Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 17:29, дипломная работа
Цели и задачи исследования. Цель данной работы в установлении проблемных вопросов правового регулирования хозяйственных договоров, анализе особенностей данных правоотношений. Для достижения поставленной цели в работе ставятся задачи по рассмотрению следующих вопросов:
- исследование и выработка понятия хозяйственного договора;
- анализ способов и порядок заключения договоров
ВВЕДЕНИЕ 4
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...…………7
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА КАК МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Понятие хозяйственного договора правовая характеристика 9
1.2. Структура договорных связей 12
1.3. Система и классификация хозяйственных договоров 17
ГЛАВА 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА И ЕГО ФОРМА 22
2.1. Порядок и стадии заключения хозяйственных договоров 22
2.2. Способы заключения хозяйственных договоров 29
2.3. Форма хозяйственного договора 38
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ДОГОВОРА 42
3.1. Условия хозяйственного договора и их классификация 42
3.2. Толкование условий хозяйственного договора 48
ГЛАВА 4. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ 52
4.1. Понятие, основания, способы и порядок изменения и расторжения хозяйственных договоров 52
4.2. Изменение и расторжение хозяйственного договора по инициативе сторон и в одностороннем порядке 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
3) Если сторона, для которой в
соответствии с
«Согласно пункту 4 статьи 415 ГК если сторона, для которой в соответствии с ГК и иными актами законодательства заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом следует иметь в виду, что такое исковое требование может относиться не только ко всему договору в целом, но и к отдельным его условиям. К исковому заявлению истец обязан приложить проект договора, о понуждении к заключению которого предъявлен иск [23, п.9,10].
Установленный в статье 415 ГК тридцатидневный срок не ограничивает возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в хозяйственный суд. Разногласия, переданные в хозяйственный суд по истечении указанного срока, если контрагент не возражает против судебного разбирательства, должны быть рассмотрены судом по существу.
Хозяйственный суд, принимая решение о понуждении стороны заключить договор, указывает в решении формулировки конкретных его условий, в отношении которых разрешается спор, либо утверждает их в редакции, предложенной истцом, если эти предложения соответствуют законодательству. Договор считается заключенным с момента вступления решения хозяйственного суда в законную силу, если решением не установлено иное, после чего стороны не обязаны дополнительно заключать договор путем составления и подписания одного документа.
Например, хозяйственный суд Минской области удовлетворил иск РУПП «А» к СПК «Б» о понуждении заключить договор на поставку черных металлов по следующим обстоятельствам и основаниям. Истец в исковом заявлении указал, что во исполнение доведенного до него государственного заказа на поставку лома и отходов черных металлов он направил ответчику государственный контракт, предложив оформить договорные отношения. Ответчик ответа не представил и согласие на заключение договора не получено. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2003 г. № 1459 «О поставке (заготовке, сдаче) для республиканских государственных нужд лома и отходов черных и цветных металлов в 2004 году» были утверждены объемы поставки лома. Во исполнение данного постановления ответчику были доведены объемы сдачи лома, однако он вышеназванный государственный контракт не подписал.
В случаях, предусмотренных п. 2 ст. 497 ГК, на поставщика возлагается обязанность заключить государственный контракт. Поскольку в установленном законодательными актами порядке ответчик доведенный до него государственный заказ не оспорил, то он должен принять заказ к исполнению в полном объеме [53].
Следует отметить, что действующее гражданское и хозяйственное законодательство, являясь действенным регулятором экономических отношений, предусматривает и механизмы достаточной защиты интересов участников в отношениях, когда экономические силы сторон не одинаковы, как и их заинтересованность в установлении договорных отношений.
В этом смысле большой интерес представляет договор присоединения (приложение 3). В ст. 398 ГК указано, что договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
Подчеркнем, что конструкция договора присоединения наряду с публичным договором относится к числу ограничивающих абсолютную свободу договора.
Появление договора присоединения было необходимо, чтобы избежать многократного создания правил для однородных сделок, особенно предприятий, призванных обслуживать широкие массы населения (железные дороги, телеграф, почта и т.д.), которые не могут вырабатывать индивидуального соглашения с каждым из своих клиентов и масштабы работы которых, требуют выработки определенного стандарта. Более того, многие конкретные вопросы, не регулируемые в законе, получили единообразные разрешения в этих правилах [32, с.15].
Общим для договоров присоединения, применяемых в нашей, и в других странах, служит то, что они направлены на типизацию договорных форм [26, c.80].
«Ситуация, требующая заключать договоры присоединения, возникает в основном тогда, когда одна из сторон обладает некоей монополией в какой-либо области, а все остальные вынуждены обращаться к ней для удовлетворения соответствующих нужд. При этом «монополист» экономически находится в значительно более выгодном положении, позволяющем ему навязывать контрагентам такие невыгодные для них условия договора, которые они не приняли бы в иных ситуациях, допускающих возможность выбора. В случае, если бы такие отношения не были урегулированы с использованием конструкции договора присоединения, это означало бы, что находящаяся в более выгодном положении сторона могла бы беспрепятственно, основываясь на принципе свободы договора, осуществлять диктат в отношении условий заключаемых договоров. Право же, выделяя эту конструкцию, создает механизмы защиты интересов «слабой стороны» против возможных злоупотреблений» [39].
