М. Е. Евсевьев: жизнь и деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:22, реферат

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время возрастает потребность в знании и изучении своего народа, его выдающихся личностей. М. Е. Евсевьев является выдающимся учёным и просветителем эрзи и мокши. С его именем связан новый этап в развитии науки об истории и культуре мордвы, мордовской письменности, широкого распространения сети национальных мордовских школ. Имя ученого присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, что ещё раз подчёркивает важность его исследований для нашей республики и его огромнейший вклад в её развитие.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Биографический очерк ученого…………………………………………
1.1. Детство и годы учебы в Казанской учительской инородческой семинарии
1.2. М. Е. Евсевьев в 1917-1931 гг……………………………………………
2. Научно-педагогическая деятельность…………………………………….
2.1 .М. Е. Евсевьев – исследователь истории и культуры мордвы……….
2.2.Деятельность М. Е. Евсевьева по созданию и развитию национальной школы…………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

Модуль 2(реферат).docx

— 62.41 Кб (Скачать документ)

М. Е. Евсевьев был организатором Мордовского культурно-просветительского общества (май 1917 г.), которое ставило задачей объединение национальной интеллигенции для просвещения народа. Общество выступило с обращением к мордовскому народу, призвав его к консолидации усилий по организации школьного дела, сохранению и развитию национальных традиций, собиранию устно-поэтического творчества народа.

К кругу общественных интересов М. Е. Евсевьева можно отнести и его постоянное сотрудничество с Русским музеем в Петербурге. М. Е. Евсевьеву принадлежит важная роль в формировании его этнографических коллекций, в особенности, предметов одежды и быта мордвы. Видя, как под влиянием времени исчезают национальные традиции, обычаи и верования, М. Е. Евсевьев в создании музейных коллекций усматривал одну из возможностей их сохранения для истории мордовского народа, для будущих поколений.

В этих формах внеслужебной деятельности М. Е. Евсевьев находил выход своим общественным и научным интересам. В рамках этой научно-общественной деятельности М. Е. Евсевьев проводил разнообразные исследования, экспедиции. На долю просветителей нерусских народов Поволжья в конце XIX века выпала главная задача создания литературных языков и письменности, учебных книг на родном языке. Макар Евсевьевич Евсевьев, как и другие просветители, понимал, что без преодоления духовной отсталости, без создания письменности и ликвидации неграмотности невозможно поднять культуру и просвещение мордовского народа.

М. Е. Евсевьева можно по праву назвать создателем новой мордовской письменности, первым мордовским языковедом и основателем национального языкознания. И хотя до Евсевьева проводилась работа по изучению мордовских языков, но это, как правило, было изучение отдельных говоров, которое не всегда основывалось на живых разговорных языках и преследовало узконаучные цели. М. Е. Евсевьев впервые осуществил целостный подход к изучению мордовских языков, главную цель которого видел в создании национальной письменности, доступной и понятной простому народу. Знаток и собиратель образцов живого разговорного языка и устного народно-поэтического творчества родного народа он создал своеобразную «энциклопедию народной жизни», состоящую из песен, причитаний, сказок, описаний народных представлений и религиозных обрядов, пословиц, поговорок, игр, просто народной речи во всех ее проявлениях.

Язык – величайший народный наставник, он соединяет прошлые, ныне живущие и будущие поколения народа в историческое целое. Особенно это было важно для мордовского народа, исторически расселенного на огромной территории. В тех условиях такой труд по собиранию языка был подвижничеством, подвигом во имя народа. Благодаря этому десятки диалектов мордовских языков попали в поле зрения науки, позволив выявить наиболее распространенные, типичные, которые легли затем в основу литературных языков.

Изучение живого народного мордовского языка привело к созданию «Образцов мордовской народной словесности», к составлению которых М. Е. Евсевьев привлек учащихся семинарии. Они были опубликованы в 1896 году в Казани. Живой язык и был положен М. Е. Евсевьевым в основу букварей, написанных для эрзянских и мокшанских детей (1892). Семь лет потратил М.Е. Евсевьев на их подготовку, опробовал в мордовском училище при семинарии. Столько же лет ушло и на написание первоначальных учебников русского языка для мордвы - эрзи и мокши, изданных в 1897 году.

В основе букварей лежит предложенный К. Д. Ушинским звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. В них осуществляется тесная связь русского и мордовских языков. В комплекс должны были войти еще словари, которые М. Е. Евсевьев писал долгие годы, литература для чтения. Прежде всего, это произведения устно-поэтического творчества мордовского народа, переводная литература. М. Е. Евсевьев подготовил более 30 переводных книг.

Научные исследования М. Е. Евсевьева в области мордовского языкознания получили высокую оценку выдающегося русского языковеда А.А. Шахматова, но для самого Макара Евсевьевича их практическое значение для создания письменности и учебной литературы стояло на первом месте.

