Чеченская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Война в Чечне неразрывно связана с глубокими изменениями в мире, развалом СССР, социально-экономическими и политическими противоречиями, вызванными радикальными реформами в России, которые обусловили глубокую антагонизацию общественных отношений по всем направлениям. Она является неотъемлемым звеном в цепи вооруженных конфликтов и войн, происходящих в Азербайджане, Армении, Грузии, Молдове, Таджикистане и порожденных целеустремленным возбуждением агрессивного национализма, приходом к власти социальных групп, партий и политиков, уповавших на насилие в решении назревавших проблем.
В данной работе рассматриваются причины, повод, итог войны, а также другие события, касающиеся хода военных действий.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…………2
Военно-политическая операция, обернувшаяся чеченской войной………..3
Причины, механизмы вызревания, характерные черты чеченской войны.6
Вторая чеченская война…………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………………………34

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая. Война в Чечне.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

          В конце 1991 г. в республике  захватываются государственные и военные объекты, склады с вооружением Северо-Кавказского военного Округа, начинают формироваться собственные регулярные воинские части. В апреле 1993 г. Дудаев распустил парламент. 5-6 июня 1993 г. президентская гвардия разогнала митинг сторонников парламента. В Чечне окончательно утвердился авторитарный режим. Между тем продолжалось финансирование республики из федерального бюджета.

         Фактически Чечня превратилась в особую зону России, в которой осуществлялся беспошлинный ввоз и вывоз товаров, незаконная торговля

нефтепродуктами, нелегальная  торговля оружием, финансовые спекуляции. На территории республики осуществлялся прямой разбой и грабеж, на участке Грозненского отделения Северо-Кавказской железной дороги. В 1993 г.

нападению подверглись 559 поездов, разграблено около 4000 вагонов. В 1992-

 

9

1994 гг. погибли 26 железнодорожников.  Чечня стала крупным производителем  и перевалочным пунктом торговли наркотиками. Преступники со всей страны могли спокойно укрываться в Чечне от уголовного преследования. Указом Дудаева от 26 октября 1991 г. все вооружение и военная техника воинских частей Российской Федерации на территории Чечни были объявлены ее собственностью. К маю 1992 г. боевиками Дудаева было захвачено 80% боевой техники и 75 % стрелкового оружия. 6 июня 1992 г. Дудаев потребовал  вывести с территории Чечни все российские войска на этот раз уже без вооружения и техники. Во избежание кровопролития военнослужащие и члены их семей были спешно эвакуированы. Дудаев приступил к созданию регулярной армии. Законом от 24 декабря 1991 г. была введена обязательная служба в армии всего мужского населения. К июню 1992 г. численность регулярных войск составила до 15 тыс. чел.  Готовясь к неизбежному конфликту с федеральной властью России, дудаевцы создали вокруг Грозного три линии обороны, в горах были организованы партизанские базы.  «Роль курка» - пускового механизма в эскалации конфликта сыграли, прежде всего, личные амбиции, действовавшие с обеих сторон. Еще весной 1994 г. планировалось мирное урегулирование чеченского кризиса. До этого времени федеральные власти не обращали особого внимания на процессы, происходившие в криминогенном регионе, так как головная боль по поводу отношений с Татарстаном была сильнее, а интеллектуальных сил, способных действовать сразу на нескольких направлениях региональных конфликтов, просто не было. Вскоре после того, как был заключен договор с Татарстаном

(15 февраля 1995 г.) и предприняты первые шаги к организации переговорного

процесса с Чечней, механизм политического урегулирования стал давать одну осечку за другой.

         Важная сторона конфликта, особенно  в его насильственном воплощении, состоит в том, что он представляет собой определенную форму подготовки

 

10

кадров, готовых к применению насилия, привыкших или привыкающих  к убийству себе подобных, охваченных жаждой отмщения за свое унижение в бессмысленной войне. В общероссийских масштабах вновь воспроизводится потерянное афганское поколение; а в Чечне вырастают национальные герои, хорошо владеющие оружием, умеющие организовывать ночные засады и обстрелы.

         Чечня при режиме Дудаева переживает  острый социально-экономический  кризис: в республике закрывались вузы, больницы, школы, остановилось производство, не выплачивались пенсии, безработица достигла 70% трудоспособного населения.

         К лету 1994 г., когда влияние Дудаева  в результате кризиса стало  ослабевать, при поддержке федеральных государственных структур в Чечне активизировалась антидудаевская оппозиция.

