Контрольная работа по «История ОВД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 04:06, контрольная работа

Краткое описание

Ряд историков считает, что первый принципиальный шаг в закрепощении крестьян был сделан в Судебнике Ивана III в 1497 году и даже ранее; что именно с этой эпохи началось наступление на права крестьян, усиление их эксплуатации. На самом деле юридический статус крестьян фиксировался как общегосударственными нормативами (судебниками и официальными актами), так и обычным правом. Неверно рассматривать главный, если не единственный, показатель закрепощения в ограничениях перехода от одного землевладельца к другому. Необходимо доказать также и усиление эксплуатации, нажим на владельческие права крестьян, их правоспособность.
В то время как в Западной Европе сельское население постепенно освобождалось от личной зависимости, в России на протяжении 2-ой пол. ХVI-ХVII вв. происходил обратный процесс - крестьяне превращались в крепостных, т.е. прикрепленных к земле и личности своего феодала.

Содержание

Причины, стадии, нормативная база закрепощения крестьян
3
Цель и виды наказаний по Судебнику 1550 г.
7
Историко-правовая характеристика постановления СНК «О создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем» от 7 декабря 1917 г.


17
Личность в истории: Иван I «Калита»
25
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Готовая контрольная История ГПРФ19 варианn.doc

— 547.50 Кб (Скачать документ)

С момента возникновения и до реорганизации, ВЧК приобрела сложный аппарат управления и систему органов на местах. К концу своего существования Комиссия подошла с разветвленной структурой, которая имела практически повсеместное значение и влияние. В эволюции ВЧК было немало кризисных, тупиковых моментов, но решение подобных проблем дало бесценный опыт реформаторам системы исполнительной власти в будущем.

ВЧК, созданная как чрезвычайный орган революции, выполнила поставленные перед ней задачи и заложила основы дальнейшей деятельности органы госбезопасности.

Как было выяснено, системы «военного коммунизма» и «чрезвычайщины» показали свою экономическую и политическую несостоятельность и грозили крахом режиму.

Переход к новой политике в хозяйственной и социально-политической сферах потребовал соответствующей реорганизации спецслужбы. Но бесценный опыт ВЧК во всех сферах ее деятельности не был выброшен на свалку, а стал достоянием органов исполнительной власти страны.

Произведённая реорганизация не явилась формальной сменой вывески, хотя суть специальной службы сохранилась. Но, если ВЧК действовала как чрезвычайный орган, обладая на некоторых этапах своего развития практически неограниченными полномочиями, то Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, являясь составной частью советского государственного аппарата управления, руководствовалось положениями о данном аппарате, закреплёнными в Конституции государства.

С реформой 1922 г. органы государственной безопасности стали юридически конституционными. Был завершен формальный переход от «чрезвычайщины» к государственности.

ВЧК допустило немало ошибок в своей работе. Огромные человеческие жертвы, которые понесла страна за период существования Комиссии трудно оправдать с любой точки зрения. Но репрессивная функция не была приоритетной, а скорее побочной, для данного органа. Ведь большинство людей, защищавших достижения революции свято верили в справедливость своей борьбы, либо надеялись на то, что их ошибки забудутся и будут списаны историей.

Победа в противостоянии с врагами новой власти была выиграна, и уже невозможно изменить или серьезно пересмотреть события, происходившие в государстве с 1917 по 1922 годы. Остается только воспринимать их как должное.

 

 

 

4.Личность в истории: Иван I «Калита»

Иван Данилович Калита восседал на московском престоле с 1325 по 1340гг. В памяти москвичей он остался, как строитель, который расширил и укрепил нашу матушку Москву. Прозвище его – Калита, т.е. денежный мешок, мощна.

Получив главенство среди многочисленных русских князей, Иван Данилович важнейшей своей государственной заботой назвал мир. Он хотел дать Руси покой, обеспечив созидательный труд горожан и селян, прекратить приходы ордынских «ратей». Для того времени трудно даже представить, сколь сложной виделась эта задача.

 Летописец, сообщая о получении  великого княжения Иваном Калитой, писал: «И бысть оттоле тишина  велика на 40 лет и пересташа  погани воевати Русскую землю  и заклати христиан, и отдохнуша  и починуша христиане от великиа  истомы многыа тягости, от насилиа татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земле».

 Русь с 1328 до 1368 года получила  передышку от ордынских нашествий  на 40 лет! Передышка эта стала  возможной только потому, что  Иван Калита и его сыновья-наследники  – Семён Гордый и Иван Красный сумели обеспечить полную и своевременную выплату дани с русских земель. Хан Узбек, правивший 28 лет, и сменивший его Джанибек были удовлетворены этим и не мешали усилению московского князя.

