Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:52, реферат
На видном месте в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде - портрет великого русского путешественника и ученого Н. Н. Миклухо–Маклая. С холста, написанного кистью Константина Маковского, на вас смотрит доброе, красивое лицо, освященное умными, проницательными немного грустными глазами. Художник сумел тонко выразить и передать красоту духовного облика этого исполненного мужества, гуманного человека, вся короткая жизнь которого была научным подвигом.
1. Введение…...…………………………………………………………….3
2. История изучения первобытных народов……………………………..6
3. Происхождение и формирование ученого…………………………...15
4. Путешествие в Новую Гвинею……………………………………….17
5. Память об ученом……………………………………………………...28
6. Заключение…………………………………………………………….29
7. Используемая литература……………………………………………..31
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет гуманитарных и социальных наук
Кафедра истории России
Реферат
Н. Н. Миклухо–Маклай – выдающийся ученый – этнолог
ГОУ ОГУ 030401.65
Руководитель работы
Ким Г.П.
« »
Исполнитель
Студентка гр. 10И
Назарова Р.Р.
« »
Оренбург 2010
План.
Введение
На видном месте в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР в Ленинграде - портрет великого русского путешественника и ученого Н. Н. Миклухо–Маклая. С холста, написанного кистью Константина Маковского, на вас смотрит доброе, красивое лицо, освященное умными, проницательными немного грустными глазами. Художник сумел тонко выразить и передать красоту духовного облика этого исполненного мужества, гуманного человека, вся короткая жизнь которого была научным подвигом.
Круг интересов ученого был многообразен: зоология, анатомия, физическая география и, главное, науки о человеке – антропология и этнография. Изучение жителей остовов юго – западной части Тихого океана было основой его научной деятельности, для этого он совершал многочисленные путешествия в дальних экваториальных странах.
За 12 лет жизни в этой части света Миклухо – Маклай совершил 11 научных путешествии – 6 на Новую Гвинею, 2 – на Малаккский полуостров, несколько раз посетил острова Малайского архипелага, Меланезии и Микронезии. Кроме того, по пути из Петербурга на Новую Гвинею он побывал в Южной Америке и на островах Полинезии. Сравнительно долго жил в Австралии. И всюду, где бы ни был, его в первую очередь интересовало местное население. Многие из этих мест до него посещались учеными, и его антропологические и этнографические исследования по праву могут быть приравнены к открытиям.
Изучая население, его жизнь и быт, Миклухо – Маклай выступал как выдающийся гуманист, борец за права народов, населяющих эти отсталые, слаборазвитые страны.
Чем же был вызван этот интерес ученого?
Последняя четверть XIX века, его семидесятые годы были тем временем, когда капиталистические державы в поисках сырья и рынков сбыта захватывали все новые, еще остававшиеся свободными от колониальной зависимости земли и острова.
Новая Гвинея – второй по размерам остров в мире, который Н. Н. Миклухо – Маклай выбрал основным в своих научных изысканиях и провел в нем в общей сложности более трех лет, - в то время еще не весь был колонией (голландской колонией была только западная часть). В связи с этим население свободной, восточной части острова еще не подвергалось европейскому влиянию. Но день полной колонизации Новой Гвинеи близился.
Миклухо – Маклай успел сделать совершенно правильный выбор. Спустя несколько лет, в 1884 году, северо – восточный берег острова, на котором он побывал трижды и многие месяцы провел один среди впервые видевших белого человека папуасов, был оккупирован Германией, и там стали появляться европейцы.
В середине XIX века в русской прессе, в том числе в передовом русском журнале «Отечественные записки», стали появляться статьи, рассказывающие о насилии европейских колонизаторов над туземным населением, об уничтожении его, об убийствах безоружных и беззащитных людей, женщин и детей.
