Исторический обзор и анализ истории зарождения казачества на Дону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:46, курсовая работа

Краткое описание

Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в XIV веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров.
О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2-4
1. Концепции происхождение казачества…………………………….....5-19
2. Общая характеристика донского казачества………………………...19-27
3. Вольное войско донское……………………………………………....27-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Список источников и литературы………………………………………..…36-37

Прикрепленные файлы: 1 файл

История казачества.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Образ казака был отображен во многих произведениях литературы и искусства. Основу составили народные казачьи песни, баллады, легенды об их подвигах. Казака наделяли особым романтизмом и воспринимали исключительно как «бунтаря». Более свободолюбивых людей, чем казаки, трудно себе представить. Даже в те времена, когда казаки состояли на воинской службе у государя, они не утрачивали своих вольностей и свобод. Казаки устанавливали свои законы, часто перечащие воеводским и государственным указам, имели самоуправление.

Казаки на протяжении веков проявляли себя как одна из наиболее склонных к самоорганизации групп русского народа. Казачий стереотип оказывался нередко притягательным для крестьян. Но отношения простого народа, в лице крестьян, и казачества были менее идеалистичными. Социальное и психологическое противоречие между оседлым землепашцем и кочевым воином сохранялось и в том случае, если этот кочевой воин сам был беглым крестьянином. Дефицит земли, лучшая землеобеспеченность казаков, более благожелательная по отношению к ним политика правительства, вызывали часто негативные чувства у крестьян, к тому казак, в отличие от крестьянина, представлял вооруженную общественную силу, поэтому крестьянин поглядывал на казака со смешанным чувством уважения, страха и неприязни.

 

3. Вольное войско донское

Недостаток летописных источников, как российских, так и зарубежных, не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества как самостоятельной вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и свои особенности. Но большинство склоняются к тому, что процесс формирования казачества на Дону проходил параллельно с процессом христианизации Киевской Руси. Так, в 1265 г., т.е. еще во времена владычества на Руси татаро-монголов, была учреждена так называемая Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огромной территории между Волгой и Днепром, а значит и Подонья. Именно по берегам Дона в 1354 г. прошло разделение на новую Рязанскую епархию (левый берег) и прежнюю Сарайскую (правый берег). И уже от 1360 г. имеется исторический документ - послание " ко всем христианам, обретающимся в пределах Черленаго Яру и по караулом возле Хопор и Дону"27. Известен и такой факт, что Донские казаки в 1380 г. преподнесли князю Дмитрию Донскому накануне Куликовской битвы икону Божией Матери. Эти и другие упоминания указывают на то, что на Дону в это время уже складывалась община людей, которая могла стать зерном Донского казачества.

Но основные письменные источники встречаются не ранее 1500 года. Историк В.Н. Татищев считал, что Войско Донское образовалось в 1520 г., а донской историк И.Ф.Быкадоров, как уже отмечалось ранее, с 1520 по 1546 г. Именно в это время казачество переходит на оседлый, постоянный образ жизнедеятельности, строя первые "зимовища и юрты", т.е. поселения, в которых можно было перезимовать в "Диком поле", как тогда называли глухие, малообжитые придонские степи. Естественно, что землянки и шалаши со временем сменились огороженными поселениями, т.е. городками, вокруг которых стоял острый частокол, сдерживающий внезапные набеги кочевников или разбойников. Позднее такие места стали называть "станицами", от слова "стан", стоянка.

Первым официальным письменным источником, дошедшим до наших дней является грамота царя Ивана Грозного от 3 января 1570 г. о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и "тем бы вы нам послужили..., а мы вас за вашу службу жаловать хотим"28. Именно этот царский документ считается днем официального образования войска Донского. С этого времени Донские казаки постоянно взаимодействуют с царской властью и православной церковью в Москве в деле защиты южных рубежей Руси как с единородной по языку, вере и быту.

