Хрущев как политический деятель: оценка современниками и историками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 00:39, реферат

Краткое описание

Время Хрущёва – один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Значительных – потому что перекликается с нынешним процессом демократизации. Непростых – потому что касается десятилетия, которое поначалу называлось «славным», а потом осуждено как время «волюнтаризма» и «субъективизма». А ведь именно тогда состоялись XX и XXII съезды партии, отразившие острые политические баталии и определившие новый политический курс страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………….2 стр.
Приход к власти………………………………………………………5стр.
Разоблачение культа личности………………………………………8стр.
Реформы Н.С. Хрущева…………………………………………….11стр.
Экономический курс в деревне………………………………..11стр.
Реформа народного образования……………………………..13стр.
Реформа управления промышленностью…………………….14стр.
Новая социальная политика……………………………………17стр.
Внешняя политика Н.С. Хрущева…………………………………19стр.
Карибский (Кубинский) кризис 1962 года…………………...19стр.
Оценка деятельности Н.С. Хрущева современниками и историками…………………………………………………………..22стр
Вывод………………………………………………………………...26стр

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат Хрущев.docx

— 65.92 Кб (Скачать документ)

Хрущев стремился сформировать у всех членов Президиума ЦК общее отношение к культу Сталина. По его указанию каждый из выступающих на ХХII съезде представителей руководства должен был определить свое отношение к этому принципиальному вопросу. После съезда, однако, оказалось, что многие из тех, кто метал громы и молнии против культа личности, легко пересмотрели свои позиции и вернулись, по сути дела, к прежним взглядам.

30 июня 1956г. было принято (на основе  доклада Н.С.Хрущева на ХХ съезде) постановление ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий". Оно закрепило официально выработанные установки и оценки относительно "культа личности.

В первоначальном проекте фиксировались принципы, согласно кото-

рым можно находиться в составе высшего руководства не больше двух сроков. Это вызвало бурные протесты со стороны более молодой части руководителей. Им казалось крайне несправедливым, что представители старшего поколения, которые уже "насиделись", пытаются ограничить их возможности. В следующем проекте два срока были заменены на три, но и эта формулировка была отвергнута. В окончательном тексте весь замысел - создать новую процедуру сменяемости кадров - оказался измененным до неузнаваемости.

Проблема гарантий против режима личной власти натолкнулась на непреодолимое препятствие - ограниченность политической культуры самого Хрущева и тогдашних руководителей. То была во многом патриархальная культура, почерпнутая из традиционных представлений о формах руководства в рамках крестьянского двора.

В этом отношении показательны события, последовавшие за июньским Пленумом 1957 года. На нем, как известно, представители старой "сталинской гвардии" посредством так называемого "арифметического большинства" стали добиваться изгнания Хрущева. В результате голосования в Президиуме ЦК КПСС было принято решение об освобождении его с поста Первого секретаря. Это решение, однако, удалось поломать благодаря усилиям горячих сторонников Хрущева. В результате голосования в Президиуме ЦК КПСС было принято решение об освобождении его с поста Первого секретаря. Это решение, однако, удалось поломать благодаря усилиям горячих сторонников Хрущева. Выдающуюся роль в разгроме сталинистов сыграл маршал Г. К. Жуков. Как рассказывали тогда, во время заседания Президиума ЦК КПСС Жуков бросил историческую фразу в лицо этим людям: "Армия против этого решения, и ни один танк не сдвинется с места без моего приказа". Эта фраза, в конечном счете стоила ему политической карьеры.3

Вскоре после июньского Пленума Хрущев добился освобождения Г. К. Жукова с поста члена Президиума ЦК КПСС и министра обороны СССР.

  

  1. Реформы Н.С. Хрущева
    1. Экономический курс в деревне

На Пленуме ЦК КПСС в конце 1958г. по докладу Хрущева состоялось решение о реорганизации машинотракторных станций (МТС) и продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Верховный Совет СССР принял закон о реорганизации МТС.

