Исправительно-трудовые учреждения СССР в годы Великой отечественной войны 1941 – 1945 г.г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:17, курсовая работа

Краткое описание

Великая Отечественная война внесла ряд корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30-е гг. В то же время сама природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы по-прежнему стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, накануне войны он стал главой правительства. В самом начале войны И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Верховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И.В. Сталин сконцентрировал в своих руках всю политическую, экономическую, дипломатическую и военную власть.

Содержание

Введение
Изменения в уголовном праве в годы войны
ГУЛАГ в первые дни войны
Структура пенитенциарной системы в годы войны
Заключённые в годы войны
Заключение
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

кусовая по теме Тюремная система в годы войны .docx

— 56.20 Кб (Скачать документ)

Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации

Вологодский институт права и экономики

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

Курсовая работа

 по предмету:

История отечественного государства и права

 

Тема:

Исправительно-трудовые учреждения СССР в годы Великой отечественной войны 1941 – 1945 г.г.

 

                                                                     

 

                                                                      В ы п о л н и л : слушатель ФЗО

402 группы Григорович Сергей  Валерьевич

П р о в е р и л : преподаватель

Брызгалова Ирина Викторовна

Дата «      » _______________ 2011 г.

 

Оценка ________________________

                                                                       Подпись _______________________

 

                                                          Вологда

2011

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Изменения в уголовном праве в годы войны
  2. ГУЛАГ в первые дни войны
  3. Структура пенитенциарной системы в годы войны
  4. Заключённые в годы войны

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

 

                                                            ВВЕДЕНИЕ

    22 июня 1941 года Германия без объявления войны напала на СССР. Вместе с вермахтом в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. Началась Великая Отечественная война советского народа, сразу же ставшая важнейшей для судеб народов Земли составной частью второй мировой войны.

   Великая Отечественная война внесла ряд корректив в тот внутриполитический курс, который проводился сталинским руководством в 30-е гг. В то же время сама природа сталинского режима в период войны принципиально не изменилась. Во главе иерархической лестницы по-прежнему стоял И.В. Сталин, полномочия которого были еще более увеличены. Сохранив за собой пост генерального секретаря, накануне войны он стал главой правительства. В самом начале войны И.В. Сталин получил посты наркома обороны, Верховного главнокомандующего и возглавил чрезвычайные органы государственной власти: Государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандования. Через своих личных представителей И.В. Сталин сконцентрировал в своих руках всю политическую, экономическую, дипломатическую и военную власть.

    В условиях военного времени продолжали активно действовать репрессивные органы. В начале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата - внутренних дел во главе с Л.П. Берия и государственной безопасности во главе с В.Н. Меркуловым. В начале войны они слились в единый НКВД, но в 1943 г. функции органов внутренних дел и государственной безопасности вновь были разделены. Действовала система ГУЛАГа и лишь незначительная часть заключенных около 600 тыс. человек в составе штрафных батальонов могла участвовать в военных действиях. Органы внутренних дел контролировали всю личную жизнь граждан. В самом начале войны все советские люди сдали имеющиеся в их распоряжении радиоприемники. По указу Верховного Совета за распространение ложных слухов людей могли посадить на срок от 2 до 5 лет. НКВД занимался охраной порядка в городах, активно действовал в прифронтовой зоне, создавал "особые отделы" в армии.

    Осенью 1941 г. были расстреляны некоторые видные советские военачальники: Г.М. Штерн, П.В. Рычагов, А.Д. Локтионов, Я.В. Смушкевич, Ф.К. Арженухин, Г.К. Савченко, И.Ф. Сакриер и др. Среди расстрелянных были партийный деятель Ф.И. Голощекин, участник расстрела царской семьи в Екатеринбурге, М.А. Спиридонова, лидер левых эсеров, участница выступлений этой партии против большевиков в июле 1918 г., М.П. Нестеренко, военная летчица и т. д. По чистой случайности избегли казни люди, внесшие огромный вклад в достижение общей победы над врагом: Б.Л. Ванников, ставший после освобождения наркомом боеприпасов, К.К. Рокоссовский, К.А. Мерецков, будущие Маршалы Советского Союза, С.П. Королев, создатель советских космических кораблей, и др.

