Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:26, курсовая работа
Актуальность. Римский государственный деятель, выдающийся полководец, храбрый воин, искусный оратор и поражающий своей лаконичностью и ясностью изложения писатель, да и много кто еще. Таким вошел в историю Гай Юлий Цезарь, с момента жизни и смерти которого прошло более двух тысяч лет, а интерес, к фигуре которого по-прежнему не угасаем, и немного затухнув в период Средневековья, во многом из-за неизвестности античных источников, с еще большей силой разгорается в Новое время. Такому выходу из многовекового забвения мы обязаны императору Наполеону III, опубликовавшему в 1865-1866 гг. трехтомный труд «История Юлия Цезаря», после выхода которого Цезарь становится предметом исследования ни одного десятка ученых, мнения которых разнились и продолжают разниться относительно его личности и заслуг перед историей.
Введение 3
Глава 1. Юлий Цезарь: полководец и воин 7
Глава 2. Гай Юлий Цезарь как человек и государственный деятель 16
Заключение 30
Список использованной литературы и источников 32
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет истории, философии и права
Кафедра Всеобщей истории
Курсовая работа
Гай Юлий Цезарь в античной литературе.
Выполнила: студентка группы И-32
социально-экономического образования
Козлова Татьяна Юрьевна
Научный руководитель:
ст.преподаватель
Мельникова Ирина Александровна
Омск 2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Юлий Цезарь: полководец и воин 7
Глава 2. Гай Юлий Цезарь как человек и государственный деятель 16
Заключение 30
Список использованной литературы и источников 32
Введение
Актуальность. Римский государственный деятель, выдающийся полководец, храбрый воин, искусный оратор и поражающий своей лаконичностью и ясностью изложения писатель, да и много кто еще. Таким вошел в историю Гай Юлий Цезарь, с момента жизни и смерти которого прошло более двух тысяч лет, а интерес, к фигуре которого по-прежнему не угасаем, и немного затухнув в период Средневековья, во многом из-за неизвестности античных источников, с еще большей силой разгорается в Новое время. Такому выходу из многовекового забвения мы обязаны императору Наполеону III, опубликовавшему в 1865-1866 гг. трехтомный труд «История Юлия Цезаря», после выхода которого Цезарь становится предметом исследования ни одного десятка ученых, мнения которых разнились и продолжают разниться относительно его личности и заслуг перед историей.
Вследствие случившегося интереса со стороны историков к фигуре Юлия Цезаря нам трудно перечислить имена всех, кто писал о нем, тем более что их число неустанно растет. Однако в рамках своей работы нам просто необходимо выделить несколько групп исследователей, так или иначе рассматривавших Цезаря, чтобы показать всю сущность и актуальность изучаемой проблемы.
Итак, первая группа представлена работами общего характера, в которых исследователи обращаются к Цезарю в контексте написания истории Рима, к числу таковых относится «История Рима» С. И. Ковалева,
и «Императорский Рим в лицах» Е.В. Федоровой. Отметим, что такие труды позволяют лишь ознакомиться с биографическими данными Цезаря и никак не освещают представления античных авторов о нем.
Ко второй группе можно отнести уже те исследования, которые посвящены собственно личности и деятельности Цезаря и сделаны зарубежными авторами: «Юлий Цезарь» К. Мелани, «Юлий Цезарь» Ф. Фримана, «Цезарь» Р. Этьена. Именно в этих работах мы можем найти выводы относительно личности Цезаря, так или иначе основанные на обращении к представлениям античных авторов.
Наконец, к третьей группе мы отнесем труды таких видных отечественных ученых, как «Юлий Цезарь» С.Л. Утченко и «Юлий Цезарь: Человек и писатель» В.С. Дурова, в которых мы увидим интересующие нас аспекты и основательное прочтение античных трудов.
Таким образом, даже из небольшого количества работ упомянутых нами авторов, мы видим, что в историографии отсутствуют работы посвященные выяснению многообразия представлений о Цезаре в трудах античных авторов, а значит, существует объективная необходимость обращения к ним.
Предметом изучения в нашем исследовании является Гай Юлий Цезарь в представлении античных авторов I в.до н.э. – III в. н.э.
Цель данного исследования – выяснить всё многообразие существующих представлений о Цезаре.
Задачи:
Хронологические рамки. Наше исследование строится на свидетельствах и представлениях римских и греческих авторов, живших в I в. до н.э. - III в. н.э., поскольку именно в этот период и происходит освещение биографии Цезаря, поэтому, во-первых, мы можем узнать оценки Цезаря, оставленные непосредственно его современниками, которые способны передать то, что невозможно сделать кому-то другому, а во-вторых, увидеть представления его ближайших потомков, сумевших избавиться от личного пристрастия или неприязни и проанализировать имеющиеся сведения в контексте времени.
