Мемуары дипломата Н.П. Игнатьева как исторический источник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы исследования. Мемуары (воспоминания) – особый вид письменных исторических источников, отражающих понимание автором прошедшей действительности и его историческое самосознание, основанное, в большей степени, на личной памяти и собственных впечатлениях о событиях, в которых он участвовал или которые наблюдал.

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………1
Глава I. Н.П. Игнатьев – военный, дипломат, государственный деятель, мемуарист.
1. Биография Н.П. Игнатьева……………………………………………...2
2. Основные вехи служебной деятельности во внешне- и внутриполитической сферах жизни России во второй половине XIX века………………………………………………………………………….3
3. Творческая лаборатория Н.П. Игнатьева………………………………4
Глава II. Информационный потенциал мемуаров Н.П. Игнатьева о его деятельности в 1858-1861 гг.
1. Мемуары о миссии Н.П. Игнатьева в Хиву и Бухару и о посольстве в Китай………………………………………………………………...……...6
Глава III. Информационный потенциал мемуаров Н.П. Игнатьева о его деятельности в 1864-1878 гг.
1. Выполнение обязанностей посла России в Турции и участие в переговорном процессе во время русско-турецкой войны 1877-1878гг………………………………….……………………………………8
Глава IV. Информационный потенциал мемуаров Н.П. Игнатьева о его деятельности в 1879-1882 гг.
1. Анализ мемуаров о выполнении Н.П. Игнатьевым обязанностей временного нижегородского генерал-губернатора……………………...9
2. Министерский период службы Н.П. Игнатьева……………………..10
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12

Прикрепленные файлы: 1 файл

Спецсеминарская по истории России.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Николай Павлович Игнатьев родился 17 января 1832 г. в Санкт-Петербурге.

Родословное древо фамилии Игнатьевых имело древнее происхождение. Первые сведения о предках семьи восходят к XIII в. Родоначальник – боярин Федор  Бяконт, переселившийся из Чернигова  в Москву28. В следующих поколениях наиболее известным был митрополит Алексий, сыгравший важную роль в русской истории XIV в. Праправнук боярина Бяконта – Константин Данилович Плещеев – имел старшего сына Игнатия Плещеева, часть внуков которого стала именоваться Игнатьевыми. Отец мемуариста Павел Николаевич Игнатьев (1797 - 1879) 25 лет возглавлял Пажеский корпус. С 1854 по 1879 г. он занимал ряд крупных государственных постов: был директором Пажеского корпуса, санкт-петербургским генерал-губернатором, в 70-х годах — председателем Комитета министров и пользовался особым покровительством императора Николая I. В 1877 г. П.Н.Игнатьев был возведен в графское достоинство. Отец будущего мемуариста придерживался консервативных взглядов и его политическая позиция, несомненно, оказала значительное влияние на формирование мировоззрения сына. Н.П.Игнатьев испытывал глубокое уважение к отцу и постоянно советовался с ним по различным вопросам.

Н.П.Игнатьев был незаурядной личностью  и государственным человеком. Он отличался целеустремленностью, энергичностью, предприимчивостью, честолюбием и склонностью к авантюрным поступкам. Для его мировоззрения были характерны подлинный патриотизм, национализм и славянофильство. Под влиянием духа времени (реформы 1860 – 1870-х гг. и обострение общественного движения на рубеже 1870 – 1880-х гг.) он воспринял идеи либеральных консерваторов, оставаясь непримиримым противником любых антиправительственных выступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • 2. Основные вехи служебной деятельности во внешне- и внутриполитической сферах жизни России во второй половине

XIX века.

 

Н.П.Игнатьев с блеском закончил Пажеский корпус, а затем Академию Генерального штаба, получив при окончании последней большую серебряную медаль.

Его служебная карьера по окончании  Пажеского корпуса началась в 1849 г. по военной стезе. В 1856 - 1857 гг. он находился на должности военного агента России в Лондоне. Весной 1858 г. началась дипломатическая служба Н.П.Игнатьева. В 1858 г. он возглавил миссию в Хиву и Бухару; в 1859 -1861 гг. – посольство в Китай; в 1864 – 1877 гг. был послом России в Турции; в 1877 - 1878 гг. готовил проект Сан-Стефанского прелиминарного мирного договора, который и подписал от имени России вместе с А.И. Нелидовым; в 1879 – 1880 гг. исполнял обязанности нижегородского временного генерал-губернатора; в 1881 – 1882 гг. последовательно находился на посту министра государственных имуществ и внутренних дел. После 1882 г. до самой смерти в 1908 г. Занимался общественной деятельностью и писал мемуары.

Н. П. Игнатьев был одним из выдающихся дипломатов 50—70-х годов XIX в. Более 20 лет он отдал дипломатической деятельности. С его именем связаны многие яркие страницы истории внешней политики России, в том числе установление дипломатических и торговых сношений с Бухарой (1858 г.), заключение Пекинского договора с Китаем (1860 г.), Сан-Стефанский договор (1878 г.), провозгласивший независимость Сербии, Черногории и Румынии и создание Болгарского автономного княжества.

