Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 14:46, курсовая работа
Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в XIV веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров.
О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры.
Введение………………………………………………………………………...2-4
1. Концепции происхождение казачества…………………………….....5-19
2. Общая характеристика донского казачества………………………...19-27
3. Вольное войско донское……………………………………………....27-33
Заключение…………………………………………………………………...34-35
Список источников и литературы………………………………………..…36-37
Мнения представителей данной парадигмы по поводу истории казачества до XVIII в. расходятся. Это заставляет исследователей генезиса казачества не ограничиваться государственно-колонизаторской парадигмой, а обращаться и к автохтонной, и беглохолопской теориям, выбирать из них отдельные содержательно и хронологически связанные фрагменты истории формирования и развития российского казачества.
Очевидно, антропологическая (автохтонная), беглохолопская и государственно-колонизаторская парадигмы имеют право на существование при четкой пространственной ориентации, определенной переодизации и хронологии. Так, автохтонная и беглохолопская парадигмы помогают понять природу естественноисторического самопроизвольного формирования казачества на Дону, Днепре, Тереке, Яике, а государственно-колонизационная парадигма - природу государственно-служилых казачьих войск и их использование для военно-экономической колонизации новых земель на Северном Кавказе, в Зауралье, Сибири и на Дальнем Востоке.
В целом, самой продуктивной парадигмой при изучении генезиса казачества должна стать интеграционная, которая будет сочетать конкретно-исторический подход с систематизацией и обобщением сведений о предпосылках и факторах развития казачества.
2. Общая характеристика донского казачества
Прежде чем приступить к анализу характерных черт донского казачества необходимо дать краткое описание среднестатистического донского казака, его внешности.
Важнейшее исследование антропологии донских казаков было осуществлено академиком В.В.Бунаком в 1912 - 1915 годах. Работа, опубликованная в 1922 году в "Русском антропологическом журнале", представляет большую ценность, поскольку зафиксировала физический статус казаков начала ХХ века, до революции и гражданской войны, повлекших значительные демографические изменения в Области Войска Донского.
Согласно академику Бунаку: «Донцы - одна из самых высокорослых групп России. По этой особенности они сближаются также с другими казаками - кубанскими и терскими - и отличаются от неказачьего населения тех же областей. Для донских казаков характерны следующие особенности: прямые или слегка волнистые волосы, густая борода, прямой нос, широкий разрез глаз, крупный рот, русые или светло-русые волосы, серые, голубые или смешанные (с зеленым) глаза, относительно высокий рост и относительно широкое лицо. По этим характеристикам донцы входят в круг морфологической изменчивости у русских и отличаются от украинцев. Незаметно также сколько-нибудь значительных следов примеси инородной крови; они прослеживаются лишь в отдельных пунктах и в слабом количестве».19
Автор отмечает, что донские казаки, тем не менее, имеют ряд особенностей, отличающих их от других групп русского населения (комбинация светлой окраски, высокорослости, широколицести и мезоцефалии), что не составляет их исключительную принадлежность, а общую у них с другими казачьими группами. Вследствие этого, в приведенных выше отличиях следует видеть не только тип донских казаков, но и тип казачества вообще.
Характер казака отличается определенной двойственностью: к врагам казаки всегда были беспощадны, потому они часто ассоциировались с лихими разбойниками (казаки разбойники), впрочем, жестокость к врагам часто объяснялась своеобразным отголоском на те лишения, которые приходилось испытывать казачьим общинам от набегов кочевников в давние времена, В.Д. Сухоруков писал: «казаки... имея в соседстве беспокойных врагов, проводили свою жизнь точно как на биваках; не могли поэтому заботиться ни о красоте, ни об удобности домов своих; старались только иметь приют и защиту от непогоды, полагая, что нарядные строения привлекут к ним жадных неприятелей. "Пускай, — говорили они, — пламя набегов сожжет городки наши — через неделю ... городок готов; скорее враг устанет сожигать наши жилища, нежели мы возобновлять их"».20 В своей же среде казаки были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. Это доказывает отзыв шотландского доктора Э.Д. Кларка, совершавшего в 1800 году путешествие по России, во время которого посетил землю донских казаков. Иностранец был буквально очарован казаками: «С вежливыми манерами, с развитым умом, гостеприимные, щедрые, с бескорыстным сердцем, человечные и нежные в отношении бедных, добрые мужья и добрые отцы, нежные супруги и добрые женщины, целомудренные дочери и почтительные сыновья, таковы жители Черкасской. В обычной жизни казак выказывает отличный характер, ибо он образован, свободен от предрассудков, доверчив, искренен и справедлив». И далее Кларк добавляет: «Поставьте казака рядом с русским. Какой контраст!… Один – это буквально свинья на двух ногах, обладающая всем скотством этого грязного животного, только с добавкою мошенничества; другой (казак) это – разумный член общества, столь же почтенный, сколь и достойный уважения».21
Двойственность в характере казаков прослеживается и по отношению к центральному правительству и власти вообще. С одной стороны, отдаленность от центра, длительное отстаивание своей независимости; с другой стороны, привилегированное, особое положение «первых защитников царской монархии», близость к главе государства, специфичность образа жизни привели к формированию как «хронической оппозиционности» и противопоставлению себя государству так и противопоставлению другим группам.
