Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:47, реферат
«Неотвратимый конфликт» — так спустя несколько лет характеризовали отношения между Севером и Югом, сложившиеся к середине XIX столетия. К. Маркс указывал, что «рабство негров — чисто промышленное рабство,— которое все равно исчезает с развитием буржуазного общества и с ним несовместимо, предполагает это развитие...»2 . Однако южная рабовладельческая олигархия вовсе не собиралась сдаваться без боя
Решающее значение в системе мероприятий, подготовивших переход к новым, революционным методам ведения войны, имел закон о гомстедах и освобождение рабов. Принятый 20 мая 1802 г. закон о гомстедах давал право любому гражданину США после уплаты 10 долларов регистрационного сбора получить 160-акровый участок земли. После пяти лет проживания на этом участке, его обработки и застройки гомстедер становился собственником участка. Закон о гомстедах явился первым крупным мероприятием федерального правительства, подготовившим переход к революционным методам ведения войны. Этот закон нанес серьезный удар по рабству, так как лишал рабовладельцев возможности захватывать «свободные» западные земли, а расширение территории рабовладения за счет новых плодородных неистощенных земель являлось необходимым условием существования американского рабства.
И наконец, 22 сентября 1862 г. Линкольн опубликовал свою знаменитую предварительную прокламацию об уничтожении с 1 января 1863 г. рабства на территории мятежных штатов. Негры-рабы освобождались без предоставления выкупа их хозяевам, но при освобождении они, не получали ни земли, ни равных с белыми политических и гражданских прав. Закон предусматривал также призыв негров в федеральную армию.
Уничтожение рабства явилось событием огромного прогрессивного значения не только для негров, но и для всего американского народа. Это был важнейший поворотный пункт в истории Соединенных Штатов. Многие политические и экономические причины удерживали федеральное правительство от принятия этого решения на первом этапе войны. Осуществив в конце концов это мероприятие вопреки ожесточенному сопротивлению реакционных кругов буржуазии, Линкольн совершил акт огромного исторического значения, который выдвинул его в первые ряды крупнейших прогрессивных политических деятелей США.
Одной из причин освобождения рабов и призыва негров и армию было тяжелое для Севера положение на фронте. После многочисленных поражений федеральной армии буржуазия Севера вынуждена была прийти к выводу, что «...если Север немедленно не станет действовать революционно, то его непоправимо побьют» . А переход к революционным методам ведения войны был невозможен без освобождения рабов. Однако важнейшей причиной уничтожения рабства и призыва негров в. армию явилась упорная борьба прогрессивной общественности-страны, а также самих негров, которые решительно и настойчиво требовали уничтожения рабства и права сражаться за свою свободу.
Между тем необходимо отметить, что еще до прокламации об освобождении негры оказывали большую помощь федеральной армии в качестве разведчиков и проводников. Тяжелый урон плантаторам наносило массовое бегство рабов на Север и партизанское движение негров в тылу мятежников. Большую помощь федеральной армии негры оказали своей работой в сельском хозяйстве и промышленности Севера. Но важнейший вклад в дело вооруженного разгрома рабовладельцев и в свое собственное освобождение от рабства негры внесли своим непосредственным участием в военных действиях в составе федеральной армии.
Провозглашение правительством Линкольна прокламации об освобождении означало наступление нового важного этапа в истории негритянского народа и его борьбы против рабства. Негры с энтузиазмом восприняли предоставление им права сражаться за свое освобождение. Началось создание негритянских полков. Большую работу по формированию первых негритянских полков проделал выдающийся руководитель негритянского народа Фредерик Дуглас. Бывший раб, Фредерик Дуглас (1817—1895 гг.) являлся крупнейшим деятелем негритянского освободительного движения США в XIX в. Бежав в 1838 г. на Север, он принял самое активное участие в аболиционистском движении, став руководителем левого революционного крыла этого движения. В 40—50 годах Дуглас приобрел общенациональную известность как блестящий оратор и публицист, сторонник наиболее решительных мер в борьбе за уничтожение рабства. В годы гражданской войны Дуглас, сплачивая на Севере сторонников уничтожения рабства, был одним из первых политических деятелей США, который сформулировал революционные задачи гражданской войны. Он указал на необходимость уничтожения рабства, предоставления неграм оружия и равных с белыми экономических и политических прав. На протяжении более четверти века Дуглас был общепризнанным вождем негритянского народа и крупнейшим революционным политическим деятелем США, выступавшим за единство действий белых и черных трудящихся. Дуглас — автор многочисленных публицистических статей, составляющих несколько томов. Его перу принадлежат также три крупные автобиографические работы. Активное участие Дугласа и других руководителей негров в формировании негритянских полков позволило в короткие сроки создать боеспособные воинские части, в которые вступали как свободные негры, так и бывшие рабы.
