Новгородская феодальная республика в 11-12 веках: социальный строй, религия, внешняя и внутренняя политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:00, реферат

Краткое описание

Общественно-политическая жизнь Новгорода 11 – 12 веков имела существенные особенности. Сначала Новгород наряду с другими русскими княжествами подчинялся Киеву. Но в ходе развития вечевого строя Новгород в 12 веке стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на известных условиях. Такая ситуация была не характерна для средневековья, а тем более для периода феодальной раздробленности, когда народ особенно «держался» за князей, видя в них защиту и гарантию безопасности. В Новгороде же князь не был единовластным правителем. Он выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, Новгорода с Русью и порядками в остальных ее землях, а с другой - отдельных частей Новгородской земли.

Содержание

Введение…..................................................................................................................2
История Новгорода…………………………………………………………………………………………….…….2
Особенности географического положения и административно-территориального деления Новгородской республики……………………………………………………………………………………………………… ….…..6
Экономика
Сельское хозяйство и промыслы………………………………………………………………….………...8
Ремесло…………………………………………………………………………………………………………… ………9
Торговля…………………………………………………………………………………………………………… …...12
Внутренняя политика и ее регулирование. Особенности аппарата управления................................................................................................................14

Внешняя политика………………………………………………………………………………………….……….20

Культура и религия …………………………………………………………………………………….…………..21

Заключение………………………………………………………………………………………………………….….24

Библиографический список…………………………………………………………………………………...25

Прикрепленные файлы: 1 файл

0430414_E218A_novgorodskaya_feodalnaya_respublika_v_xi_xii_vekah_socialnyi.docx

— 108.30 Кб (Скачать документ)

     Также бояре умело использовали недовольство народа в своей политической игре. Они настраивали «черных людей» против находившихся у власти своих политических противников, доказывая, что   только те виноваты в бедствиях, вызвавших недовольство народа. Бояре вынуждены были считаться с настроениями городских низов.

    Бояре боролись и за обладание должностью главы новгородского  правительства – посадника. Посадник, позднее степенный посадник, председательствовал на вече, возглавлял наряду с князем новгородское войско. Он участвовал в посольствах в другие государства. Имя посадника стоит в международных договорах Новгорода вслед за именем архиепископа, раньше имен других руководителей республики. Посадник не получал определенного жалованья, но пользовался особым налогом с волостей, называвшимся "поралье". Вместе с князем или его наместниками посадник осуществлял суд. Он назначал вместе с князем и сменял тех должностных лиц государства, которые не избирались на вече.  

     Еще одним носителем исполнительной власти в Новгородской республике был тысяцкий. Тысяцкий занимался регулированием торговых отношений, торговым судом, созывом ополчения, обороной города и республики, имел полицейские функции. Он также, как и посадник получал свои полномочия на неопределнный срок, имел в подчинении целый штат мелких агентов, исполнявших различные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решения веча и призывали к суду, извещали суд о преступлении, производили обыски и т.д. Кроме этого тысяцкий занимался военным судом - судом над собранными ополченцами. По мнению некоторых исследователей, тысяцкий избирался в противовес посаднику из низших классов новгородского общества, но это мало вероятно.

    Также одной из важнейших выборных должностей в Новгородской республике был архиепископ. После отсоединения от Киевской Руси в 1136 г. епископ Новгородский стал избираться вечем. Вече выбирало три кандидатуры на этот пост и бумажки с этими кандидатурами клали на престол Софийского Собора, а потом слепой или мальчик выбирал одну из бумажек. Претендент, имя которого было написано в этой бумажке, становился епископом Новгородским, а с 1156 г. - архиепископом Новгородским (10). Из этого правила было одно исключения: архиепископ Новгородский Аркадий сам назначил себе приемника. Архиепископ Новгородский, как уже говорилось, председательствовал на заседаниях Совета господ, осуществлял право церковного суда, наблюдал за торговыми мерами и весами, был хранителем государственной казны. К его голосу постоянно прислушивались высшие чины новгородской администрации. Архиепископ являлся крупнейшим феодалом Новгородской республики, владел обширными землями, образовавшимися, в основном, из конфискованных владений князя.

