Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 00:49, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского государства ставит перед властью и обществом множество задач, успешное решение которых представляется возможным при обращении к истории государства и права.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СИСТЕМЕ НАКАЗАНИЙ В ЦАРСКОЙ РОССИИ 5
1.1. Система наказаний в царской России 5
1.2. Реформа пенитенциарной системы царской России 9
2. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ 14
2.1. Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы как одного из основных видов наказаний 14
2.2. Процесс гуманизации наказаний 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Совершенно
новым структурным звеном, не имеющим
аналогов в зарубежной пенитенциарной
практике, было образование в его
составе тюремной инспекции, на которую
возлагались обязанности
Одновременно
с созданием института тюремных
инспекторов, в целях обеспечения
реализации карательной политики государства,
усиления контрольных функций
Авторы учебников по истории царскую Россию середины-конца XIX века называли «тюрьмой народов»12. В какой-то степени это соответствовало действительности. В дореволюционной России насчитывались сотни острогов и тысячи душ тюремного населения. Условия содержания в российских тюрьмах были достаточно суровыми. Однако, царское правительство, особенно со второй половины XIX века, постоянно стремилось улучшить условия содержания заключенных, соблюдать европейские стандарты в области пенитенциарной политики. Особенно ярко это выразилось в ходе тюремной реформы, проходившей в России в последней четверти XIX века.
После знаменитой судебной реформы 1864 года, которая коренным образом изменила всю систему российского судопроизводства, правительство царя Александра II серьезно задумалось и над реформой мест лишения свободы.
В России в то время строго соблюдался принцип сословности в режиме отбывания наказания. Для каждого сословия существовали свои особые места лишения свободы, принадлежащие различным ведомствам. Поэтому суть тюремной реформы как раз и заключалась в создании единой общегосударственной пенитенциарной системы.
Деятельность ГТУ началась с того, что различные смирительные и рабочие дома, арестантские роты, долговые тюрьмы и другие экзотические «зоны» в России ликвидировали. Вместо них были созданы места лишения свободы трех основных типов.
Первый - крупные тюрьмы, так называемые централы, подчиненные непосредственно Главному тюремному управлению. Ему же были переданы Петропавловская и Шлиссельбургская крепости, ранее находившиеся в ведении III Отделения (жандармов). Второй - тюрьмы общего типа подчиненные губернским тюремным инспекциям. Третий тип - каторжные тюрьмы, а также отдаленные местности, где имело место массовое заселение их отбывшими свой срок каторжниками. Например, Сахалин, Якутия и так далее. Каторжные тюрьмы примерно соответствовали по своему статусу современным исправительным колониям различного режима и колониям-поселениям.
Нехватка арестантских мест ощущалась постоянно и в 1881 году, например, составляла 24%. Поэтому правительство решило строить большие, многоместные и многоэтажные тюрьмы. Для этого в штате Главного тюремного управления была введена должность главного архитектора. Первым главным тюремным архитектором стал уроженец Австро-Венгрии, чех Антон Томишко, принятый в том же 1881 году на службу в чине коллежского ассесора (майора). Он уже построил Приморский дворец в Александрии близ Петергофа, участвовал в возведении Великокняжеской усыпальницы в Петропавловском соборе.
При проектировании одиночной тюрьмы для российской столицы он использовал некоторые заграничные идеи, но приблизил их к местному российскому менталитету, исполнив лучи в виде креста. Архитектор рассуждал примерно так. Если преступник грешник, то одиночная камера должна стать для него кельей, где он будет вымаливать у Бога прощение. Значит, сама тюрьма должна напоминать о кресте Спасителя. Поэтому если смотреть на построенный архитектором тюремный комплекс с высоты или на плане, то отчетливо видны два крестообразных пятиэтажных корпуса. Отсюда и пошло это название - питерские «Кресты».
Любопытно, что строили новую тюрьму сами заключенные. Задействованы были самые передовые строительные технологии и проектные решения. Например, устроены система автономного водоснабжения, вентиляция, центральная отопительная система, прачечная и даже, впервые в российских тюрьмах, электрическое освещение от собственной электростанции. Чуть позже по их образцу «Крестов» были построены тюрьмы в Саратове и Самаре.
С 1893 г. Главным тюремным управлением начинает издаваться ежемесячный журнал «Тюремный Вестник», в котором публиковались официальные документы, имеющие руководящее значение для работников пенитенциарной системы, исследовались материалы практики, печатались различные информационные и методические материалы, а также публиковались документы международных тюремных конгрессов ООН. Большое количество статей посвящалось нравственному образованию тюремного персонала, проблемам тюремной практики.
Таким образом, можно констатировать, что в царские времена в короткий срок было построено большое количество современных тюрем, улучшены условия и обеспечено содержание заключенных в соответствии с европейскими стандартами и заключенными конвенциями, смягчена система наказаний.
Исходя из вышесказанного, основным наказания было лишение свободы, в том числе, и ссылка.
В пенитенциарной системе царской России преимущество составляли тюрьмы, в стенах которых содержались самые разнообразные по правовому положению заключенные под стражу:
1) состоящие
под следствием и судом,
2) осужденные на временное заключение в тюрьме;
3) лица, определенные
на кратковременный арест по
приговорам общих судов, не
подвергавшимся телесным
4) неисправные должники в тех местностях, где отсутствуют специальные заведения для содержания указанной категории заключенных13.