П.Н. Лукичев, используя широко известный гумилевский термин, считает определяющим качеством ментальности казачества некую суперпассионарность, которую они определяют как «способность к совершению действия, вплоть до самопожертвования, ради отвлеченной идеи».22 Данная черта могла сформироваться как из-за некоей полиэтничности в среде еще формировавшегося казачества, так и за счет определенного воспитания и привития конкретных ценностей, об этом подробнее.
Основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составляли 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – мы казаки. Поэтому, казак не мог считать себя казаком, если не знал и не соблюдал традиции и обычаи казаков. В скупе с христианскими ценностями, которые прививались с детства, высшие казачьи круги пытались воспитать и определенную культуру поведения в обществе для взрослых казаков. Самый яркий пример войсковой атаман А.К. Денисов, чьему перу принадлежит «Наставления господам войска Донского офицерам», написанные им в 1820 году. Из наставлений следует: «…всякому достигшему до звания офицера непременно надобно знать хорошо, читать и писать… всегда и везде быть опрятным в одежде, дабы ничего из его платья и обуви не было замарано, разодрано, не застегнуто; волосы всегда порядочно подрезывать; стараться выправлять свой вид; стоять свободно и прямо, ходить, не сгибая коленей и не волоча ног, садиться прямо, не на край стула, …ногу на ногу не закладывать, особо высоко, как нередко я вижу, что закладывают одну на другую выше колена… рук на стол не класть, не сопеть, крепко не хлебать, что противно бывает другим, не рыгать, что также весьма дурно и отвратительно; скатерть и салфетки стараться сколь можно меньше марать».23
Однако, безусловно, стержневой казачьей ментальной идеей является отождествление мужчины и воина. Подтверждение этому – заметное участие выходцев из казачьих регионов во всех войнах и конфликтах. Для любого народа, как правило, война – это несчастье, а для казака – это неустранимый момент бытия, праздничное действие, своеобразная инициализация.
Воинственность и непокорность характера казаков подчеркивал их греб, на котором был изображен «Белый олень пораженный стрелою». Изображение Белого оленя восходит к древней легенде об олене, которого многие путники видели в низовьях Дона, но никто не смог его ни поймать, ни убить. Его не брали ни хитрость, ни стрелы преследователей. В 1704 году "Белый олень" был заменён на изображение казака, сидящего на бочке. "Казак на бочке" — символ, навязанный казакам Петром I, который однажды увидел пьяного донского казака, пропившего в пылу веселья всю одежду, но сохранившего оружие и папаху.24
Но как бы в будущем не пытались исказить сущность казачества, для самих казаков главными ценностями были казачья воля и народоправство. На основе свободолюбия, обостренного чувства собственного достоинства и долга формировались заповеди казачества, которые гласили:25
1) Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
Береги честь смолоду. Достоинство сохраняй в любой обстановке. Имей волю признать свою неправоту. Если надо, побори сам себя. Оказывая уважение другим, не унижай себя. Не завидуй и не держи зла в сердце своем. Не будь гордецом; и в мыслях не допускай, что ты выше других казаков. Никого не поучай свысока, посмотри сначала на себя. Будь доброжелателен, но не льстив. Имей широкую душу. Удары судьбы встречай стойко. Совершив позорный поступок, имей силу воли сам принять крайнее решение.
2) Казаки все равны в правах, помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии».
Казаки равны как в правах, так и в ответственности за содеянное, независимо от общественного положения, образования и прошлых заслуг. Решение, принятое на Соборе, – закон для всех. Совершеннолетнего казака никто не может лишить слова, кроме командира в строю. Любой казак может быть избран на любую должность. Для сохранения единства казачества казак не должен состоять в политических партиях.
