История русской армии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Изучение военного прошлого нашей Родины является одной из важнейших задач исторической науки. Военная мощь государства, как известно, определяется уровнем экономического развития страны. Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот. Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.
Превращение постоянной армии в регулярную и строительство флота происходило в период укрепления феодально-абсолютистского государства. Главной целью военных реформ, проведенных в начале XVIII века, было приспособление армии к новым историческим условиям, превращение ее в послушное орудие правящего класса.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 57.91 Кб (Скачать документ)

В указах Петра и других постановлениях правительства за 1699 год отчетливо прослеживается целая  программа создания новой армии  на принципах, существенно отличных от тех, на которых строилась армия XVII века.

Для формирования новых полков было выбрано два способа: прием  желающих — волонтеров, — как  тогда говорили, в «вольницу», а  также набор «даточных». В «вольницу» принимались все желающие, исключая крестьян, тянущих тягло, то есть платящих государственные налоги. В числе вольных могли оказаться, согласно указам царя, «дети боярские, и из недорослей, и казачьих, и стрелецких детей, и братью, и племянников, и захребетников, и из иных всяких чинов, и из наемных работных людей, которые ходят на судах, опричь отставных московских полков стрельцов, а с пашни тяглых крестьян отнюдь не имать». «Даточные» — это в своей основе те вооруженные холопы, которые ранее вместе со своими хозяевами-помещиками выходили на смотр или войну в соответствии с устанавливаемыми пропорциями, например помещик должен был выставить вооруженными не менее чем по одному воину с каждых двадцати дворов своего поместья. Теперь набор вольных и «даточных» (эта вообще-то привычная для XVII века практика) приобрел иной характер, будучи изменен в корне: волонтеры не определялись в солдатские полки старого, поместного типа, а «даточные» уже не служили, как раньше, во вспомогательных войсках — все они становились «правильными» солдатами регулярных полков. Их обучали по новым уставам и содержали на средства государства, причем они становились пожизненными военнослужащими, которых не распускали после войны по домам.

С 1705 года правительство  делает следующий шаг – прекращает прием в «вольницу» и переходит  к набору в так называемые рекруты  непосредственно с крестьянского  населения, чего не было раньше. Это  было вызвано острой нехваткой людей  в армии, потребности которой  уже не могли удовлетворяться  за счет волонтеров и «даточных».

Рекрутская система комплектования введена в 1699 году. В основу ее была положена система комплектования солдатских и драгунских полков, установившаяся во второй половине XVII века. Заслуга  Петра I состояла в том, что он, отбросив все другие способы комплектования, использовал отечественный опыт, оправдавший себя на практике. При  этом способе комплектования прочно закреплялся классовый принцип  организации армии. Солдатский состав набирался из крестьян и других податных сословий, а офицерский — из дворян.

Указ «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей» был объявлен 8 ноября 1699 года. Всем записавшимся было установлено жалованье  по 11 рублей в год и кормовые деньги наравне с Преображенским и Семеновским  полками. Запись вольницы возлагалась  на специальную комиссию. Сверив все  данные с переписными книгами, комиссия решила провести набор даточных из числа помещичьих крестьян и дворовых. Предлагалось набирать в службу только из боярских детей, недорослей казачьих и стрелецких и вольных людей. Позже было разрешено набирать из даточных людей, кроме «с пашен беглых крестьян».

 Окончание набора предусматривалось  в Москве к 1 декабря 1699 года, а в Нижнем Новгороде и понизовых  городах — к 25 января 1700 года. Всех пожелавших записаться в  солдаты предлагалось принимать  на съезжих дворах «без всякой  задержки и взяток».

В результате деятельности обеих комиссий в новоприборные солдаты комиссий Головина было принято 22 514 человек, из которых 10 727 человек были даточными и 11 787 человек вольными, да в комиссии Репнина 10 720 человек. Всего 33 234 человека. Из этого числа в армию было направлено 32 130 человек, а на флот 1104 человека.

Из этого контингента  было укомплектовано 27 новоприборных солдатских полков. Из них: 8 — в Москве, 9 — в Новгороде и 10 — в понизовых городах. Кроме пехотных полков, в это время были сформированы два драгунских полка, укомплектованных боярскими и дворянскими детьми, явившимися на военную службу со своими даточными.

Таким образом, начало рекрутской системе комплектования было положено указом 1699 года, но указ не разрешил всех организационных вопросов, возникших  во время проведения наборов. В указе  намечались лишь общие черты рекрутской системы. Последующие указы, дополняя закон 1699 года, завершили оформление рекрутской системы, которая окончательно сложилась лишь к 1705 году, когда были выработаны единые основы комплектования полевых войск. Гарнизонные же войска продолжали комплектоваться прежним способом.

