Феодальные княжества, предпосылки, причины возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 14:04, реферат

Краткое описание

В этом большое сходство истории государства и права с теорией государства и права. Разница же состоит в том, что если теория государства и права изучает преимущественно общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций, то история государства и права занимается конкретными государствами и правовыми системами, существовавшими и существующими на территории нашей страны, их особенностями и характерными чертами. История государства и права использует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.
Возникновению тех или иных политических или правовых учреждений обычно предшествуют соответствующие идеи. Однако наука истории государства и права не занимается изучением таких идей, имея в виду, что их развитие является предметом самостоятельной науки - истории политических и правовых учений.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Государство и право феодальных княжеств.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

Завершение во второй половине XII в. процесса образования системы отдельных княжеств способствовало выделению в юго-западных областях Древнерусского государства Галича и Волыни.

В XII в. Галицкое княжество переживает период экономического подъема и быстрого роста политического могущества. Этому способствовало выгодное географическое расположение Галицкой земли (Галицкая земля занимала все Прикарпатье). В связи с падением международного значения пути «из варяг в греки», оказавшегося под ударом половцев, торговые пути передвинулись на запад и легли через Галицкую землю. Результатом княжеских усобиц и половецких набегов на Русь стал рост колонизационного движения не только на северо-восток, но и на запад, в частности и в Галицкую землю. На этой основе происходит усиление галицких городов, рост их торгового и политического значения.

С другой стороны, находясь на стыке трех важнейших восточноевропейских стран — Руси, Польши и Венгрии, Галицкая земля приобрела очень значительный вес в международных делах. Это благоприятствовало росту политического могущества княжеской власти в Галиче. Усиление княжеской власти вызывало борьбу против князя со стороны местного боярства, превращая княжество в арену длительной борьбы князей с олигархическими устремлениями местного боярства. Княжеская власть в Галицкой земле появилась сравнительно поздно, уже при сильно развитых феодальных отношениях. Класс бояр-землевладельцев обладал здесь исключительной экономической и политической мощью. Это придало особую силу и остроту борьбе между великокняжеской властью и боярством.

Волынская земля находилась по соседству с Галицкой, расположившись по берегам Буга. Обособившись от Киева в середине XII в. и закрепившись в качестве родовой отчины за потомками киевского великого князя Изяслава Мстиславича, на Волы-не, в отличие от соседней Галицкой земли, рано сложился большой княжеский домен (наследственные земельные владения). Боярское землевладение здесь росло в основном за счет княжеских пожалований служилым боярам, поддержка которых позволила волынским князьям начать активную борьбу за расширение своей отчины. В результате в 1199 г. Волынскому князю Роману Мстиславичу удалось объединить Галицкую и Волынскую земли, а с занятием им в 1203 г. киевского престола под его властью оказалась вся Южная и Юго-Западная Русь — территория, равная крупным европейским государствам того времени. Правление Романа Мстиславича (погиб в 1205 г.) отмечено упрочением общерусского и международного положения Галицко-Волынской земли, успехами в борьбе с половцами, борьбой с непокорным боярством, подъемом западно-русских городов, ремесла и торговли.

Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что здесь наряду с княжеским единодержавием возникла сильная аристократия в виде многочисленной группы боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Князья вынуждены были считаться с боярским самоволием, которое наравне с внешними врагами превратилось в разрушительную силу, ослабляя государство.

В целом социальный состав общества Галицко-Волынского княжества в рассматриваемый период не претерпел особых изменений по сравнению с первоначальным периодом русской государственности. Все свободное население Галицко-Волынского княжества не знало сословных делений и пользовалось одинаковыми правами, хотя группы населения различались по своему фактическому положению, богатству и влиянию в обществе.

Общественные верхи представляли люди или мужи, в частности «мужи галицкие». Это были крупные вотчинники, игравшие наиболее важную роль, которые уже в XII в. выступают против любых попыток ограничения их прав в пользу княжеской власти и растущих городов. Сюда же можно отнести военно-торговую аристократию, а также вооруженное купечество больших и малых торговых городов.