В отсутствие продуманной инвестиционной политики в аграрном секторе повышению эффективности сельского хозяйства должны были способствовать две административные реформы. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники в собственность колхозов, что предполагало ее лучшее использование. С экономической точки зрения эта мера, несомненно, позволила многим колхозам улучшить организацию и поднять производительность труда; однако для других был более выгоден прокат оборудования, поскольку обеспечивал большую гибкость. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, а невыгодные условия последнего поглотили финансовые ресурсы колхозов, образовавшиеся с 1954 -1955гг. благодаря повышению закупочных цен. Если некоторые «колхозы-миллионеры» и извлекли выгоду из этой реформы, то беднейшие колхозы, которых было подавляющее большинство, попали в критическое положение. Немедленная и обязательная ликвидация МТС имела и другие отрицательные последствия, в первую очередь отъезд в города большинства техников, которые боялись потерять свой статус и оказаться приравненными к колхозникам, и вслед за этим быстрый выход из строя оборудования, оставшегося без квалифицированного обслуживания. В 1958 - 1961гг. - впервые с конца 20-х гг. - произошло сокращение парка сельскохозяйственных машин.

Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов, что должно было привести к образованию мощных «колхозных союзов», способных стать началом подлинной индустриализации сельского хозяйства. Этот проект, возрождавший идею агрогородов и лежавшее в ее основе стремление ускорить социальное преобразование деревни через развитие «социалистических» аспектов образа жизни, требовал крупных капиталовложений, в которых колхозы были не в состоянии участвовать из-за недостатка средств, вызванного выкупом МТС. Это стало причиной неудачи первой серьезной попытки добиться реальной интеграции колхозного сельского хозяйства.

 

 Реформы, порожденные желанием  быстро и с меньшими затратами  получить существенные результаты, сопровождались сильным давлением  на местных партийных работников  и председателей колхозов, которые  в свою очередь давили на  колхозников. Практическим выражением  этого стала кампания против  приусадебных подсобных хозяйств, рассматривавшихся как частнособственнический пережиток. Для политических и хозяйственных руководителей всякая интенсификация коллективного труда предполагала ограничение труда индивидуального на своем участке. На деле же эта кампания, не говоря уже о ее непопулярности, оказала отрицательное воздействие на все сельскохозяйственное производство

Однако непоследовательность аграрной политики проявлялась и в других преобразованиях, затронувших агросферу. Начался новый этап укрупнения колхозов и сселения неперспективных деревень. Осуществлялись массовые преобразования колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия (совхозы). Действовали силовые методы управления отраслями агросферы. В конце 50-х годов стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение находящегося  в личной собственности крестьян поголовья скота.  После визита Хрущева в США (1959) всем хозяйствам по его настоянию рекомендовалось переходить к посеву кукурузы.

Результатом непродуманных мер стало обострение продовольственной проблемы. В связи с сокращением государственных резервов зерна СССР начал регулярно покупать его за рубежом.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Реформа народного образования

Не слишком удачной оказалась и реформа системы народного образования в СССР. Главные преобразования, которые Хрущев проводил в учебных заведениях, касались, прежде всего создания в школах цехов, которые занимались производством инструмента, игрушек, значков, простых видов одежды и мебели. При сельских школах появились хозяйства с правильным севооборотом, фермы и птицефабрики. На производственное обучение и производительный труд отводилось не менее 12 часов в неделю. Эксперимент оказался успешным, так как в 1958-1959 годах в стране имелось уже около 200 одиннадцатилетних средних школ с производственным обучением.

 

Лозунг Хрущева о подготовке всех школьников к труду на предприятиях, в совхозах, колхозах, учреждениях являлся совершенно верным. Опорой его лозунга служили воспоминания о рабочих факультетах и заводах-втузах первой половины 20-х годов, когда общеобразовательная средняя школа занимала скромное место в советской системе народного образования. Предложения Хрущева содержали как верные мысли, так и существенные ошибки, главная из которых состояла в недооценке общеобразовательных школ, а также в подмене политехнического обучения и посильного производительного труда школьников принудительным профессиональным образованием. Переорганизацию школ предполагалось провести за пять лет. Этот срок на деле являлся нереальным. За это время нельзя было создать материальную базу и обеспечить педагогические кадры для обучения десятков миллионов учащихся. Реальным результатом этой реформы стало ухудшение и качества обучения и воспитания.5

 

 

 

4.3 Реформа управления промышленностью

В мае 1957 г. ликвидацией отраслевых министерств и созданием совнархозов началась реализация одной из крупных реформ, осуществленных в годы руководства Н. С. Хрущева.

