Династический вопрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:41, реферат

Краткое описание

Борис Федорович (Борис Годунов), (1552—1605), русский царь (с 1598 г.).
Боярин царя Ивана IV Грозного, вошедший в число ближайших к нему людей в период опричнины.
При царе Фёдоре Ивановиче, вступившем на престол после смерти отца в 1584 г. и женатом на сестре Годунова Ирине, Борис Фёдорович стал фактическим правителем государства.
Ему пришлось выдержать ожесточённую борьбу с другими претендентами, кончившуюся для них опалой или гибелью. После смерти бездетного Фёдора в 1598 г. Борис был избран царём на Земском соборе, хотя и не происходил из рода Рюриковичей.

Содержание

Династический вопрос
Борис Годунов и его политика.
Учреждение патриаршества
Начало гражданской войны в России
Самозванцы
Народные восстания
Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России
Семибоярщина
Польские войска в Москве
Первое и второе ополчения
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Земский собор 1613 года и начало правления Романовых
Окончание гражданской войны.
Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дашуня.docx

— 71.59 Кб (Скачать документ)

Собрав достаточно сильное  войско, в августе 1612 года ополчение  Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого  ополчения. 22 августа гетман Ходкевич попытался прорваться на помощь осажденным в Москве соотечественникам, но после  трехдневных боев был вынужден отступить  с большими потерями. Польский гарнизон испытывал тяжелые лишения, начался  голод. А после удачного штурма Китай-города польский гарнизон 26 октября капитулировал  и сдал Кремль, и оба ополчения  торжественно вступили в освобожденную  Москву при звоне колоколов и  ликовании народа.

В итоге Москва была освобождена  от интервентов. Попытка польских войск  вновь взять Москву провалилась, и Сигизмунд III потерпел поражение. Все эти победы были одержаны благодаря  героизму русского народа, который  смог мобилизовать все патриотические силы и освободить от интервентов  русские земли.

Таким образом, Смута, в период которой политическая борьба за власть переплелась с польско-шведской интервенцией и мощными народными  и казацкими выступлениями, привела  к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати. Как отметил современник, «оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники». Экономика страны находилась на грани катастрофы, сложной оставалась геополитическая обстановка, тяжелые социально-психологические последствия имел массовый террор. Однако Россия, закалившаяся в борьбе с интервенцией, восстанавливает монархию и начинается более чем 300-летняя эпоха династии Романовых.

Анализ историографии  показывает, что XVII век часто называют «бунташным веком». Начался он с гражданской войны под предводительством И.Болотникова и завершился массовым народным движением под руководством С.Разина.

В дореволюционной исторической науке господствовало негативное отношение  к народным движениям XVII века, которые  рассматривались как стихийные  бунты разнузданной черни. По мнению С.Соловьева, восстание С. Разина - это  бой, который казачество как антигосударственная  сила дало российскому государству. В советской исторической науке  народные движения XVII века рассматривались  исключительно с классовых позиций, а восстания Болотникова и Разина считались крестьянскими войнами. Многие современные историки в качестве крестьянской войны признают лишь казачье-крестьянское движение под предводительством С.Разина. При этом в нем часто видят не только крестьянскую, но и гражданскую войну, в которую были втянуты различные сословия и народы российского общества.

Таким образом, народные восстания XVII века имели двойственное значение для развития страны. Во-первых, они  отчасти играли роль ограничителя эксплуатации и злоупотребления властей. А  во-вторых, еще больше подталкивали правительство к централизации  и укреплению госаппарата и армии.

 Вмешательство  Польши и Швеции во внутренние дела России

В начале XVII в. Россия оказалась в тяжелом положении. Хозяйство было подорвано длительной Ливонской войны, опричниной и небывалым  ростом налогов. Положение осложнилось  катастрофическим неурожаем и голодом 1601-1603 гг Наступили «смутные времена». Слабость России создавала возможность вмешательства в ее внутренние дела со стороны Польши. В Москве в 1598 г. царский престол занял бывший монах, назвавшийся сыном Иоанна Грозного Дмитрием (Лжедмитрий I). Его и власть уничтожило восстания, но кризис центральной власти продолжалась. В России разразилась первая крестьянская война под руководством Ивана Болотникова (1606 г.) - как протест крестьянства против крепостничества.

Семибоярщина

В июне 1610 года польские  войска нанесли поражение русским войскам у деревни Клушино и подошли к столице. Шведы грабили северо-западные земли. Не прекращались народные выступления. В стране нарастало недовольство Шуйским. Дворяне во главе с П. Ляпуновым свергли Василия Шуйского. Он был пострижен в монахи. Власть захватила группа бояр во главе с Ф.И. Мстиславским. Это правительство, состоявшее из семи бояр, получило название «семибоярщина».