Уже в первых боях негритянские солдаты зарекомендовали себя прекрасными бойцами. 23 мая 1863 г. при штурме Порт-Хадсона отличились два негритянских полка. Это была первая битва, в которой участвовали крупные негритянские воинские части. В тот момент, когда батареи мятежников в упор расстреливали наступавших артиллерийским огнем, когда Мичиганский,
Нью-йоркский и Массачусетский белые полки дрогнули и повернули назад, оба негритянских полка, несмотря на огромные потери, не отступили ни на шаг. Они предприняли три отчаянные атаки, но все же достигли намеченного им рубежа. «Их знамена были в клочья разорваны выстрелами и буквально промокли от крови и мозга. Смертельно раненный сержант-знаменосец
I Луизианского полка крепко прижал знамя к своей груди, а два сопровождавших его цветных капрала начали борьбу за право нести это священное знамя». Таково описание первого боя негритянских полков, приводимое Дюбуа.
Уже 8 декабря 1863 г. Линкольн в послании конгрессу признавал: «Как показывает практика, трудно сказать, что они не являются такими же хорошими солдатами, как и другие». Участники гражданской войны отмечали исключительную храбрость негритянских солдат. «Негритянские войска во всех боях вели себя с поразительной храбростью,— заявлял генерал Секстен,— никогда, ни в едином случае я не слышал, чтобы они отступали» .
Характерно, что самые прославленные генералы Севера Грант, Шермап и Батлер большинство своих побед одержали с войсками негров. И они считали эти войска самыми дисциплинированными и надежными. Это была настоящая черная гвардия полководцев гражданской войны. Когда Грант в 1864 г. стал главнокомандующим и был переведен с западного фронта на решающий фронт в Виргинии, он сдал белые войска западного фронта своему преемнику, но настоял на том, чтобы 20 тыс. негров-солдат, сражавшихся с ним на западе, были переведены в Виргинию. Именно с ними Грант и нанес последние сокрушительные удары мятежникам и в марте 1865 г. занял Ричмонд. Первым в столицу Конфедерации с песней о Джоне Брауне вошел негритянский полк.
В то же время нельзя не обратить внимания на то, что хотя негры и зарекомендовали себя прекрасными солдатами, они подвергалась в армии Союза позорной дискриминации. Негры не могли служить в одних частях с белыми, их дискриминировали в присвоении офицерских званий. Негритянский солдат получал значительно меньшую плату, чем белый.
Всего в армию Севера вступило около 200 тыс. негров. Это составляло 13% всей численности федеральных вооруженных сил . Помимо этого около 250 тыс. негров служили в тыловых частях федеральной армии. Особенно много негров было в военно-морском флоте. По официальным данным, около 25% личного состава флота Союза составляли негры (29 511 человек из 118 044) . За время войны негры приняли участие в 450 сражениях , в которых было убито 36 тыс. негритянских солдат и офицеров и 3 200 негров-моряков. Десятки тысяч были ранены, много негров погибло, сражаясь в тылу мятежников.11
Создание негритянских полков имело и колоссальное моральное значение. Они оказывали огромное влияние на расширение борьбы негров в тылу рабовладельцев.
Переход к революционным методам ведения войны внес коренной перелом в положение на фронте. Очищенная от предателей и саботажников, реорганизованная и пополненная негритянскими полками федеральная армия стала одерживать победу за победой, хотя эти победы и достигались в тяжелых кровопролитных боях. Весной 1863 г. мятежники даже вновь сумели создать серьезную угрозу Вашингтону. В апреле 1863 г. генерал Ли направил 30-тысячную армию генерала Джексона в обход федеральной армии. Неожиданный удар с фланга и тыла внес замешательство, армия Севера вынуждена была оставить свои позиции. Завязавшееся сражение у Чанслорсвилля продолжалось несколько дней. Бои были исключительно кровопролитны: федеральная армия потеряла у Чанслорсвилля 17 287 человек, мятежники — 12 463. Победа в сражении осталась на стороне мятежников. Пытаясь использовать достигнутый успех, войска под командованием Ли двинулись форсированным маршем на Север. Однако превосходящие силы федеральной армии не дали возможности мятежникам прорваться к Вашингтону.
Битва у Чанслорсвилля была последней крупной победой конфедератов. После этого сражения инициативой на всех фронтах прочно завладели федеральные войска. Уже летом 1863 г. армия Севера сумела перейти в наступление на центральном фронте, 1 июля 1863 г. началось трехдневное сражение при Геттисберге. Вооруженные силы конфедератов под командованием генерала Ли были разбиты и стали с боями отступать на Юг, в Виргинию.