После XX съезда страна находилась на подъеме. Пятая пятилетка по ряду показателей была выполнена досрочно. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства были весьма высоки — 13,1 %, втрое выше, чем у США. Большинству населения казалось, что выигрыш в экономическом соревновании с капиталистическим Западом не за горами. Однако на деле положение в экономике было тревожным. Директивы на шестую пятилетку, принятые XX съездом в феврале 1956 г., в декабре были пересмотрены. Был составлен переходной план на 1-2 года, а затем появился новый — семилетний план на 1959-1965 гг. Командно-административная система в условиях ликвидации принудительного труда, отмены суровых наказаний, усложнения условий хозяйствования стремительно теряла свои сильные стороны. В народном хозяйстве подспудно нарастали диспропорции, бесхозяйственность и расточительность. Отчетливо проявлялись такие недостатки, как распыление средств между многочисленными объектами, долгострой. Интересы предприятий все больше расходились с интересами потребителей, с потребностями непрерывного технологического обновления производства. К концу пятой пятилетки в стране насчитывалось уже более 300 тыс. предприятий и строек, большая часть которых находилась далеко от Центра.

Научно-техническая революция требовала развития новых отраслей промышленности: развития электроники, химии, электрификации железных дорог, изменения структуры топливного баланса, перехода от угля на нефть и газ.

Такие задачи были поставлены на XX съезде КПСС. Однако в новых условиях управлять промышленностью из министерских кабинетов становилось все труднее. Жесткая ведомственная система, основанная на максимальной централизации хозяйственного руководства и ограничении самостоятельности мест, стала тормозить дальнейший рост производительных сил. Поэтому мнения экономистов и хозяйственников о путях совершенствования руководства хозяйством в изменившихся условиях разделились. Одни стояли за перестройку самих методов руководства, за

расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Другие верили лишь в организационные реформы, настаивали на ликвидации министерств. Советская экономическая наука в те годы не могла дать обоснованных, подтвержденных экспериментами рекомендаций.

    Но Н. С. Хрущев увидел  в переходе к территориальному  управлению возможность освободить  правительство от неэффективного  вмешательства в местные дела, ослабить влияние бюрократии. Подавляющее  большинство руководителей и  сотрудников министерств, привыкших  к власти и удобствам проживания  в Москве, были против подобной  реорганизации.   

Общесоюзные министерства (за исключением оборонных министерств) были упразднены. Предприятия, находившиеся в их ведении, были переданы в непосредственное подчинение Советам народного хозяйства административных экономических районов. Всего по Союзу было организовано свыше 100 совнархозов, в том числе 76 в Российской Федерации.

     В первые годы после  реформы упростилось кооперирование предприятий, находившихся по соседству друг с другом. Меньше стало встречных перевозок. Предприятия стали оперативно помогать друг другу. За первые три года были укреплены ранее распыленные транспортные, вспомогательные, ремонтные службы предприятий.

    В то же время реформа  не изменила самих принципов  управления и планирования, а  лишь заменила отраслевую организацию  территориальной. Осложняло работу  совнархозов неквалифицированное  вмешательство партийных руководителей.

    Принципиальные пороки  новой системы управления —  местничество и стремление использовать  ресурсы, прежде всего для удовлетворения  собственных потребностей. В конечном  итоге система управления еще  более усложнилась и стала  менее квалифицированной. Реформа  потерпела крах, и после отстранения  Хрущева от власти территориальная  система была ликвидирована.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Новая социальная политика

Из всех реформ, осуществленных в хрущевское «великое десятилетие», наибольшее воздействие на дальнейшее развитие советского общества имели преобразования в социальной сфере. Обратной стороной успехов в послевоенном восстановлении хозяйства в Советском Союзе был низкий уровень жизни и сверхвысокая норма эксплуатации трудящихся.

 

Чтобы создать видимость материального благополучия в Москве, Ленинграде, некоторых других крупных промышленных центрах, туда свозились товары и продукты, производимые в стране. Всевозможными способами деньги изымались из деревни. Росло число натуральных и денежных налогов с населения, принудительно размещаемых займов. В течение семи лет после денежной реформы 1947 г. проводились массовые снижения розничных цен на товары народного потребления. Их главная цель была чисто политической: наглядно подтвердить «заботу» партии и правительства о народе. И действительно, каждое новое снижение цен воспринималось в массах с чувством «глубокого удовлетворения»: «Мы ликуем. Маргарин, сырки, сахар, хлеб подешевели на 10-15%... Пройдет еще немного времени, и мы заживем зажиточно, слова т. Сталина всегда оправдываются...» Подобные высказывания нередки в частной переписке начала 50-х годов. Безусловно, был в политике снижения цен и экономический, антиинфляционный расчет: к 1952 г. индекс цен снизился наполовину по сравнению с высоким уровнем 1946 г., но, тем не менее, оставался в 2 раза выше уровня последнего предвоенного года.7

Информация о работе Хрущев как политический деятель: оценка современниками и историками