Свержение царя Василия было последним ударом московскому государственному порядку. Появление Лжедимитрия IIуничтожило государственное единство и поделило страну между двумя правительствами. Падение Тушина подало было надежду на восстановление этого единства, а падение Шуйского уничтожило всякое правительство. Страна имела лишь претендентов на власть, но не имела действительной власти. Западные области государства были заняты Шведами, которые захватили после Клушинской битвы Новгород, и поляками, которые осаждали Смоленск и занимали Северскую землю. Остальные части государства не знали, кого им слушать и кому служить. В Москве по свержении Шуйского Боярская дума приняла на себя роль временного правительства и пожелала созвать выборных из городов для царского избрания. Но города плохо слушали это правительство и выборных не посылали. Очевидно, что и бояре не были настоящей властью.

Таково было в 1610 году положение  Московского государства. Второй натиск “воров” на Москву, осложненный  участием “литвы” и поляков, не доставил победы оппозиционной массе. Но он сокрушил ее врага – олигархическое правительство княжат – и привел в расстройство и анархию консервативные слои населения. Обе боровшиеся стороны, в сущности, были разбиты. Московское общество, утратив в междоусобии политическую организацию, не находило руководящих сил в себе самом и становилось жертвой иноземных победителей, своевременно и удачно для их целей вмешавшихся в московские дела. Таков был исход московской Смуты в период социальной борьбы.

 Польские войска  в москве

4-5 ноября 1612 года  русские воины под началом  Минина и Пожарского освободили  русскую столицу от иноземных  захватчиков. К сожалению, в  русских школах, университетах и  средствах массовой информации  редко поднимают тему, как закончили  свой путь очередные европейские  «цивилизаторы» и «благодетели»  Русского государства. А это  весьма поучительный урок для  нынешнего поколения врагов России, который прекрасно показывает  их сущность. Польские интервенты  дошли до того, что стали не  только есть друг друга, но  и заготавливать человечину впрок  в больших чанах и бочках, продавать  друг другу. Всё согласно «рыночной  экономике» и принципу «человек  человеку волк». Очередные мерзавцы, которые позарились на русские земли и богатства закончили свой путь как им и подобало. Правда, удивительно, что российские либералы не требуют поставить памятника в Кремле европейским людоедам.  
 
После поражения под Москвой войска гетмана Ходкевича в августе 1612 года, ситуация для польского гарнизона стала критической. Князь Дмитрий Пожарский проявил великодушие и предложил полякам капитулировать на почётных условиях. Всех обещали отпустить, раненым и больным предоставить подводы. Однако гордая шляхта ответила грубостью: «Московский народ самый подлейший на свете и по храбрости подобен суркам или ослам … впредь не пишите нам ваших московских глупостей, а лучше ты, Пожарский, отпусти к сохам своих людей».  
 
Стойкость поляков объясняется не их храбростью, а скорее жадностью. Они не хотели оставлять награбленных сокровищ, причём было ограблено не только царское и церковное имущество, но у частных лиц. Так, поляки ворвались даже в дом Фёдора Мстиславского (он возглавил Семибоярщину и участвовал в избрании русским царём польского королевича Владислава Сигизмундовича), все ценности и продовольствие было отобрано, сам боярин избит. В результате жадность перевесила благоразумие, поляки остались в Кремле, хотя им предлагали свободно уйти в Польшу, обеспечить им безопасность. 
 
В сентябре в польском гарнизоне начался голод – в августе обоз с продовольствие не удалось провести в Москву, в город смог прорваться только отряд Неверовского (300 пехотинцев). Интервенты съели всех собак, кошек, птиц, лошадей. Первыми от голода умерли пехотинцы Неверовского – своих запасов у них не было, денег также, чтобы купить продукты у других. А делиться у европейцев было не принято, каждый сам за себя. Нет денег – умри, не мешай другим. Всё в рамках теории конкурентоспособности. В начале октября выпал снег, закрыв лебеду и коренья.  
 
Тогда, чтобы дождаться подхода армии короля, полковники Струсь и Будила приказали вывести из узилищ русских пленных и заключенных, их забили как скот и съели. Однако этого хватило ненадолго. Тогда стали есть трупы своих, разрывать свежие могилы и убивать слабых, больных. Сильные пожирали слабых, проигрывали в азартные игры. Были случаи, когда родственник убивали друг друга. Стали пропадать люди. Убили и съели гулящих девок, которые были при поляках (вокруг любого европейского воинского контингента всегда отирались всякого рода «деловые» люди, блудницы, помогавшие солдатам расстаться с добром). После девок, принялись за слуг. Хватали людей с улицы. Правда, русских осталось в крепости мало, одни погибли во время схваток и пожаров, другие бежали, третьих выгнали сами поляки, как бесполезных едоков.  
 
