Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 12:44, курсовая работа
Актуальность исследования. Тема животных в культурологических исследованиях на сегодняшний день является заметной чертой интеллектуальной моды на Западе, в России же делаются лишь первые шаги в этом направлении. Пристальное внимание и к данной теме в Европе и США свидетельствуют о реальных процессах, которые происходят в культуре, и связаны с формированием нового типа отношений человека и животного, который складывается в культурном пространстве больших городов. Построение образа «зверя» является одной из основных и постоянных функций культуры.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава I.
(символика образа животного в мировой культуре)……………………..
7
1. 1. Символика мифических животных в Западной культуре…….
7
1.2. Символика животных в славянской народной традиции……...
17
Глава II. Фантастические животные и современный мир……………….
24
2.1. Использование символики мифических животных
в современном мире………………………………………………………..
24
2.2. Образы фантастических животных в рекламе………………….
27
Заключение…………………………………………………………………
33
Список использованной литературы…………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава I. (символика образа животного в мировой культуре)…………………….. |
7 |
1. 1. Символика мифических животных в Западной культуре……. |
7 |
1.2. Символика животных в славянской народной традиции……... |
17 |
Глава II. Фантастические животные и современный мир………………. |
24 |
2.1. Использование символики в современном мире……………………………………………………….. |
24 |
2.2. Образы фантастических |
27 |
Заключение…………………………………………………… |
33 |
Список использованной литературы……………………………………. |
36 |
Приложение |
Животное-это «внутренний другой» человек, или его «внешний партнер» (в лаконовом смысле). Вот тебе и пара. Иными словами, люди-это животные, но это очень особенные животные. Животное-предельный случай человека, а человек-предельный случай животного. Е. В.Баженова[21, стр 35] |
Введение
Актуальность исследования. Тема животных в культурологических исследованиях на сегодняшний день является заметной чертой интеллектуальной моды на Западе, в России же делаются лишь первые шаги в этом направлении. Пристальное внимание и к данной теме в Европе и США свидетельствуют о реальных процессах, которые происходят в культуре, и связаны с формированием нового типа отношений человека и животного, который складывается в культурном пространстве больших городов. Построение образа «зверя» является одной из основных и постоянных функций культуры. Существует обширная библиография по теме. Так, в Оксфорде было издано 6 томов «Культурной истории животных» в Европе, начиная с Античности и заканчивая современной эпохой. Было проведено несколько крупных Международных конференций, в частности, конференция в Лозанне в 2007, посвященная репрезентации «звериности» в русской культуре [19, стр. 37].
Все это свидетельствует не только о востребованности данной темы в современной культуре, но и о необходимости систематизации и детального анализа многочисленных знаний, накопленных в этой области. Безусловно, в основе такого анализа должны лежать исследования, посвященные истокам и этапам формирования мифологических представлений человека. Опыт подобного исследования и представляет собой данная курсовая работа.
Символическое животное — обозначение животного, олицетворяющего какую-либо концепцию. Называя персонажа или вид символическим, указывают, что главное — не биологическая достоверность, а передача того или иного образа. Обращение к становлению и развитию образов животных в различных культурах видится тем более важным, что впоследствии именно эти образы играли ключевую роль в формировании первых космогонических систем, послуживших фундаментом для возникновения развитых мифологических систем исторического (письменного) периода. В этой связи попытка проследить причины и механизмы формирования и трансформации образов животных в различных культурах приобретает особенную значимость. Ведь именно в череде этих трансформаций складывались те своеобразные каноны и «лекала», по которым строится позднейшие, классические мифологические системы. Кроме того, именно семантическая нагрузка образов животных в различных культурах впоследствии была передана антропоморфным божествам, обеспечивая уже этим образам многообразие и богатое (с точки зрения современной культуры, зачастую противоречивое) смысловое наполнение.
Кроме того, актуальность обращения к символике фантастических животных в различных культурах объясняется еще и тем фактом, что за последние десятилетия существенно вырос объем знаний, накопленных смежными науками - археологией, палеоботаникой, палеозоологией, этиологией, этнографией, палеографией, - позволяющих составить более полную и рельефную картину.
Объектом исследования является символизм фантастических животных как культурный феномен, который стремился выйти за рамки мироощущения.
Предмет исследования составляет специфика реализации и осмысление многообразия функций, которые выполняли воображаемые животные в культуре.
Степень научной разработанности темы. Избранная тема не получила широкого освещения в России. Она рассматривается главным образом в качестве отдельных книг, посвященных символизму фантастических животных. В последние годы появились ряд публикаций, специально посвященных символике фантастических животных. Основу курсовой работы составили труды: М. Айзенберга, А. В. Гура, Джона Филиппа Джоунс, О. М. Ивановой-Казас, А.С. Кармин, А.И. Кравченко, Г. Картера, В.Л. Музыкант, А.Н. Назайкина, С. А. Токарева и др.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, прежде всего системный подход к изучению данной темы, многообразие функций символизма фантастических животных, а также положений, базирующихся на принципах материалистического научного познания (исследования) сущности символики фантастических животных как специфического явления. При проведении исследования использовались формальные (диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический анализ) и содержательные методы познания.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
На ранней стадии развития человечества животные не отделялись со всей резкостью от человеческого коллектива - ни в его синхроническом состоянии (включение животных в социальную иерархию, помещение священных животных на вершине иерархической лестницы), ни в диахроническом аспекте (идея происхождения данного коллектива от животного), ни, наконец, онтологически (представление о животном как об особой ипостаси человека).
