Обстановка накануне гражданской войны и причины войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:47, реферат

Краткое описание

«Неотвратимый конфликт» — так спустя несколько лет ха­рактеризовали отношения между Севером и Югом, сложившиеся к середине XIX столетия. К. Маркс указывал, что «рабство нег­ров — чисто промышленное рабство,— которое все равно исче­зает с развитием буржуазного общества и с ним несовместимо, предполагает это развитие...»2 . Однако южная рабовладельче­ская олигархия вовсе не собиралась сдаваться без боя

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

В прошлом в США политические партии возникали под ру­ководством общепризнанного вождя движения, примеры Джефферсона, Джексона и Клея достаточно поучительны. Ныне силы противников рабства сначала объединились в республиканской партии, а затем выдвинули руководителя из своей среды — А. Линкольна. Партия опиралась на широкую коалицию, в ко­торую входили фермеры Запада и Севера, отходившие от демо­кратов ввиду их упорного отказа разрешить аграрный вопрос и принять закон о гомстедах, часть промышленных кругов

Северо-востока и рабочих. Ранее аболиционисты не были связаны с рабочим движением, обе стороны крайне подозрительно отно­сились друг к другу. Профсоюзы считали уничтожение «наемного рабства» значительно важнее, нежели освобождение рабов. Лишь некоторые выдающиеся аболиционисты, среди которых первое место занимали Ф. Дуглас и Г. Грили, признавали спра­ведливость требований рабочих. Основная масса, особенно близкие к Гаррисону, неизменно осуждали профсоюзное дви­жение как «преступное», создающее пропасть между предпри­нимателями и рабочими. Однако с возникновением республикан­ской партии рабочие были «буквально вынуждены занять опре­деленную позицию». Естественно, что симпатии рабочих ока­зались на стороне республиканцев, выдвинувших программу ограничения рабства. Поскольку республиканская партия выступила против расширения рабства, проводя объективно про­грессивную программу, в ее создании активное участие приняли и американские марксисты, старавшиеся усилить влияние ра­бочих.

На выборах 1856 г. республиканская партия выдвинула кан­дидатом в президенты Фремопта. Ей пришлось встретиться на выборах с двумя партиями — демократической и американской. Американская партия, известная в истории как партия «ни­чего не знающих» (так вменялось в обязанность ее членам от­вечать на вопрос о целях партии), была крайне шовинистиче­ской организацией. Она выступала за «американскую» Демо­кратию и против иностранцев; последнее увлекло за ней неко­торую часть рабочих, видевших в конкуренции иммигрантов причину тяжелых условий труда и жизни. В то же время аме­риканская партия требовала протекционистских тарифов, упорядочения банковского дела. Все это отвечало интересам расту­щей промышленности.

В избирательной борьбе республиканская партия высказы­валась за восстановление миссурийского компромисса и приня­тие Канзаса свободным штатом в Союз. Лозунг «истекающего кровью Канзаса» был в центре пропаганды республиканцев. Демократы в своей платформе все еще старались удержать фер­меров — выступая против протекционистских тарифов, нацио­нального банка и т. д. Им удалось достичь этого в последний 1раз: на выборах победил кандидат демократов Д. Бьюкенен, собравший 1,8 млп. голосов. Республиканская и американская партии получили соответственно 1,3 млп. и 870 тыс. голосов. После выборов 1856 г. перед руководителями республиканской и американской партий встал жизненно важный вопрос об объ­единении своих сил и нанесении поражения демократам. В США назревали крупные политические события. Страна находилась накануне гражданской войны.

