Хорваты в составе республики святого марка и австрийской империи: компаративный анализ социально-экономического и политического развит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Фундаментом же для восприятия истории Хорватии в целом и рассматриваемого периода в частности стали первый том «Истории Югославии» под редакцией Ю. Бромлея и «История южных и западных славян», подготовленная коллективом автором Московского университета. Обе этих книги прекрасно дают общую картину в целом, исходя из которой, проще работать с более узкоспециализированными монографиями.

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ХОРВАТЫ В СОСТАВЕ РЕСПУБЛИКИ СВЯТОГО МАРКА 6
1.1 История вопроса 6
1.2 Политическое положение 7
1.3 Социально-экономическое положение 11
ГЛАВА 2 ХОРВАТЫ В СОСТАВЕ АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 17
2.1 История вопроса 17
2.2 Политическое положение 18
2.3 Социально-экономическое положение 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

Главной причиной противоречий между нобилями с одной стороны и пополанами и гражданами с другой, явилось желание простых горожан уменьшить количество привилегий аристократии. В-первую очередь это касалось призыва в армию. Венеция постоянно нуждалась в новых галерах и, соответственно, новых галеотах. Жители не очень хотели идти на галеры. В донесении из Задара от 1554 года говорится, что многие местные жители бегут на турецкие земли, лишь бы не попасть на галеры

Всякий раз когда  на воду спускался новый корабль, из города для службы призывалось определенно количество пополанов, ну и они, в свою очередь, требовали, чтобы этот закон касался и нобилей. В дальнейшем, когда становится ясно, что привилегии урезаны не будут, cives предпринимают попытки уже не для всех пополанов, а только для себя добиться возможности хотя бы откупа от воинской службы. Хотя де юре нигде это не закреплялось, однако во многих документах можно найти сведения, что богатые семьи разных городов разными правдами и не правдами, но все же освобождались от военной службы[2,с.58].

Аналогичная ситуация происходила  и с общественными работами, а  если быть более точным – охраной  городских укреплений.

Однако же главной  мечтой сперва всех пополанов в общем, а затем уже конкретно граждан, было попасть в Большой Совет. Учитывая тот факт, что количество нобилей, непосредственных членов Совета, с течением времени уменьшалось, венецианские власти дали возможность богатым семьям также заседать в совете. Впрочем, в каждом городе события развивались по своему.

В целом Венеция в отношении городского населения Далмации придерживалась позиции «третейского судьи», поддерживая одновременно и тех и других, сохраняя равновесие.

Сельское население  Далмации находилось в весьма печальном  положении. Во-первых, постоянные войны, которыми был насыщен рассматриваемый нами период, не лучшим образом отразились на состоянии сельской местности. А помимо войн, политика венецианских властей также вносила свою лепту.

Вот все основные подати и повинности далматинского крестьянина  под властью Республики Св. Марка:

1. Кутярина (casatico) – налог на право владения домом.

2. Главарина (testatico) – поголовная подать.

3. Траварина (dazio per i pascolli) – выплата за выпас скота на пастбищах.

4. Десятина (decima) – 1/10 доля от всех доходов крестьянина. Население «vecchio acguisto» было от неё освобождено.

5. Рекрутская повинность. [1,с.50].

Помимо войн и налогов, крайне пагубно на далматинском крестьянстве отражалась практика отправки в Далмацию для управления представителей обедневших венецианских родов, которые за короткий срок вытягивали все, что только можно и уезжали восвояси. [1,с.51]

Также крестьяне порой  подвергались грабежу со стороны  иррегулярных подразделений, так любимых  Венецией. [1,с.51]

В целом можно говорить о том, что венецианское владычество в XVI-XVII вв. принесло пользу экономике Далмации. Положение крестьян по многим параметрам было лучше, чем у тех кто был под турками или же под своими собственными феодалами в рамках империи Габсбургов. В городах же можно наблюдать явный подъем, а дифференциацию пополанов – как провозвестник капитализма. Хотя существует мнение, что в случае отсутствия венецианского владычества прибрежные города-коммуны могли бы развиваться ещё лучше, и как итог могли бы быть «вторым Дубровником» [7], однако это не так. Туркам, конечно, была выгодна торговля с Западом, даже больше скажу, жизненно необходима. И вряд ли бы они стали терпеть независимое далматинское побережье у себя под боком. Контролируй они побережье Адриатики, у турок отпала бы надобность даже в существовании полунезависимого Дубровника, ведь он являлся своеобразным противовесом Венеции, и когда османы не могли торговать с Республикой Св. Марка, весь поток их товаров устремлялся в Европу через Дубровник. А не будь Венеции в Далмации – не было бы и Дубровника. В качестве посредника между Османами стала бы тогда все та же Венеция, только теперь ей бы было уже нечего делить с Османской империей. Её островные владения не так сильно интересовали осман, как Далмация.

Хотя история, само собой, не знает сослагательного настроения. Не смотря на то, что у венецианского правления были свои нюансы, в целом можно говорить о положительном характере его влияния на Далмацию.

