Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 08:26, реферат
Крестьянская реформа 1861 года открыла собой ряд великих государственных преобразований, осуществленных в России в 60– 70-е годы XIX века. Она была первой среди них не только по времени проведения, но и по своему значению, по степени воздействия на русское общество. Произошедшее в результате ее освобождение крестьян от крепостной зависимости коренным образом изменило народный быт, всю социально-экономическую и политическую жизнь России.
Крестьянская реформа 1861 года.
Крестьянская реформа 1861 года открыла собой ряд великих государственных преобразований, осуществленных в России в 60– 70-е годы XIX века. Она была первой среди них не только по времени проведения, но и по своему значению, по степени воздействия на русское общество. Произошедшее в результате ее освобождение крестьян от крепостной зависимости коренным образом изменило народный быт, всю социально-экономическую и политическую жизнь России.
Начало работ по подготовке крестьянской реформы
Александр II вступил на престол 18 февраля 1855 года. В Манифесте о прекращении Крымской войны, принятом 19 марта 1856 года, Александр II формулировал задачи своего царствования : создание в стране такого общественного порядка, при котором все российские будут равны перед законом, получат возможность в равной мере пользоваться его защитой. Очевидно, что указанная цель не могла быть достигнута без отмены крепостного права1 и создания равной для всех судебной власти.
30 марта
1856 года Александр II, пребывая в
Москве, встретился с представителями
от московского дворянства. Данная
встреча состоялась по
Для успешного осуществления крестьянской реформы необходимо было разработать ее программу и составить соответствующие ей законопроекты. Во времена правления Александра I и Николая I задачи разработки преобразовательных проектов решались путем создания секретных комитетов из сановников, пользовавшихся особым доверием их величеств. Действуя втайне от общества, они сочиняли и обсуждали планы реформ, составляли проекты законов для осуществления этих планов на практике. Бывало и так, что разработка плана той или иной реформы поручалась кому-то из сановников. Такие поручения от императоров получали Н. С. Мордвинов, А. А. Аракчеев, М. М. Сперанский, В. П. Кочубей, П. Д. Киселев. Александр II избрал другой способ подготовки крестьянской реформы: он решил действовать открыто и более того — призвал дворянство к участию в
этом деле.
Новость о том, что государь открыто заявил о необходимости отменить крепостное право, быстро разнеслась по Москве и Санкт- Петербургу, по губернским городам и уездным городкам. О ней с удивлением узнало все дворянство — с удивлением, так как «самая мысль об освобождении крестьян считалась тайною» . Поясняя это, А. И. Левшин писал в своих мемуарах: «Тайна была нужна и страшна потому, что боялись преждевременного открытия ее миллионам крепостных людей. К тому же в понятиях наибольшей части пожилых людей, не исключая многих членов высшего правительства, освобождение крестьян должно было неминуемо породить беспорядки, кровопролитие и требования политической свободы и конституции. После этого можно себе представить, что речь государя московским предводителям была громовым ударом для большинства публики и светлым лучом надежды для немногих
Обсуждение вопроса об отмене крепостного права в дворянских комитетах Виленской, Гродненской и Ковенской губерний
В первых числах мая 1856 года Александр II, следуя из Москвы в Варшаву, остановился в Брест-Литовске для осмотра крепости и находившихся там войск. Здесь состоялась его встреча с генерал-губернатором В. И. Назимовым, во время которой зашел разговор и о крестьянской реформе. Владимир Иванович относился к кругу лиц, пользовавших- ся особым доверием императора.
Его величество рассказал своему старому слуге и товарищу о встрече с представителями московского дворянства, о своей речи перед ними, в которой заявил, что «лучше начать отмену крепостного права сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собою начнет отменяться снизу». «К сожалению, — посетовал при этом Александр, — господа предводители дворянства меня как следует не поняли, и я вижу теперь, что дворянство не сочувствует моим видам и намерениям». Назимов в ответ стал возражать, говоря государю, что напрасно он считает российское дворянство неспособным или не желающим со- действовать его благим намерениям — освободить крестьян: для великороссийского помещика отмена крепостного права, как дело совершенно новое, о котором он никогда не помышлял, действительно представляется странным экономическим переворотом, угрожающим не только его благосостоянию, но и существованию. «Я сам помещик, — продолжал Назимов, — и мне нередко приходилось беседовать об эмансипации с моими соседями и высказывать сочувствие XXIV Подготовка крестьянской реформы 1861 года в России этой реформе, тем более, что, на мой взгляд, с польским вопросом в западном крае мы не совладаем до тех пор, пока русское и литовское крестьянство будет оставаться в крепостной зависимости у польского шляхетства.
