Династический вопрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 15:41, реферат

Краткое описание

Борис Федорович (Борис Годунов), (1552—1605), русский царь (с 1598 г.).
Боярин царя Ивана IV Грозного, вошедший в число ближайших к нему людей в период опричнины.
При царе Фёдоре Ивановиче, вступившем на престол после смерти отца в 1584 г. и женатом на сестре Годунова Ирине, Борис Фёдорович стал фактическим правителем государства.
Ему пришлось выдержать ожесточённую борьбу с другими претендентами, кончившуюся для них опалой или гибелью. После смерти бездетного Фёдора в 1598 г. Борис был избран царём на Земском соборе, хотя и не происходил из рода Рюриковичей.

Содержание

Династический вопрос
Борис Годунов и его политика.
Учреждение патриаршества
Начало гражданской войны в России
Самозванцы
Народные восстания
Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России
Семибоярщина
Польские войска в Москве
Первое и второе ополчения
Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский
Земский собор 1613 года и начало правления Романовых
Окончание гражданской войны.
Причины и условия становления сословно-представительной монархии и ее особенности в России
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дашуня.docx

— 71.59 Кб (Скачать документ)

Экономический подъем 90-х  годов был прерван неурожаями 1601-1603 годов. Борис Годунов пытался  бороться с голодом - организовал  раздачу денег, хлеба, обеспечивал  крестьян работой. Положение усугублялось начавшейся спекуляцией и обесцениванием денег. Бояре, монахи и даже патриарх отказали простому народу в помощи. Голод принял невиданные масштабы. По мнению некоторых историков, причины  этой трагедии коренились в крепостничестве, но даже мысль о восстановлении права  крестьян на переход не приходила  царю в голову.

Обострение внутриполитической ситуации привело к резкому падению  престижа Бориса Годунова и в народных массах, и в среде феодалов.

Таким образом, важнейшей  причиной Смутного времени является династический кризис. Началом Смуты  стало прекращение царской династии Рюриковичей, произошедшее после смерти трех сыновей Ивана Грозного - Ивана, Федора и Дмитрия. А вскоре после избрания на царство боярина Бориса Годунова начались смуты, которые постепенно развились в страшное потрясение государства, окончившееся только со вступлением на московский престол в 1613 году первого царя новой династии - Михаила Романова.

Самозванцы Смутного времени — общее определение для лжецаревичей и лжебояр, появившихся в московском государстве с 1598 по 1613 гг., — время, ознаменовавшееся тяжелым экономическим и политическим кризисом в стране а также польско-шведской интервенцией. По своему сословному происхождению принадлежали к частично к мелкопоместным дворянам или разорившимся детям боярским, а также низшим слоям населения.

Лжедмитрии

Все Лжедмитрии выдавали себя за царевича Дмитрия Углицкого, погибшего в 1591 г. младшего сына Ивана Грозного, и претендовали на московский престол под именем Дмитрий Иванович. Лжедмитрии II и III, кроме того, претендовали на тождество с убитым в 1606 г. Лжедмитрием I.

Лжедмитрий I

Лжедмитрий I — единственный из самозванцев Смутного времени, царствовавший в Москве (1605—1606). С помощью Речи Посполитой одержал победу над династией Годуновых. Убит в результате заговора и восстания москвичей 17 мая 1606 г.

Наиболее распространена точка зрения, отождествляющая царя-самозванца с Григорием Отрепьевым.

«Промежуточный» Лжедмитрий

Основная статья: Молчанов, Михаил Андреевич

Этот самозванец сыграл важную роль в развитии восстания Болотникова.

Согласно материалам посольства в Польшу князя Г. К. Волконского (лето 1606 г.), у жены Юрия Мнишка скрывался в то время некий московский беглец, в котором признавали чудом спасшегося от козней бояр царя Дмитрия. Волконский заявил польскому приставу, что объявивший себя царём Дмитрием — самозванец, и скорее всего «Михалко Молчанов» (бежавший из Москвы приспешник Лжедмитрия I). По просьбе русских послов польский пристав дал словесный портрет претендента на роль царя Дмитрия; русские послы объявили, что Молчанов именно таков лицом, а «прежний вор расстрига» выглядел иначе[1].

Согласно мемуарам Конрада Буссова, слухи о спасении московского царя Дмитрия привлекли внимание Ивана Болотникова, пробиравшегося на родину после турецкого плена из Венеции через Германию и Польшу. Болотников добился встречи с мнимым царём, который долго с ним беседовал, а затем снабдил письмом к князю Григорию Шаховскому и отправил в Путивль в качестве своего личного эмиссара и «большого воеводы»[2].

В дальнейшем Молчанов отказался от самозванческой интриги (видимо, сознавая её смертельную опасность и не желая разделить участь Лжедмитрия I). В развитии восстания Болотникова Молчанов никакого участия не принимал и при Лжедмитрии II действовал уже под своим подлинным именем.