К высшему слою населения принадлежали и служилые феодалы. Как правило, это было служилое княжеское боярство и высший слой княжеских дружинников. Для укрепления своего материального благосостояния и социально-политического влияния местная знать группировалась вокруг князя, поступая на службу в княжескую дружину. Источниками их земельных владений становились княжеские пожалования, конфискованные и перераспределяемые князьями боярские земли, а также захваченные общинные земли. В подавляющем большинстве случаев они владели землей условно, пока служили. Служилые феодалы поставляли князю войско, иногда довольно многочисленное, состоявшее из зависимых от них крестьян. Это была опора галиц-ко-волынских князей в борьбе с боярством.

С того времени как Галицкая и Волынская земли объединились в единое Галицко-Волынское княжество (1199 г.) и составили сильное самостоятельное государство, центром его, т. е. стольным городом, стал Галич. Он расположился на правом возвышенном берегу Днестра. Его главной святыней был соборный храм Богородицы, который по своему стилю не отличался от древнекиевских храмов.

Особенностью государственного устройства Галицко-Волынской земли было то, что она долгое время не делилась на уделы, т. е. в отличие от многих других русских земель сохраняла единство, хотя власть в ней принадлежала крупному боярству. Власть же князей была непрочной, хотя и передавалась по наследству: место умершего отца занимал старший из сыновей. Однако соотношение классовых сил было таково, что галицкое боярство распоряжалось даже княжеским столом, т. е. по своему усмотрению приглашало и сменяло князей. История Галицко-Волынского княжества полна примеров, когда князья, потерявшие поддержку верхушки боярства, были вынуждены отправляться в изгнание. Для борьбы с князьями бояре активно использовали помощь европейских рыцарей (венгерских и польских). Несколько галицко-волынских князей бояре повесили.

Бояре осуществляли свою власть с помощью совета, куда входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Князь не имел права созывать совет по своему желанию, не мог издавать ни одного акта без его согласия. Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупные административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления.

Галицко-Волынские князья время от времени при чрезвычайных обстоятельствах созывали вече, но оно не имело особого влияния. Князья принимали участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов и самого Галицко-Волынского княжества. Здесь раньше, чем в других русских землях периода феодальной раздробленности, возникло дворцово-вотчинное управление.

Территория государства делилась на тысячи и сотни. По мере того как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникли должности воевод и волостелей. Территория княжества, соответственно, была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами. В города князьями назначались посадники. Они обладали не только административной и военной властью, но и выполняли судебные функции, собирали дани и пошлины с населения.

Правовая система Галицко-Волынского княжества почти не отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Здесь продолжали действовать нормы Русской Правды, только несколько видоизмененные (Сокращенная редакция Русской Правды).

Галицко-волынские князья издавали, как правило, и свои собственные нормативные и правовые акты, поскольку обладали определенными административными, военными и законодательными полномочиями. Так, среди нормативных актов, изданных галицко-волынскими князьями, заслуживают упоминания Уставная грамота Ивана Берладника (1134 г.), предусматривавшая ряд льгот для иностранных купцов (в этой грамоте «Иван Ростиславич, князь Берладский», освобождает чешских, венгерских и других купцов от мыта при складке привезенных ими товаров в Малом Галиче; но при вывозе из сего города за разные, купленные в его земле товары, русские, угорские и чешские, они должны платить мыт)4, а также Рукописание князя Владимира Васильковича, касающееся норм наследственного права (1287 г.). Около 1289 г. была издана Уставная грамота волынского князя Мстислава Даниловича, в которой регламентировались повинности феодально-зависимого населения Юго-Западной Руси.

 

2.3. Новгородская феодальная республика

Своеобразно развивалась Северно-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли. Псков первоначально входил в состав Новгородской земли (1136—1478 гг.) и только потом в 1348 г. добился независимости. Поэтому историю их нужно рассматривать вместе.

Древнее ядро Новгородско-Псковской земли составляли земли между Ильменем и Чудским озером и по берегам рек Волхова, Ловати, Великой, Мологи и Мсты, которые делились в территориально-географическом отношении на пятины, а в административном — на сотни и погосты. Новгородские «пригороды» (Псков, Ладога, Старая Русса, Великие Луки, Бежичи, Юрьев, Торжок) служили важными торговыми и военно-опорными пунктами внутри и на границах земли. Крупнейшим пригородом, занимавшим в системе Новгородской земли особое, автономное положение («младшего брата» Новгорода), был Псков, отличавшийся развитым ремеслом и собственной торговлей с Прибалтикой, немецкими городами и с самим Новгородом. Во второй половине XIII в. Псков фактически стал самостоятельной феодальной республикой. Падение самостоятельности Пскова связано с собиранием русских земель вокруг Москвы. В 1510 г. земли Пскова были присоединены к Московскому государству.