Законодатель не определил условия, каких видов договоры могут быть предопределены в формулярах или иных стандартных формах, кто вправе устанавливать эту форму. Поэтому как в теории, так и в практике остаются сложными такие вопросы: какие договоры могут заключаться способом присоединения, вправе ли присоединяющаяся сторона обратиться в суд с преддоговорным спором?
Договор присоединения следует рассматривать как способ заключения договора. Поэтому таким способом могут быть заключены многие хозяйственные и гражданско-правовые договоры, в том числе и публичные. Это могут быть договоры на энергоснабжение, газоснабжение, банковское и страховое обслуживание, перевозки транспортом общего пользования, гостиничного обслуживания и т.п., если такой способ заключения договора будет закреплен соответствующим нормативным актом. Но для этого необходимы определенные обстоятельства, в частности правовое основание для заключения договора в форме присоединения, наличие выработанных одной из сторон условий договора в стандартных формах или формулярах, которые могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Важно и то, что в договоре присоединения одна из сторон лишена возможности участвовать в выработке договорных условий, и может принять их лишь так, как они предложены контрагентом.
ГК прямо предусматривает право присоединяющейся стороны предъявить в суд требование не только о расторжении, но и об изменении договора присоединения, если он, хотя и не противоречит законодательству, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора [6, ст.389]. Аналогичная норма имеется и в пункте 3 ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, прямо предусматривающая возможность предъявления требований об изменении или расторжении договора присоединения присоединяющейся стороной, которая осуществляет предпринимательскую деятельность [3, ст.428]. Но такое требование не подлежит удовлетворению.
Скорее следует признать правильным, что суд в таких случаях (на стадии заключения договора) должен отказать в удовлетворении требований присоединяющейся к договору присоединения стороны, поскольку они теряют всякий смысл. Конструкция правовой нормы, содержащейся в п. 1 ст. 398 ГК, говорит о том, что в договоре присоединения одна сторона определяет свои условия в формулярах или иных стандартных формах, а другая сторона может принять их не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Но такая конструкция не исключает иного поведения присоединяющейся стороны, в том числе и предложения своих условий или отказа от договора. «Если другая сторона не принимает хотя бы одно из предлагаемых условий, то договор присоединения не заключается. Обычно договоры присоединения используются коммерческими организациями в отношениях со своими потребителями» [46].
В статьях 417-419 ГК предусмотрен еще один способ заключения хозяйственного договора – путем проведения торгов (с лицом, выигравшим торги). Появление таких общих норм, регулирующих заключение договора, в том числе хозяйственного, на торгах, и необходимость их комментирования имеет свои причины. В коммерческой практике и соответственно в системе договорных отношений все активнее используются такие правовые конструкции, характерные для рыночной экономики, как аукционы и конкурсы, торги и тендеры. Службой судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь часто проводятся публичные торги, обеспечивающие действенность исполнения судебных решений.
Эти нормы применяются в тех случаях, когда правила торгов не установлены специальными правовыми актами. Заключение договоров на торгах имеет место в таких сферах, как приватизация, инвестиционные конкурсы, государственные закупки и подряды, предоставление земельных участков и нежилых помещений в аренду, продажа экспортных квот и др.
Торги могут применяться при заключении любых договоров, направленных на продажу имущества (недвижимости, ценных бумаг, активов предприятий). Имущественное право также может быть предметом торгов. Например, в соответствии со ст. 44 Лесного кодекса Республики Беларусь участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по результатам лесного аукциона.
Исключением являются договоры, совершение которых на торгах несовместимо с их сущностью. Так, торги непригодны для заключения договора дарения, издательского договора, договора о совместной деятельности и т.п.
Нормы, предусматривающие процедуру торгов, содержатся в различных правовых актах.
В числе законодательных актов – Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» и законы (Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года № 617-XII «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2005 г. № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» и др.). Имеются также постановления Правительства Республики Беларусь и ведомственные правовые акты.
В ГК же предусмотрен следующий порядок.
Сам собственник вещи или же обладатель имущественного права, который решил заключить договор об отчуждении имущества, может сам организовать торги либо обратиться к услугам специализированной организации, которая в данном случае и выступает в качестве организатора торгов. Таким образом, такая организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени [6, ст.417].
Договор заключается с победителем торгов. В то же время существует ряд исключений из обозначенного выше правила. Такие исключения должны быть оговорены в законодательстве. Например, из имущества должника, из которого возможно погашение требований кредиторов, в том числе посредством проведения торгов, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество [17, ст.100,101].
Торги проводятся в форме либо аукциона, либо конкурса. Форма их определяется самим собственником продаваемой вещи (обладателем имущественного права), если иное не предусмотрено законодательством. Различие между этими двумя формами торгов заключается в том, что на аукционе выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложит лучшие условия [6, ст.417].
Общим признаком обеих форм проведения торгов выступает состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть наиболее выгодные предложения, отвечающие условиям торгов.
В конкурсе или аукционе (ровно, как и в публичных торгах) должно участвовать два или более лица, иначе они теряют всякий смысл. Именно поэтому п. 5 ст. 417 ГК устанавливает, что аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми или закрытыми. В открытом аукционе и конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе или конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Организаторы торгов должны исполнять определенные обязанности и нести ответственность за их неисполнение [6, ст.418].
Если иное не предусмотрено законодательством, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать, во всяком случае, сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
В силу п. 3 ст. 418 ГК организатор открытых торгов, сделавший извещение (если иное не установлено в законодательстве), вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса – не позднее, чем за тридцать дней до его проведения. В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб. Организатор же закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.