Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:43, реферат
Новый партийный курс на строительство социализма в стране, принятый во второй половине 20-х гг., оказал значительное влияние на культуру. В стране складывался репрессивный политический режим с жёстким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, ограничением доступа к информации, наличием единой обязательной для всех идеологии. Общая направленность культурной политики осталась неизменной по сравнению с предшествующим десятилетием. Все сферы культуры рассматривались с точки зрения задач классовой борьбы пролетариата за социализм. Тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, выдвинутый И. В. Сталиным в 1928 г., распространялся и на культуру, что служило оправданием идеологических чисток и политических репрессий в этой сфере.
В 30-е гг. ведущей стала тема революции и социалистического строительства. В классику советской литературы вошли романы М. Горького «Жизнь Клима Самгина», М. Шолохова «Тихий Дон», Н. Островского «Как закалялась сталь». Современность получила отражение главным образом в «производственных романах» с характерными для тех лет названиями: «Гидроцентраль» (М. Шагинян), «Энергия» (Ф. Гладков), «Время, вперед!» (В. Катаев), «Большой конвейер» (Я. Ильин), «Тракторстрой» (Н. Забила). Значительное место в литературе заняли произведения на исторические темы: «Петр Первый» А. Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Тынянова, драмы М. Булгакова «Кабала святош» и «Александр Пушкин».
Блестящими образцами поэтического творчества стали стихотворения и поэмы А. Ахматовой, О. Мандельштама, Б. Пастернака. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Была создана советская детская литература, не одно поколение детей воспитывалось на произведениях С. Маршака, Л. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова, написанных в эти годы.
С конца 20-х гг. на театральной
сцене утвердилась советская пь
Значительные шаги в своем развитии сделала советская кинематография. Уже к концу 20-х гг. отечественные фильмы постепенно вытеснили с экрана зарубежные. За годы первой пятилетки и этой сфере произошла настоящая техническая революция — был налажен выпуск отечественной пленки, началось производство отечественной киноаппаратуры, открылись новые киностудии. Росту популярности кино способствовало появление звуковых фильмов, первыми из которых были: «Путевка в жизнь» Н. Экка, «Одна» Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Златые горы» С. Юткевича. Лучшие советские киноленты 30-х гг. рассказывали о современниках («Семеро смелых», «Комсомольск» С. Герасимова), о событиях революции и Гражданской войны («Чапаев» братьев Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана, «Депутат Балтики» И. Хейфица и А. Зархи, трилогия о Максиме Г.Козинцева и Л.Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова («Веселые ребята», «Цирк»). Во второй половине 30-х гг. появились исторические фильмы, повествующие о героических событиях прошлого России: «Петр Первый» В. Петрова, «Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Богдан Хмельницкий» В. Пудовкина и «Суворов» М. Доллера.
С начала 30-х гг. стали проводиться всесоюзные выставки изобразительного искусства, обычно посвященные юбилейным датам. Характерной в этом отношении была выставка 1932 г. «Художники РСФСР за 15 лет», которая ставила задачу показать в произведениях живописи различные периоды истории советского государства. Очевидно, что произведения авангардистов не могли служить иллюстрацией исторических событий и явлений современности, и преимущество реалистической живописи по силе агитационного воздействия на массы было налицо.
Из работ
этого периода на революционные
темы особенно выделялись полотна К.
Петрова-Водкина «Смерть
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кобалевского, И. Дунаевского. Были созданы коллективы, в последствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет имени Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр государственной филармонии. Сформировалось молодое поколение дирижёров, среди которых были Е. Мравинский, Б. Хайкин.