 Выдающийся отечественный историк  В.О.Ключевский высоко оценил  «великую тишину», созданную Иваном  Калитой: «…многочисленные русские  князья холопствовали перед татарами  и дрались друг с другом. Но  подросли внуки, сверстники Ивана  Калиты, и стали присматриваться и прислушиваться к необычным делам в Русской земле. В то время как все русские окраины страдали от внешних врагов, маленькое срединное Московское княжество оставалось безопасным, и со всех краёв Русской земли потянулись туда и простые люди. В то же время московские князьки, братья Юрий и этот самый Иван Калита, без оглядки и раздумья, пуская против врагов все доступные средства, ставя в игру всё, что могли поставить, вступили в борьбу со старшими и сильнейшими князьями за первенство, за старшее владимирское княжение, и при содействии самой Орды отбили его у соперников. Тогда же устроилось так, что и русский митрополит, живший во Владимире, стал жить в Москве, придав этому городку значение церковной столицы Русской земли. И как только случилось всё это, все почувствовали, что татарские опустошения прекратились и наступила давно не испытанная тишина в Русской земле. По смерти Калиты Русь долго вспоминала его княжение, когда ей впервые за сто лет рабства удалось вздохнуть свободно, и любила украшать память этого князя благодарной легендой.

 Так в половине XIV века подросло  поколение, выросшее под впечатлением  этой тишины, начавшее отвыкать  от страха ордынского, от нервной  дрожи отцов при мысли о  татарине. Недаром представителю  этого поколения, сыну великого князя Ивана Калиты, Симеону современники дали прозвание Гордого. Это поколение и почувствовало ободрение, что скоро забрезжит свет».

 Основанием этой «великой  тишины» стал исправный сбор  ордынской дани, но укрепление  московской государственности шло  через насилие при сборе этой самой дани. От огромных поборов страдали не только «черные люди», но и знать. Известно, например, что отец Сергия Радонежского, ростовский боярин Кирилл обнищал именно от поборов московского князя.

 Иван Калита получил право  сбора недоимок с Ростовской земли. Учинив в городе Ростове настоящий погром, княжеские воеводы Василий Кочева и Мина собрали недоимки. Ордынский хан отблагодарил за это великого князя – в состав его владений была включена Сретенская половина Ростовского княжества.

 Собирая недоимки на Ростовской  земле, великий князь Иван Данилович  преследовал и свои личные  цели как удельный московский  князь. Обирая должников-ростовцев, он в то же время давал  им подняться и хотя бы отчасти  восстановить своё благосостояние. Разорённым ростовцам Иван Калита давал большие льготы, если те соглашались переселиться в обширную и малонаселённую волость его княжества Радонеж.

 Если раньше русские князья  в своих постоянных междоусобицах  такую политику переселении проводили  вооружённой рукой, то Иван Калита делал это иначе. Благодаря такой «мирной» политике росла мощь Москвы, и ослаблялись её соседи, терявшие податное население. После сбора недоимок в Ростове некогда малонаселённая Радонежская волость Московского княжества стала за год довольно многолюдной. Среди ростовцев, перебравшихся туда, оказался и 14-летний отрок Варфоломей – будущий основатель Троицкого монастыря и великий подвижник Сергий Радонежский.

 Проводя последовательную политику  возвышения Москвы, Иван Калита  прибег и к династическим бракам, он немало преуспел в такой политике. Иван выдал свою дочь Марию за юного ростовского князя Константина Васильевича, который стал править всем Ростовским княжеством. Таким образом, он стал одним из сильнейших русских князей, но оставался послушным «подручником» московского правителя. Другая дочь, Феодосия, была выдана замуж за Белозерского князя Фёдора Романовича. Белозерские князья на долгие годы станут верными союзниками московских князей. Со временем Белозерские владения войдут в состав Московского княжества. Третья дочь стала супругой ярославского князя Василия Давидовича.

 Сбор дани в ханскую казну  никем не контролировался. Ханских  чиновников интересовала только  установленная сумма дани. О том, сколько московский князь имел  от сбора дани, история умалчивает. Не случайно историки будущего назовут Ивана Даниловича «денежным мешком».

 Наличие «лишних» денег позволило  Ивану Калите использовать ещё  один мирный способ расширения  своих земель. В ходе частных  сделок у местных владельцев  покупались деревеньки, сёла и даже целые волости. Так в удельных княжествах Северо-Восточной Руси появлялись островки московских владений. При сборе дани они, естественно, пользовались определёнными привилегиями.