         29 ноября 1994 г. состоялось заседание  Совета безопасности России, на  котором было принято решение  о начале военных действий. 30 ноября  Президент Б. Ельцин  подписал секретный Указ "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики". В соответствии с указом была создана группа руководства действиями по разоружению и ликвидации вооруженных формирований, введению и поддержанию режима чрезвычайного положения. Однако чрезвычайное положение так и не было введено, что лишило российские вооруженные силы и войска МВД правовой основы их нахождения в Чечне, и было использовано для дискредитации действий российского руководства. Восстановление конституционного порядка предполагалось завершить в

течение 25 дней. Но операция оказалась плохо подготовленной.

         Когда российские федеральные  войска подошли к Грозному, там находились до 15 тыс. боевиков, до 60 орудий и минометов, 30 установок «Град», 50 танков и др. Численность же штурмующих составляла около 5 тыс.

 

11

чел. Боевая техника оказалась  совершенно не подготовленной к боям в условиях города, в результате  1 января 1995 г. за четыре часа была полностью уничтожена 131 особая мотострелковая бригада. Благодаря невероятным усилиям к 22 февраля город был взят.

         В течение марта-июня 1995 г. федеральные  войска очистили от боевиков почти все крупные населенные пункты Чечни, загнав их в горы. Поскольку в этих населенных пунктах не была создана федеральная администрация, села снова превращались в опорные пункты дудаевцев. Большой Урон федеральным войскам нанесли назначаемые из Москвы временные прекращения огня, в ходе которых дудаевцам удавалось перегруппироваться и восстановить свои силы. Во время одного такого «перемирия» в честь дня Победы было убито более 150 солдат и офицеров российской армии. Война в Чечне расколола российское общество.

         Летом 1995 г. дудаевские формирования  находились на грани окончательного разгрома. Дальнейшие операции по уничтожению террористических групп с успехом могли решать подразделения внутренних войск. Однако произошло событие, которое радикально изменило ход действий.

         В июле 1995 г. группа чеченских боевиков во главе с Ш. Басаевым захватила небольшой город Буденновск в Ставропольском крае в 150 км от границы с Чечней. Были захвачены свыше 1500 заложников, в том числе дети и женщины. Убито 93 человека, 234 - ранено. На спецподразделения, начавшие плохо подготовленный штурм городской больницы, куда террористы загнали заложников, оказывался постоянный моральный прессинг. Штурм был

неожиданно прерван  и правительство России пошло на переговоры с террористами, фактически выполнив все их требований. После событий в Буденновске в Чечне начались переговоры с представителями Дудаева. Переговоры парализовали действия силовых ведомств и спецслужб, привели к

 

12

проникновению в села и города Чеченской Республики дудаевских боевиков, а также способствовали полной утрате достигнутой победы в Чечне над сепаратистами. В Грозном было совершено покушение на секретаря Совета безопасности О. Лобова и командующего контингентом войск в Чечне генерала Романова. Русские, оставшиеся в Чечне, опасаясь своего окончательного истребления, стремились к одному - уехать из республик.  Строители, приехавшие восстанавливать объекты в Чечне, подвергались нападениям боевиков. За лето-осень 1995 г. было убито несколько десятков строителей.

         Федеральная власть  продемонстрировала неспособность довести подавление вооруженного мятежа до конца.

         Весной 1996 г. федеральные войска  и части МВД продолжали блокировать  боевиков в горных селениях. Одновременно  федеральные власти совместно  с правительством Национального  возрождения  Чечни во главе с Д.Завгаевым пытались наладить мирную жизнь в республике, восстановить ее  хозяйство. Создавались органы самоуправления в освобожденных от дудаевских боевиков районах. Стала функционировать милиция. Но провокации и убийства российских солдат не прекращались. Под видом мирных жителей в города и села равнинной части Чечни, в том числе в Грозный, практически беспрепятственно проникали боевики. Погибшего Д. Дудаева сменил вице-президент Чечни З. Яндарбиев.

В российском обществе зрело  недовольство неспособностью властью разрешить конфликт. Стало очевидным, что военное разрешение конфликта  в создавшихся условиях невозможно.

         В августе 1996 г. Боевики, проникшие  в Грозный, захватили город. 

Российские войска и  части МВД неожиданно получили приказ отступить. В ноябре 1996 г. Президент Б. Н. Ельцин подписал указ о выводе из Чечни оставшихся там частей внутренних войск МВД.