Источниковой базой нашего исследования выступают письменные документы, оставленные античными авторами относительно Цезаря. Во-первых, это работы самого Цезаря: «Записки о Галльской войне» и «Записки о гражданской войне». Во-вторых, это свидетельства его современников: многочисленные письма и речи Цицерона, два письма Саллюстия к Цезарю «О государственных делах» и его монография «О заговоре Катилины», некоторые интересующие нас сведения, упоминаются и Николаем Дамасским в его трактате «О жизни Цезаря Августа и его воспитании», а также стихотворениях и эпиграммах знаменитых римских поэтов Катулла и Кальва. Наконец, в-третьих, нами будут рассмотрены сочинения ближайших потомков Цезаря: «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Римская история» Веллея Патеркула, «Жизнь двенадцати цезарей» Гая Светония Транквилла, «Эпитомы римской истории» Луция Аннея Флора, «Римская история» Аппиана и «Пёстрые рассказы» Клавдия Элиана.
Таким образом, получается, что все рассматриваемые нами источники относятся к группе нарративных, а значит, являются достаточно субъективными, что и будет прослеживаться на протяжении всей работы.
Методология нашего исследования основывается на трех базовых принципах исторической науки: историчности, согласно которому мы будем рассматривать представления о Цезаре в развитии, начиная с него самого и заканчивая его потомками; объективности, благодаря чему мы сможем избавиться от субъективных оценок и личностных пристрастий и принципе опоры на исторические источники, без которого в силу своей специфики наша работа вообще не осуществима.
Для решения поставленных задач нами будут использоваться общенаучные методы исследования, заключающиеся в теоретическом анализе и изучении исторической литературы по проблеме исследования, с последующим обобщением, сравнением и систематизацией полученных из источников данных, а также специальные методы исследования, включающие историко-сравнительный, позволяющий выделить общее и отличное, сопоставляя при этом их проявления в то или иное время, у разных авторов, историко-системный, делающий возможным обобщение полученной интерпретации исторических фактов и создание собственной системы представлений и ретроспективный метод, способствующий видению сложившихся в прошлом представлений.
Глава 1. Юлий Цезарь: полководец и воин
Данная глава будет посвящена Цезарю как полководцу и воину. В силу ограниченности объема в ней мы рассмотрим лишь некоторые из множества оставленных античными авторами свидетельств, которые, на наш взгляд, являются наиболее полными и достоверными. Итак, в этой главе будут изложены интересующие нас оценки, оставленные как самим Цезарем, так и его современниками и потомками, что просто необходимо для составления целостной и всесторонней картины.
Для того чтобы начать анализ дошедших до нас трудов античных авторов с целью выявления представлений о Цезаре как полководце и воине, прежде всего, нам следует обратиться к сведениям, оставленным самим Цезарем в его мемуарах. Конечно, мы имеем в виду «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне», авторство которых не подлежит сомнению, за исключением установленного факта, что восьмая книга «Записок о галльской войне» принадлежит перу Авла Гиртия, бывшего одним из его офицеров и приверженцев. Что же касается «Александрийской войны», «Африканской войны» и «Испанской войны», то хотя они и носят имя Цезаря, его руке они не принадлежат, и если первые две обычно соотносят с тем же Гиртием или еще одним другом Цезаря Оппием, то автора «Испанской войны» нельзя назвать даже предположительно.
Так какие черты своей личности выделяет сам Цезарь и видит ли он себя полководцем и воином? Если да, то каким? Итак, в «Записках о Галльской войне» немалое место он уделяет таким военным дарованиям своей личности, как быстрота действий: «Его внезапное приближение поразило гельветов, так как они увидели, что он в один день осуществил переправу, которая удалась им едва-едва в двадцать дней»1 и большая предусмотрительность Цезаря в отношении с врагами: «Цезарь взял его за руку, утешил и просил прекратить свое ходатайство, уверяя Дивитиака, что он так им дорожит, что во внимание к его желанию и просьбе готов простить Думноригу измену римскому народу и свое личное оскорбление»2.
В «Записках о гражданской войне» он подчеркивает несколько иные личностные черты, в частности необычайную преданность воинов своему полководцу: «В войске Цезаря был доброволец-ветеран — Г. Крастин … он сказал: Я постараюсь сегодня, император, заслужить твою благодарность — живой или мертвый. С этими словами он первый бросился вперед с правого фланга, и за ним последовало около ста двадцати отборных добровольцев»3.