Метод социалистического реализма, разумеется, не охватывал всех явлений художественной жизни страны в 30-е гг., тем более что он трактовался односторонне упрощенно и на практике использовался для политического контроля за творческим процессом. Помимо официального советского искусства, настойчиво внедряемого властью, продолжался реальный художественный процесс. Работы, которые не имели яркой выраженной политической тенденциозности в духе предъявляемых требований, зачастую рассматривались как идеологически сомнительные. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, были утрачены, другие не сразу дошли до читателя и зрителя. Только в 1966 г. был издан роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (и то с купюрами), лишь в годы перестройки увидели свет «Ювенильное море», «Котлован» и «Чевенгур» А.П. Платонова, «Реквием» А. Ахматовой. До недавнего времени не выставлялись работы П.Н. Филонова, К.С. Малевича, других мастеров русского авангарда. Замалчивалось творчество репрессированных В.Э. Мейерхольда, Б.А. Пильняка, О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля. Неоконченной осталась картина П.Д. Корина «Русь уходящая», о величии замысла которой можно судить по эскизам. Были запрещены съёмки фильма «Бежин луг» о коллективизации (С. Эйзенштейн), а отснятые эпизоды подлежали уничтожению. Только за 1937 г. было снято с репертуара и запрещено к постановке из-за «неблагонадёжности» авторов 56 пьес.
Жестокий идеологический контроль распространялся также на литературу и искусство прошлых лет. Вычёркивались имена и целые историко-культурные пласты, которые не вписывались в создаваемые схемы. Практически недоступным стало русское искусство начала века, изымались из библиотек произведения русских философов-идеалистов, писателей, оказавшихся в эмиграции. Особенно пострадали памятники архитектуры.
Культура в годы Великой Отечественной войны
Перестройка культуры в условиях военного времени
Начало войны резко изменило жизнь общества. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры были также подчинены задачам борьбы с врагом.
Специального плана руководства культурой и всей системой культурных учреждений в соответствии с задачами военного времени не было. Но в партийно-государственных документах начального периода войны содержались общие установки по мобилизации страны, которые определяли направления перестройки и в области культуры. Был создан чрезвычайный орган, сосредоточивший всю полноту власти, — Государственный Комитет Обороны (ГКО). Комитет назначал уполномоченных для решения тех или иных вопросов, имевших оборонное значение. Уполномоченным ГКО по науке стал С. В. Кафтанов, председатель Комитета по делам высшей школы. При нем был создан Совет для координации научной работы в стране, в который входили академики А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. П. Бардин и др.
Идеологическое руководство культурной работой осуществляло Управление пропаганды и агитации ЦК партии (УПА), созданное в 1939 г. Начальником УПА был Г. Ф. Александрой, курировал работу управления кандидат в члены Политбюро ЦК А. С. Щербаков. Он же возглавлял Советское информационное бюро (Совинформбюро), созданное 24 июня 1941 г., в котором была централизована вся информационная служба. Культурно-идеологической работой в армии и на флоте занимались Главное Политическое управление Красной Армии и Главное политическое управление-ВМФ, которые работали на правах отделов ЦК ВКП(б). В мае 1942 г. при Комитете по делам искусств была создана Комиссия по учету и охране памятников.
В начале войны были созданы новые общественные организации — антифашистские комитеты — советских ученых, советских женщин, советской молодежи, Еврейский антифашистский комитет. Их деятельностью руководило Совинформбюро, при котором также состояла группа деятелей литературы и искусства. В его постоянный авторский коллектив входили М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, К. М. Симонов, А. А. Фадеев и др. Деятели культуры работали в Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.
В годы войны изменилась государственная политика по отношению к религии и церкви. В 1941 г. Союз воинствующих безбожников был расформирован, и антирелигиозная пропаганда ослаблена. Патриотическая позиция церкви, ее участие в сборе средств для нужд обороны, усиление религиозных настроений в народе, интересы укрепления антигитлеровской коалиции побудили Сталина начать диалог с церковью. Поворот произошел в 1943 г., когда в Кремле встретились высшие руководители государства и православной церкви. В том же году состоялось избрание патриарха. Религиозные объединения получили больше возможностей для своей деятельности.