    Помимо этих административных должностей и веча существовал Совет Господ – своеобразная высшая полата. Совет господ подготовлял и вносил на вече законодательные вопросы, представлял готовые законопроекты, при этом он не имел собственного голоса в принятии законов. Также Совет осуществлял общее наблюдение за работой государственного аппарата и должностных лиц республики, контролировала деятельность исполнительной власти. Он же, совместно с князем, посадником и тысяцким решал вопросы о созыве веча и впоследствии направлял всю его деятельность.

      Совет  господ имел огромное значение  в политической жизни Новгорода. Он состоял из представителей  высшего новгородского класса, имевшего  могущественное экономическое влияние  на весь город, этот подготовительный  совет часто и предрешал выносимые  им на вече вопросы, проводя  среди граждан подготовленные  им самим ответы. Таким образом, вече очень часто становилось  оружием для придания решениям  Совета законности в глазах  граждан. Регулирование взаимоотношений Совета господ, посадника и веча с князем устанавливались особыми договорными грамотами.

 

 

 Население и сословное деление

 

     Неоднократно употребляется в работе термин «новгородцы», который обозначает все свободное население города. Однако состав любого классового общества, - а в этот период в Новгороде можно говорить как раз о классовом феодальном обществе, - неоднороден. Причем разные классы и социальные группы, как известно,  отличаются друг от друга не только по имущественному признаку, но и по той роли, которую они играют в политической системе общества. Прежде всего, новгородское население делилось на лучших и меньших людей. Причем «меньшие» не были меньшими по политическим правам, а только по экономическому положению и фактическому значению. Кроме общего разделения на лучших и меньших, новгородское общество делилось на три класса: высший класс – бояре, средний – житьи люди, своеземцы и купцы, низший – черные люди.

    Боярство являлось  привилегированным социальным слоем. Во времена Новгородской республики боярство – высший слой новгородских феодалов, не пополняемая выходцами  из других  социальная группа. Новгородское боярство по своему богатству и значению в политической жизни во многом напоминало патрициат эпохи расцвета республики – сенатское сословие, которое так же занимало высшие посты в государстве, не пополняясь выходцами из других сословий. Боярским семьям принадлежали громадные земельные владения в новгородских пятинах. И по традиции высшие руководители республики избирались только из числа боярского сословия. Таким образом, боярство являлось основной политической силой Новгорода. Получая со своих земель колоссальные доходы, бояре имели возможность подкупать на вече "крикунов" и проводить решения, нужные им. Кроме того, обладая большими капиталами, бояре ссужали ими купцов и таким образом стояли во главе торговых оборотов. Вот некоторые известные боярские фамилии: Борецкие, Авиновы, Кузьмины-Караваевы, Судаковы, Тучковы новгородские (дворянский род), Норовы.

      Вопрос же о происхождении  этого сословия в настоящее время  не может считаться вполне ясным. Одни исследователи высказывали мысль, что боярство пошло от воинов княжеской дружины, осевших в Новгороде и влившихся в местное общество. Другие полагают, что  боярство образовалось из представителей местной родоплеменной знати. В пользу последнего предположения говорят результаты раскопок в Неревском конце. Здесь открыт  комплекс усадеб, принадлежавших знаменитому посадническому роду бояр Мишиничей-Онцифировичей. Выяснилось, что эти усадьбы с неизменными границами существовали с 10 века. Однако не удалось проследить преемственность владельцев усадеб с первых десятилетий существования Новгорода. Не исключена возможность, что в формировании новгородского боярства принимали участие и местная знать и пришлая дружина.