Война в Канзасе и восстание Джона Брауна, явившееся цервой пробой сил в вооруженной борьбе между рабовладель­цами Юга и их противниками на Севере и Западе, послужили прологом к гражданской войне 1861 — 1865 гг. Эти события явились внешним проявлением глубочайшего кризиса рабовла­дельческого плантационного хозяйства Юга, назревшего к концу пятидесятых годов XIX в.Противоречия между капиталистиче­ской системой на Севере и рабовладельческим плантационным хозяйством на Юге приняли настолько антагонистический ха­рактер, что разрешить их можно было только в открытой во­оруженной борьбе. Неизбежным результатом этой борьбы долж­но было быть уничтожение рабовладельческой системы, которая была обречена на гибель всем ходом экономического развития страны. Успехи капиталистического производства на Севере с особой силой подчеркивали отсталость и малую производитель­ность рабского труда на Юге. Наличие рабства в южных шта­тах превращалось во все больший тормоз на пути развития про­изводительных сил Соединенных Штатов.

Рабство разлагалось изнутри, и проявлением этого разложе­ния явилась острейшая классовая борьба на Юге, находившая свое наиболее яркое отражение в многочисленных восстаниях рабов и в других формах сопротивления негров рабовладельче­скому режиму (в саботаже во время работы на плантациях, в бегстве рабов в свободные штаты и т. д.).

Оппозиция рабству на Севере и Западе росла чрезвычайно быстро. Все более широкие слои населения в свободных штатах поднимались на борьбу с рабством — буржуазия, рабочие, фер­меры, свободные негры, лучшие представители интеллигенции. Необходимость уничтожения рабства определялась не толь­ко внутренними экономическими и политическими причинами, но и важным внешнеполитическим обстоятельством: наличие рабства тормозило экономическое развитие страны, что серьезно ослабляло позиции США на международной арене.

Таким образом, весь ход экономического и политического развития страны ставил вопрос о необходимости уничтожения рабства.   Антагонистический   характер   противоречий   между рабством и капитализмом ярко проявлялся в борьбе за «свобод­ные земли» Запада, на которые претендовали плантаторы Юга, стремившиеся распространить рабство на незанятые территории и на весь Союз. Буржуазия Севера из экономических и полити­ческих соображений также была заинтересована в распростра­нении капиталистических производственных отношений на «сво­бодные земли», в расширении внутреннего рынка на Западе, в получении сырья для промышленности из этого обширного края. Борьба за «свободные земли» Запада  и  явилась причиной гражданской   войны   в   Канзасе,   Политическая   обстановка   в стране после событий в Канзасе и восстания Джона Брауна все более накалялась. Антирабовладельческое движение росло и крепло во всех штатах Севера и Запада. Аболиционисты, опи­раясь на поддержку рабочих, фермеров и буржуазии, преврати­лись в канун гражданской   войны  в серьезную   политическую силу,  противостоящую плантаторам-рабовладельцам и связан­ным с ними реакционным буржуазным кругам Севера. Рабочие и фермеры выступали против рабства и стремления плантато­ров-рабовладельцев расширить свое влияние и господство в эко­номической и политической жизни США. Свидетельством этого явилась и избирательная кампания  1860 г.,   в ходе   которой нашли резкое проявление борьба между промышленной буржуа­зией Севера и плантаторами-рабовладельцами Юга и усиление недовольства    избирателей     политикой    плантаторов-рабовла­дельцев.

В кампании по выборам президента принимали участие две партии: демократическая и республиканская. Республиканская партия, возникшая в 1854 г. и отражавшая интересы промыш­ленных и торговых кругов буржуазии северных штатов, высту­пила в своей избирательной платформе против введения раб­ства на новых территориях. Она обещала издать закон о гомстеде

и провести протекционистский тариф, который способст­вовал бы развитию национальной промышленности, увеличению количества фабрик и заводов. Своей программой республиканцы рассчитывали привлечь на свою сторону рабочих, фермеров и широкие круги аболиционистов.

Кандидатом в президенты республиканская партия выдви­нула Авраама Линкольна.

Линкольн родился в 1809 г. в штате Кентукки. Его отец был простым плотником. Сам Линкольн в молодости тоже был рабочим. Усиленно занимаясь самообразо­ванием, самостоятельно изучил юридические науки и имел некоторое время адвокатскую практику в штате Иллинойс. Он четыре раза избирался в законодательное собрание Илли­нойса, а с 1847 г. по 1849 г. был членом палаты представителей конгресса США. В начале своей политической деятельности Линкольн принадлежал к партии вигов, но в 1856 г. вступил в республиканскую партию, в которой вскоре занял видное по­ложение.