А западноевропейские ученые, так называемые полинисты, стремились доказать, к выгоде рабовладельцев всех стран, что туземные племена, населяющие отдаленные страны, неспособны, дескать, к цивилизации: их «врожденные свойства» делают их неспособными к развитию и совершенствованию; «белые» и «цветные» люди – это разные породы людей, произошедшие от разных «стволов» - неравноценные человеческие расы. Правда это положение, лечащее в основе расистской теории и расовой дискриминации, и тогда вызывало возражение у прогрессивных ученых. В их числе был русский академик К. М. Бэр, который считал, что к правильному решению вопроса можно прийти только после всестороннего изучения людей различных рас, в том числе малокультурного жителей тропических стран. Соображения маститого академика совпали с научными интересами начинающего ученого Н. Н. Миклухо – Маклая: «Цель – исследование первобытных народов. Мне казалась достойным посвятить ей несколько лет жизни…»
В статье «Почему я выбрал Новую Гвинею» Миклухо – Маклай писал так: «Новая Гвинея… населена малоизвестной расой папуасов, положение которого в ряде прочих народов не выяснено…
Более изолированные и менее подверженные смешению с другими племенами, жители Новой Гвинеи могут оказаться исходной группой для сравнения с остальными темнокожими народами, разбросанными по Малайскому и Меланезийскому архипелагам. Новая Гвинея, по всей вероятности, сама населена не одним, а многими различными племенами». И далее: «Таковы были соображения, побудившие меня при обдумывании плана путешествия на острова Тихого океана избрать избрать исходным пунктом Новую Гвинею. Времени, по моему мнению, не следовало упускать».
Немало сил и труда положил молодой ученый, чтобы осуществить свое путешествие. Но наконец, осенью 1871 года, двадцатипятилетний Миклухо – Маклай высадился на берег Новой Гвинеи с борта русского военного корвета «Витязь».
С этого и до последнего дня жизни все дела и мысли ученого были посвящены достижению поставленной цели – изучению жителей дальних экваториальных стран.
Проведя годы среди местного населения и используя все свое время для научных изысканий, ученый регулярно вел записи в дневниках. Помимо текста в них включено большое количество рисунков автора, который был и незаурядный художником. Дневники сохранились до наших дней в архивах Академии наук и Географического общества Союза ССР и представляют собой один из наиболее уникальных документов по изучению истории человечества.
Н. Н. Миклухо – Маклай прожил всего 41 год, причем почти половину своей жизни провел в путешествиях. При жизни он успел обработать совсем немного собранного им материала, еще меньше – опубликовать. Его труды увидели свет на родине автора только после Великой Октябрьской социалистической революции.
История изучения первобытных народов
Чтобы правильно понять и оценить творчество ученого, следует ознакомиться с эпохой, в которую он жил, а также с историей тех наук, которыми он занимался.
Идеи, подобно реке, находятся в постоянном движении. Одни и те же мысли, переходя из века в век, обновляются, по-новому воспринимаются людьми.
В наши дни люди всерьез задумались о возможной встрече с иными разумными существами Вселенной. А сто лет назад ученых занимал вопрос: находятся ли разные человеческие расы на одном уровне биологического развития? Еще столетием раньше, в середине XVIII в., философы рассуждали: каков человек в естественной природной среде и как он меняется с развитием культуры, техники, знаний?.. Обсуждались проблемы контактов цивилизаций, стоящих на разных уровнях развития; взаимоотношения мыслящих существ, имеющих разные обычаи, нравы, знания.
Начиная с эпохи великих географических открытий (XV - XVI вв.) европейцы не только открывали, но и стали изучать новые континенты, архипелаги, океаны и моря. Тогда мореплаватели то и дело встречались с неведомыми народами,- порой дикими, порой культурными, накопившими немалый запас материальных и духовных ценностей. В результате чаще всего возникали неурядицы, взаимное непонимание, военные конфликты. Более хитроумные, лучше вооруженные, предприимчивые, отважные и жестокие европейцы рано или поздно побеждали "дикарей". Затем начиналось насильственное искоренение туземных обычаев, "окультуривание", которое заключалось не только в распространении грамотности, христианства, "цивильной" одежды и т. п., но и в порабощении, убийствах, обмане.