Во время праздничных мероприятий, сопровождавших коронацию, министр внутренних дел и его заместитель А. И. Левшин старались выяснить отношение прибывших на это празднество предводителей дворянства великорусских губерний к отмене крепостного права. Реакция последних на эту меру оказалась резко отрицатель- ной: «дворяне выражали недоумение и даже негодование, словно речь шла не об уничтожении застарелого возмутительного бесправья, а об обращении в рабство самих душевладельцев2 . Стало очевидным, что в этой среде правительство не найдет людей, которые могли бы сыграть роль инициаторов крестьянской реформы. В этих условиях император Александр II счел необходимым сделать ставку на дворянство Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. Назимов должен был повести дело так, чтобы дворяне вверенного ему края выступили с требованием отмены крепостного права.
3 ноября
1856 года А. И. Левшин представил
свой доклад перед дворянами
и смог убедить их в том,
что к-п негативно сказывается на их
же землевладении. Его поддерживал прениями
министр внутренних дел С. С. Ланской
, а все это происходило с подачи товарища
Александра 2 Назимова.
В результате Гродненский дворянский
комитет, обсудив этот вопрос и выслушав
различные предложения о том, как его разрешить,
единогласно признал выгодной как для
помещиков, так и для крестьян полную отмену
крепостного права.
А за Гродненской губернией последовали
остальные 2.
Учреждение Комитета по крестьянскому делу. Его деятельность в первой половине 1857 года. Проекты освобождения крестьян от крепостной зависимости К. Д. Кавелина и Ю. Ф. Самарина
Пока в северо-западном крае происходили вышеописанные события, в правительстве предприняли попытку определиться, хотя бы 1 Улащик Н. Н. Из истории рескрипта 20 ноября 1857 года. С. 172. Подготовка крестьянской реформы 1861 года в России XXXIII в самых общих чертах, с принципами или условиями освобождения крестьян от крепостной зависимости. Для их выработки и об- суждения император учредил 1 января 1857 года особый комитет1 в составе председателя Государственного совета князя А. Ф. Орлова, министра внутренних дел С. С. Ланского, начальника Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии и шефа жандармов князя В. А. Долгорукова, главного управляющего Второго отделения С. Е. И. В. канцелярии графа Д. Н. Блудова, министра Императорского двора и уделов графа В. Ф. Адлерберга, главного управляющего путями сообщения и публичными зданиями К. В. Чевкина, министра финансов П. Ф. Брока и членов Государственного совета: князя П. П. Гагарина, барона М. А. Корфа и генерал- адъютанта Я. И. Ростовцева. Позднее в число членов Комитета был включен министр государственных имуществ М. Н. Муравьев.
зачитал составленную товарищем министра внутренних дел А. И. Левшиным записку о мерах по улучшению устройства помещичьих крестьян, предпринимавшихся в предшествовавшее царствование. Она заканчивалась тремя вопросами, ответы на которые и должен был дать учрежденный Комитет: «1) Останется ли вся земля по-прежнему во владении помещиков? 2) Если останется право владения за помещиками, то должно ли быть ограждено право крестьян пользоваться землей, им отведенной, то есть может ли помещик без- условно удалить со своей земли освобожденных поселян, или должен подчиниться законным ограничениям? 3) Могут ли помещики надеяться получить от правительства какое-либо вознаграждение как за личность освобождаемых крестьян, так и за земли, им отведенные?»2 Затем слово снова взял император — на этот раз, чтобы предложить Комитету предварительный вопрос для рассмотрения: «следует ли приступить теперь к каким-либо мерам для освобождения крепостных людей?»3 При его обсуждении члены Комитета признали, что в России стало заметным «брожение умов относительно освобождения крестьян», что «крепостное состояние уже само по себе есть зло, требующее исправления» и что «бывшие попытки правительства к уничтожению этого зла почти не имели никакого успеха»
К началу 1857 года в руках правительства скопилось не менее сот- ни такого рода записок и проектов1 . Выраженные в них мнения об условиях отмены крепостного права могли быть разделены, с точки зрения историка А. А. Корнилова, на три главных группы. К первой из них, представленной небольшим числом проектов, можно было отнести предложения освободить крестьян немедленно и полностью без всяких условий и без земли. Ко второй группе, также немногочисленной по количеству представленных проектов, следовало отнести мнения «о необходимости немедленного и полного освобождения крестьян, но непременно с землей, притом по возможности с сохранением за ними приблизительно тех именно наделов, которыми они пользовались при крепостном праве, за определенный денежный выкуп»2 . При этом суммы указанного выкупа, исчисляемые различными способа- ми, предполагалось выплатить помещикам единовременно посредством кредитных операций, организованных при содействии правительства, и затем рассрочить уплату правительству долговых сумм крестьянами на более или менее значительное число лет. По словам А. А. Корнилова, «в правительственной среде в тот момент этого рода проекты считались наиболее опасными и радикальными»3 . На- конец, к третьей группе мнений, наиболее значительной по количеству представленных проектов, принадлежали те, которые «признавали немедленное и полное освобождение крестьян невозможным и рекомендовали взамен того разнообразные переходные меры посте- пенного ослабления и ограничения помещичьей власти с сохранением крепости крестьян земле на весь переходный период и с предоставлением им различных способов приобретения земли от помещиков при помощи добровольных соглашений с ними»1 . Большинство сановников из окружения Александра II и сам го сударь склонялись в то время к мнениям именно этой третьей группы.