«Цивилизованные и просвещенные» европейцы даже торговали человечиной, которую заготавливали прозапас. Так, человеческую голову продавали за три злотых, ступни ног - по два. Бояре стали недосчитываться слуг и служанок, которые вышли за ворота и сидели в усадьбах, боясь страшной участи. Среди них был и будущий русский царь – Михаил Романов с матерью.  
 
Однако поляки по-прежнему отказывали капитулировать, хотя их силы быстро таяли: из 3,5 тыс. воинов осталось не более 1,5 тыс. солдат. 22 октября (1 ноября) 1612 года русские войска взяли Китай-город. Остатки польского гарнизона удержались в Кремле. Поляки, перед лицом голодной смерти и решающего штурма, умерили спесь и пошли на переговоры. Первоначально они ещё тянули время, сперва выпустили из крепости жен и детей бояр – лишние рты, затем самих бояр. Дальше держаться уже не было возможности. Речи о свободном проходе уже не было, русское командование предъявило требование полной капитуляции.  
 
26 октября (5 ноября) 1612 года остатки польского гарнизона сдались и начали покидать Кремль. Полковник Осип (Юзеф) Будила со своими солдатами, сдался войску князя Пожарского и был помилован. Последние годы жизни Будило провёл в заключении в Нижнем Новгороде. Солдаты полковника Николая (Миколая) Струся сдались казакам князя Трубецкого, те не были так терпимы и перебили врагов. Сам Струсь пробыл в русском плену до Деулинского перемирия 1619 года. 27 октября (6 ноября) 1612 г. произошел торжественный вход в Кремль ратников князей Пожарского и Трубецкого. Москва была окончательно освобождена от врага. 
 
Польский король Сигизмунд попытался пробиться к Москве, но не смог взять даже Волоколамск и отступил. Необходимо отметить, что хотя 4-5 ноября 1612 года является важной датой в Русской Истории, но нельзя переоценивать это событие. Большинство считает, что после этого Смутное время завершилось. В реальности же Смута продолжалась ещё долгие годы и кровь лилась рекой. В частности, на юге сопротивление новым властям оказывал атаман Иван Заруцкий (только весной 1614 года этот очаг Смуты был подавлен), на севере подняли восстание казаки атамана Баловня, которых послали на войну со шведами. Весной-летом 1614 года казацкое восстание охватило огромную территорию - современную Вологодскую, Костромскую и Ярославскую области. Весной 1615 года 5-тыс. отряд Баловня неожиданно предпринял рейд к самой Москве. Город был в панике, так как основные царские войска боролись с лисовчиками, которые опустошали русские земли. Так, в России называли соединения польско-литовской лёгкой кавалерии под началом Александра Лисовского (после его смерти в 1616 году, отряды лисовчиков возглавил Станислав Чаплинский и Валентин Рогавский) действовавшей в пределах Русского царства в 1608—1617 гг. Московскому правительству удалось затянуть переговоры с Баловнем и подтянуть войска, атамана убили, его «воров» пленили. В 1618 году к столице прорвались и осадили Москву польско-литовско-казачьи войска под началом Владислава и гетмана Сагайдачного и Ходкевича. Взять Москву они не смогли, но их прорыв говорит о многом. В частности, по пути к Москве запорожцы под началом атамана Петра Сагайдачного захватили Путивль, Рыльск, Курск, Елец, Лебедин, Скопин и Ряжск, города были разорены и сожжены, казаки беспощадно истребляли при этом не только ратников, но и мирное население, не жалея ни женщин ни детей. Казаки, перед тем как соединились с войском Владислава, также захватили и разорили Ярославль, Переяславль, Романов, Каширу и Касимов. Уже соединившись с поляками, запорожцы предали огню Серпухов и Калугу. 
 
Таким образом, освобождение Москвы 4-5 ноября 1612 года не было заключительным победным актом. Впереди были долгие годы войны, большой крови и разорения Русской земли.

 

Первое и второе ополчение

Для освобождения Москвы и изгнания из русских пределов захватчиков по всей стране стали  формироваться земские ополчения. Наиболее известны так называемые Первое и Второе ополчения. Во главе Второго ополчения встали нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода князь Д.М. Пожарский. Разгромив в открытом бою лучшее королевское войско гетмана Яна-Карла Ходкевича, ополчение Минина и Пожарского начало осаду Москвы. 22 октября 1612 г. штурмом был взят Китай-город, 26 октября сдался польский гарнизон Кремля. Разобрав по полкам сдавшихся в плен врагов (казаки их просто перебили), 27 октября русская рать торжественно вступила в разоренную столицу. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя — Михаила Федоровича Романова. 