 

 

 

 

  • 3. Творческая лаборатория Н.П. Игнатьева.

Первые мемуары Н.П.Игнатьев начал писать в 1874 г. Особенно активно  он отдавался мемуаротворчеству в 1880 – начале 1900-х гг. Импульсом к созданию воспоминаний послужила критика его дипломатической и государственной деятельности в периодической печати. Это побудило Н.П.Игнатьева приступить к публикации мемуаров с целью оправдаться в глазах современного ему общества и будущих поколений.

При создании воспоминаний Н.П.Игнатьев опирался не только на свою память и личный опыт, как это  следует из видового определения  мемуаров, но и на документы, собранные  им во время службы. Воспоминания Н.П.Игнатьева отличались от традиционной формы повествования – они написаны как своеобразные отчеты о выполнении правительственных поручений. Это вызвало лингвистическую особенность его мемуаров – использование канцелярского языка, во многом обусловленное обширными вставками- документами. Однако яркое, образное описание личных впечатлений и наблюдений о природе, быте и нравах населения, портретов правителей и чиновников свидетельствует о незаурядном литературном таланте Н.П.Игнатьева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Информационный потенциал мемуаров Н.П. Игнатьева о его деятельности в 1858-1861 гг.

 

  • 1. Мемуары о миссии Н.П. Игнатьева в Хиву и Бухару и 

о посольстве в Китай

 

Воспоминания Н.П.Игнатьева  о экспедициях в Хиву и Бухару и о посольстве в Китай насыщены материалом об их задачах, процессе и трудностях подготовки, о бытовых условиях осуществления путешествий, тех климатических и особенно политических сложностях, которыми они сопровождались. Эта информация имеет для исторической науки особую ценность в силу её максимальной аутентичности, так как она исходит из «первых рук», и, кроме того, практически не отражена в источниках других видов.

Автор мемуаров приводил развернутые  сведения о внутреннем положении  в азиатских государствах, об особенностях менталитета их правителей (например, о присущей хивинцам тенденции не выполнять принятые на себя договорные обязательства, об исключительном уважении силы), о национальной кухне, быте и нравах населения.

Особенно интересна портретная галерея российских и иностранных  лиц, с которыми Н.П.Игнатьев сталкивался во время подготовки и проведения своих миссий. Эти зарисовки свидетельствуют о наблюдательности графа, его владении психологическим анализом и умении разбираться в людях.

Мемуары содержат множество подробностей о ходе переговорного процесса с хивинским ханом, бухарским эмиром, пекинскими чиновниками и князем Гуном. Н.П.Игнатьев детально раскрывал те приемы, которыми он пользовался в ходе переговоров для оказания дипломатического давления на азиатских правителей. Особенно насыщены подробностями мемуары о посольстве в Китай. В них рассказано о выжидательной тактике российского представителя в Пекине, об использовании противоречий между послами Англии и Франции в Китае, даже об удачно проведенной интриге, приведшей к установлению дружественных отношений Н.П.Игнатьева с французским и

английским дипломатами.

Такая откровенность  в изложении своей дипломатической  деятельности – характерная черта  не только «среднеазиатских», но и «дальневосточных»  мемуаров Н.П.Игнатьева. Этот аспект также  увеличивает научно-познавательную ценность его воспоминаний, так как отражает методы дипломатии России в отношении ее ближайших соседей, не входивших в круг великих держав. Для самого Н.П.Игнатьева как мемуариста это был способ показать высокий уровень своих дипломатических способностей, выделить себя из общего круга дипломатов. Можно сказать, в таком способе изложения отразилась личность автора мемуаров, скрывалось завуалированное хвастовство, что, по отзывам современников, было присуще Н.П.Игнатьеву.

Мемуарист приводил в воспоминаниях свою политическую программу, выработанную по итогам миссий в Среднюю Азию и Китай. В ней обосновывалась необходимость: 1) присоединения среднеазиатского региона к России; 2) территориального разграничения с Китаем и укрепления русских

позиций на Дальнем Востоке. В мемуарах он особенно подчеркивал  актуальность решения этих вопросов из-за усиления Великобритании в пограничных  с Россией государствах. Агрессивность  «английского льва» стала лейтмотивом  всех мемуаров Н.П.Игнатьева, который в своей практической деятельности имел немало примеров противодействия британских дипломатов.

Достоверность информации мемуаров Н.П.Игнатьева о миссии в Хиву и Бухару была подтверждена еще в конце XIX в. Н.Г.Залесовым, одним  из членов экспедиции, также оставившим свои воспоминания об этом эпизоде в жизни дипломата. Установление достоверности информации мемуаров Н.П.Игнатьева о посольстве в Китай осуществлялась автором диссертации на основе текстологического анализа, сопоставления сведений мемуаров с архивными документами и исторической литературой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Информационный потенциал мемуаров Н.П. Игнатьева о его деятельности в 1864-1878 гг.

  • 1. Выполнение обязанностей посла России в Турции и участие в переговорном процессе во время русско-турецкой войны 1877-1878гг.