С XI в. началась активная новгородская колонизация Карелии, Подвинья, Прионежья и обширного Северного Поморья, ставших новгородскими колониями. Вслед за крестьянской колонизацией (из Новгородской и Ростово-Суздальской земель) и новгородскими торгово-промысловыми людьми туда продвигались и новгородские феодалы. В XII—XIII вв. там уже имелись крупнейшие вотчинные владения новгородской знати, не допускавшей проникновения в эти районы феодалов из других княжеств и создания там княжеской собственности.

В XII в. Новгород (основан в 864 г.) был одним из крупнейших и наиболее развитых городов на Руси. Возвышению Новгорода способствовало его исключительно выгодное расположение в начале важных для Восточной Европы торговых путей, связывавших Балтийское море с Черным и Каспийским морями. Это предопределяло значительную долю посреднической торговли и торговых связей Новгорода с другими русскими землями, с Волжской Болгарией, Прикаспием и Причерноморьем, Прибалтикой, Скандинавией и северо-немецкими городами. Торговля Новгорода опиралась на развитые в Новгородской земле ремесло и различные промыслы. Новгородские ремесленники, отличавшиеся широкой специализацией и профессиональным мастерством, работали в основном на заказ, но часть их изделий поступала на городской рынок, а через купцов-скупщиков — и на внешние рынки. Основу экономики, наряду с названными выше торговлей и ремеслом, составляло земледелие.

Особенностью исторического прошлого Новгорода было новгородское республиканское управление, обусловленное своеобразием общественно-политического развития этой земли, которое выражалось в следующем:

1. В период своего расцвета Новгородская земля не знала опустошительных набегов, что позволило сохраниться самобытности развития, многим памятникам древнерусской письменности и производственно-материальным ценностями.

2. Огромные размеры (больше территории современной Франции) республики по сравнению с городами-республиками феодальной Европы создали особую форму правления.

3. Самобытность Новгородской земли не отделяла ее от остальной Русской земли.

Причины, вызвавшие своеобразие развития русских северо-западных земель, были заложены еще в процессе складывания государственности у приильменских славян. В отличие от Приднестровья, где власть в государстве захватили представители военной знати, господствующее положение в государстве заняла старая племенная знать.

После распада Древнерусского государства Новгородская земля стала одним из самых значительных государственно-правовых образований периода феодальной раздробленности. Борьба Новгорода со шведско-немецкой агрессией сыграла огромную роль в сохранении национальной самобытности, которая подвергалась особенно большой опасности во время установления монголо-татарского ига.

Более 300 лет просуществовала республика. Внутренние противоречия, обострение классовой борьбы привели к ее ослаблению. Новгород был присоединен к Московскому государству несмотря на сопротивление боярства, тяготевшего в большинстве своем к Литве. В 1478 г. Новгородская республика перестала существовать. Новгород окончательно вошел в состав Московского государства.

Общественный строй. Во главе новгородского общества (городского и сельского) стоял сильный, влиятельный и богатый класс феодалов, владевший землей, лесами, водными угодьями. Как и в других землях Руси, здесь существовали светские и духовные феодалы. К духовным относились монастыри и высшие духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей. Монастырское землевладение росло достаточно быстро, многие светские феодалы передавали по завещаниям свои земли на помин души, часто монастыри покупали землю, были и случаи захвата ими земель как общинных, так и незанятых. В то же время монастыри практически не отчуждали свои владения, в качестве исключения могут рассматриваться сделки по продаже монастырями земли. Исключалось и дробление церковных земель, свойственное светскому землевладению. Обширные земли давали Новгородской епархии значительные доходы, которые пускались духовенством в торговый оборот. Церковь в Новгороде и в Пскове объявила себя покровительницей эталонов мер и весов, скрепила международные торговые договоры. Все это сделало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.

Информация о работе Феодальные княжества, предпосылки, причины возникновения