 

ГЛАВА 2

ХОРВАТЫ В СОСТАВЕ  АВСТРИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

2.1 История вопроса

С конца XV века Венгерское королевство, в унии с которым на правах феодальной автономии находилась Хорватия, пребывало в политическом и экономическом кризисе. Сама Хорватия уже ощущала на себе все «прелести» соседства с Османской империей. Всю вторую половину XV века её территории постоянно подвергались турецким набегам, хотя с 1464 по 1521 гг. крупных изменений на юге Венгерского королевства не происходило, а с 1495 по 1521 гг. Османская империя семь раз продлевала мир с Венгрией[10, с.45]. Турки осваивали завоеванные территории. После падения Белграда и Шабаца султан начал готовить поход на Венгрию.

В августе 1526 года произошла  битва на Мохачском поле, в результате которой имеющая пятикратное  превосходство в численности  турецкая армия буквально уничтожила венгерское войско вместе с военачальником королем Людовиком (в немецкой историографии Людвиг[5,с.78]) Вторым[10, с.45]. Венгерское королевство оказалось на грани полного покорения османами.

В то время Венгерско-хорватское королевство граничило с наследственными  землями Габсбургов – Штирией, Каринтией, Крайной, Верхней и Нижней Австрией и т.д. Габсбурги на рубеже XV-XVI вв. превратились во влиятельнейшую политическую силу, закрепившись на престоле Священной Римской Империей и получив благодаря выгодному династическому браку право на Испанию с её европейскими владениями и заокеанскими колониями. «Над империей Карла никогда не заходит солнце» - так говорили тогда о возникшей великой державе, во главе которой стоял император Карл V. Австрией же управлял его младший брат, эрцгерцог Фердинанд. В случае, если Венгерское королевство, а вместе с ней и Хорватия, полностью оказались поглощенными Османской империей, под ударом оказались бы владения Габсбургов. Эрцгерцог Фердинанд, используя то, что покойный король Людвиг II был женат на его сестре Марии, а сам он состоял в браке с сестрой Людвига Анной Ягеллон[5,с.78, 6,с.82]., поддержанный частью венгерской знати, вмешивается во внутренние дела Венгрии с целью не допустить её полного падения. Проблема заключается в том что другая часть венгерских феодалов поддерживает другого претендента на корону – Яноша Запольяи, бывшего когда-то регентом при малолетнем Людовике II.

В Хорватии происходит аналогичная  Венгрии ситуация: феодалы разделились  на две группировки. Одна группировка  ориентировалась на Вену и Габсбургов, а другая, не отрицая необходимости договариваться с венским двором, делали ставку на Крсто Франкопана. [10, с.47]

Хорватские сословия, собравшись во Францисканском монастыре  в Цетине, вопреки сторонникам  Франкопана, избирают «королем всего королевства хорватского» Фердинанда I Габсбурга, «короля чешского и австрийского». Эрцгерцог Фердинанд в свою очередь обещает хорватам подтвердить все права и привилегии королевства, содержать в Хорватии за счет австрийской казны 1000 конных и 200 пеших воинов, а также значительный контингент войск в Крайне, дабы придти на помощь, буде возникнет нужда. Цетинский сабор подчеркивает независимость Хорватии политическую самостоятельность выбора хорватов, не смотря на то что Хорватское королевство с 1102 года находилось в зависимости от Венгрии. [10, с.47]

Тем временем на саборе в  Славонии сторонниками Франкопана королем избирается Янош Запольяи. [10, с.47] Начинается своеобразная гражданская война между Фердинандом и Яношем. Борьба продолжалась вплоть до 1538 года не без участия Османской империи, после чего между Фердинандом и Запольяи заключается мир. Габсбурги получают от Хорватии т.н. «остатки остатков».

2.2 Политическое положение

«Остатки остатков» (reliqua reliquarum) - такое грустное название получили остатки хорватских территорий, перешедшие под покровительство империи Габсбургов[10,с.56].. Однако как ни мала была та часть, однако рассматривать её придется разделенной ещё на два региона, так как помимо собственно Хорватии и Славонии, управляемых банном, в XVI веке создается Военная Граница, существование которой во многом определит будущее и сущность хорватского народа.

Корни Военной Границы  стоит искать в Венгрии, где ещё  в XV веке при короле Сигизмунде графом Альбенем Цили в городе Сенья создается капитанство. Ещё при короле Матвее Корвине наблюдаются попытки создания «военной пограничной стражи» (miles confinarius) [1,с.319-320].

Начало Военной Границе  было положено в 1527 г. созданием «Украйны Хорватской» (Kroatische Granzen), и «Украйны Славонской» (Windische und Kopreinitsche Granzen) [1,с.323]. Начиная со средины XVI в. Хорватская Крайна включала в себя Бихачскую, Сеньскую, Огулинскую и Храстовицкую капитании, Славонская – Копривницкую, Крижевацкую и Иваничскую. В этот период Военная Граница ещё не являлась обособленной территорией, в распоряжении командования капитаний находились лишь крепости, где располагались военные гарнизоны; земля же вокруг крепостей находилась все ещё в собственности феодалов. Основу вооруженных сил на данном этапе составляли наемные солдаты, содержание которых осуществлялось на средства, выделяемые соседними австрийскими землями (Штирией, Каринтией и Крайной) и самим императором; этот факт способствовал проникновению немецкой знати на командные должности. [1,с.323] Поскольку жалование выплачивалось нерегулярно и порой в значительно меньших размерах, чем было установлено, наемники не чурались грабежа местного населения.

