Киевская Русь в X-XI веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:10, реферат

Краткое описание

Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении. По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера".

Содержание

Введение
1. Политика первых русских князей
2. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси
Заключение
Список используемой литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Древняя Русь в X XI веках.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киевская Русь в X-XI веках

 

План

 

Введение

1.  Политика первых  русских князей

2.  Социально-экономическое  и политическое развитие Киевской  Руси

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

 

Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение восточных славян периода феодализма. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX века было наиболее сильным в экономическом отношении.

По определению Б. А. Рыбакова - "Киевская Русь IX - XII вв. - это, во-первых, колыбель государственности трех братских народов: русских, украинцев, белорусов, а во-вторых, это одна из крупнейших держав средневековой Европы, игравшая важную историческую роль в судьбах и государств Запада, Востока и отдаленного Севера".

Раннее Киевское государство, с политической точки зрения представлявшее федерацию княжеств и непосредственно подчиненных великому князю территорий, с точки зрения социально-экономической являлось совокупностью территориальных общин с элементами родовых отношений. Понятие "род", часто фигурирующее в русских источниках, включало разные типы родственных связей, от собственно рода до большой семьи. В состав рода включались, однако, не только кровные родственники, но, как, например, в Древнем Риме, разного рода лица, не имевшие родства по крови.

Славяне в ту пору жили не родовым  строем, и объединяющим началом была сельская община или зарождающийся  город.

Вопрос о природе социального  строя Древней Руси остается в  отечественной науке одним из самых спорных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения, другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов).

 

Целью данной работы является рассмотрение политики первых Русских князей и социально-экономического и политического развития Киевской Руси.

Задачами данной работы является сравнение черт зрелого феодального строя и ранне-феодальной монархии Древней Руси; рассмотрение путей формирования крупной земельной собственности; рассмотрение основных категорий населения Руси.

Данная работа разделена на две  части, в первой будет рассмотрена политика первых Русских князей, а во второй части социально-экономическое и политическое Киевской Руси.

 

1.ПОЛИТИКА ПЕРВЫХ РУССКИХ КНЯЗЕЙ. 
 
1.1. Внешняя политика Олега Вещего (882-912 гг.). 
 
       Согласно Повести временных лет (ПВЛ), в 879 г. умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, вместо которого, стал управлять родственник князя Олег (879 - 912), который стал первым правителем, а по сути и создателем Киевской Руси. В настоящее время историки по-разному относятся к Олегу Вещему. Одни считают его безвестным конунгом разбойничьи захватившим Киев, а другие, наоборот, идеализируют его. Академик Б. А. Рыбаков считает княжение Олега в Киеве незначительным эпизодом, излишне раздутый позднее летописцами и норманистами.  
 
       После 882 г. правитель Олег начинает реализовывать широкомасштабную завоевательную политику в отношении соседних племен и государств. Он победил ближайших соседей полян - древлян и северян, из которых последние до этого платили дань хазарам. Затем князь освободил от хазарской зависимости радимичей. По сути дела, есть основания говорить о русско-хазарской войне при Олеге, причем союзниками его выступали, согласно восточным известиям, печенеги. Война закончилась победой нового киевского князя. Это случилось, по данным современного источника, в 889 году. Исходя из этого, надо и войну Олега с хазарами датировать 80-ми гг. IX века, что приблизительно совпадает и с данными русской летописи. 
 
       Время княжения Олега примечательно также его военным походом к Царьграду в 907 - 911 гг. Летописцы пишут, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел своим дружинникам вытащить ладьи на берег, поставить их на колеса и, развернув паруса, подступить к городу. Изумленные греки признали себя побежденными, заплатили Олегу дань и подписали с ним выгодный для Руси договор в 911 году. Предание гласит, что победоносный князь прибил к воротам Царьграда свой щит. 
 
1.2. Политика Игоря Старого (912-945 гг.) 
 
       После смерти Олега княжить начал Игорь (912-945). "Повесть временных лет" мало упоминает об Игоре до начала его княжения: в 903 г. Игорь женился на псковитянке Ольге, в 907 году во время похода Олега на Царьград Игорь оставался в Киеве. 
 