Лжедмитрий II

Лжедмитрий II (происхождение  неясно, возможно, крещёный еврей из Шклова или подьячий Молчанов) явился в 1607 году и женился на вдове первого  самозванца, Марине Мнишек. В 1607—1610 контролировал часть Российского царства, имел резиденцию сперва в Тушине под Москвой (известен как «Тушинский вор»), потом в Калуге, где и был в конце 1610 года убит.

Лжедмитрий III

 

Известен как Сидорка, Матюшка или «Псковский вор». Действовал во Пскове в 1611—1612 годах, был конкурентом шведскому королевичу, притязавшему на русский трон. Реально значительных территорий не контролировал и не имел такого количества сторонников, как первые два Лжедмитрия. Пленён и отправлен в Москву; либо казнён в Москве, либо погиб по дороге.

Илейка Муромец

Выдавал себя за Петра Фёдоровича, вымышленного сына царя Федора Иоанновича. Командовал войсками Ивана Болотникова, сам на престол не претендовал. В 1608 году взят в плен войсками Василия Шуйского и повешен в Туле.

Лжецаревич Федор

Называл себя царевичем Федором  Федоровичем, сыном царя Федора Иоанновича. О нем упоминает пан Станислав Куровский в своем письме пану Расковскому. На самом деле, видимо, был бродягой или беглым крестьянином. Возглавлял отряд из 3 тыс. казаков, пришел, видимо, с Дона, с боями прорывался к брянскому лагерю Лжедмитрия II, где появился в октябре или начале ноября 1607 г. Если верить Станиславу Куровскому

     

Почет, конечно же, вызванный  стоявшей за самозванцем военной  силой, продолжался недолго. По свидетельству Нового Летописца

     

Лжецаревич Август

Настоящее имя неизвестно. Выдавал себя за никогда не существовавшего  царевича Августа (или — Ивана-Августа, официально называясь «царевич Август, князь Иван»), «сына» Ивана IV и Анны Колтовской. Происходил, вероятно, из беглых боярских холопов, «поверставшихся» в казаки.

Появился в 1607 г. в Астрахани, бывшей во времена Смуты рассадником бунтовских настроений. Считается, что лжецаревич бывал в Москве и имел какое-то представление о местных обычаях и жизни при дворе. Воевода Хворостин признал его, так как вольные казаки составляли в Астрахани мощную военную силу, тем более, что во времена Смуты Астрахань стала центром притяжения, куда постоянно стекались яицкие, донские, волжские, терекские казаки, а также местные татары, имевшие свои счеты к центральному правительству.

Против бунтовщиков направлен  был с войском воевода Ф. И. Шереметеьв, пытаясь взять город в плотную осаду, он приказал выстроить острог на острове Бальчик в 15 км от города, но в тылу у царского войска 24 мая 1607 года вспыхнуло восстание в Царицыне. Местный воевода был связан и выдан лжецаревичу, которого, по донесению его сына, самозванец немедленно приказал казнить.

Шереметьев вынужден был  отступить, но постарался отрезать Царицын  и с ним все Нижнее Поволжье, таким образом предотвратив дальнейшее распространение возмущения.

Август вместе с войском  выступил на помощь Царицыну. Сохранились  отчеты двух кармелитских монахов, направлявшихся в Персию, которых лжецаревич принял в своем шатре и снабдил всем необходимым. В дальнейшем они остановились в Астрахани, у воеводы Хворостина и смогли покинуть город лишь с письменного разрешения самозванца.

Лжецаревич пытался пробиться на помощь Ивану Болотникову, осажденному в то время в Туле, но потерпел жестокое поражение под Саратовом от воеводы З. Сабурова. Это послужило переломным моментом в его карьере, по одним сведениям, недовольные казаки, связав своего предводителя, доставили его в тушинский лагерь, по другим — он добровольно пошел на соединение с войсками Лжедмитрия II, и даже на первых порах был гостеприимно встречен в Тушине. Однако, Лжедмитрий II, вынужденный искать поддержки у дворянства, так как никаким другим путем не было возможно занять московский престол, для успокоения поддерживавшей его знати, которая слишком хорошо помнила расправы лжецаревича над боярами, или по другой опять же, версии, для того, чтобы расправиться с возможным конкурентом, приказал повесить его на московской дороге. О казни было объявлено во всеуслышание в Манифесте Лжедмитрия жителям Смоленска, датированном 14 апреля 1608 г.

Лжецаревич Лаврентий

Настоящее имя неизвестно. По происхождению был, вероятно, крестьянином. Выдавал себя за внука Грозного, сына царя Федора. Под его руководством во время астраханского бунта, разношерстная толпа громила торговые лавки. Вместе с «царевичем Иваном Августом» предводительствовал казачьими войсками во время похода к Туле. Вместе с Иваном Августом был доставлен или прибыл по своей воле в тушинский лагерь, вместе с ним был повешен на московской дороге в апреле 1608 г.