В эти же дни Север одержал другую крупную победу: 4 июля Грант взял Виксберг, основной опорный пункт мятежников на р. Миссисипи. Поражение при Виксберге было настоящей катастрофой для мятежников. Потери конфедератов составили 10 тыс. человек. 29 491 человек был взят в плен. Войска северных штатов захватили богатые трофеи, в том числе 170 орудий и 50 тыс. ружей. Потери Гранта составили всего 9 362 человек убитыми и ранеными. Взятие Виксберга привело к тому, что вся р. Миссисипи оказалась занятой федеральными войсками. Это был крупный стратегический успех, так как восточная часть Конфедераций теперь изолировалась от западной, что серьезно облегчало выполнение военных планов Севера.
Развитие международных событий также происходило более благоприятно для федерального правительства, чем на первом этапе войны. В 1863 г. произошло важное событие в дипломатической истории гражданской войны, значительно улучшившее положение Севера. В связи с восстанием в Польше отношения между Россией, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой, резко обострились. В Петербурге считали, что война с Англией и Францией неизбежна. Готовясь к этой войне, Россия провела ряд срочных военных мероприятий, в частности направила две русские эскадры в территориальные воды США. В сентябре 1863 г. одна из эскадр прибыла в Сан-Франциско, другая в Нью-Йорк. Командиры эскадр имели секретные инструкции в случае войны с Англией и Францией перерезать морские коммуникации и заняться каперством против английского и французского флотов, а также нанести удар по колониальным владениям противника .
Американская общественность с большим удовлетворением встретила известие о прибытии русских эскадр. На приеме, устроенном в честь русских моряков, мэр Бостона заявил: «Русская эскадра не привезла к нам с собой ни оружия, ни боевых снарядов для подавления восстания: мы в них и не нуждаемся, но она принесла с собой более этого: чувство международного братства, свое нравственное содействие».
Англия и Франция не объявили войны России, а посылка русского флота в Соединенные Штаты в условиях продолжавшейся гражданской войны сыграла роль дружеской демонстрации России по отношению к федеральному правительству. Позиция, занятая Россией в 1863 г., объективно была направлена на поддержку федерального правительства и сыграла значительную роль в укреплении внешнеполитического положения США на втором этапе гражданской войны.
Занимая дружескую позицию по отношению к правительству Линкольна, правительство России руководствовалось принципом невмешательства во внутренние дела США. Еще 27 октября
(8 ноября) 1862 г. Горчаков писал русскому послу в Париже Убри: «Прежде всего следует избежать всякого подобия давления, которое может лишь оскорбить общественное чувство в Соединенных Штатах и раздражить его при одной мысли об иностранном вмешательстве».12
Благожелательное отношение России к США получило высокую оценку со стороны американских официальных кругов. После возвращения на родину русские моряки были приглашены в американскую миссию (30 августа 1864 г.), где посланник США генерал К. Клей заявил: «Россия, великая держава Востока, и Соединенные Штаты, великая держава Запада, не имея противоречивых интересов, должны руководствоваться законами сближения... Со времен Екатерины II и с часа нашего рождения, как нации, мы всегда были друзьями». В тот же день на банкете, устроенном на борту фрегата «Ослябя» в Кронштадте, секретарь американской миссии Берг заявил: «Между нами существует дружба, не омраченная никакими дурными воспоминаниями. Она будет продолжаться при обоюдном соблюдении твердого правила не вмешиваться во внутренние дела друг друга... Нетрудно представить себе громадные преимущества, которые может дать такая политика всем правительствам земного шара, если они будут ее тщательно придерживаться в международных отношениях».
Россия была единственной великой державой, занимавшей в годы гражданской войны благожелательную по отношению к Северу позицию. Причина этого заключалась в том, что правительство России было заинтересовано в сохранении единых, сильных Соединенных Штатов. Эта заинтересованность определялась тем, что Англия и Франция, основные конкуренты России, стремились расколоть и ослабить Соединенные Штаты с тем, чтобы укрепить свои колониальные позиции в Америке.
Совершенно иными интересами руководствовалась прогрессивная общественность России, которая с первых же дней гражданской войны выступила с активной поддержкой Севера. В борьбе между Севером и Югом передовая Россия видела борьбу демократических и реакционных сил и вполне естественно, что симпатии прогрессивной общественности России были на стороне Севера. Отношение этих кругов России к гражданской войне в США наиболее ярко отразилось в работах великого русского революционного демократа Н. Г. Чернышевского.
В 1861 — 1862 гг. Чернышевский опубликовал в журнале «Современник» целую серию статей, в которых он дал глубокий научный анализ экономических, политических и военных проблем гражданской войны в США. Причину гражданской войны Чернышевский видел в рабстве, которое было серьезным препятствием на пути экономического развития США. Он писал, что рабство «...лежало гнетом на всей жизни всего североамериканского народа, пятном на доброй славе его».
Информация о работе Обстановка накануне гражданской войны и причины войны