Для вполне успешного хода предварительных работ по вопросу об упразднении крепостного права, должно обратить еще внимание и на следующее, весьма важное, обстоятельство. Крепостное право по существу своему находится в полнейшей связи и взаимодействии с юридической, административной, экономической, финансовой, сель- сельскохозяйственной сторонами нашего быта, и потому упразднение этого права, очевидно, требует предварительного тщательного об- суждения задачи со всех этих сторон».
План уничтожения крепостного права Самарина
план уничтожения крепостного права предполагал постепенный вывод крестьян из состояния крепостной зависимости к гражданской свободе. На первом этапе его осуществления правительство должно было «положить предел естественному развитию крепостного права», затем правительству надлежало «открыть исход из него отдельным личностям, поднимающимся выше уровня крепостного сословия» и, наконец, ему следовало «облегчить и поощрить добровольные сделки» между помещиками и крестьянами . Дальнейший ход процесса освобождения крестьян представлялся Ю. Ф. Самарину в следующем виде: «Через несколько лет по издании нового положения о добровольных сделках, когда в удельных имениях ныне существующие принудительные отношения начальства к крестьянам заменятся свободными договорами, когда в разных губерниях, просвещеннейшие из помещиков сделают тоже в своих имениях, правительство назначит для заключения добровольных сделок последний срок, предупредив, что, по истечении его, оно установит законодательным порядком обязанности и повинности крестьян во всех тех имениях, в которых владельцы сами не договорятся с сельскими обществами.
При этом Самарин признавал, что выкуп крестьянских повинностей и выдача помещикам вознаграждения возможно было осуществить в условиях России «не иначе, как посредством займа внутреннего или внешнего», по которому уплата процентов с погашением будет падать на крестьян. «С выплатою помещикам полного вознаграждения, — констатировал он, — упразднится всякое с их стороны право как на землю, состоящую у крестьян во владении, так и на их труд. Крестьяне, вполне отрешенные от помещика в хозяйственном и юридическом отношении, поступят в прямую зависимость от правительства, как состояние свободное, но отвечающее за казенный долг, лежащий на его земле. Тогда получат окончательную юридическую организацию сельские общества; устроится мирское управление с административными раз- делениями на приходы, округи, волости; устроятся судебные инстанции, школы; издадутся особые уставы. Наконец, после погашения казенного долга бывшие помещичьи крестьяне станут к правительству в отношение свободного сельского сословия, владеющего своею землею на праве полной собственности. Останется определить отношение частных лиц, членов сельских обществ, к этим обществам, определить условия свободного перехода с места на место, и этим завершится ряд законодательных мер, направленных к достижению конечной цели, завещанной нам нашим прошедшим. Тогда, и только тогда, упразднится последний след крепостного права, и вместе с тем вполне оправдается его глубокое историческое значение».
Таким образом, разработанный Ю. Ф. Самариным план отмены крепостного права предполагал, с одной стороны, наделение крестьян землей, а с другой — денежную компенсацию помещикам понесенных ими материальных потерь в результате отмены крепостного права на этих условиях. Подобный компромисс вполне позволял, считал он, осуществить крестьянскую реформу без общественных потрясений и разрушения государства.
Высочайший рескрипт от 20 ноября 1857 года и дополнительное отношение к нему министра внутренних дел С. С. Ланского
Но ваяя правительственная программа крестьянской реформы.
Большинство дворян не были заинтересованы в разработке подробного плана крестьянской реформы. Отдавая дело подготовки этой реформы на усмотрение губернских комитетов, они тем самым затягивали его на долгое время.
Однако Александр II не собирался отказываться от своего намерения освободить крестьян от крепостной зависимости. Его величество дал поручение министрам внутренних дел и государственных имуществ составить и представить в Главный комитет по крестьянскому делу программу занятий губернских комитетов. Это был первый признак перемены методики подготовки крестьянской реформы в сторону более подробной регламентации деятельности губернских комитетов правительством.