       В самом начале княжения Игорю пришлось вновь подчинять власти Киева древлян. Недовольные данью Олега, древляне отказались платить дань новому князю. Игорь не только нанес поражение древлянам, но и обложил их большей данью, чем Олег. Однако второе столкновение с древлянами закончилось гибелью князя. После сбора дани в 945 г. Игорь с малой дружиной решил собрать ее повторно. Древляне во главе со своим князем Малом перебили малочисленную дружину Игоря и самого князя. 
 
       Игорь совершил два военных похода на Царьград. В первом походе русские суда были сожжены "греческим огнем". Во втором походе Игорь принял предложение греков о мире и подписал с ними в 944 г. договор, менее выгодный для Руси по сравнению с договором 911 г. По договору 944 года русский князь должен был всех посланных от себя в Царьград снабжать специальными грамотами, в которых указывать, сколько послал кораблей, чтобы греки знали, что русские прибыли к ним с миром. Прибывших без грамот византийское правительство задерживало и сообщало о них киевскому князю. В случае, если задерживаемые пытались оказать сопротивление властям, те снимали с себя ответственность за жизнь прибывших. Русским послам и купцам запрещалось творить какие-либо бесчинства по пути в столицу Византии. По прибытии в Царьград они обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы, в предместье города. 
 
       Договоры киевских князей с Византией показывают, что Киевская Русь не была еще прочно спаянным единым государством. Договоры заключались от имени не только "князя великого русского", но и "всех светлых и великих князей", которые были "под рукой его", т. е. "сидели" в отдельных городах, подвластных киевскому князю. 
 
       Внешнеполитические мероприятия первых киевских князей выглядят двояко. С одной стороны, это обеспечение сбыта товаров, собранных во время полюдья, с другой - это уже чисто государственные акты, имеющие и политическую подоплеку. Именно такой характер носили походы Олега и Игоря. 
 
1.3. Правление Ольги Святой (945-957). 
 
       Жена Игоря Ольга (945-957) сурово отомстила за мужа: собрав большое войско вместе с малолетним сыном Святославом, она начала войну против древлян. 
 
       Едва ли княгиня, взявшая в свои руки верховную княжескую власть в Киеве, руководствовалась только чувством мести за любимого мужа. Ненаказанность древлян за убийство князя пошатнула бы саму княжескую власть. Победив, Ольга вновь обложила данью древлян, но вынуждена была установить ее фиксированный размер. С деятельностью княгини связано становление Древнерусского государства, - введена была система сбора податей, зафиксирован размер "уроков" (дани), построена сеть становищ и "погостов" (опорных пунктов для сборщиков дани), которые стали в дальнейшем основой для развития городов и крепостей. Рассказывая о внутренней политике княгини, летописец поставил Ольге в особую заслугу установление "уроков и погостов". 
 
       При княгине Ольге существенно изменились отношения русских князей с Византийской империей. Посетив с официальным посольством константинопольского императора, Ольга приняла христианство, став первой христианской правительницей на Руси. Уровень оказанного княгине Ольге приема (она была принята лично императором Константином Багрянородным, причем принята как равная) ставил Киевскую Русь в один ряд с крупнейшими державами Европы. В частности, Н. М. Карамзин писал об Ольге: "Великие князья до времен Ольгиных воевали - она правила государством". 
 
1.4. Правление Святослава (945-972). 
 
       Сын Ольги и Игоря Святослав - самый легендарный из всех киевских князей, вновь вернулся к войнам. Воинственный князь большинство своей жизни провел в походах за пределами русской земли. Он нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье. Вел войну с константинопольским императором за Балканский полуостров и подумывал о перенесении своей столицы в Переяславец на Дунае, считая его центром своей земли. Однако в результате поражения от Византии с империей был заключен мирный договор и, дунайские земли пришлось вернуть. Традиционно историки выделяют три этапа во внешнеполитической деятельности Святослава:

  • Походы против своих ближайших соседей;
  • Дальние походы на восток - река Итиль (Волга), Хазарское (Каспийское) море, Сурожское (Азовское) море, река Дон;
  • Походы на юг - Русское море, Болгария, Византия.