Учитель по образованию и по духу М. Е. Евсевьев обращал свои взоры и надежды к мордовской народной школе, к народному учителю. Его беспокоило то, что мордовская начальная школа была развита значительно слабее, в сравнении со школами других народностей Поволжья. Проводя политику насаждения православия и русификации нерусских народов, в отношении мордвы царизм считал эти задачи «решенными», а потому и не проявлял заинтересованности в развитии мордовской школы. Изучая в своих поездках по мордовским селениям Поволжья состояние школьного дела, собирая материал о состоянии преподавания, учителях, М. Е. Евсевьев всячески стремился способствовать развитию мордовской школы, вносил предложения об открытии новых школ. В его записных книжках сохранилось немало записей о мордовских школах.

С просветительской деятельностью М. Е. Евсевьева связана его преподавательская работа в Казанской учительской семинарии. С семинарией была связана вся его жизнь. Сотни ребят разных национальностей — чуваши и татары, удмурты и алтайцы, мари и русские, башкиры и казахи и, естественно, мордва — прошли за эти годы через добрые и требовательные руки наставника. М. Е. Евсевьева по праву можно считать учителем учителей всех народов Поволжья. Он прекрасно владел русским, татарским и чувашским языками. С подготовкой национальных учителей М. Е. Евсевьев связывал в первую очередь расцвет культуры и просвещения народов Поволжья и отдавал этому много сил. Он проявлял большую заботу о совершенствовании программ и методики преподавания, умело связывал обучение с практическими задачами, привлекал учащихся к исследованиям в области языка, народного быта, этнографии, к изучению устно-поэтического наследия народов Поволжья. М. Е. Евсевьев руководил педагогической практикой семинаристов, проявлял заботу о трудовом обучении и воспитании.

Естественно, что особое внимание М. Е. Евсевьев уделял мордовским юношам, многих из которых он сам привез из глухих сел. Он стремился развивать национальное самосознание будущих учителей, раскрывая перед ними неведомый и увлекательный мир истории и культуры родного народа. В сохранившихся характеристиках, написанных М. Е. Евсевьевым на своих питомцев перед выпуском из семинарии, сквозит и глубокое знание их жизни, психологических особенностей, потенциальных возможностей. В Захаре Дорофееве отмечает литературное дарование, в Леонтии Кирюкове – увлечение музыкой, в Сергее Боярове – педагогический талант. Жизнь подтвердила предвидение мудрого наставника. В общении с молодежью М.Е. Евсевьев выступал как убежденный просветитель-демократ, веривший в творческие силы молодой поросли, в будущность своего народа.

Казанская учительская семинария была крупным методическим центром Казанского края по вопросам национального просвещения. Здесь работала группа известных педагогов и методистов, таких как Н. А. Бобровников, И. С. Михеев, Н. В. Никольский, Н. И. Ашмарин и др. И в этом кругу М. Е. Евсевьев пользовался заслуженным авторитетом. Для подготовки учительских кадров для мордовской школы важную роль сыграли его лингводидактические и методические идеи, положенные в основу учебной литературы. В конечном счете, все сделанное М. Е. Евсевьевым в области языкознания и фольклористики оказало свое воздействие на формирование методики преподавания мордовских языков и литературы в школе.

М. Е. Евсевьев придавал школе решающее значение в просвещении народа, выступал за организацию широкой сети народных школ. В 1885 году он берется за составление мокшанского и эрзянского букварей, а в 1888 году – первоначального учебника русского языка для мокши и эрзи. Эти учебники сыграли значительную роль в распространении первоначальной грамотности среди эрзянского и мокшанского населения. М. Е. Евсевьев пристально следил за работой народных школ и школ грамоты, за постановкой дела просвещения народа.

В своей деятельности разделяет взгляды революционных демократов-шестидесятников на педагогическую систему, за что в 1919 году был арестован, но затем освобождён благодаря ходатайству Наркомпроса РСФСР.

С 1920 года Евсевьев работает заведующим отделом, научным сотрудником Казанского краеведческого музея. Одновременно он преподавал историю и этнографию эрзян и мокшан, эрзянский и мокшанский языки в высших и средних учебных заведениях Казани (Восточная академия, Восточный педагогический институт, Казанский педагогический университет и др). В 1920-х годах был организатором Центральных курсов мордовских учителей в Москве (1926 -1928), первых 3-годичных курсов в Казани, краткосрочных курсов в Нижнем Новогороде, Самаре, Саранске, Саратове, Симбирске.

Таким образом, важнейшим фактором формирования мировоззрения М. Е. Евсевьева стало знакомство с многонациональной культурой народов Поволжья, с их жизнью, языками, устно-поэтическим творчеством, историей. Все это позволило по-новому взглянуть на жизнь, быт, историю и культуру родного мордовского народа, осознать, что глубинные пласты национальной истории и культуры остаются не раскрытыми. Его многочисленные поездки по селам, встречи с крестьянами, изучение народного творчества укрепляли это убеждение. Уже в начале нового века он был известен как собиратель духовной культуры мордовского народа. Вполне естественно, что наряду с общими чертами, характерными для просветителя, во взглядах и деятельности М. Е. Евсевьева отразились и особенности исторического, этнопсихологического и религиозного развития мордовского народа, его нужды и потребности.