Большое значение в выдвижении Линкольна имело и то об­стоятельство, что он был выходцем из народа, прекрасно пони­мал нужды широких трудящихся масс и имел большой автори­тет среди рядовых избирателей. Именно такой человек мог рас­считывать на победу в ходе предстоящих выборов президента.

Демократическая партия не смогла выдвинуть лозунгов, которые обеспечили бы ей поддержку большинства избирателей. Стремясь ослабить позиции республиканцев среди рабочих, де­мократы, представлявшие интересы плантаторов-рабовладель­цев Юга и связанных с ними буржуазных кругов Севера, ис­пользовали старый прием. Они натравливали белых трудящих­ся на черных.

Демократы пытались запугать рабочих тем, что после осво­бождения рабов сотни тысяч негров получат возможность пере­ехать на Север и это приведет к резкому понижению заработ­ной платы белых рабочих. С другой стороны, они пытались воздействовать на рабочих, утверждая, что будто избрание Лин­кольна и проведение республиканской программы может пове­сти к отделению южных штатов, в результате чего промышленность Севера лишится хлопка, потеряет рынок Юга, и тысячи рабочих останутся без средств к существованию. Однако распространение подобных версий мало способствовало укреплению политических позиций демократов в избирательной

кампании. Кроме того, положение демократической партии осложнялось наличием серьезных разногласий внутри ее руко­водства. Это нашло свое отражение в выдвижении демократами трех кандидатов на пост президента: Брекенриджа, Дугласа и Белла. Брекенриджа поддерживали южные рабовладельческие штаты. Он отражал интересы правых кругов демократов и вы­сказывался за отделение Юга от Союза. Только из тактических соображений Брекенридж иногда маскировал свою позицию. Дуглас выступал за сохранение Союза, но, вместе с тем, реши­тельно критиковал программу республиканцев, рассчитанную на ограничение рабства. Его поддерживала, главным образом, та часть торгово-промышленной буржуазии Севера, которая была связана с рабовладельческой экономикой Юга.

В ходе избирательной кампании республиканской партии удалось добиться серьезных успехов. За Линкольна голосовало 1 866 452 избирателя, за Дугласа — 1 376 957, за Брекенриджа — 849 781, за Велла — 588 879. 3

Важную роль в победе республиканцев на выборах сыграл не только раскол среди демократов, но и активные выступления в поддержку Линкольна избирателей-рабочих, особенно в Пен­сильвании, Новой Англии, Огайо и Иллинойсе. Некоторые рес­публиканские лидеры даже считали, что роль рабочих была решающей. Большую работу среди рабочих провели Вейдемейер и другие марксисты, призывая их отдать свои голоса за Линкольна. За Линкольпа голосовало также большинство аболициони­стов. Лидер революционного крыла аболиционистов, руководи­тель негритянского освободительного движения Фредерик Дуглас, активно выступил в поддержку Линкольна, хотя и резко критиковал его программу за непоследовательность в вопро­се о рабстве.

Победа республиканцев на выборах означала, что отступле­ние промышленно-торговых кругов Севера перед натиском плантаторов-рабовладельцев прекратилось. В истории Соеди­ненных Штатов закончился период компромиссов, каждый из которых означал новые уступки промышленного Севера рабо­владельческому Югу. После победы на выборах буржуазно-промышленные круги Севера заявили решительные притязания на власть в нацио­нальном масштабе. Это не могло не вызвать резкого сопротив­ления рабовладельцев. Победа Линкольна на выборах послужила сигналом к реа­лизации давно вынашивавшихся планов отделения южных штатов. Сразу же после избрания Линкольна 7 ноября 1860 г. губернатор штата Джорджия Джозеф Браун обратился с по­сланием к законодательному собранию штата с предложением отделиться от Союза и принять меры по укреплению вооружен­ных сил штата.