 
       В княжение Святослава Русь впервые столкнулась с новыми выходцами из южных степей - печенегами. В отсутствие князя в Киеве печенеги осадили город и только призыв осажденных киевлян, и быстрое возвращение князя спасли город от разорения. Однако опасность набегов с юга не исчезла. По дороге в Киев в 972 году Святослав был окружен печенегами и убит. 
 
       В целом историки по-разному оценивали политическую деятельность Святослава. Н. М. Карамзин, например, считал его плохим государственным деятелем, но хорошим полководцем из-за того, что он хотел перенести столицу своего государства на Дунай. Близкую оценку давал и С. М. Соловьев. Историк И. А. Заичкин в походах Святослава видел две цели:

  • Война с хазарами велась для полного освобождения восточнославянских племен от власти Хазарского каганата.
  • Война с Византийской империей имела целью помощь братскому болгарскому народу.

 
       Изучая дипломатию Святослава, А. Н. Сахаров пришел к следующему выводу: "Внешняя политика князя Святослава Игоревича явилась закономерным продолжением усилий, предпринятых еще Олегом и особенно Игорем по укреплению позиций Руси в Северном Причерноморье, на восточных торговых путях, на подступах к Балканам… Новые внешнеполитические задачи древнерусского государства, осуществление которых выпало на долю энергичного, предприимчивого Святослава, требовали и нового уровня дипломатии. Многообразные приемы и методы древнерусской дипломатии при Святославе Игоревиче основывались на дипломатическом опыте прошлого, способствовали его дальнейшему обогащению в соответствии с развитием древнерусской государственности, расширяющимися политическими связями Руси с другими странами". 
 
       Оценить деятельность князя Святослава весьма сложно: князь-воин заслоняет князя-дипломата. Многие историки, так же как и современники, считали князя военным авантюристом, воюющим ради самой битвы и славы воина. "Повесть временных лет", описывая ратные подвиги князя, совсем не уделяет внимания причинам, по которым князь проводил столь активную внешнюю политику. Но посмотрим иначе: завоеваниями Святослава для Руси был обеспечен выход к Каспию, к восточным торговым путям, к Черному морю и главному торговому пути Восточной Европы - Дунаю, оказавшемуся под контролем русских князей. Киевская Русь за несколько лет укрепила свои позиции в Северном Причерноморье, на торговых путях на Балканах, стала крупной торговой державой, соперничавшей с самой Византией.

 

 

2. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси

 

Большинство историков  сходится в том, что в рамках Древней  Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося  еще от зрелого феодализма. Основные черты зрелого феодального строя:

1) монопольная собственность  феодалов на землю;

2) наличие крестьянского  хозяйства, в котором производитель  владел орудиями труда, скотом  и пользовался частью земли,  передаваемой ему феодалом;

3) за ее пользование  он нес повинности оброк, барщину или денежную ренту;

4) личная зависимость  крестьянина от феодала;

5) господство натурального  хозяйства.

Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в  первую очередь, феодальной собственности  на землю, в недрах древнерусского общества.

Общепринятым в исторической науке стал вывод, сделанный академиком Б.Д. Грековым о древнерусском обществе как об обществе феодальном. Выводы Б.Д. Грекова стали общепризнанными в советской историографии, и, хотя в дальнейшем были уточнены многие нюансы и детали, большинство авторов и по сей день считают Киевскую Русь раннефеодальном государством.

Б.А. Рыбаков в работе "Киевская Русь и русские княжества XII - XIII вв." древнейшей формой феодальной ренты считает полюдье, он приходит к заключению, что полюдье было не простым беспорядочным разъездом, а хорошо организованным важнейшим государственным делом.