Мемуарист подробно описывал две стороны своей деятельности: административно-организаторскую (управление посольством) и внешнеполитическую - контакты с турецкими чиновниками  и иностранными

дипломатами.

Традиционно в мемуары было включено автором множество документов – официально-актовые документы (договоры и конвенции), а также их подготовительные проекты; делопроизводственные материалы (дипломатическая переписка, инструкции МИД России, отчеты и записки). Наибольший интерес представляет приведенная в мемуарах программа Н.П.Игнатьева по решению восточного вопроса. Основные ее положения сводились к следующему. Во-первых, дипломат, в соответствии с общим направлением внешней политики России после подписания Парижского мирного трактата 1856 г., ставил себе задачу борьбы за отмену его ограничительных статей. Во-вторых, посол ориентировал свою деятельность на укрепление влияния России на Балканах, в том числе и путем финансового

наступления на банковскую систему  Турции. В-третьих, он считал, что Россия должна устанавливать двусторонние отношения с Османской империей, не оглядываясь на западноевропейские государства. Это предложение Н.П.Игнатьева наталкивалось на сопротивление канцлера А.М.Горчакова, стремившегося решать восточный вопрос в рамках «европейского концерта» держав.

В цикле «турецких» мемуаров внимание автора сосредоточено на освещении  важнейших международных проблем  того времени: румынский вопрос 1866 г.; критское восстание 1866 - 1869 гг.; подготовка обеспечения отмены ограничительных статей Парижского трактата на Лондонской конференции 1871 г.; восточный кризис 1875 – 1878 гг.; разработка проекта, подписание и пересмотр Сан-Стефанского договора.

Информация мемуаров по указанным  проблемам насыщена множеством подробностей об этих событиях, их участниках (западные дипломаты, султан и турецкие чиновники), об особенностях национально-освободительной борьбы балканских народов и роли в ней самого мемуариста как посла России.

Научно-познавательная ценность воспоминаний о турецком периоде деятельности Н.П.Игнатьева заключается в том, что в них содержится уникальная информация по ряду сюжетов: организация работы посольства и создание российским послом сети агентов-информаторов; о его контактах с иностранными политическими деятелями и позиции европейских держав перед русско-турецкой войной 1877 – 1878 гг.; процесс создания вариантов Сан-Стефанского мирного договора и др. Например, о подготовке проекта этого договора мемуары Н.П.Игнатьева дают более обширную и подробную информацию, чем «Дневник» Д.А.Милютина и мемуары А.И.Нелидова. Н.П.Игнатьев описал беседу с германским канцлером, информация о которой

отсутствует в мемуарах самого Отто фон Бисмарка.

Однако в цикле «турецких» мемуаров неоднократно встречается преувеличение  автором степени своего участия в решении восточного вопроса. Например, он приписывал себе успехи пересмотра Парижского трактата; его влияние на турецких сановников было не столь результативным и значительным, как он указывал; он писал, что ему удалось реализовать все

пункты своей программы по решению восточного вопроса, однако это не соответствовало действительности.

Глава IV. Информационный потенциал мемуаров Н.П. Игнатьева о его деятельности в 1879-1882 гг.

 

  • 1. Анализ мемуаров о выполнении Н.П. Игнатьевым обязанностей временного нижегородского генерал-губернатора

«Нижегородские» мемуары, в отличие от всех прочих, невелики по объему. Тем не менее, в них  изложены подробности административно- организаторской деятельности Н.П.Игнатьева, направленной на: недопущение волнений во время ежегодной ярмарки в Нижнем Новгороде, улучшение условий торговли и обеспечение противопожарной безопасности торговцев и посетителей.

Особый интерес представляют те страницы мемуаров, в которых освещены внутреннее устройство и функционирование крупнейшей в России ярмарки, а также взрывоопасные общественно-политические настроения населения, обеспокоенного ожидавшимся неурожаем.

При составлении этих воспоминаний, граф пользовался только делопроизводственными  документами: инструкции чиновникам и  их докладные записки об исполнении поручений генерал-губернатора, прошения купцов, обывателей и крестьян, анонимные письма о взяточничестве и злоупотреблениях нижегородской администрации.

Для изучения личности Н.П.Игнатьева  и его мировоззрения особое значение имеет косвенная информация «нижегородских» мемуаров, извлеченная из отдельных высказываний автора и отразившая его сочувствие взглядам либеральных бюрократов.

  • 2. Министерский период службы Н.П. Игнатьева

«Министерские» воспоминания графа были написаны «по горячим следам» в ноябре 1882 г., поэтому они отличаются особой насыщенностью мелкими деталями и, главная их особенность - отсутствие широких обобщений, характерных для «азиатских» и «турецких» мемуаров.

Основным источником при составлении  мемуаров отставного министра были его отчеты на Высочайшее Имя и подготовительные материалы о Земском соборе.

Эти мемуары содержат информацию об обстоятельствах назначения Н.П.Игнатьева  сначала на должность министра государственных  имуществ, а

Информация о работе Мемуары дипломата Н.П. Игнатьева как исторический источник