Материальная культура Верхнеуральского казачества XIX-начало XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Процесс возрождения казачества актуальный в настоящее время обращает наши взоры в первую очередь на историю возникновения, формирование данной группы, взаимоотношения с властью. Но наряду с этим важно изучить и материальную и духовную культуру казачества. В частности в данной работе обратимся к материальной культуре Верхнеуральского казачества конца 19-нач 20 веков.Проследим как и каким образом происходит видоизменение Обратим внимание на основные занятия казаков

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
Глава1 Из истории Верхнеуральского казачества ………..5
Глава2 Материальная культура ........................................10
2.1 Основные занятия, хозяйство казаков……................10
2.2.Жилища. ……………………………….......................14
2.3 Одежда……………………………………………..........................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………33

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 4.docx

— 78.74 Кб (Скачать документ)

 Декоративные  украшения.

 В основном украшали наличники и фриз. Наибольшее распространение получили два вида домовой резьбы: – глухая (трехгранно-выемчатая, ногтевидная, желобчатая) и пропильная. Основным мотивом орнамента является круг или полукруг, состоящий из радиально расходящихся лучей – «репейник», встречаются и другие геометрические фигуры, например ромб. Подобный мотив широко распространен по всей России. На Урале он встречается повсеместно, и является наиболее устойчивым признаком, характеризующим этническую принадлежность жилища.

К концу XIX в. параллельно  с распространенным сюжетом солнечных

кругов с лучами, выполненных  глухой резьбой, бытуют мотивы с растительный орнаментом, выполненный пропильной резьбой. Форма наличников сельских домов часто копировала формы, распространенные в городах – Оренбурге, Троицке, Челябинске. С начала нашего столетия в декоративном оформлении домов зажиточных казаков стал использоваться металл – подзоры из листового железа, украшали ворота, крылец, фризы, водостоки.

 Типы дворов  и застройка усадеб

 В населенных пунктах на бывшей территории Оренбургского казачьего войска имеют распространение следующие типы застройки дворов. Дома и хозяйственные постройки расположены по периметру усадьбы и плотно примыкают друг к другу, без разрывов. Дом расположен вдоль улицы. В плане постройки образуют букву «П» (покой). В комплекс двора, кроме жилого дома, входят «стайки», навес «дровяник», «завозня», амбар, летняя кухня – «малуха». Бани были вынесены за пределы двора и находились на берегу реки.

Двор частично сомкнутый – форма, постепенно развившаяся из южной «разомкнутой» в результате последовательного застраивания промежутков между постройкам. Разомкнутый южный двор, распространен степном Приуралье.

 Хозяйственные постройки и временное жильё

 Комплекс хозяйственных построек у оренбургских казаков можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся летние кухни («землянки», «избенки»,«времянки», «мазанки», «малушки, малухи»).

Вторая группа построек –  это помещения для хранения продуктов: амбары

и погреба.

Третья группа построек –  помещения для содержания животных («хлевы

или клевы», «стайки», «сараи», «курятники») и выгородки для открытого

содержания скота –  «карды, тырла».

Четвертая – помещения  для хранения инвентаря, транспортных средств,

сельскохозяйственных орудий: «завозни – каретные сараи», «сараи», «навесы – дровники».

В последнюю, пятую, входят сооружения санитарно-гигиенического

назначения: колодцы, бани, отхожие  места.

 Строительные  материалы.

При возведении большинства  построек в основном применялось дерево. Наиболее употребительными строительными породами были хвойные – сосна и лиственница. Эти породы широко распространены по всему Южному Уралу. Сосна, тем не менее, встречается чаще и заметно преобладает, поэтому большинство зданий, особенно построенных во второй половине XIX в., – сосновые.

В строительстве использовался ствол дерева, из которого изготавливались бревна длиной от 5 до 10 м, толщина бревен колебалась от 15 до 50 см. Из бревен изготавливались плахи, брусья и доски. Кроме стволов, шли в дело и пни с частью корневой системы. Дома первых поселенцев-казаков Новой линии сооружены на пнях – «сохах». Неровные стволы лиственных пород деревьев для строительства жилья использовались крайне редко. Однако в Еткульском станичном юрте иногда сооружали дома из березовых стволов. В качестве строительного материала использовалась и береста, учитывая её стойкость к гниению и хорошие водоотталкивающие свойства: бересту использовали в качестве гидроизоляции, прокладывая между срубом и оконными коробками, реже – в качестве кровельного материала.Дикий камень применяли в строительстве повсеместно, но наиболее широко – на юге, в степной зоне, в Верхнеуральском, Орском уездах, имевших дефицит строительного леса. Активно дикий камень стали использовать в строительстве в конце XIX и в начале ХХ в. Дома из камня сооружали редко.