Сбор рекрутов обычно проводил Поместный приказ через так называемые станции. По получении указа на станциях по переписным книгам собирали людей, здесь же из них комплектовали  «партии» (команды) численностью в 500—1000 человек, приводили к присяге  и заставляли их давать так называемые «поручные записи», чтобы рекруты  не сбежали. После этого рекрутские команды передавались Военному приказу, который и направлял их к полкам.

В целях уточнения контингента  служилых людей, которым надлежало  проходить военную службу рядовыми, в конце 1699 года была проведена проверка их состава, в результате которой  недорослей в возрасте от 15 лет и  выше записали в службу.

Продолжавшаяся война  требовала непрерывных пополнений. В связи с этим в 1703 году был  издан ряд указов. Так, 31 июля 1703 года предложили представить в Москву именные списки всех недорослей, а 1 октября было приказано направить  их на военную службу. После проведения учета всем недорослям, которые ранее  не являлись на смотр, приказали явиться  для определения в драгунские полки.

Недостаток в солдатах заставил Петра издать в 1704 году указ о сборе ранее отпущенных московских стрельцов и стрелецких детей  в Смоленск и записи их в полевые  и гарнизонные полки.

Необходимость в доукомплектовании  пехоты, понесшей в ходе войны большие  потери, заставила принять решение  о сборе с Московских ямских городовых слобод с двух дворов по одному человеку. Для пополнения личного состава флота был проведен набор, давший 1000 матросов.

Переход к единой системе  комплектования не мог быть осуществлен  без твердого учета людей, подлежавших  зачислению на военную службу. Правительство  решило вначале провести такой учет в Московском уезде. Указ от 17 августа 1704 года о генеральной переписи имел цель прежде всего разрешить эту задачу и, кроме того, упорядочить поступление средств для содержания армии. Однако этого сделать не удалось. Сложность предпринятой задачи заставила временно остановить перепись. Несмотря на отсутствие точных данных о числе крестьян, правительство продолжало проводить призывы.

Указ от 20 февраля 1705 года завершил начальный период складывания  рекрутской системы. В этом указе, требующем  направить в солдаты по одному человеку в возрасте 20 лет с каждых 20 дворов, впервые упоминается слово  «рекрут», в который вкладывалось определенное содержание. К указу  были приложены статьи, данные стольникам о сборе даточных солдат или рекрут.

В 18 статьях были изложены основные принципы рекрутской системы  комплектования. Особенно важной была 12-я статья, в которой говорилось, «буде из всех даточных, на станциях или на его государевой службе, кто умрет или убьют, или сбежит, и вместо тех иметь в солдаты с тех же людей, с кого будут взяты, чтоб всегда те солдаты были сполна и к его государеве службе ко всякой готовности». Предполагалось создать таким образом постоянные районы комплектования. Однако при этой системе создавались неравномерные условия пополнения. Вот почему такой порядок наборов удержался сравнительно недолго, а потом вообще пришлось отказаться от заманчивой системы «бессмертных рекрутов» и перейти к проведению повсеместных наборов по специальным указам. Набор 1705 года несколько затянулся и был продлен до сентября. Таким образом, с этого набора установилась единая система комплектования.

Последующие наборы по-прежнему проводил Поместный приказ. Неравномерность  наборов особенно тяжело отражалась на новых губерниях, которые пришлось освободить от набора. Правительство  переложило набор на остальные губернии и предложило руководствоваться  переписными книгами 1678 года, а не данными 1710 года.

С 1711 года наборы проводились  по нарядам Сената. В 1711 году было проведено  несколько наборов. Специальные  наборы проводились среди подьячих, ямщиков и монастырских служек и  дворовых людей. По первому набору было взято 4200 человек. А два последующих  набора дали 47 712 человек. В этом же году правительство попыталось создать  запас рекрутов. Указ 1711 года ясно выражает эту мысль: «для нынешнего настоящего воинского случая собрать со всех губерний в запас рекрутов вновь 25 тыс.; да 7 тыс. лошадей в драгунскую службу». Указ был подтвержден в 1712 году, причем в нем определялись и нормы запасных в губерниях: «рекрут збирать без всякого отлагательства, дабы в каждой губернии в запас рекрут было налицо против положенных на губернии полков в полы». Число запасных должно было составлять половину наборов в полевую армию.

Рекрутов предлагалось содержать  на станциях в Московской, Сибирской, Киевской, Азовской, Смоленской, Казанской  и Архангелогородской губерниях  и «обучать их военному артикулу, дабы они к службе были во всякой готовности». Но в 1713 году наборы по этому указу были приостановлены, снова было решено комплектовать полки со всего государства.

С 1724 года раскладка рекрутов производилась не по домам, а по душам. Переход на такую систему стал возможным по окончании первой ревизии, завершенной в 1721 году.

Наборы всей тяжестью ложились на крепостных и государственных  крестьян. Армия поглощала лучшие элементы деревни.