         Если силовая акция имела шанс  на успех в 1991 г., то почему  она 

13

 

провалилась в 1994-1995 гг.? Наверное, это тема отдельного большого разговора. К 1995 г. произошли весьма серьезные изменения, как в стане чеченских сепаратистов, так и в российских силовых структурах, включая, безусловно, армию. Ни те, ни другие изменения не были благоприятными для России. Совокупное воздействие произошедших перемен, помноженное на череду неверных оценок и политических ошибок, стало основной причиной провала. Захват власти Дудаевым, отражавший интересы агрессивно-националистических группировок, провозглашение в феврале 1992 г. независимости Чечни и объявление ее намерения строить свою армию вызвали в России протесты лишь на словах. В мае 1992 г. П. С. Грачев, только что; вступивший в должность министра обороны Российской Федерации, приказал командующему Северокавказским округом выделить 50% оружия, имевшегося на территории Чечни, Дудаеву. На деле в руках чеченского правителя оказалось около 90% находившегося там оружия. Политическое и военное руководство России тем самым благословляло милитаризацию Чечни, хотя ясно было, что она свои острием будет направлена против общероссийских интересов. Российские политики и военные не только не смогли в полной мере оценить опасность строительства Чечней своей армии, законным путем пресечь этот процесс в самом начале, но фактически содействовали созданию предпосылок для возникновения опасного военного конфликта в рамках России. 

С начала 1992 г. в действиях  российских властей стала набирать силу милитаристская тенденция: применение силовых структур для разгона  мирных

шествий, демонстраций, митингов, массовых избиений праздничных колонн и

т.п. После каждой силовой  акции власть обзаводилась новыми охранительными организациями, «придворными» местными войсками, вооруженными современными средствами и щедро оплачиваемыми  за счет тех, кого беспощадно избивали. Милитаризация режима вела к повышению роли

14

 

военных в разрешении возникавших проблем. После расстрела  российского парламента в октябре 1993 стало ясно, что военные превратились в главную силу в руках власти, затмившую все остальные государственные общественные институты. Власть все более становилась насильственной. Милитаризация структур власти, политики, ставка на военных привели к войне в Чечне.

Стремление московского  режима к эффектному военному решению  чеченской проблемы хорошо просматривается в действиях властных высших структур центра, особенно во второй половине 1994 г.: создание антидудаевской вооруженной оппозиции в Чечне (тайная передача оружия, направление на нее военных специалистов и т. п.), организация первого танкового штурма Грозного 26 ноября 1994 г., откровенный срыв миротворческой миссии Р. Хасбулатова, поддержанной почти 80% населения. В середине 1994 г. российским руководством был упущен шанс переговоров политического диалога, проведения референдума в Чечне, избрании правительства народного доверия, судебного разбирательства и т.д.

Вместе с тем подталкивали стороны к войне и субъективные факторы: амбициозность, силовое мышление, произвольное использование власти.

В характере войны  как совокупности наиболее существенных ее признаков принято выделять две стороны: социально-политическую и военно-техническую.

При рассмотрении социально-политической стороны дается обобщенная оценка политического, социального, правового, морального аспектов войны.

Политическое содержание войны определяется интересами и целями подготовивших и развязавших ее социальных групп. Политику войны

устойчиво поддерживают 8 – 10%, а выступают против нее  около 75 – 80% россиян, что соответствует  сложившейся на основе радикального реформирования поляризации общества на богатых и бедных. Большинство бедных против войны, ибо она обрушивается на них всеми своими бедствиями.

15

 

А для многих богатых  война означает новые доходы. Поэтому  война в Чечне – это война  не народа России, а российского  политического режима, защищающего интересы «новых русских».  Несомненно, в этом заинтересовано большинство простых людей и в России, и в Чечне. Но для сохранения целостности России война не может быть единственным средством. Этого можно достичь мирными средствами, в чем убеждает большинство серьезных аналитиков. Война же была необходима тем, кто хотел как можно быстрее прибрать к своим рукам грозненскую нефть.

Цели войны со стороны  России весьма противоречивы, некоторые  из них открыты, другие хранятся в  тайне и лишь случайно открываются.  Что главное в целях? Экономические интересы (нефть), политические расчеты (подготовка к президентским выборам, стремление поднять авторитет центральной власти, президента), правовые заботы (навести порядок в Чечне), державные чувства (сохранить целостность России и укрепить ее)? На эти вопросы еще предстоит дать ответы. Но необходимо подчеркнуть, что война в Чечне - антидемократична по своим целям. Дело не только и не столько в пренебрежении волей народа, парламента, субъектов Федерации, большинства партий. Главный объект воздействия в войне не Чечня, а вся Россия. Этой войной правящий режим пытается укрепить свою власть посредством внушения страха, подчинить регионы центру, окончательно сломать народовластие, нейтрализовать оппозицию.  Эта война сеет множество семян конфронтационных конфликтов в будущем. За ней стоит боязнь демократии, законности, простых норм нравственности.

Никакого позитива война  не дает. Почти полностью разрушено  хозяйство

Чечни, что составляет 12-13% от ВНП России. Погибли десятки тысяч мирных граждан, а еще больше искалечено, лишились крова, превратились в беженцев. Огромны людские, материально-финансовые и моральные потери армии. На восстановление нормальной жизни в Чечне потребуется, по предварительным

Информация о работе Чеченская война