К 1880 г. в тюрьмах России на 76090 мест приходилось 94769 заключенных - на 24% больше лимита мест. В отдельных пенитенциарных учреждениях переполнение достигало пятикратного уровня14. Численность заключенных в тюрьмах России к 1898 г. составляла - 83209 человек.
В европейской части России и Сибири функционировало до 1917 г. 13 каторжных тюрем, а общая численность осужденных к каторжным работам составляла 36337 человек. Из каторжных тюрем печальной славой пользовались Шлиссельбургская, Александровская, Владимирская, Орловская.
В начале 1875 г. в Санкт-Петербурге открылся Дом предварительного заключения - первое в России специализированное учреждение для содержания обвиняемых в совершении преступлений. Он находился в ведении МВД и Минюста России. Совершеннолетних заключенных запрещалось принуждать к каким-либо работам, но предлагалось оказывать содействие в трудоустройстве. В то же время лица, не достигшие 21 года, должны были работать или учиться в школе. Работа с использованием инструмента производилась с разрешения прокурора. Из заработной платы заключенного производились вычеты стоимости материалов, 3/4 суммы отчислялись в его пользу, а 1/4 суммы - в пользу Дома для приобретения инструментов и других пособий к работе.
Важным шагом в сфере гуманизации мест лишения свободы стало введение широкого самоуправления осужденных. Самоуправление признавалось законом Российской империи, тюремными инструкциями. При этом власти вовсе не смущало то, что во главе самоуправления автоматически встали лидеры преступного мира того времени – «иваны» и «бродяги». Инициаторы реформы мудро рассудили, что авторитетные арестанты лучше других смогут защищать права осужденных в различных конфликтах с тюремной администрацией. И действительно, «иваны» и «бродяги» достаточно эффективно взаимодействовали с администрацией, одновременно обеспечивая относительный порядок в острогах. Сместить избранного всеми заключенными старосту начальник тюрьмы мог только в крайних обстоятельствах, и это в любом случае приводило к бунту в данной тюрьме. Аналогично арестанты могли взбунтоваться и в том случае, если староста плохо защищал их интересы перед тюремным начальством
Вот что писал по этому поводу исследователь-криминалист Н.Г. Брейтман: «В тюрьме при каждой камере имеется свой староста, который обязан блюсти интересы ее обитателей. Кроме того, над всеми камерами существуют общий староста, с которым сносятся в случае нужды камерные старосты. Общий же староста входит уже в непосредственные сношения с тюремным начальством, и в такой постановке дела кроется одна из причин сравнительного порядка в тюрьме. С другой стороны, старосты несут известную ответственность перед тюремным начальством за происходящее в их камерах. Старосты выбираются общим голосованием, и тогда остальные арестанты обязаны слушаться их, следовать их советам и так далее»15. Другими словами, «иваны» и «бродяги» выполняли функции современных «смотрящих».
Характеризуя личные качества предводителей тюремной артели, тот же автор писал: «Избираются старосты из числа опытных, умных, обладающих сильными характерами, умеющих влиять не «шпану», разговаривать с ней, понимать её нужды».
Да, и в среде матерых каторжников происходил своего рода естественный отбор, и в старосты метили наиболее умные и развитые из них, умевшие общаться с людьми. Ф М. Достоевский в своих знаменитых «Записках из мертвого дома» отмечал: «В каторге были несколько человек, метивших на первенство, на знание всякого дела, на находчивость, на характер, на ум. Многие из таких действительно были люди умные, с характером и действительно достигали того, на что метили, то есть первенства и значительного нравственного влияния на своих товарищей»16.
В 1900 году в России насчитывалось 895 новых и обновленных тюрем, в которых содержалось всего 90140 человек. Для сравнения: сегодня только в СИЗО содержатся почти сто тысяч человек и около одного миллиона осужденных находятся в исправительных колониях. О том, в каком состоянии находятся большинство объектов ФСИН, лучше не говорить. Средний срок заключения в дореволюционной России составлял два с половиной месяца, а в сегодняшней – три с половиной года. Дореволюционные арестанты получали неплохое питание, одежду, пожертвования от благотворительных организаций. И в последствии с удовольствием вспоминали, как комфортно им сиделось «при царе Николашке»17.
Любопытно, что в начале XX века авторитет уголовных преступников в среде осужденных резко упал, и на должности старост часто стали избирать политзаключенных. Так, Феликс Дзержинский неоднократно избирался старостой в варшавской тюрьме, «Александровском» и «Орловском» централе. Моисей Урицкий какое-то время рулил «Лукьяновской» тюрьмой в Киеве, а Михаил Калинин избирался старостой питерских «Крестов». Правда, тюремное начальство очень не любило, когда старостами становились «политические», и старалось заменить их уголовниками.
В конце XIX в. российская пенитенциарная наука пришла к выводу, что одиночное заключение является наиболее оптимальным в деле исправления арестантов. В числе доводов приводились следующие:
- одиночное заключение
лучше всего соответствует
- позволяет изучить
- исключает всяческое сношение между арестантами;
- делает невозможным взаимное развращение арестантов;
- предупреждает заведение знакомств в тюрьме;
- более или менее быстро
укрощает самые строптивые
- делает лишение свободы в высшей степени репрессивным и исправительным, позволяет уменьшить сроки наказания и таким образом сократить государственные расходы на содержание арестантов и т.д.18
Вместе с
тем развитие юридической науки
намного опережало
- определяемые
законодателем и судом
- наказания
по своему характеру и