С именем Евсевьева связан новый этап в развитии мордовской письменности, национального самосознания. На основе изучения разговорного языка он создал «Образцы мордовской народной словестности», написал первые буквари для мокши (1892) и эрзи (1897) и был соавтором первого советского букваря для эрзи «Тундонь чи» – «Весенний день». Осуществил целостный подход к изучению эрзянского и мокшанского языков в монографиях «Основы мордовской грамматики» (1928), «Эрзянь-рузонь валкс» («Эрзянско-русский словарь», 1931). Евсевьев занимался переводческой деятельностью: именно он перевёл более 10 вероучительных и учебных книг.

М. Е. Евсевьев был и одним из первых организаторов национальной мордовской школы. По поручению Наркомпроса РСФСР в 1920 году, после закрытия семинарии, он организует в Казани трехгодичные мордовские учительские курсы и становится их первым директором. С открытием в 1921 году Казанской восточной академии, преобразованной позднее в Восточный педагогический институт, М. Е. Евсевьев избирается ее преподавателем, профессором, читает для будущих педагогов лекции по мордовскому языку и этнографии мордвы .С 1925 по 1930 год он преподавал мордовский язык, литературу, историю мордвы в Татарском коммунистическом университете и одновременно в Казанском педагогическом техникуме. Общение с молодежью, будущим своего народа, возможность свободно рассказывать о его прошлом, об истории языка и народной культуры вдохновляли ученого и просветителя. И молодежь платила ему любовью и признанием.

М. Е. Евсевьев был членом многих научных обществ – Финно-угорского общества, Русского географического общества, Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Православного миссионерского общества. После Февральской революции 1917 он выступил инициатором создания Мордовского культурно-просветительского общества, был соавтором «Обращения к мордовскому народу», членом Комитета по изучению языковых и этнографических культур народов СССР, президиума угро-финской секции Восточно-финского комитета АН СССР. Награждён орденами Святого Станислава и Святой Анны .

Имя Макара Евсевьевича Евсевьева присвоено Мордовскому государственному педагогическому институту, библиотеке и улице Саранска. Собранные им коллекции одежды, украшений и иных предметов быта мокшан и эрзян, а это более 500 предметов хранятся в центральных музеях г. Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Саранска, Гамбурга, Парижа, Хельсинки.

 

 

2. Научно-педагогическая деятельность

              2.1 М. Е. Евсевьев – исследователь истории и культуры мордвы

      М. Е. Евсевьеву принадлежат большие заслуги в области собирания и изучения устно-поэтического творчества мордовского народа. Он умел органически увязывать актуальные вопросы науки о народно поэтическом творчестве с вопросами языкознания, истории и этнографии. В области собирания, публикации и изучения фольклорных памятников М. Е. Евсевьев представляет перед нами как филолог в широком понимании этого слова, как литературовед и лингвист, глубоко понимающий неразрывную связь народной поэзии с языком и их важную роль в развитии общественного самосознания народа, а также в области образования и воспитания людей.

Ученый понимал, что мордовский народ, несмотря на мучительные тяжелые условия жизни при царизме, создал самобытную культуру, в которой фольклор занимает одно из первых мест. В области изучения народной словесности одной из значительных заслуг М. Е. Евсевьева является то, что он глубоко разобрался в многогранности и идейно-художественной значимости устно-поэтического творчества родного народа. М. Е. Евсевьев, будучи ещё воспитанником Казанской учительской семинарии, правильно понял, что фольклорные памятники являются не только произведениями художественного слова, но и значительными культурными ценностями, в которых отражаются вся история народа, создавшего их, его быт, нравы, обычаи, взгляды на природу и общество. М. Е. Евсевьев отстаивал мысль об активной роли устной поэзии в жизни общества, в борьбе людей за утверждение прогрессивных общественных идеалов.

В своей научной работе и собирательской деятельности ученый исходил из понимания многозначности народно поэтического творчества.

Глубокому осмыслению значения и роли фольклора у М. Е. Евсевьева соответствовал и широкий размах его работы в области устной народной поэзии. Накапливая фольклорно-лингвистический и иной материал, он побывал более чем в 450 мордовских селениях. Свои научные высказывания и обобщения он строил на основе огромного количества фактов, многочисленных и систематических наблюдений.

М. Е. Евсевьев фиксировал фольклорный материал во всех губерниях Европейской части России, в которых проживала мордва. Он продолжил выпуск сборников запечатленных мордовских фольклорных произведений, начатый ещё в1882-1883 гг. (сборник «Образцы мордовской словесности»).

Информация о работе М. Е. Евсевьев: жизнь и деятельность