Минин и Пожарский

 

Руководители народного  ополчения, освободившие Москву от польских интервентов.

Некоторые исторические фигуры прославляются парами. Их образы сплетаются в исторической памяти народа, размываются, становятся единым целым. Как невозможно представить Герцена без Огарева, Маркса без Энгельса или даже Немировича без Данченко и Салтыкова без  Щедрина, так невозможно представить  князя Дмитрия Пожарского отдельно от земского старосты Козьмы Минина. Без этих людей немыслима история России, наполненная великими победами и свершениями.

К началу XVII в. в Российском государстве наступило так называемое Смутное время.  Под именем убиенного царевича Дмитрия объявился первый русский самозванец – Гришка Отрепьев, беглый монах московского Чудова монастыря. Заговорщики убили сына Бориса Годунова, Федора, и его мать. Едва успели расправиться с Гришкой, как вместе со всяким вооруженным сбродом, явился второй самозванец – еще один Лжедмитрий. В стране разразился династический кризис. Москва лежала в руинах, многие города были разрушены и сожжены, в Угличе сломаны все мосты. Воспользовавшись бедственным положением в стране, на нее пошли войной поляки и шведы.

К осени 1611 г. положение  России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие русские  города на западе. Шведы захватили  все побережье Финского залива и  Новгород. Вся западная часть государства  оказалась фактически оккупированной. В стране процветало мародерство, организованная и обычная преступность.

В этот тяжелой для  страны момент огромную роль сыграло  русское духовенство. Под руководством игумена Троице-Сергиева монастыря  архимандрита Дионисия, впоследствии канонизированного Русской Православной Церковью, монахи стали призывать  русский народ к ополчению  для того, чтобы изгнать врагов земли русской, прежде всего шляхтичей. Аналогичные воззвания и грамоты  рассылал и патриарх Гермоген, множество других священников ходило по городам и деревням, призывая народ к освобождению страны. Церковное, особенно монастырское, слово имело тогда огромный авторитет.

Одна из грамот патриарха  Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина (Сухорука). Был он простым мясником, происхождения невысокого, но человеком был набожным, умным и энергичным. А главное – был большим патриотом. Призыв церкви к ополчению был им услышан, он немедленно приступил к делу и стал собирать людей. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником». Минин собирал пожертвования, объясняя народу, куда пойдут их деньги, став практически финансовым директором ополчения.

Командующим ополчением был избран князь Дмитрий Михайлович Пожарский, принадлежавший к потомкам Рюрика. Князь верно служил и Борису Годунову, и Василию Шуйскому, и взошедшему потом на престол шестнадцатилетнему князю Михаилу Романову. Пожарский всегда занимал высокие должности, имел опыт успешного руководства  несколькими военными операциями.

Именно этим двум людям предстояло сыграть центральную  роль в освобождении страны от иноземных  захватчиков. За зиму 1611-1612 гг. к ополченцам Нижнего Новгорода присоединились многие другие из отечественных городов  и весей, недовольные  засильем иноземцев. До того как идти на Москву, Пожарскому пришлось усмирить бунты в Поволжье. На это ушло все лето 1612 г. Зимой Пожарский собрал Земский Собор в Ярославле и передал ему управление всей Московской землей. На Собор прибыли представители всех сословий почти из всех русских городов, чтобы обсудить план дальнейших действий. В том числе и похода на Москву. Но вскоре стало известно, что польский король Сигизмунд уже выслал большое войско, и  Пожарский решил не откладывая, сразу же выступать в поход.

22 октября 1612 г.  ополчение приступом взяло Китай-город,  а затем и Кремль. Поляки вынуждены  были ретироваться. Минин и Пожарский  в одночасье стали лидерами  нации.       

Их благодарные  потомки по достоинству оценили  их вклад в дело освобождения отечества  и воздвигли героям монумент на главной  площади страны. Первоначально памятник планировали установить еще в 1812 г.,  к 200-летию героических событий, но этому помешала война с Наполеоном. И лишь в 1818 г. на деньги, собранные в складчину,  работа скульптора И. Мартоса была установлена в самом центре Красной площади. Однако в 1930 г. памятник посчитали помехой для праздничных демонстраций и перенесли его ближе к собору Василия Блаженного, где он стоит и поныне.

 

Земский собор 1613 год. Избрание на российский престол  царя из династии Романовых

 

Информация о работе Династический вопрос