Главной формой протеста против пожизненной военной службы были побеги.

Побеги рекрутов имели  место и в последующие годы. Правительство прибегало к самым  суровым мерам. Военные суды приговаривали  беглых рекрутов к битью кнутом, ссылке на каторгу и даже к смертной казни. Так, в 1701 году Петр приказывал беглых рекрутов вешать по жребию или ссылать  на каторгу. В 1702 же году он писал боярину  Т. Стрешневу: «Когда сие письмо получишь, изволь немедленно сих проклятых  беглецов... сыскать, сыскав всех, бить кнутом и уши резать, да сверх  того 5-го с жеребья ссылать на Таганрог...»

Указы о суровых наказаниях беглых издавались почти ежегодно. Однако суровые меры не приводили  к желаемым результатам. Побеги продолжались. Обеспокоенное правительство решило изучить причины массовых побегов.

Специальное расследование, проведенное в 1710 году, показало, что  рекрутов страшила перспектива пожизненной  службы и бесчеловечное отношение  к ним во время наборов. По указаниям  правительства было обращено внимание на лучшее содержание рекрутов и несколько  облегчены обязанности населения.

В конце 1712 года правительство  объявило, что условия проведения наборов будут улучшены, и взяло  на себя снабжение рекрутов в пути следования. Улучшая условия наборов, правительство в то же время дало указания усилить наблюдение за рекрутами.

Стремясь улучшить положение  рекрутов, правительство в течение  ряда лет издавало указы о прощении беглых и о добровольной их явке. Возвратившихся беглецов не вешали, а  для отбывания службы отсылали в  Азов, Сибирь или в Петербург. Всеми  делами беглых рекрутов ведал специальный суд при Военной коллегии, который назывался Нижним Воинским Судом.

Подводя итоги о комплектовании русской армии в первой четверти XVIII века, следует отметить следующее:

Рекрутская система значительно  изменила лицо русской армии. В классовой  армии солдаты набирались главным  образом из крепостных и государственных  крестьян, а офицеры комплектовались  из дворян. Рекрутов брали на пожизненную  службу. После принятия присяги они  переставали быть крепостными сами, а также их дети. Это, конечно, не была всеобщая воинская повинность, как  пытались изобразить рекрутскую систему  дворянские военные историки, ибо  вся тяжесть рекрутчины падала на крестьян. Духовенство освобождалось  от военной службы, а купечество откупалось и этим вносило элементы буржуазных отношений в комплектования войск.

Уже в начале века определилось отношение правительства к вопросу  комплектования. Оно рассматривало  рекрутскую повинность по отношению  к крестьянам не как личную, а  как земскую или общинную. Юридическим  лицом правительство считало  «дворы», а позднее «податные  души», объединенные в общину. Предъявив  требование поставить определенное число рекрутов, правительство не заботилось о том, как община организует отбор и в каком порядке  будет проведена раскладка рекрутов по семьям.

В общинах и сложилась  система очередности семей при  поставке рекрутов. Эти стихийно сложившиеся  правила «русского набора» были затем использованы правящими кругами  в своих интересах. Помещики превратили общину (мир) в орудие воздействия  на крестьян, позволяющее держать  их в узде. В армии общинный принцип  также был использован в интересах  господствующих классов. Он позволял объединять солдат в артели и обязывать их круговой порукой.

В то же время такая система  отбора сыграла немалую роль в  укреплении товарищества среди солдат, смотревших на свою часть как на «мир», что повышало моральную стойкость  войск.

В течение первой четверти столетия формы мобилизации войск определились полностью. Сбор рекрутов проходил

по губерниям и провинциям, причем с 20-х годов полки получили свои округа и пополнялись по территориальному признаку. Начиная с 1716 года каждый полк направлял офицеров в специальную команду для доставки своих рекрутов. Затем рекруты поступали прямо в распоряжение командиров полков, и те распределяли их по своему усмотрению. Рекрутская повинность позволила значительно увеличить численность армии и сделать ее боеспособной.

Постоянное пополнение армии  необученными рекрутами создавало  немало трудностей: приходилось ежегодно обучать полевую армию основам  военной службы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории России трудно найти примеры подобной долговечности  институтов, созданных сознательной волей человека. Поэтому понятно  то восхищение, которое вызывал и  вызывает великий реформатор России.

Споры о значении личности Петра и его реформе не утихают  третье столетие. Петр был, и это  меняет все, даже наше восприятие времен, предшествовавших петровским реформам. Время петровских реформ – это  время основания тоталитарного  государства, яркой проповеди и  внедрения в массовое сознание культа сильной личности – вождя, «отца  нации», «учителя народа».

Что можно говорить, если созданный Петром в 1711 году Правительствующий  Сенат был ликвидирован лишь в  декабре 1917 года, спустя 206 лет после  его образования.

Информация о работе История русской армии