   Репрессии в годы войны коснулись целых народов. Под надуманными предлогами срывались с насиженных мест и переселялись на новые территории немцы, калмыки, крымские татары, чеченцы, другие народы СССР. В тяжелых условиях военного времени многие из них погибли в пути и в непривычных условиях обитания.

   С первых дней войны начинает изменяться вся система государственного управления.

   Особые изменения происходят в рамках уголовно-исполнительной системы. Так по состоянию на 1 марта 1940 года, ГУЛАГ состоял из 53 лагерей (включая лагеря, занятые железнодорожным строительством) с множеством лагерных отделений, 425 исправительно-трудовых колоний (в том числе 170 промышленных, 83 сельскохозяйственных и 172 «контрагентских», т. е. работавших на стройках и в хозяйствах других ведомств), объединяемых областными, краевыми, республиканскими отделами исправительно-трудовых колоний (ОИТК), и 50 колоний для несовершеннолетних.

    В 1940 году централизованная картотека ГУЛАГа отражала соответствующие данные почти на 8 млн. человек. По данным на 1 марта 1940 года, в ГУЛАГе в среднем на 16 заключенных приходился один человек охраны, а 1 апреля 1954 года — уже один охранник в среднем на 9 заключенных [Виктор Земсков. ГУЛАГ (историко-социологический аспект). Опубликовано в журнале «Социологические исследования» 1991 г., №№ 6; 7]. Система органов ГУЛАГа, за годы войны, претерпела значительные изменения.

   По состоянию на 1 июня 1944 года только в системе исправительно-трудовых лагерей и колоний ГУЛАГа имелось 56 центральных и 69 республиканских, краевых и областных управлений и отделов лагерей и колоний. В состав краевых и областных ИТЛ и колоний входило 910 отдельных лагерных подразделений, 424 исправительно-трудовых колоний и 1549 городских и районных инспекций исправительно-трудовых работ. Штатная численность всех этих подразделений составляла 85000 человек без военизированной охраны. Всего за период Великой Отечественной войны было вновь организовано 40 исправительных лагерей, около 11 управлений и 15 отделов исправительно-трудовых колоний.1

 

Изменения в уголовном праве в годы войны.

   С первого дня войны начинают изменяться правовые институты. Довоенные нормы уголовного права были дополнены и расширены. Начинается ужесточение системы уголовного законодательства в стране - так, распространение ложных слухов, возбуждавших тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших ее документов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные лица - до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» была введена уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы или опоздания на работу на 21 минуту и более. Большая часть этих «указников» приговаривалась к исправительно-трудовым работам по месту основной работы сроком до шести месяцев и с удержанием из заработной платы до 25%. Но были и исключения.

   Так в январе 1941-го тогдашний начальник ГУЛАГа Василий Чернышов направил всем начальникам управлений лагерей и колоний приказ, где говорилось о судьбе двадцати шести заключенных.

   «Решениями Верховного трибунала войск НКВД за нарушения лагерного режима и систематические отказы от работ» двадцать один человек был приговорен к расстрелу, остальные пять — к добавочным десяти годам. Все аналогичные приговоры Чернышов потребовал впредь «объявлять всем заключенным лагерей и исправительно-трудовых колоний».

   Используются новые правовые институты, как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 года).

   С первого дня войны были созданы военные трибуналы в тех районах, которые были заняты военными действиями или в местностях, объявленных на военном положении. Военные трибуналы рассматривали преступления, которые были совершены военнослужащими, в т.ч. и преступления против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищения социалистической собственности, разбой, убийства, уклонения от исполнения воинской повинности. Жалобы, протесты, а также кассация и апелляция по приговорам трибуналов не допускалась. Только по приговорам о высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного суда СССР. Если Военная коллегия не истребовала дело, то приговор приводился в исполнение…

   Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкой осужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с них снималась судимость.

   Согласно Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 года, в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. В состав заградотрядов иногда входили и сотрудники уголовно-исполнительной системы.

   В 1943 г. была введена уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Тогда же в уголовное право были введены новые виды наказаний - смертная казнь через повешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления, совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен ряд процессов над немецко-фашистскими преступниками.

   Несколько процессов было произведено и над сотрудниками УИС, которые нарушили советское законодательство.