В эпоху Возрождения, Великих географических открытий, распространения книгопечатания и просвещения начали развиваться в Европе капиталистические отношения с их погоней за прибылью и накоплением капитала. Нажива, материальные блага, деньги - вот идолы, которым стали истово поклоняться в цивилизованных странах. Для капиталиста трудящийся представлялся средством для получения прибыли, увеличения капитала. А почти беззащитные племена "дикарей" были доходной добычей, выгодным товаром.
Европейцы привыкли жить в государствах, организациях, семьях, построенных по принципу господства и подчинения. Одни общественные группы были богаты и имели много прав, верховодили, тогда как другие, обездоленные, были вынуждены покоряться и работать на "хозяев". А вновь открытые земли и народы, населявшие эти земли, рассматривались европейскими странами в первую очередь с позиций торговли, корысти, захвата колоний.
Люди не только действуют, но и стараются обдумывать свои поступки и их последствия. Для мыслителей издавна одним из главных вопросов был: что такое человек? Какова его роль в природе? Чем объясняются различия между людьми и как научиться разумным существам жить в мире и дружбе?
Под влиянием известий о диких племенах философы XVII-- XVIII вв. разделились на два противоположных лагеря. Одни доказывали, что дикие люди находятся на низком уровне развития, имеют грубые нравы и зверские наклонности. Вторые утверждали, что дикарь, вольный сын природы, благороден и добр, имеет ровно столько ума и умения, сколько необходимо для спокойной жизни.
Например, французский философ Клод Адриан Гельвеций считал, что человек в первобытном состоянии "является еще нелюдимым дикарем", язык которого "ограничивается пятью или шестью звуками или криками". "Если он освобождается от страха перед законами или наказаниями, то его несправедливость не знает никаких пределов..."
А по мнению Жана-Жака Руссо, до тех пор, пока люди довольствовались немногим, самым необходимым, они жили свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми. Когда появилась потребность в избытке благ, в собственности, тогда возникли рабство, жестокость, зависть, лицемерие, а научно-технический прогресс только увеличивал неравенство между богатыми и бедными.
Руссо и Гельвеций принадлежали к числу гуманистов-просветителей. Однако их представления о диких племенах и цивилизованных народах были надуманные; почти вовсе не учитывались введения о быте и нравах первобытных племен. А этих сведений накапливалось все больше и больше. Стала складываться этнография, народоведение ("этнос" - народ).
Одновременно оформлялась наука о биологических особенностях человека - антропология. (Слово "антропология" появилось еще в античное время.) Это была как бы отрасль зоологии, посвященная одному виду - человеку, разумному существу. В ее основе лежала антропометрия, т. е. измерения и систематизация особенностей физических типов людей.
Следует упомянуть и об археологии, изучающей остатки культурной (технической) деятельности человека. Она тоже обрела научный характер к середине XIX в.
Казалось бы, почти
одновременное становление
Однако история знаний - это не столбовой путь от открытий к открытиям, от незнания к познанию истины. Тут нередки глубочайшие заблуждения, забвение точных данных и господство сомнительных, но правдоподобных мнений. Сказываются и общественное мнение, и классовые интересы, и политическая борьба, и предрассудки.
В середине прошлого века бурно развивались капиталистические страны. Обострилась конкурентная борьба, активизировались промышленное и сельскохозяйственное производство, торговля. Все это сопровождалось жестокой эксплуатацией трудящихся, ограблением колониальных и зависимых стран. Из этих стран вывозили среди прочих дешевых товаров рабочую силу, людей, превращенных либо в рабов, либо в бесправных наемников.
В такой духовной атмосфере капиталисты по-своему восприняли идею о борьбе за существование и выживание наиболее приспособленных. Ч. Дарвин, а также философ Герберт Спенсер и биолог-географ Альфред Уоллес пришли к этой идее почти одновременно, обобщая научные данные. Некоторые последователи Дарвина упрощали и искажали его учение. Они доказывали, что имеются расы и даже отдельные виды людей, стоящие на низких ступенях развития, как бы умственно неполноценные, переходные между человеком и высшими обезьянами.
Информация о работе Н. Н. Миклухо–Маклай – выдающийся ученый – этнолог