Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:17, курсовая работа
Великая Отечественная война внесла ряд корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30-е гг. В то же время сама природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы по-прежнему стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, накануне войны он стал главой правительства. В самом начале войны И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Верховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И.В. Сталин сконцентрировал в своих руках всю политическую, экономическую, дипломатическую и военную власть.
Введение
Изменения в уголовном праве в годы войны
ГУЛАГ в первые дни войны
Структура пенитенциарной системы в годы войны
Заключённые в годы войны
Заключение
Список использованных источников
Это потребовало от ГУЛАГа напряженной работы по укомплектованию вновь организуемых лагерей руководящими кадрами, медицинским персоналом и военизированной охраной.
Для оставшихся в лагерях увеличили плановые задания, продолжительность рабочего дня [7 октября 1941 года был принят Циркуляр НКВД № 270: «…12-ти часовой рабочий день в лагерях и колониях сохраняется на осенне-зимний период в местах работ, где имеется освещение. По тем видам работ, где применить освещение невозможно, сократите рабочий день до 10 часов, либо установите продолжительность рабочего дня равную световому дню. В тех случаях, когда рабочий день в этих условиях будет составлять 8—9 часов — выходные дни отменяются»] и нормы выработки. Одновременно значительно ухудшились и без того невыносимые условия содержания заключенных. В результате резко возросла смертность [До войны смертность в лагерях сокращалась достаточно быстро. «В предвоенные годы смертность среди заключенных ГУЛАГа имела заметную тенденцию к снижению. В 1939 г. в лагерях она держалась на уровне 3,29% к годовому контингенту, а в колониях - 2,30%, что почти в два раза ниже процента смертности за предыдущие годы (в 1937-1938 гг. в лагерях она составляла 5,5-5,7% к годовому контингенту). В докладных записках руководства ГУЛАГа за 1939-1941 гг. главной причиной снижения смертности заключенных называется улучшение их медицинского обслуживания, включая масштабное проведение противоэпидемических мероприятий»]. В 1942 в ИТЛ умерло более 248 тысяч человек при среднегодовой численности заключенных около 1 миллиона человек, т.е. примерно каждый пятый из находившихся в лагерях.
Всего за годы войны на строительства НКВД и в исправительно-трудовые лагери направлено за счет поступлений из тюрем и в порядке перераспределения заключенных между лагерями свыше 2 миллионов человек, в том числе:
строительству железных дорог – 448тысяч
горно-металлургической -171тысяча
промышленному строительству – 310 тысяч
аэродромному и шоссейному строительству – 268 тысяч
лагерям лесной промышленности – 320тысяч
Наряду с этим ГУЛАГом выявлено и направлено строительствам НКВД порядка 40 тысяч специалистов и квалифицированной рабочей силы из заключенных: инженеров, техников, металлистов, железнодорожников, угольщиков.
Основное внимание сосредотачивалось на выполнении решений Государственного Комитета Обороны и приказов Народного Комиссара Внутренних Дел Союза ССР по обеспечению рабочей силой важнейших строительств, осуществляемых НКВД: строительства авиационных заводов в гор. Куйбышеве, металлургических комбинатов в Н. Тагиле, Челябинске, Актюбинске и Закавказье, Норильского комбината, Джидинского комбината. Богословского алюминиевого завода, строительства Северо-Печорской жел. дор. магистрали, стратегической железной дороги Саратов-Сталинград, строительства железной дороги Комсомольск-Совгавань, нефтеперегонного завода в Куйбышеве.
На местах дислоцирования новых строительств, в ряде случаев необжитых и необустроенных, создавались исправительно-трудовые лагеря НКВД.