Со средины XVI века также появляются военный поселенцы, беженцы из находившихся под властью Османской империи Сербии, Боснии и восточной Хорватии. Основу этого потока составляли скотоводы-влахи. Военных поселенцев называли краишниками, рашчанами, чичими, ускоками[3,с.237]. Последнее название закрепилось за краишниками Жумберацкой и Сеньская капитаний. Начиная с XVII века это многообразие названий постепенно вытесняется термином «граничары». Для военных поселенцев источником средств существования было не жалование, в отличии от наемников, а сельское хозяйство.

Тем временем продолжается дальнейшее развитие Военной Границы. В 1576 году создается «Виндишско-хорватский постоянный генералат», объединяющий в себе все земли «хорвато-славонской украйны» [1,с.324]. Формально главой генералата являлся австрийский герцог, он же командовал контингентом австрийских войск. Командование граничарами осуществлял бан. На территории генералата продолжаются процессы милитаризации: постройка новых крепостей, увеличение воинского контингента за счет новых наемников и граничар. Финансирование все также ведется за счет средств, предоставляемых соседними австрийскими землями и императором. Расходы на содержание Военной Границы, составлявшее в 20-тые годы около 10000 флоринов,  в 70-тых годах достигли 550 000 флоринов. [10, с.58] Одним из факторов подобного повышенного внимания к Военной границе можно назвать не только постоянную угрозу османского вторжения, но также и противопоставление славян-граничар мадьярам, в верности которых Габсбурги сильно сомневались. В этом новом образовании Габсбурги видели, и так, собственно, и было, военную силу, независимую от дворянских органов власти Хорватии и Венгрии, от влияния местной аристократии, силу, послушную только двору. [1,с.325]

В дальнейшем в 1578 году, по инициативе эрцгерцога Карла, на сейме  в г. Бруке (Brucker Libell) происходит деление на виндишский (вараждинский) и на хорватский (карлштадский) генералаты. Военный совет Границы, главой которого был Карл, отныне располагался в Граце. Кроме того, отныне командование всеми войсками осуществлял только эрцгерцог. К этому времени граница состояла из 88 укрепленных пунктов и составляла порядка 100 км. Часть границы в районе Покупля называлась Банской, службу там несли крепостные крестьяне. [1,с.325]

Бичом всей системы Военной  Границы было казнокрадство начальства, в то время как граничары не имели одежды и голодали, использование солдат в качестве крепостных, конфликты с местным дворянством, которому принадлежала часть местной земли. Долгое время военные поселения не были отграничены от помещичьих хозяйств. Кроме того, во многом это объясняется нежеланием отпрысков немецких дворянских родов служить на границе. Берёзин в своей книге в самом начале главы, посвященной Границе, пишет: «В австрийско-немецком обществе возбуждали и доселе возбуждают к себе глубокое сожаление те лица немецкого происхождения, которых судьба забрасывает на службу в эти отдаленные места югославянского мира» [1,с.320]

После окончания войны  с Турцией 1593-1606 гг. хорватские феодалы  выступили с требованием упразднить Военную Границу[3,с.247], аргументируя тем что надобность в ней отпала и негоже отрывать от и так небольшой страны территории, однако эрцгерцог Фердинанд считал по-другому. Он добивался милитаризации всей границы и полного выделения её в особую область под прямым контролем Вены. Для привлечения влахов он издает манифест, по которому переселенцы получили следующие права: освобождение от «налогов, работ и подобных тягот». По причине не хватки казенных земель власти селили влахов на землях, владельцами которых были помещики. Попытки феодалов подчинить себе влахов ни к чему не приводили, последние соглашались быть только «работниками и войнуками». Зависимость от феодала они считали переходом в несвободное сословие, бана и сабор они не признавали.

Требования феодалов подчинить им влахов, плохое положение  последних на феодальных землях породили так называемый «влашский вопрос», решением которому послужил закон от 5 октября 1630 года, изданный Фердинандом II, почивший неофициальное название «Statuta valachorum» и первоначально действовавший только в виндишском генералате. Суть этого закона:

1. Граничары наделялись  правом выбора лиц на занятие  низших должностей в администрации  границы (в случае утверждения  генералом).

2. Создание судебной  системы для граничар, состоявшей  из двух инстанций. В первой  инстанции председателем суда  становился «старший судья» (Oberrichter), назначаемый местным «кнезем» или «старшиной». Утверждался генералом.

Информация о работе Хорваты в составе республики святого марка и австрийской империи: компаративный анализ социально-экономического и политического развит