Таким образом, эти своего рода мемуары являются незаменимыми источниками для нашего исследования и дают возможность реконструировать представления Цезаря о самом себе. Так, основываясь на «Записках», мы можем заключить, что Цезарь видит себя и полководцем, и солдатом, подтверждением служат выделяемые им самим качества своей личности. Думается, что такое самовидение вполне возможно, если взять в расчет тот факт, что большая часть его жизни и лучшие годы прошли на полях многочисленных сражений. Однако нельзя не принять в рассмотрение то, что «Записки» являются плодом собственных представлений Цезаря о самом себе, следовательно, им присуща высокая доля субъективизма и преувеличения собственных заслуг, а значит, для того чтобы подтвердить или опровергнуть вышесказанное нам необходимо обратиться к свидетельствам других античных авторов.
Так, на наш взгляд, большого внимания заслуживают свидетельства о Цезаре как полководце и солдате, оставленные в трудах его знаменитого старшего современника великого оратора Марка Туллия Цицерона (106 - 43 гг. до н. э.). Однако, прежде, хотелось бы отметить свойственную Цицерону неоднородность и противоречивость оценок, которые наблюдались как при жизни Цезаря, так и после мартовских ид, иначе говоря, все зависело от вида его литературного наследия и периода жизни оратора. Так в его неофициальной переписке с друзьями Цезарь представляется совершенно иным, нежели в официальной, которая представлена речами и трактатами и найдет наибольшее отражение в этой главе.
Итак, открывая публичные выступления Цицерона, мы видим, что в них Цезарь представлен не кем иным, как полководцем и императором (во времена Римской республики так называли выдающихся полководцев, которые своими действиями заслуживали триумфа). Так в речи «О консульских провинциях» войну с Галлией Цицерон называет «величайшей» и даже восклицает: «Так неужели я могу быть недругом тому, чьи донесения, чья слава, чьи посланцы изо дня в день радуют мой слух новыми названиями племен, народов, местностей!»4. Следуя за официальной линией творчества выдающегося оратора, мы можем сделать вывод, что и у Цицерона Цезарь представлен одним из самых выдающихся полководцев Рима и его победы заслуживают внимания. Однако уже тут мы должны принять в расчет то, что речь «О консульских провинциях» произнесена в 56 г. до н.э., когда о начале гражданской войны не может быть и слова. Если же мы обратимся к неофициальным трудам Цицерона, что собственно мы и сделаем в следующей главе, то мы увидим совершенно противоположные мнения и высказывания, но обо всем по порядку.
Не меньшего интереса наряду с Цицероном заслуживают свидетельства и другого современника Цезаря – историка Гая Саллюстия Криспа, родившегося в 86 г. до н.э. В данной главе нами будет рассмотрена лишь его монография «О заговоре Катилины», поскольку она в отличие от «Писем» содержит сведения относительно представлений о Цезаре как полководце и воине.
Итак, в своей монографии «О заговоре Катилины», датируемой 41 г. до н.э. и соответственно написанной после смерти Цезаря, что, несомненно, является одним из доказательств объективности автора, Саллюстий напишет: «…Цезарь… для себя самого желал высшего командования, войска, новой войны, в которой его доблесть могла бы заблистать. Таким образом, чем меньше искал он славы, тем больше следовала она за ним»5. Из столь небольшого по размеру, но очень содержательного отрывка мы можем заключить, что и Саллюстий не забывает упомянуть о полководческом даровании Цезаря и его солдатской доблести.
Безусловно, стоит сказать несколько слов и о Второй книге «Римской истории» Веллея Патеркула, родившегося между 20 и 19 гг. до н.э. и являвшегося уже потомком Цезаря. Отметим, что среди явных достоинств Веллея как историка является то, что как сенатор он мог обратиться к архивным документам времен Римской Империи и использовать в своем сочинении, как сенатские протоколы, так и донесения полководцев о ходе военных действий.
Что же касается представлений Патеркула о Цезаре, то в его «Истории» наряду с Помпеем Гай Юлий Цезарь вызывает не меньшее восхищение как военачальник. Среди личностных качеств Цезаря Веллей выделяет целый ряд таких благодетелей как неукротимая сила духа, трезвость ума и конечно потрясающая выносливость в перенесении трудностей. Относительно Галльской войны Юлия Цезаря Веллей вообще пишет: «… Цезарь совершил в Галлии великие подвиги, которые едва ли можно описать во многих свитках»6.