Первым штатом, вышедшим из состава Союза, была Южная Каролина, конвент которой

20 декабря 1860 г. принял ордонанс об отделении . К 1 февраля 1861 г. из состава Союза вышли еще шесть штатов: Алабама, Миссисипи, Флорида, Джорджия, Луизиана и Техас.

Волна жесточайшего террора прокатилась по всему Югу. Малейшие попытки протеста против сецессии были подавлены, и началась активная подготовка к войне. 3 января по приказу губернатора штата Джорд­жия Брауна была захвачена федеральная крепость форт Палэски. На подготовку   к войне законодательные органы   штата ассигновали 1 млн. долл. и объявили о формировании в штате, десятитысячной армии.

Ставленник рабовладельцев Бьюкенен, продолжавший нахо­диться на посту президента до 4 марта 1861 г., активно содей­ствовал совместно со своими министрами подготовке к мяте­жу. На Юг перевозилось оружие, боеприпасы и снаряжение, происходила усиленная передислокация частей федеральной армии.

По мере приближения дня вступления Линкольна в долж­ность президента на Юге усиливалась деятельность плантатор­ской реакции. 4 февраля 1861 г. в городе Монтгомери (штат Ала­бама) собрались представители отделившихся штатов и провоз­гласили создание Конфедерации южных штатов. Крупный плантатор-рабовладелец Джефферсон Дэвис был избран ее пре­зидентом.

Создание Конфедерации было высшим этапом сецессионистского кризиса, начавшегося после избрания Линкольна. Кон­вент в Монтгомери объединил силы всех сторонников рабовла­дельцев на Юге и открыто заявил о подготовке Конфедерации к военным действиям против федерального правительства. Им было принято решение о займе на военные цели в сумме-15 млн. долл. для покрытия военных расходов, вводились также новые налоги. Явно провокационный характер имело решение конвента о необходимости «предпринять немедленные меры, чтобы путем переговоров или силой овладеть фортами Самтер и Пикенс».

Форт Самтер занимал выгодное стратегическое положение. Он охранял вход в бухту Чарлстона — столицу Южной Кароли­ны. Небольшой гарнизон форта, состоявший из 74 рядовых и 9 офицеров во главе с майором Андерсоном, оставался, верен Союзу. 13 апреля 1861 г. семь тысяч мятежников с 47 морти­рами и орудиями осадили форт и заставили гарнизон капиту­лировать и спустить федеральный флаг. Провокационное нападение на форт Самтер вызвало глубо­кое возмущение у населения всех северных штатов.

В северных штатах начался сбор средств для семей волонтеров, вступавших в федеральную армию. Общественность страны решительно требовала дать воору­женный отпор мятежникам. Однако республиканское прави­тельство с самого начала стремилось разрешить конфликт между Севером и Югом путем компромисса и не допустить начала военных действий. Но возмущение, охватившее народные мас­сы Севера после нападения на форт Самтер, заставило прави­тельство Линкольна занять более решительную позицию. 15 апреля 1861 г. президент Линкольн объявил южные штаты мятежными и призвал в армию 75 тыс. добровольцев .Так началась гражданская война.

Наиболее агрессивные круги рабовладельцев требовали даже создания «великой рабовладельческой республики», которая включала бы Мексику и все страны Южной Америки.

Со стороны мятежников война в полном смысле слова являлась захватнической и велась за распростра­нение рабства на новые территории. Правительство Линкольна видело свою основную задачу в восстановлении целостности Союза, в обеспечении необходимых условий для развития капитализма. По вопросу о рабстве оно выступало с умеренной программой ограничения его распро­странения. Буржуазия Севера стремилась не допустить к тому же углубления конфликта и революционного взрыва в стране, к чему могла привести война за уничтожение рабства.

Информация о работе Обстановка накануне гражданской войны и причины войны