 Чтобы создать «великую тишину»  на Руси, Ивану Даниловичу пришлось навести относительный порядок на русских землях. Произвол всегда царил на них, и потому немалая часть собранной дани просто присваивалась и разворовывалась «сильными людьми». На дорогах «трудились» разбойники. Иван Данилович считал борьбу с разгулом «лихих людей» одной из основных великокняжеских задач.

 Покончить с разбойничьими  шайками, татями (ворами) мешала существовавшая  тогда судебная система. По древней  традиции право судить имели  крупные земельные собственники  – бояре, монастыри, церковные иерархи. Попавшиеся преступники зачастую просто откупались и продолжали совершать преступления.

 Иван Калита передал в  ведение московской администрации  борьбу с тяжкими преступлениями («татьба, разбой, душегубство»). Классик  российского летописания С.М.Соловьёв в своих сочинениях повторил то, что было сказано о великом князе в далёкую старину – что он «избавил русскую землю от татей». Другой российский историк В.О.Ключевский сказал, что Иван Данилович «первый начал выводить русское население из того уныния и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастия. Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нём общественную безопасность и тишину, московский князь, получивший звание великого, дал почувствовать выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Этим он подготовил себе широкую популярность, то есть почву для дальнейших успехов».

 В чертах характера Ивана  Калиты одной из самых значимых  видится «любовь» к московскому  купечеству. Ему нравилась смекалка  купцов, их деловитость и расчётливость, готовность к риску в торговых операциях, а главное – они исправно пополняли княжескую казну. Более того, нередко во времена безденежья купцы Москвы выручали правителя. Но справедливости ради следует заметить, что и купечество облагалось тяжёлыми налогами и правежами за долги. Иван Калита много занимался развитием налоговой системы в своём княжестве, это был основной источник его личных доходов. Тем не менее, факт остаётся фактом: московская торговля уверенно шла в гору и соперничать с ней теперь могли лишь новгородские купцы.

 Экономическое и хозяйственное  возрождение Русской земли связывалось  с одним из великих деяний  Ивана Даниловича – с тем, что  именно он получил у хана  Золотой Орды право собирать  дань в его казну. Это общепризнанная  заслуга московского князя перед современниками.

1331 год стал одним из самых  тяжёлых в жизни Ивана Калиты. Сначала в марте умерла его  любимая жена Елена, а в начале  мая небывалый пожар испепелил  деревянный Московский Кремль. Сгорели  крепостные стены, а на строительство новых, поскольку город оставался почти беззащитным, требовалось разрешение хана Золотой Орды. В Сарае же с крайней подозрительностью смотрели на строительство даже малых крепостей на Руси и в других покорённых землях.

 Но тот же 1331 год добавил  величие московскому князю. Сперва умер ростовский князь Фёдор Васильевич, правивший в Сретенской половине Ростовского княжества. Наследников он не оставил. Затем не стало соправителя Ивана Калиты по великому княжению Владимирскому князя Александра Васильевича Суздальского.

 В конце года русские князья  съехались в Сарай. Многие хотели  получить ярлыки на освободившиеся  «столы». Но хан рассудил иначе: всё великое княжение и Сретенская  половина Ростовского княжества  передавались в руки одного  удельного князя – Ивана Даниловича Калиты. Это был большой политический успех московского правителя.

 В следующем 1332 году на русские  земли обрушился неурожай и  его следствие – голод. Тысячи  людей начали стекаться в Москву, готовые трудиться за кусок  хлеба из княжеских закромов. Это обстоятельство позволило Ивану Калите возобновить каменное строительство с затратой самых малых средств за труд людей.

 Летом великий князь женился  во второй раз. Сведений о его  второй жене осталось не много. Известно, что она родила ему  двух дочерей – Марию и Феодосию.

 Украшая Москву, Иван Калита  начал возведение Архангельского  собора, ставшего в Московском  Кремле первым каменным храмом, который освятил сам митрополит  Феогност. Построен был собор  всего за «одиного лета». Московские  храмы, построенные Иваном Калитой, просуществовали только до царя Ивана III Васильевича - в ту пору каменное строительство церковных храмов оставляло желать лучшего.

 Зимой 1333-1334 года в Восточной  Европе произошло немаловажное  событие. 17-летний наследник московского престола Семён Иванович женился на дочери правителя Литвы Гедимина Айгусте, получившей православное имя Анастасии. Внешнеполитический вес Москвы от такого брачного союза заметно возрос. Этим союзом Иван Калита прозорливо отодвинул на многие годы неизбежное столкновение Руси и Великого княжества Литовского, в XIV столетии быстро набиравшего немалую силу. Действительно, именно нашествие литовского войска в 1368 году нарушило «великую тишину»,созданную огромными усилиями московского князя.

Информация о работе Контрольная работа по «История ОВД»