Несмотря на заметное ухудшение жизни, согласно отчётам ГУЛАГа о настроениях заключённых отмечалось, что только незначительная часть надеется на освобождение с помощью немецких частей. Наоборот, многие впоследствии писали, что в июне 1941 года тяжелее всего для них была невозможность отправиться на фронт. Бушевала война, соотечественники сражались, а они, горя патриотизмом, вынуждены были находиться в глубоком тылу. Лагерная пропаганда, набиравшая силу по ходу войны, поощряла этот патриотизм. Как и повсюду в СССР, в лагерях развешивали плакаты, показывали военные фильмы, выступали с политинформацией. «Мы сейчас должны работать в несколько раз лучше, ибо каждый грамм золота, добытый нами, — это удар по фашизму», — говорили заключенным
На солагерников-немцев стали коситься как на «фашистов», охранникам стали бросать в лицо обвинения в том, что они не на фронте, слухи о ходе войны постоянно передавались из уст в уста.
Евгения Гинзбург вспоминала свои тогдашние чувства: «Мы готовы все забыть и простить перед лицом всенародного несчастья. Будем считать, что ничего несправедливого с нами не сделали… Пустите на фронт!»
Не имея свободы, заключённые оказывали максимальную помощь в деле разгрома гитлеровских войск. Среди заключённых в то время проводились даже трудовые соревнования. В 1944 году трудовым соревнованием было охвачено около 95% работавших зека. Отказчиков стало меньше. Их количество сократилось в пять раз (по сравнению с 1940 годом) и достигло 0,25% от общего количества трудоспособного населения.
Уголовно-исполнительная система в годы войны претерпела значительные изменения: появляются новые структурные подразделения, новая направленность деятельности (в первую очередь – производство того, что необходимо для скорейшей победы над врагом), изменяется социальная структура ГУЛАГа. Так среди заключённых увеличивается количество уголовных элементов (практически в два раза за годы войны), а также представителей националистических движений (Украина, Прибалтийские страны), коллабоционисты (бывшие солдаты РОА). Эта новая «волна» зека, прибывших в лагеря, фактически «детонирует» ситуацию - начинается «век бунтов и восстаний» в уголовно-исполнительной системе, что, конечно же, негативно сказывалось на внутренней безопасности ГУЛАГа и страны.
Требовалось срочное и кардинальное реформирование всей структуры УИС, налаживание внутренней безопасности.
Однако ни одно из этих положений осуществить так и не удалось, хотя и были многочисленные попытки изменения системы (создание тех же Особых лагерей, где содержались уголовные элементы, повлекло увеличение количества восстаний среди уголовников).
Единственным выходом из сложившейся ситуации было полное уничтожение системы и создание нового. Это было осуществлено только частично. В 1956 году, во времена правления Хрущёва, ГУЛАГ фактически перестал существовать, но новой структуры, на месте управления лагерей, уже не возникло…
Что же было делать с имеющимися инакомыслящими? Выход был найден простой – либо ссылать, либо отправлять в психдиспансеры и насильственно лечить…
ГУЛАГ ушел, но общее направление деятельности пока ещё сохранилось.
Список используемых источников:
1 [Вклад заключённых ГУЛАГа в победу в Великой Отечественной войне. Журнал «Новая и новейшая история» №5].
2 Белтов Э. Второй фронт Иосифа Сталина. - http://lib.rus.ec/b/6068/read.
3 История сталинского Гулага. Конец 1920-х — первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7-ми томах. Т. 6. Восстания, бунты и забастовки заключенных. Отв. ред. и сост. В. А. Козлов. Сост. О. В. Лавинская. М.: РОССПЭН, 2004.
4 Виктор Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект). Опубликовано в журнале «Социологические исследования» 1991 г., №№ 6; 7.
5 Солженицын А. Архипелаг ГУЛаг. Том 1-3. Москва. 1999.
6 [История сталинского Гулага, Конец 1920-х — первая половина 1950-х годов: Собрание документов в 7-ми томах. Т. 2. Карательная система: структура и кадры. Отв. ред. и сост. Н. В. Петров. Отв. сост. Н. И. Владимирцев. М.: РОССПЭН, 2004].
7 [Киличенков А. Краткий курс Великой Отечественной войны. М. 2008].