    Об экономической мощи и политической силе новгородского боярства имеется свидетельство фламандца Гильбера де  Ланнуа, который в своем описании Новгорода отметил: «Внутри упомянутого города живет много больших сеньоров, которых они называют боярами, и там есть такие горожане, которые владеют землей в 200 лье длины (это около 900км), богаты и могущественны удивительно. И не имеет русские великой Руси (речь идет о Новгороде) других властителей, кроме этих бояр, выбираемых по очереди так, как хочет община». Наблюдения фламандца очень точны, за исключением, пожалуй, протяженности боярских владений. Земля, принадлежавшая боярским семьям, почти никогда не располагалась сплошным массивом. Обычно она состояла из десятков, а то и сотен волостей, сел, участков, находившихся в разных погостах различных пятин. 

       Средний  класс новгородского общества  в основном представлялся житьими  людьми. Житьи люди – это население  среднего достатка. Они представляли  собой род акционеров, вкладывающих  деньги в развитие международной  торговли. Получая со своих земель  доходы, житьи люди вкладывали  их в купеческие предприятия, с чего и получали прибыль. В политической жизни города  этот класс исполнял судебные  и дипломатические поручения  Совета господ, являлся представителем  концов, в которых проживал.

     В отличие от других русских княжеств, в Новгороде сохранился класс мелких землевладельцев – своеземцев. Но землевладение своеземцев несколько отличалось от обычного боярского землевладения - своеземцы очень редко владели землями в одиночку. Обычно своеземцы обрабатывали и приобретали землю сообща – некоторое подобие крестьянской общины. Своеземцы либо сами обрабатывали свою землю, либо сдавали ее в аренду крестьянам. Своеземцы отличались от крестьян тем, что имели полное право на землю. Они в большинстве своем были городскими жителями, купившими земельные участки, вроде нынешних дачников, только земли своеземцев были больше и в основном сдавались в аренду. Своеземцы вместе складывались в земледельческие товарищества, носившие название сябров или складников.

      Еще одной  социальной категорией среднего слоя новгородского населения было купечество. Купечество было торговым классом, извлекающим прибыль из выгодного географического положения Новгорода. Купцы, в основном, работали с помощью капиталов бояр и житьих людей. Новгородское купечество вело крупную транзитную торговлю. Политическую роль купцов не стоит преувеличивать, она была довольно скромной. Купечество упоминается среди свободного населения Новгорода лишь в тех грамотах новгородского веча, которые касались торговых отношений с западом. В договорах же Новгорода с князьями купцы постоянно упоминаются рядом со смердами. Нужно иметь в виду, что новгородское купечество не было однородным по составу. Были чрезвычайно богатые купцы – вспомним былинного Садко, рисковавшего состязаться в богатстве со всем Новгородом. Таких называли в древности «гостями» - людьми, которые вели торговлю с другими городами и странами. Но больше тех, которых и называли собственно «купцами», занимавшихся внутригородской торговлей. Богатые гости строили церкви, владели иногда землей с зависимыми крестьянами.

      Для защиты своих  интересов купцы объединялись в особые корпорации, гильдии. Как и в западноевропейских странах существовали подобные объединения и в Новгороде, где они именовались купеческими сотнями, крупнейшей из которых было так называемое Ивановское сто. Принадлежавшая Ивановским купцам церковь Ивана па Опоках (отсюда название сотни) стояла на торгу, она сохранилась до наших дней.

      Располагая уставом Ивановского ста, мы можем судить о его деятельности. Сделаться «пошлым купцом», то есть потомственным членом сотни, мог только богатый человек, внесший в общую казну 50 гривен серебра (около 10 кг серебра). Корпорация объединяла купцов, торговавших воском. Право взвешивать весь воск, поступавший на новгородский рынок, и собирать пошлину принадлежало только ей.

Кроме вощаных весов, в церкви Ивана на Опоках имелись и другие меры: пуд медовый, гривенка рублевая для взвешивания драгоценных металлов и «Иваньский локоть» для измерения длины привозимых тканей. Надзор за правильностью взвешивания и сохранностью эталонов был поручен старосте Ивановской церкви, сотским, а также, согласно византийской традиции, новгородскому архиепископу.

