Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 13:49, реферат
Одним их самых ярких и процветающих стран средиземноморья, на всем протяжении средних веков, наравне с Византией, стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически появилось военно-бюрократические и военно-феодальные государственные образования, как правило, в итоге боевых завоеваний и присоединений. Так появилась империя моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.
Введение
История Халифата богата событиями в любой сфере человеческой деятельности, в том числе в культуре, науке, технике.
Идеологией Халифата стал ислам, вероучение
и культ которого с каждым годом
разрабатывались все более
Одним их самых ярких и процветающих стран средиземноморья, на всем протяжении средних веков, наравне с Византией, стал Арабский халифат, созданный пророком Мухаммедом и его преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически появилось военно-бюрократические и военно-феодальные государственные образования, как правило, в итоге боевых завоеваний и присоединений. Так появилась империя моголов в Индии, империя Танской династии в Китае и др. Сильная интегрирующая роль выпала христианской религии в Европе, буддистской в государствах Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском полуострове.
Аравийский полуостров, где возникло
первое исламское государство, расположен
между Ираном и Северо-Восточной
Африкой. Во времена пророка Мухаммеда
он был слабозаселенным. Арабы были
тогда кочевым народом и
Образование Халифата
В VII веке у арабских племен, центром расселения которых является Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усиливалась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванный путь с юга на север. В городах доминировали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах находилось большое количество обездоленных бедуинов. Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связавшие всех соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном скота.
Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других народов, идеология общественного движения, объективно выступившего за новый строй, приобрела религиозную форму.
Возникновение новой религии – Ислама – связано с именем Мухаммеда (приблизительно 570 – 632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен быть Пророк – «наместник Бога на земле». Единственным условием вступления в эту общность являлось признание новой религии и строгое соблюдение ее предписаний.
Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам, так как давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий и разорений.
Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это продолжалось не долго. Наблюдая за действием приверженцев Ислама, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.
К этому времени (20 – 30 гг. VII века) было завершено организационное оформление религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные военные отряды вели борьбу за объединение страны под знанием Ислама. Деятельность этой религиозной военной организации постепенно приобрела политический характер.
Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной – преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века объединение Аравии было в основном завершено.
К середине VIII в. арабские завоевания
фактически прекратились. Как в свое
время Римская империя, халифат
должен был сосредоточить усилия
на обороне уже занятых рубежей.
В то же время назрела необходимость
укрепить государственное устройство.
Огромная многонациональная держава
требовала новых принципов
Омейяды, пришедшие к власти во время безудержной арабской экспансии, когда даже сами завоеватели лишь недавно стали мусульманами, уже не могли управлять по-новому. Им нашлась замена — Аббасиды. Последние десятилетия правления Омейядской династии ознаменовались жестоким экономическим и политическим кризисом. Он был связан с несколькими факторами. Халифы не проводили единой политики в отношении покоренных народов. С одной стороны, велась исламизация покоренных стран.
Однако вновь обращенные мусульмане должны были, согласно установлениям ислама, уравниваться в правах с другими правоверными, в том числе в отношении налогов. Это происходило далеко не всегда. Иноверцы и неофиты страдали от все увеличивающихся поборов, сверхналоговых повинностей (например обязательных ирригационных работ), произвола наместников, которые, кажется, никак не могли избавиться от менталитета оккупантов в чужой стране. Недовольны были и обратившиеся в ислам, но не получившие достаточных возможностей крупные землевладельцы в новых провинциях. Например, в Хорасане — богатой и многонаселенной области, включавшей северо-восточную часть современного Ирана, Мервский оазис, оазисы юга современного Туркменистана.
Провинция чувствовала пренебрежение со стороны Дамаска, Омейяды открыто продолжали опираться не на мусульман, а на арабов. При этом даже внутри арабского мира не было согласия, североаравийские и южноаравийские племена, составлявшие основу армии, враждовали между собой, а Омейяды своими неуклюжими действиями лишь подливали масла в огонь. Так, в определенный момент они откровенно стали отдавать предпочтение северянам, тут же восстановив против себя пол-армии. Правящая династия вызывала резкую критику и у религиозных деятелей.
Сторонники ортодоксального ислама упрекали ее в том, что халиф превратился в светского владыку, управлявшего страной не по законам Мухаммеда. Вспоминали о том, что Омейяды ведут свой род не от пророка, а от одного из его сподвижников, который не сразу принял ислам, да и вообще долго был противником его создателя. С другой стороны, Омейядов критиковали шииты, хорошо помнившие о том, как был отстранен от власти их кумир — Али.
Шииты верили в особую харизматическую, божественную власть имамов, потомков Али, последовательно сменявших друг друга даже в годы правления дамасских халифов. Их активность в последние годы правления Омейядов увеличилась. По сути, в руках шиитов оказался весь Западный Иран. В 40-х годах усилия противников халифов из разных лагерей объединяются. В качестве лидеров выдвигаются потомки дяди Мухаммеда аль-Аббаса. С одной стороны, они доказывали, что их предок как раз всегда поддерживал пророка — это должно было повлиять на позицию суннитов. С другой стороны, аббасид Мухаммед ибн Али утверждал, что последний имам именно ему завещал руководство 11усульманской общиной — это был уже реверанс в сторону шиитов.