Осиновик

Происхождение неизвестно, однако, видимо, принадлежал к казакам  или «показачившимся» крестьянам. Появился в Астрахани в 1607 или 1608 гг., выдал себя за никогда не существовавшего царевича Ивана от старшего сына Грозного. Вместе с Августом и Лаврентием принимал участие в битве при Саратове, видимо, был обвинен в поражении («один другого вором и самозванцем обличал») и повешен казаками.

Лжецаревичи Мартын, Клементий, Семен, Савелий, Василий, Ерошка, Гаврилка

О них практически ничего не известно, кроме имён. Все выдавали себя за «сыновей» царя Фёдора Иоанновича. Летописец с негодованием писал  о «мужицких царевичах»:

Народные восстания

После захвата поляками Москвы перед Россией встала угроза утраты национальной независимости. Однако «великое разорение» земли Русской вызвало  широкий подъем патриотического  движения в стране. По ней получили хождение призывные грамоты городам  главы Русской православной церкви патриарха Гермогена и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова. Голос патриарха был услышан. Уже в начале 1611 года начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собой, чтобы собрать войско и идти на выручку к Москве. Главный двигатель восстания… был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля.

Зимой 1611 года в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил думный дворянин Прокопий Ляпунов. Ядром ополчения стали рязанские дворяне, к которым присоединились служилые люди из других уездов страны, а также отряды казаков атамана Ивана Заруцкого и князя Дмитрия Трубецкого. Народное ополчение преследовало цель - изгнать из Москвы поляков и восстановить православную монархию. С этой целью в марте ополчение подошло к Москве и начало осаду столицы.

Значительная часть Москвы подверглась разгрому и сожжению со стороны польского гарнизона, желавшего предупредить восстание, причем было избито несколько тысяч  жителей.

Решающее сражение состоялось 19 марта 1611 года, но освободить город  не удалось: поляки подожгли город и  этим остановили восстание. Тем не менее, в руках ополченцев остались районы Белого города, и поляки, контролировавшие только Кремль и Китай-город, оказались  изолированными.

Но внутренние противоречия между руководителями ополчения  не дали возможности добиться победы. Пришедшее под Москву земское  ополчение состояло из двух различных  элементов: это были, во-первых, дворяне  и дети боярские, во главе которых  стоял рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а, во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. Разногласия и раздоры вылились в вооруженные столкновения, в одном из которых 22 июля 1611 года Прокопий Ляпунов был убит казаками. Оставшись без предводителя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские разъехались из-под Москвы по домам. Ополчение стало разваливаться, а после падения Смоленска, Новгорода и осады Пскова было полностью деморализовано.

Таким образом, первое ополчение  не реализовало своих целей, попытки  взять Москву закончились неудачей, и оно перестало представлять реальную военную силу.

Осенью 1611 года Российское государство, не имевшее центрального правительства  и войска, стояло на грани национальной катастрофы. Но нашлась сила, которая  спасла страну от иноземного порабощения. На вооруженную борьбу с польско-шведской интервенцией поднялся весь русский  народ. На этот раз исходным пунктом  и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его земским старостой  Кузьмой Мининым, который в сентябре 1611 года выступил в земской избе с призывами помочь Московскому  государству, не жалея средств и  жертв. По его инициативе создается  «Совет всея земли», состоявший из представителей всех слоев населения. Совет явился временным правительством и руководил  сбором средств и призывом ратных людей.

Начальником земского ополчения  был приглашен князь Дмитрий  Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной  репутацией; хозяйственную и финансовую часть взял на себя Кузьма Минин. Таким  образом, у ополчения стало два  вождя, и в народном восприятии имена  Минина и Пожарского слились в  одно нерасторжимое целое. Благодаря  их решительным действиям и полному  согласию между собой Нижний Новгород вскоре стал центром патриотических сил всей России. Нижегородцы звали  всех «бытии с ними в одном совете», чтобы избавиться от прежнего «межусобства», очистить государство от завоевателей, покончить с грабежами и разорением на родной земле, избрать царя только при общем согласии и обеспечить порядок в государстве. На его призывы откликнулись не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье, Сибирь и отдаленные украинские земли. Со всех сторон сюда тянулись служилые дворяне, казаки и стрельцы. Всем им назначалось жалование. Минин и Пожарский добились, чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско.

В ноябре движение, начатое  Нижним, охватило уже значительный приволжский район, а в январе ополчение двинулось из Нижнего  Новгорода сначала к Костроме, а потом к Ярославлю, где оно  оставалось около четырех месяцев. Это время прошло в напряженной  работе над восстановлением порядка  в стране, над созданием центральных  правительственных учреждений, над  собиранием сил и средств для  самого ополчения. Здесь не только комплектовались  новые отряды, но и создавались  правительство и администрация. В городах работали местные советы из представителей всех слоев населения, а из Ярославля назначали в  города воевод. Это помогло войску заручиться поддержкой, людскими, финансовыми  и продовольственными ресурсами  важнейших городов страны.

Информация о работе Династический вопрос