Опасность, нависшая над страной, требовала мобилизации всех духовных сил общества. В этих условиях классовый и интернациональный принципы, на которых базировалась советская официальная идеология, отходят на второй план. Поворот в идеологической работе получил зримое воплощение в роспуске Коминтерна и 1943 г. и утверждении нового государственного гимна (музыка А. В. Александрова, текст С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана; впервые исполнен по радио в ночь на 01.01.1944) вместо ранее принятого «Интернационала». В докладе Сталина 6 ноября 1944 г. прозвучали знаменательные слова о «великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушки на и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова».
Историческая тематика заняла видное место в лекционной работе, в массовых пропагандистских изданиях, в произведениях художественной литературы и искусства. В лекционное бюро, скиданное при Комитете по делам высшей школы, вошли крупные историки: Б. Д. Греков, Е. В. Тарле, С. В. Бахрушин, М. Н. Тихомиров, Н.С.Державин, М. В. Нечкина. Политуправления фронтов выпускали материалы, посвященные традициям русской армии и офицерства.
С началом войны и заключением союзных договоров со странами Запада стали расширяться творческие и личные контакты между советской и зарубежной интеллигенцией. Оживилась деятельность Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (НОКС), активно работал Еврейский антифашистский комитет, много сделавший для развития культурных связей с США и Великобританией. Больше стали издавать произведений зарубежных риторов, выпускать в прокат зарубежные фильмы.
Война на время отодвинула на второй план идеологические проработки. Аппарат управления культурой был сокращен, идеологический контроль немного ослаблен. Репрессии по идейно-политическим мотивам продолжались, но в меньшем масштабе. В начальный период войны, когда Красная Армия терпела неудачи, пропаганда культа личности была несколько приглушена. По мере успехов на фронтах в массовое сознание внедрялся миф о Сталине как о «величайшем полководце всех времен и народов». В угоду этому мифу интерпретировались события войны. В его создании принимали участие практически все отрасли культуры. В 1944 г. Агитпроп организовал большую фольклорную экспедицию для сбора материалов о пребывании Сталина в Туруханском крае. Одновременно проводилась работа по созданию новых домов-музеев Сталина. Особые усилия пропагандистской машины были направлены на работу среди граждан, побывавших на оккупированной территории или репатриированных.
Война потребовала больших расходов, и ассигнования на культуру сократились. С 1943 г., когда в ходе войны произошел перелом, бюджет культуры стал расти. Во время войны на первый план надвинулись наиболее оперативные, мобильные, доступные и эффективные формы культурной работы, такие, как радио, кинематография, печать. Особенно возросло значение средств массовой информации, основным из которых являлось радио. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках народов СССР, специальные передачи были адресованы бойцам Красной Армии, партизанам, молодежи. При железнодорожных вокзалах, морских и речных пристанях, при военкоматах, госпиталях, в частях действующей армии и на предприятиях были созданы агитпункты с целью информирования населения о военных событиях, разъяснения текущих задач.
Война внесла большие изменения в издательское дело. Перестали выходить более 4000 газет, в 2,5 раза сократились тиражи периодических изданий, в 4 раза — книг. Для военного времени характерен выпуск небольших по объему брошюр, инструктивных, агитационно-пропагандистских или научно-популярных по содержанию. С 1944 г. тиражи стали расти, увеличивался объем печатной продукции. Издавались книги о войне, по истории страны, особенно военной истории, художественная литература.
В годы войны не прекращалась работа учреждений культуры. В Москве даже в самые тяжелые дни октябрьского—ноябрьского наступления немецко-фашистских войск работали музеи и библиотеки. В блокадном Ленинграде были открыты библиотеки и театры. До сентября 1942 г. работал в осажденном Сталинграде один из драматических театров.
Многие учреждения
были эвакуированы из районов, которым
угрожала оккупация. Уже 27 июня 1941 г. были
приняты специальные