После смерти Мухаммеда ибн Али движение возглавил его сын Ибрахим, затем второй сын — Абу-ль-Аббас. Центром шиитского движения была Куфа, особенно же благоприятную почву для пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане. Они обещали, что при их власти мусульмане будут освобождены от незаконных налогов, с немусульман налоги будут взиматься по справедливости в соответствии с исламскими законами, а сельские жители будут избавлены от различных сверхналоговых повинностей. Для руководства антиомейядским восстаниемИбрахим отправил в 747 г. в Хорасан иранца, шиита крайних взглядов Абу Муслима.
За короткий срок он сумел привлечь на сторону Аббасидов арабов-южан, немусульман и подавляющую часть исламизированного иранского населения страны. Торговый и ремесленный центр Мерв он превратил в центр восстания, которое приняло всеобщий характер. 9 июня 747 г. в оазисе были зажжены костры, восставшие подняли черные знамена и облачились в черные одеяния. Позднее черный цвет стал официальным цветом Аббасидов. Халиф Марван II, узнав о начале волнений, арестовал и казнил Ибрахима, но его место занял Абу-ль-Аббас. В 748 г. Абу Муслим перешел в решительное наступление. Он двинул на запад войско во главе с военачальником Кахтабой, а другой отряд направил на восток. «Мусаввиды» (одетые в черное) Кахтабы в 749 г. вторглись в Ирак и заняли Куфу.
В следующем году Абу Муслим лично подавил направленные против него выступления в Бухаре. Омейядское войско было ослаблено борьбой и с внутренними, и с внешними врагами. В начале 750 г. аббасидская армия под командованием дяди Абу-ль-Аббаса Абдаллаха нанесла решающее поражение армии Марвана на берегу северного притока Тигра, реки Большой Заб. Вскоре Аббасиды вступили в Дамаск. Халиф бежал в Египет, где в конце концов был схвачен и убит. Началось поголовное истребление представителей рода Омейядов. Одному из них — Абд ар-Рахману удалось бежать в Испанию, где его сторонники захватили власть и создали в 756 г. независимый Кордовский халифат.
Остальная территория Омейядского халифата досталась Аббасидам. Еще в 749 г. в Куфе новым халифом был провозглашен Абу-ль-Аббас. Вскоре после своего прихода к власти халиф начал борьбу против прежних своих сторонников — шиитов. Их более радикальная идеология, да и стремление посадить на трон потомков Али мешали Аббасидам. Один за другим устранялись шиитские лидеры. Уже при следующем аббасидском халифе аль-Мансуре был вероломно убит сохранявший лояльность династии наместник и духовный лидер Хорасана Абу Муслим.Аббасиды отошли от принципов арабизации, продекларировав принцип равенства всех мусульман- Таким образом, арабы лишились своего исключительного положения в халифате.
На этой основе создавалась новая единая исламская держава, с централизованной властью, разветвленным бюрократическим аппаратом, продуманной идеологией. Столица была перенесена ближе к показавшим свою важность и силу провинциям — на восток, где был в кратчайшие сроки возведен город Багдад. Западные африканские области, за исключением узкой прибрежной полосы в Тунисе (Ифрикии), постепенно отпали от Багдадского халифата. Впрочем, при первых Аббасидах — аль-Мансуре, аль-Махди, аль-Хади и Гаруне аль-Рашиде (786—809) халифат был очень сильным государством.
Общественный строй Халифата
Общественный строй арабского халифата характеризуется тем, что в начале VII в. существовавший долгое время строй военной демократии у арабов пришел в упадок, стал себя изживать. Шла борьба за свободные земли. Выход из трудного положения знать видела в новой организации общества, в завоевательных походах, в приобретении вооруженной силой новых пастбищ, плодородных земель, скота, рабов. Однако дело объединения племен Аравии оказалось неисполнимым из-за их полной самостоятельности. В результате:
Возникло новое религиозное учение. Купец из Мекки Мухаммед, выдавая себя за посланника Аллаха, начал энергично проповедовать новую религию, получившую впоследствии название ислама, что означает покорность. Устанавливался ряд требований. Так, например, мусульманин обязан был признавать Аллаха единственным богом, а Мухаммеда его пророком. В своих ранних проповедях Мухаммед осуждал ростовщичество, рабство, призывал оказывать помощь сиротам, вдовам. Особенное значение в тех условиях имела его идея о братстве всех исповедующих ислам арабов независимо от их принадлежности к племенам и родам. Тем самым подрывалось прежнее родовое деление, с чего начиналось почти всякое государственное образование. В результате, слабость соседних государств, относительная веротерпимость завоевателей облегчили арабам захват огромных территорий. В конце VII – начале VIII в. все арабы признали ислам, что ускорило их объединение. Одновременно начались их завоевательные походы. В течение VII–IX вв. арабы захватили Иран, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, Армению, проникли в Грузию. Под их ударами разрушилась одряхлевшая империя Сасанидов, вынуждена была отступать такая могущественная ранее держава, как Византия.
Следует отметить такую специфическую
особенность общественного