Л.В. Черепнин наиболее полно постарался обосновать гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси. По его мнению, уже первые известные нам русские князья были верховными, собственниками всей русской территории на феодальном праве, а дани, которые они собирали с подвластного населения, были не контрибуцией, не платой за мир, а феодальной рентой. Никакими теоретическими и конкретно-историческими данными доказать такой путь развития Руси невозможно.

И.Я. Фроянов в монографии "Киевская Русь: Очерки социально-экономической истории" пишет о схематичности исследований Б. Д. Грекова, которого привлекала генеральная линия развития общественных отношений на Руси и он сосредоточился на тех социально-экономических факторах, которые отражали наступление нового феодального строя. Между тем институты старого порядка - первобытнообщинного и рабовладельческого строя не были им изучены досконально. Вывод И.Я. Фроянова заключается в следующем.

В Киевской Руси IX - начале XII века дофеодальные факторы играли весьма значительную роль. Например, широко была распространена не индивидуальная семья как в Европе, а так  называемая большая семья. Рост землевладения  шел за счет окняжения земли, т. е. установления верховной феодальной собственности на землю. Власть на людьми, по мнению Фроянова, еще не феодализм, а обложение данью вовсе не обязательно сопровождается установлением феодальной собственности на землю. В основе социально-экономической жизни Киевской Руси этого периода лежала не частная собственность на землю, а землевладение свободных крестьян. И.Я. Фроянов выделяет и существенную роль рабства в феодальных вотчинах, которые имели рабовладельческий характер. Рабов было намного больше, чем феодально-зависимых крестьян. Но это был отнюдь не рабовладельческий строй, так как подобного рода вотчин было мало.

До середины XII века господствующей формой собственности была государственная  собственность, а господствующим видом  эксплуатации - взимание дани (полюдье).

Большинство историков выделяют три линии формирования феодальной собственности и обращение сельского населения в зависимое:

  1. Окняжение земель и облажение свободных общинников данью, перерастающей в феодальную ренту, - так складывалась государственная (черная) собственность.
  2. Социальное расслоение общины.
  3. Феодалы сажали на землю рабов.

Становление государства  восточных славян происходило в IX-X вв. путем окняжения районов и племенных территорий, утверждения владетельных прав князей, которое могло происходить лишь в относительно мирной и лояльной среде. Так возникали волости (позднее домен и административное деление), представлявшие собой территории и поселения связанные с городским центром, княжеской резиденцией или частным усадьбой (огнищем), а также с погостами.

Окняжение (IX-X вв.) – утверждение права землевладения и установления дани не всегда происходило мирным путем и предшествовало полюдью – организации сбора и транспортировки дани, хотя первоначально могло с ним совпадать.

В ходе окняжения и в дальнейшем князья передавали свое право на получение дани с отдельных территорий и поселений своим дружинникам в качестве платы за службу в виде частного владения или временного права на получение части доходов. Этот процесс начинается на Руси в конце IX в. с южных земель, позднее – распространяется к северу и северо-востоку.

В XI в. на Руси возникают отчины (перешедший от отца, поздне – отечество, отчизна) – укрепленные усадьбы, к которым тяготел ряд сельских общин с зависимым населением, и – феодальная прослойка – боярство, которое формировалось из старшей дружины и общинной знати. Доходы дружиников включали – кормление, административно-управленческие, вотчинные и жалование. Процесс формирования боярского|шафер| землевладения происходили неравномерно в разных|различных| частях Древнерусского государства – если первые индивидуальные боярские|шафер| владения на юге Руси появляются в X – XI ст., то на северо-восточных землях феодальная вотчина возникает с середины – второй половины XII в. Крупные землевладельцы имели вооруженные отряды и городские усадьбы.

В княжеских и боярских вотчинах использовались наиболее бесправные и зависимые формы труда – челяди и холопов, однако, в целом, частных земельных владений феодалов было относительно немного, основную часть населения составляли свободные общинники. Руская Правда не делает строгого различия между княжеским и боярским частным землевладением, а в дальнейшем термин отчина (вотчина) обозначал не только укрепленное хозяйство, но и любое наследственное боярское или княжеское землевладение.

Информация о работе Киевская Русь в X-XI веках