   Только за 6 первых месяцев войны было осуждено 277 работников НКВД, из них 184 оперативных работника госбезопасности, а остальные 93 — технические работники, вахтеры, надзорный состав тюрем, лагерей и колоний. Больше всего среди них было осужденных за нарушение «социалистической законности» и злоупотребление служебным положением еще в 1937—1939 годах — 70 человек, немало — и за «преступно халатное отношение к службе» — 55 человек, за расхищение социалистической собственности, кражи и хулиганство — 30 человек. По статьям, напрямую связанным с начавшейся войной, осуждено: измена Родине — 2 человека; антисоветская агитация — 15 человек; добровольная сдача в плен — 16 человек; дезертирство с поля боя — 9 человек; невыполнение приказа из-за трусости — 25 человек; разглашение государственной тайны — 2 человека; самочинные расстрелы и убийства — 19 человек.

 

   Так, заместитель начальника тюрьмы А. Х. Табер и помощник оперуполномоченного В. А. Мохов были 13 сентября приговорены военным трибуналом к ВМН «за участие в самочинном расстреле 714 заключенных, эвакуированных из тюрьмы № 28 белорусского города Глубокое» [История отечественного государства и права: Ч. 2: Учебник для вузов (под ред. Чистякова О.И.) Изд. 4-е, перераб., доп. М. 2006.; История государства и права России. Под ред. И. А. Исаева. М.: Юристъ, 1999 г].

 

 

                                             

 

                                          ГУЛАГ в первые дни войны.

   В структуре ГУЛАГа (в первые дни войны) царил хаос. В Прибалтике и восточной Польше началась паника среди сотрудников УИС. Порядок восстановили только через месяц.

4 июля 1941 года заместитель  наркома Чернышов и начальник  Тюремного управления НКВД М. И. Никольский представили наркому  Берии свои предложения по  эвакуации тюрем, согласно которым  вывозу в тыл подлежали только  подследственные заключенные; женщины  с детьми, беременные, несовершеннолетние  заключенные (за исключением диверсантов, шпионов, бандитов и т. п. опасных  преступников) подлежали освобождению; освобождались и осужденные по  указам от 26 июня, 10 августа, 28 декабря 1940-го и от 9 апреля 1941-го, а также  те осужденные за маловажные, бытовые и служебные преступления, кто не считался социально-опасным, с использованием их на работах  оборонного характера по указанию  военного командования с досрочным  освобождением в момент эвакуации  охраны тюрьмы [Цитирую полностью:

Документ 10

Докладная заместителя Народного комиссара внутренних дел СССР и начальника Тюремного управления НКВД СССР Народному комиссару внутренних дел СССР с предложениями относительно порядка разгрузки тюрем прифронтовой полосы. 4 июля 1941 г.

4 июля 1941 р.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР тов. БЕРИЯ

    Дальнейший вывоз заключенных из тюрем прифронтовой полосы, как вновь арестованных после проведенной эвакуации тюрем, так и в порядке расширения зоны эвакуации, считаем нецелесообразным, ввиду крайнего переполнения тыловых тюрем.

   Необходимо предоставить начальникам УНКГБ и УНКВД (совместно), в каждом отдельном случае, по согласованию с военным командованием решать вопрос о разгрузке тюрьмы от заключенных в следующем порядке:

1.Вывозу в тыл подлежат  только подследственные заключенные, в отношении которых дальнейшее  следствие необходимо для раскрытия  диверсионных, шпионских и террористических  организаций и агентуры врага.

2.Женщин с детьми при  них, беременных и несовершеннолетних, за исключением диверсантов, шпионов, бандитов и т.п. особо опасных  — освобождать.

3. Всех осужденных по  Указам Президиума Верховного  Совета СССР от 26.6, 10.8 и 28.12 — 1940 г. и 9.4 с.г., а также тех осужденных  за бытовые, служебные и другие  маловажные преступления, или подследственных  по делам о таких преступлениях, которые не являются социально  опасными, использовать организованно  на работах оборонного характера  по указанию военного командования, с досрочным освобождением в  момент эвакуации охраны тюрьмы.

Информация о работе Исправительно-трудовые учреждения СССР в годы Великой отечественной войны 1941 – 1945 г.г