     При церкви  Ивана на Опоках находился торговый суд. Все тяжбы по торговым делам в Новгороде между русскими купцами, русскими и иностранными мог решать только этот суд. Помимо торговых, он разбирал и все уголовные дела новгородцев с иностранцами. В дела торгового суда не имели права вмешиваться ни князь, ни посадник, ни другие городские власти.

   Одним из атрибутов средневековых корпораций являлись общие праздники, пиры. На Руси они были широко распространены и назывались «братчинами». Существовал свой праздник и у Ивановского ста, продолжавшийся три дня,— праздник святого Иоанна. Богатейшее из новгородских купеческих объединений приглашало за большую плату отправлять церковную службу в своем храме трех самых видных церковных деятелей Новгорода. В первый день — архиепископа, во второй — юрьевского архимандрита, в третий — игумена Антониева монастыря.

    Не принадлежавшее  к первым двум классам население  называлось “черными людьми”. Разумеется, черные люди составляли большинство  населения Новгородской республики. Это были жившие в городах ремесленники и мелкие торговцы, сельское население: смерды и земцы. Они несли повинности по строительству и ремонту мостов и дорог, сооружению церквей и городских укреплений, в военное время призывались в ополчение.

     В Новгороде, крупном ремесленном центре, во все века было много ремесленников. Свободные ремесленники, владевшие собственными мастерскими, равно как и рыбаки, носильщики стояли на низших ступенях городской иерархии.

    Основная масса  сельского населения являлась  смердами. Первоначально они имели  свое собственное хозяйство и  платили дань государству. С развитием  боярского землевладения они  все больше превращались в  экономически зависимое население. Постепенно смерды распались  на две категории - общинников, плативших  налоги Новгороду, и смердов, которые  делились на закладников и половников. Закладниками являлись крестьяне, вышедшие из общины и поступившие в зависимость к боярам. Половники - это крестьяне, сидевшие на землях частных владельцев. Свое название они получили от типа арендной платы за землю – половины урожая. Но в Новгородской земле существовали и более льготные условия аренды - треть или четверть урожая – все зависело от ценности земли в данном месте. Половники отправляли повинности только в пользу собственного господина. По роду работы половники делились на изорников (пахарей), огородников и кочетников (рыболовов). Половник имел право уйти от своего господина один раз в году в установленный законом срок – Филиппово заговенье. Перед уходом половник должен был полностью погасить свою задолженность перед господином.

    Самой бесправной группой населения в Новгороде были земцы (холопы). Земцы постепенно с развитием боярского землевладения теряли свои права. Первоначально земца нельзя было судить без его господина. Договор новгородцев с князем Ярославом Ярославичем 1270 г. постановил не верить доносу холопов на господина.

     Помимо перечисленных  разрядов свободных горожан в  Новгороде имелись жители несвободного  состояния.  Рабы служили главным  образом в городских усадьбах  феодалов. В Древней Руси мужчину-раба  называли холопом, а женщину –  рабою. На их долю приходилось  самая тяжелая и грязная работа. Никакого участия в политической  жизни республики рабы не принимали.      

    В Новгородской  республике граждане были равны  юридически, но фактически новгородское  население делилось на несколько  классов или групп. Такое несоответствие  фактических прав юридическим  неизбежно вызывало недовольства  в обществе и приводило к  восстаниям и бунтам. Общественно-политической  жизни Новгорода присуще сложное  переплетение борьбы за политическую  и экономическую независимость  Новгородской земли с социальной  борьбой. Речь идет о выступлениях  народных масс против наиболее  ненавистных им феодалов и  о борьбе за власть между  боярско-купеческими группировками.

Информация о работе Новгородская феодальная республика в 11-12 веках: социальный строй, религия, внешняя и внутренняя политика