно Иваном Васильевичем и его ближайшим окружением. Опричнина и репрессии против некоторых феодалов также велись от лица царя. Царь сам принимал решения о войне и мире, о походах и строительствах крепостей.

В условиях роста самодержавия на многие правительственные мероприятия  накладывала отпечаток незаурядная  личность московского государя Ивана  IV. Он сумел по-своему почувствовать историческую неизбежность ликвидации последствий раздробленности на Руси и возглавить борьбу за укрепление централизованной государственности. Конечной целью своих действий он видел безграничное подчинение всех поданных его монаршей воле.

Путь этой борьбы не был прямым. Иван IV использовал жесткие, порой деспотичные методы. В глазах историка В.Д. Королюка «царь – тиран и палач, мстительный и злобный, холодно предававшийся разврату и носивший всегда отвратительную личину смиренного и покаянного грешника, ханжа и фарисей, царь юродивый».

 

С казнью Владимира Старицкого и  разгромом Новгорода в России были ликвидированы уделы – основной пережиток политической раздробленности. Это, кстати, можно выделить как положительный результат опричных преобразований. Если и оставались в последствии какие-то небольшие уделы, то они не представляли никакой политической опасности для самодержавной власти.

 

Накануне введения опричнины Боярская дума насчитывала 33 боярина и 9 окольничих. С начала 1565 года она раскалывается  на земскую и опричную.

Спад опричнины начинается с 1570 года. В 1572 году наблюдается расширеие числа земской думы. Ниже приведена таблица численности бояр в боярской думе с 1565 по 1572 года.

 

 

 

 

По январскому указу 1567 года, Иван Грозный передавал Боярской думе во главе с И.Д. Бельским и И.Ф. Мстиславским все текущее управление страной в пределах земщины. Бояре должны были докладываться царю и решать вместе с ним только «ратные» или «земские великие дела».

Опричная дума осуществляла верховное  управление и суд на территории государева удела. Суд «боярина введенного»  в опричнине (вместо суда дворецкого) означал воскрешение архаических форм судопроизводства, характерных для удельных времен.

Особую роль в формировании опричного  аппарата сыграл государев дворец. В нем велась делопроизводственная работа. До нас дошли главным образом акты, характеризующие его распоряжения по земельным вопросам.

Центральной правительственной канцелярией  во второй половине XVI века продолжала оставаться казна.

Дворцовый аппарат, наиболее близкий  к особе московского государя, дал не только образец для организации  опричной администрации, но и вошел  в него всеми своими основными  учреждениями, хотя номинально  Большой  дворец находился в земщине. Архаичная (дворцово-вотчинная) система управления, пригодная для государева удела, не могла в достаточной мере служить общегосударственным целям опричной политики. Поэтому после отмены опричнины ее аппарат снова вернулся к исполнению своих чисто дворцовых функций.

Возросшая роль Москвы как политического  и экономического центра потребовала создания специального земского двора – полицейского ведомства, в обязанности которого входили надзор за порядком и суд по делам посадского населения.

Областные дворы в годы опричнины, как правило, исчезли. Это явилось  следствием успеха централизаторской  политики русского правительства, боровшегося  с пережитками удельной раздробленности  в стране.

Центральным финансовым ведомством в  годы опричнины был Большой приход. Функции Большого прихода распространялись только на земщину. В опричнине финансовые дела находились в компетенции четвертного дьяка. Четверть была единственным из приказов (не считая дворцовых), перешедшим в опричнину.

 

После января 1565 года русская армия  разделилась на две части. Из наиболее преданных царю представителей дворянства был создан специальный опричный корпус, остальные служилые люди составляли земское войско. Опричники особенно широко использовались для карательных экспедиций внутри страны. Опричные полки составляли основную ударную силу во время наиболее ответственных военных компаний. Например, во время осеннего похода царя на Ливонию.

 

Что касается судопроизводства и права, то существенных изменений в этой области не произошло. Продолжали действовать нормы судебника 1550 года.

Серьезные изменения произошли  в годы опричнины в организации  системы местного управления. К 1556 году в результате отмены системы кормлений в Русском государстве наместничье управление было заменено выборным земским и губным.

Информация о работе Опричнина Ивана Грозного. По монографии А.А. Зимина