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством.29

Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. В такой ситуации в среде казачества бытовала пословица «Дожили казаки, ни хлеба, ни табаки». В свете сказанного стоит отметить, что в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью – дуваном. Дележ добычи и вообще вся жизнь казаков были подчинены демократическим порядкам. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Недовольство Москвы вызывал частый уход подданных в казачьи области, которых привлекала в первую очередь именно свобода.

Простились с частью своей свободы донские казаки лишь в 1671 году, присягнув царю Алексею Михайловичу, а с 1721 года войско было полностью подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии, тем самым, втиснув их в рамки социального организма Российского государства, сделав «государевыми слугами».30

Несмотря на ликвидацию казачьей демократии и низведение ее институтов, включение казаков в число «государевых слуг», с точки зрения государства, было привилегией. Это положение возвышало казаков над массой тяглого неслужилого населения. Став служилыми людьми государства, вчерашние «вольные» казаки оказались в социально-политическом и экономическом плане на более высокой ступени.

Основное содержание политики, начатой Петром, состояло в лишении казаков демократических прав и традиций с законодательным оформлением их прав и обязанностей как служилого сословия Российской империи, а также включением их в общую систему государственного управления. Эту политику продолжили преемники первого императора. Указом от 4 марта 1738 г. атаман стал чином, жалуемым правительством, а в 1775 г. был ликвидирован войсковой круг. Но краеугольным камнем процесса превращения «вольных» казаков в слуг империи стал закон Екатерины II от 24 мая 1793 г. Согласно этому документу, в основе своей определившему статус донского казачества вплоть до февральской революции 1917 г., все донские земли были переданы Войску Донскому за его военные заслуги.31

Передача земли сопровождалась предоставлением права на беспошлинную торговлю, исключительного права на рыбную ловлю, добычу соли на р. Маныч. Казаков освободили от государственных податей и повинностей. Тем самым утрата демократических прав и автономии была компенсирована существенными социально-экономическими привилегиями.

Законом 1793 г. донское казачество было поставлено на высокое место в Российской империи. Г.А.Потемкин писал, что те из крестьян, которые зачислены в казаки, счастливы в новом звании своем, не будучи более подвержены перемене помещиков. Привилегированное положение казаков стало предметом зависти и мечтаний для российского крестьянства. Так, в манифесте от 31 июля 1774 года Емельян Пугачев жаловал всех участников своего выступления «вечно казаками».

 К концу XVIII столетия казачество  Дона окончательно превратилось  в служилое сословие Российской  империи, ставшее держателем своей земли на правах коллективного помещика.

Однако, давая земли и привилегии Войску Донскому, империя требовала многолетней обязательной воинской службы. Если в XVI-XVII вв. казаки Дона поддерживали вооруженные силы Российского государства лишь тогда, когда им это было выгодно, то, начиная с первой четверти XVIII столетия, их стали использовать во всех войнах, которые вела Россия на территориях, весьма удаленных от Северного Причерноморья, – в Прибалтике, Польше, Финляндии, на Дунае и на Балканах, а также для освоения Поволжья и Кавказа. Для империи казак подтверждал свой статус, лишь отправляясь на военную службу. Вне службы он не мыслился. «Мирная» деятельность не приветствовалась. Финальный результат подобной политики блестяще описал известный донской литератор, депутат Первой Государственной думы Ф.Д. Крюков. Выступая с думской трибуны с критикой правительственной политики по отношению к казачеству, он констатировал следующее: «Всякое пребывание вне станицы, вне атмосферы начальственной опеки, всякая частная служба, посторонние заработки для него (казака) закрыты. Ему закрыт доступ к образованию, ибо невежество признано лучшим способом сохранить воинский казачий дух…».32

Важнейшим шагом по закреплению за казачеством статуса служилого сословия стали разработка и утверждение Положения об управлении Войском Донским 1835 г. Донское казачество провозглашалось «особым военным сословием», в которое был жестко ограничен доступ. За казаками оставались все дарованные в XVIII столетии привилегии, но в то же время был четко установлен срок службы: 25 лет для казаков-дворян и 30 лет для рядовых. Было существенно ограничено право селиться на войсковых землях лицам неказачьего происхождения. Положение 1835 г. утверждало за «донскими казаками их исключительное положение как особой касты воинов».

Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Как закономерный итог к началу XX в. донское казачество было самым многочисленным из всех казачьих сообществ. Донское казачье войско имело самую развитую военную инфраструктуру и объединяло в своих рядах представителей русского, украинского, калмыцкого и других народов. Разработанные в отношении воинской службы казаков Войска Донского законоположения были приняты за основу для выработки аналогичных документов применительно к другим казачьим войскам.

Казачьи войска играли огромную роль в военном и стратегическом развитии Российской Империи были активно внедрены во внешнюю политику, служили мощной опорой в обороне страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В литературе, посвященной казачеству, нет однозначного ответа на вопрос, как соотносятся современные казаки с этническими и социальными группами, существующими в современном обществе, и с самим русским этносом. Действительно, они парадоксально сочетают в себе и этнические, и социальные характеристики, но не являются моноэтничными. Есть казаки-русские и казаки-калмыки, казаки-башкиры и казаки-осетины, казаки-татары и казаки-армяне и т. д. По этому вопросу следует отметить, что нынешнее

казачество не поддается какой-то узкой дефиниции и однолинейной

идентификации. Некоторые группы казаков, считают себя отдельным народом, и вынашивали мысль о создании государства Казакия (Козакия) на основе Донского, Кубанского, Терского, Астраханского, Уральского и Оренбургского казачьих войск. Дилемма "сословие или народ" до сих пор является спорной темой между учеными, лидерами казачества и политиками.

Истина кроется в истории происхождения казачества.

Проведенный анализ научных подходов к исследованию генезиса казачества выявил следующие теоретические парадигмы:

- автохтонную - доказывающую существование  казачества с древних времен  как коренного народа Предкавказья  и Приазовья;

- беглохолопскую - представляющую казаков самоорганизованной общиной беглых холопов из московского и иных государств;

- государственно-колонизаторскую - предполагающую  возможность целенаправленного  формирования государством казачества  для защиты порубежья из городовых  казаков, «детей боярских», других служилых людей, однодворцев и других разнородных социальных элементов для военно-экономической колонизации новых территорий;

Эти парадигмы не позволяют получать полное представление о влиянии политических и социокультурных факторов на генезис казачества. Тем самым, наиболее подходящей является интеграционная парадигма, так как она позволяет представлять историю формирования казачества нелинейным процессом, который детерминирован общероссийскими, локально-региональными и местными факторами, имеющими конкретные формы проявления в реальных условиях.

Но каковы бы ни были корни казачества, его ментальность является особой, несовместимой с индивидуализмом, аморальным прагматизмом, основанным на «высшей сверхценности» - деньгах, гедонизме.

Казачество как социальная общность является исключительным феноменом отечественной и мировой истории и культуры. Наиболее отчетливо данное суждение проявляется в системе казачьего самоуправления, которая выступала для казачества в былые времена и в настоящий период как форма свободного решения своей судьбы, судьбы своей культуры. Это способствовало развитию в казачьем самосознании исторической и всеобщей ответственности за будущее Донского края и его жителей. В процессе воспитания казаки опирались на представления об общности происхождения и исторических судеб, участие в исторических событиях, на связь с языком и «почвой». Главной целью являлось воспитание воина-патриота. Именно по этой причине из всех одиннадцати казачьих войск войско Донское считалось самым старшим и прославленным. Официально  старшинство Донского казачьего войска было установлено от 3 января 1570 года, когда  царь Иван Грозный послал казакам грамоту, в которой он призывал донских казаков служить ему, а за это пообещал  их «жаловать». «Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» – гласит старинная казачья поговорка. Таким образом, с момента образования вольного войска, присяги русским царям, и на протяжении всей своей службы, донское казачество одновременно сохраняло репутацию и стражей империи, и свободолюбцев, бравых воинов, снискавших славу своей доблестью на полях сражений. 

Информация о работе Исторический обзор и анализ истории зарождения казачества на Дону