В мифах распространены
Так в Китае месяцы связывались последовательно с крысой, волом, тигром, зайцем, драконом, змеей, лошадью, овцой, обезьяной, петухом, собакой, свиньей.
Представления о родстве между определенной группой людей и тотемами - животными и растениями - лежат в основе тотемических мифов. В наиболее типичном виде эти мифы известны у австралийцев. Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются и в мифологиях более развитых обществ. В Китае в древний период династия Инь почитала в качестве тотема ласточку. В позднейших даосских мифах рассказывается о том, что мать императора Яо зачала и родила его от красного дракона, мать философа Лаоцзы - от падающей звезды [16, стр 37]. Животные во фразеологизмах китайского языка встречаются очень часто. Это связано с тем, что животные всегда были частью жизни человека, особенно в древние времена, когда сам человек был неотъемлемой частью природы. Жизнь животных рассматривалась как некая модель жизни человеческого общества. Не всегда имея возможность прямо сказать о тех или иных чертах человека, люди выражали своё отношение к нему через сравнение с каким-нибудь животным.
В культурах разных стран образы и символика, связанные с названиями животных, нередко совпадают. Так, лиса – символ хитрости и ума, лицемерия и вероломства, практически у всех народов вызывает одни и те же ассоциации. Волк – это алчность, ненасытность, жестокость.
Однако такого рода совпадения являются, как правило, лишь общей основой образа или символа. В деталях же, в каждом конкретном языке они могут значительно различаться. Особенно это касается мифических животных.
Соответственно, мифические животные во фразеологизмах китайского языка могут отличаться по своим качествам от отображения их в других культурах и языках, нести иную смысловую нагрузку. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Среди мифических священных животных Китая первое место, несомненно, занимает дракон (龙 long). Сами китайцы часто называют себя «потомками дракона»(Приложение 1).
Это мифическое животное с головой коня, телом змеи, покрытым рыбьей чешуей, когтями орла и оленьими рогами в Китае всегда считалось властителем водной и воздушной стихий. Со временем, именно дракон стал символом императорской власти и самого императора.
Китайский дракон – это символ процветания, плодородия, воплощение светлой силы. Считается также, что дракон – это символ бдительности и безопасности. В даосизме он символизирует творческую силу и материализованную мысль. Ламы и китайские буддисты считают дракона мистической змеёй Нагу индийски [24, стр. 38].
В символизме животные всегда играли самую непосредственную и важную роль. В природе, пожалуй, нет более богатого и обширного источника для символов и иконографии. Мало какие человеческие качества не могут быть персонифицированы в животном мире при пристальном наблюдении– настолько разнообразны виды животных, их привычки и повадки.
В греческой мифологии следы тотемизма сохранились в мифах о племени мирмидонян (греч. μύρμηκεζ - "муравьи"), о полулюдях-полуконях кентаврах (Приложение 2), в часто встречающемся мотиве превращения людей в животных, в мифах об оплодотворении смертных женщин Зевсом в образе какого-нибудь животного, в почитании некоторых богов в виде животных (напр., Деметра почиталась в Аргосе в виде женщины с лошадиной головой, Посейдон иногда изображался в виде коня, возможно также в животных атрибутах многих богов (Афине сопутствовала сова, Зевсу - орел, Асклепию - змея и т.д.). В римской мифологии известное предание о волчице, вскормившей Ромула и Рема, основателей Рима, - тоже отголосок тотемизма. Тотем позволяет связать данный человеческий коллектив с данной территорией, настоящее - с прошлым, культурное и социальное - с природным, а также объединить этот коллектив некоторой общей системой норм поведения (экзогамия, табу, ритуал и т.п.). В основе лично-индивидуальных форм тотемизма находится представление об особом животном, мистическим образом влияющим на судьбу данного человека (ср. верования в личных покровителей в виде собаки, ворона, лебедя у древних исландцев).
С культом животных связаны мотив оборотничества (люди-волки, люди-собаки, греческий миф о Долоне-волке, люди-волки в римских луперкалиях, оборотни-вурдалаки и т.п.) и языковые аналоги оборотничества - имена отдельных людей, племен, городов, стран (Ликаон греч. мифа, ставший волком; ликийцы, Ликия при λύκος "волк"); ср. последовательное превращение преследуемых героев сказок в самых различных животных. Особая способность к оборотничеству предполагалась у шаманов, которые могли говорить на языке разных животных или понимать эти языки, а также у колдунов, ведьм.
Во многих мифах решающая роль творца вселенной принадлежит животному. Еще чаще животное выступает в качестве культурного героя, который может совмещать в себе две роли - творца неких космических элементов и основателя новой культурно-социальной традиции.
В буддийской традиции различные животные являются воплощениями Бодхисаттвы (приложение 3). Сама идея повторных рождений в колесе жизни и смерти предполагала в Индии возможность перевоплощений и в различных животных.
В древнейших памятниках изобразительного искусства, относящихся к верхнему палеолиту, животные являются основным объектом изображений. Более 80 % всех изображений в палеолитических памятниках Франции и Испании составляют животные (при этом немногим более 4 % приходится на изображения женских и мужских фигур)[17, стр. 37].
В средневековом церковном искусстве животные почти отсутствуют. Христос выгнал из храма животных вместе с торгующими, и впоследствии одна лишь кошка как чистое, не поедающее собственный кал существо в храмы допускалась. Апостольское слово, с одной стороны, гласит: "Невидимое Его, вечная Сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы", а с другой - безоговорочно осуждает тех, кто "славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" [20, стр. 37].
Информация о работе Фантастические животные и современный мир