Чаще сооружались хозяйственные  постройки. Каменные плиты укладывали

перед воротами или перед  входом в дом, ими мостили дворы. Кирпич

использовался нечасто. Временное  жилье, летние кухни, бани и другие

хозяйственные постройки  сооружали из самана.16

Самым доступным из всех строительных материалов в сельской местности

была глина. Из глины сооружали  «битые печи», ее использовали для изготов-

ления самана, ею обмазывали срубы домов внутри и с наружи, плетневые, са-

манные, дерновые, каменные стены сараев, стаек, каменные фундаменты, печи. Она служила связующим материалом в каменных кладках, гидроизоляцией на крышах хозяйственных построек, заполнителем в каркасных сооружениях. Глинобитные полы были во времянках, летних кухнях и в домах небогатых казаков в степных станицах. Солому и камыш использовали в качестве кровельных материалов, а также при изготовлении самана.

Листовое железо на крышах домов появилось во второй половине XIX в.

Из листового железа изготавливались  и декоративные украшения, и водостоки.

Часто кровельным материалом для крыш служил дерновый пласт. Из дерна

возводили постройки обычно те же, что и из самана, но при меньших  трудовых затратах, связанных с изготовлением «кирпичей»: дерновые пласты резали лопатой в степи и возили в посёлок.

 Система водоснабжения

Наличие воды было обязательным условием существования населённого пункта. Все без исключения посёлки, хутора и другие типы поселений находились вблизи рек, озёр или крупных ключей. Недостаток хорошей воды часто становился причиной для переноса или упразднения поселения. Так в новолинейном районе в течение первых двух десятилетий после основания были перенесены на новое место или упразднены вовсе около десяти посёлков. Одной из основных причин этого как раз являлся

крайний недостаток воды или  её плохое качество.

Основным источником воды даже в первой половине XX в. являлась река.

Если вблизи или в самом  посёлке был крупный источник (родник), питьевую

воду брали из него. Присутствие  крупного хорошего источника позволяло

комфортно существовать большому посёлку и при отсутствии крупной  реки

В большинстве посёлков было несколько общественных колодцев.

Располагались они на улицах или перекрёстках или на плацу. Колодезные

шахты крепились срубом или  каменной кладкой. Копать колодцы было делом чрезвычайно ответственным, поэтому старались приглашать «специалистов», делали эту работу и сами, но чаще всего «помочью». Для извлечения воды из колодцев использовали два типа приспособлений: противовес – «журавль», «очеп» и вращающийся барабан – «валёк».17

Сказанное выше приводит к  выводу, что сохранив основные черты, технологию сооружения, систему обогрева жилища, декоративные украшения, планировку, – оно, тем не менее, испытало воздействие различных факторов: ландшафта, климата. С каждым годом менялся облик населенных пунктов, улучшалась технология возведения жилищ и хозяйственных построек. Но наиболее устойчивыми к изменениям оказались планировка жилища относительно печи (северно-среднерусская) и общие для всей великорусской территории мотивы и технология исполнения архаичных декоративных украшений («репейники», ромбы и т. д.).

2.3 Одежда

Наиболее ярким проявлением  национальной принадлежности человека служит одежда. Ее стиль, конкретный образ  складывался в течении многовековой человеческой истории. В одежде, как  в зеркале, находил свое отражение  материальный и духовный мир людей.

Казак ценил одежду не за ее стоимость, а за тот внутренний духовный смысл, который  она для  него имела. Также одним из важных обстоятельств было удобство боевого  костюма, его «обношенность».18

Но главным было иное. По верованиям всех древних народов, одежда-вторая кожа. Потом казак  никогда не надевал трофейной  одежды. Казак опасался не только возможности через чужую одежду заразиться, сколько особой мистической опасности. Он боялся, что с чужой одеждой унаследует судьбу ее прежнего хозяина или его дурные качества.

Поэтому одежда, изготовленная «по домашности» матерью, сестрами, женою, а позже хоть и казенная, но со своего капитала купленная приобретала для него особую ценность.

Первой одеждой считалась  крестильная рубашка. Рубашку дарила обязательно крестная. Надевалась рубашка только один раз – в момент крещения ребенка, и после этого всю жизнь сохранялась, сжигалась после смерти человека.