3) По тебе судят обо всем казачестве и народе своём.
Не совершай дурных поступков и удерживай от них других. Будь честен и правдив, не бойся пострадать за правду. Пусть не прельщают тебя ни корысть, ни стяжательство, ни бесчестные доходы, ни сиюминутная слава. Не поддавайся губительным страстям. Не увлекайся спиртным, табак тоже не на пользу ни тебе, ни окружающим. Избегай сквернословия. Знай: мат еще в XIII веке выдумали враги русского народа для оскорбления наших матерей и веры. Будь примером в жизни своей, защити обиженного, помоги страждущему, накорми голодного, не дай упасть слабому духом и телом.
4) Служи верно своему народу, а не вождям.
Казачество свое главное предназначение видит в служении народу и России ради их благоденствия, а не для собственной корысти и славы. Казак за это готов пролить кровь свою, но «не сотвори себе кумира и подобия его!».
5) Держи слово, слово казака дорого.
Помни, что каждое твое слово – это слово твоего народа, слово казачества. Выпустишь слово – не поймаешь. Говори, да не проговаривайся, ибо спроста сказанное неспроста слушано. Стойкость чести в слове.
6) Чти старших, уважай старость.
Помни, без одобрения стариков ни одно важное решение атамана не может быть исполнено. Власть же стариков – не от силы, а от авторитета и мудрости. Прислушайся к слову бывалых и избежишь многих ошибок. Каждого старика почитай отцом своим, а престарелую казачку – матерью.
7) Держись веры предков, поступай по обычаям твоего народа.
Если сомнение коснулось твоей души, и ты не знаешь, как поступить, – поступай по обычаю своего народа и вере предков. Помни, казачий обычай всегда скреплял семью, общину и все казачество.
8) Погибай, а товарища выручай.
Так было всегда у казаков. Взаимная выручка – основа казачьего братства. Как ты посмотришь в глаза матери товарища, которого мог спасти и не спас?
9) Будь трудолюбив, не бездействуй.
Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке, но не протягивай руку с криком «Дай!». Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно «гореть» в твоих руках.
10) Береги семью свою, служи ей примером.
Семья – святыня брака. Никто не имеет права вмешиваться в жизнь семьи без ее просьбы. Семья – основа казачьего общества. Глава семьи – отец, с него спрос за все. Отец, добейся в семье авторитета и взаимопонимания. Воспитай детей своих честными, смелыми, добрыми и отзывчивыми, бескомпромиссными в борьбе со злом, преданными отчизне. Воспитай их казаками. Дай детям достойное образование. Казак обязан оберегать женщину, защищать ее честь и достоинство. Этим ты обеспечишь будущее своего народа. Казак не имеет права вмешиваться в женские дела. Чти мать свою и отца.
Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал свою особенность: «Казаком надо родиться. Казаком надо стать. Казаком надо быть». Эта триада характеризуют главную максиму казачьего самосознания.26
«Казаком нужно родиться!» – первая ее часть подчеркивает право казака на самобытность, национальное самосознание и культуру. Но одного казачьего происхождения, родства с казачеством по крови недостаточно, ибо наличие этого триединого выражения указывает, что казак – это и состояние духа, и образ мысли, и норма жизни.
«Казаком нужно стать!» – принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должен стремиться каждый, ведущий свой род от казаков. Однако это положение делало возможным вхождение в казачье сообщество и не казаков по происхождению. Нужно лишь вести такую жизнь, которая бы давала право войти в казачество.
Принцип «Казаком нужно быть!» подчеркивал, что и казаки по рождению, и только что вступившие, должны были поддерживать принятый в Войске идеал поведения и взаимоотношений, сложившийся на протяжении не одного десятка лет.
Особая, выработанная веками, казачья ментальность с принципами общинности и взаимопомощи, мобилизационности, внутреннего поведенческого кодекса служения высшей идее (религиозной или государственной), которой приносятся в жертву личные интересы, является особым типом мироотношения. Подобное мироотношение, мировосприятие сформировано за счет передаваемых из поколения в поколение традиций, указывающих на наличие самобытной народной культуры, базирующейся на духовности, гармоничном сочетании нравственных, эстетических, интеллектуальных ценностей.
Информация о работе Исторический обзор и анализ истории зарождения казачества на Дону