Одежда казаков отличалась простотой и практичностью. Она всегда имела и имеет, помимо практических, статусные и эстетические функции. Далее рассмотрим бытовую одежду казаков и казачек. Следует отметить, что на рубеже XIX-XX  официальная (форменная) одежда не столь распространена среди служилого сословия. В основном она бытовала только в качестве праздничной. Из этого следует, что в конце XIX века одежда верхнеуральских казаков оказалась под сильным влиянием городской моды.19

Домашнее ткачество в  конце XIX-начале XX было широко распространено среди верхнеуральских казаков. Самым распространенным материалом для изготовления одежды был ситец, который покупали на ярмарках и лавках. По поселкам домашнее ткачество было распространено  в большей или меньшей степени повсеместно. По сообщениям информаторов ткали во всех поселках Верхнеуральского района (Петропаловском, Кирсинской, Краснинском, Бабарыкинском). Домотканную одежду изготовляли из льна, конопли, шерсти. Хотя льняные холсты имели преимущественно перед конопляными, так как лен тоньше прядется, но в условиях степной зоны лен не везде родится, то в некоторых районах большее значение имела конопля.20

Красить полотняную одежду в нашем регионе стали достаточно поздно, традиционно она имела  естественный цвет белого холста. В  некоторых поселках было распространено крашение естественными красителями. Так порой холсты порой красили  травой «сурчинкой», что давало прочное окрашивание в желтый цвет.

Вероятно, только во втором десятилетии XX века широкое распространение получило окрашивание холстов и шерсти химическими красителями, которые покупали на базарах и лавках.

Кроме льняного и конопляного, изготовляли также «посконное»  полотно- основная нитка льняная  или конопляная и шерстяной уток. Из  него шили юбки, брюки и демисезонную одежду-«кафтаны».Домашнее ткачество просуществовало достаточно долго, вплоть до начала XX  века.

Все информаторы отмечают, что среди старшего поколения  весь комплекс традиционной одежды продолжал  бытовать достаточно долго: по крайней  мере, до конца 20-годов.

 В традиционном комплексе  одежды верхнеуральского казачества  специальной одежды для детей  не существовало. Мальчиков до  шести лет одевали в короткие  штанишки и рубашонки. Летом  мальчики ходили  и вовсе без  штанов. Девочки примерно до пяти-шести  лет ходили в длинных платьицах  или рубашках, на голове носили  маленькие ситцевые платочки. Чем  состоятельнее была семья, тем  раньше девочек начинали одевать  в юбки с кофточками, но не  ранее «как сумеет держать», то  есть когда начнет формироваться  женская фигура.21

Осенью и зимой в  качестве верхней одежды детям служили  ватные пальто. Детей обували в  валенки. Зимний костюм дополнялся шерстяным  платком или шалью у девочек  и шапкой у мальчиков. Примерно с 12 лет костюм детей практически  ничем не отличался от костюма  взрослых.

Нижнее белье казака составляли кальсоны и рубаха с из домотканого или покупного холста. Сверху надевали шаровары или брюки с узким шагом, как правили, темного цвета. Наиболее распространенными типом рубахи была косоворотка с разрезом на левой или правой стороне, но рубаха могла быть и с пуговицами впереди через все полочку, с пришивным большим сборчатым воротником. Рубахи были в основном ситцевые, праздничные могли быть сшиты из шелка. Сверху рубахи повязывали длинный широкий пояс, иногда строченый. Шаровары заправлялять в сапоги, которые являлись наиболее распространенным типом обуви среди казаков.

В женской одежде старинные поликовые рубахи бытовали в конце XIX - начале XX веков в основном как нижняя одежда (белье). Они могли быть как длинными (со "становиной"), так и короткими. Рукава рубахи у женщин доходили до кисти руки, у девушек могли быть короче (до локтя). Причем в тех местностях, где для изготовления одежды использовался домашний холст, вся рубаха либо становина ее могли быть домоткаными. Кое-где такая рубаха, дополненная широкой длинной юбкой, могла использоваться как домашняя одежда.22

Сарафаны в это время бытовали далеко не во всех станицах и поселках.. Причем нужно отметить, что в среде  оренбургских казачек сарафаны, наряду с элементами русской городской  моды, заимствовались теми этническими  группами, для традиционной одежды которых они не были характерны, в частности мордвой, украинцами. Да и вообще в костюме этих этнических групп оренбургского казачества не прослеживается практически никаких следов традиционных для них комплексов одежды. Вероятно, определенную специфику в одежде еще сохраняют калмычки. 23

Информация о работе Материальная культура Верхнеуральского казачества XIX-начало XX века