Формы защиты нарушенных прав римских граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать общую характеристику основным способам, формам и средствам защиты нарушенных прав по римскому праву. Достижение цели рассматривается как выполнение поставленных задач, а именно: дать характеристику процессуальным формам защиты нарушенных прав, предусмотренным римским частным правом, описать основные стадии производства в различных формах процесса, раскрыть понятие и содержание средств и способов защиты нарушенных прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формы защиты нарушенных прав……………………………...........5
1.1 Историческое развитие римского судопроизводства………………………5
1.2 Легисакционный и формулярный процесс………………………………….7
1.3 Экстраординарный и постклассический процесс………………………….13
Глава 2. Средства защиты нарушенных прав………………………………….18
2.1 Реституция и интердикты…………………………………………………...18
2.2 Иски…………………………………………………………………………..21
2.3 Исковая давность и процессуальное представительство в римском частном праве………………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30

Прикрепленные файлы: 1 файл

Римское право.docx

— 52.24 Кб (Скачать документ)

Исполнение решения сохраняет принудительный характер только в отношении отдельных вещей должника, а взыскание на все имущество сохраняется только в случае, если размер присуждения превышает его размеры.

 

 

 

 

 

Глава 2. Средства защиты нарушенных прав

2.1 Реституция и интердикты

Реституция

Реституция буквально означает восстановление в прежнее состояние. Римское классическое право не предполагало обжалования судебных решений (не считая апелляций в Народное собрание), и сторона, считавшая вынесенное решение несправедливым, могла просить претора о восстановлении в предыдущее состояние (состояние до исполнения решения по делу). Кроме случаев несправедливо вынесенных судом решений, такая ситуация могла иметь место в том случае, если претор считал невозможным строгое применение общих норм права, причем эти средства использовались как по соглашению сторон, так и по собственному усмотрению магистрата, что расширяло круг его полномочий.

Реституция являлась "специальным правовым средством, при котором магистраты исходили из фикции о том, что оспариваемый правовой акт не был заключен, и поэтому отношения между сторонами должны быть такими, какими они были до заключения акта".

Действие реституции заключалось в том, что она лишала силы факт, приведший юридические отношения к существующему состоянию, и восстанавливала прежнее состояние этих отношений. На практике это предполагало возвращение истцом, получившим реституцию, ответчику полученную в результате изменения отношений прибыль.

С помощью этого правового средства устранялся ущерб, наносимый определенным лицом, исполнившим какие-либо обязательства, основанные на праве, но противоречащие добрым деловым обычаям.

Требование о реституции предъявлялось в срок до одного года со времени обнаружения причиненного вреда.

Основаниями реституции выступали три условия в их совокупности:

наличие имущественного или неимущественного ущерба (laesio), причиненного действием или упущением;

наличие у просителя, оправдывающего реституцию основания (iusta causae);

своевременная просьба о производстве реституции.

Причинами для разрешения реституции являлись: отсутствие сторон, малолетство сторон, обман, заблуждение, утрата статуса лицом и так далее.

Интердикты

Интердикты являлись важным средством защиты субъективных прав. А интердиктное производство представляло собой уникальную форму процесса, основанную на интердиктах претора. В этом виде процесса претор выступал как носитель высшей власти, а его решения становились условными приказами гражданам, которые подлежали неукоснительному исполнению. Одной из основных особенностей данного процесса является то, что изначально он носит чисто административный характер и только потом может перейти в непосредственное судебное разбирательство по существу.

Интердикты (запрещения) - это распоряжения претора о немедленном прекращении каких-либо действий, нарушающих общественный порядок и интересы граждан.

Распоряжения давались в краткой форме, в виде указаний отдельным индивидуумам с целью основать новые, сохранить старые или восстановить нарушенные отношения.

Интердикт принимался претором по просьбе заинтересованной стороны для скорейшего решения дела.

Интердикты часто имели цель - подготовление ведения обычных собственнических споров, заранее определяя отношения владения. Владеющий вещью являлся пассивно легимитированным, а петитором, или активно легимитированным, являлся тот, кто не владел вещью.

Различали несколько видов интердиктов по различным основаниям. В зависимости от количества сторон, которым они был адресованы, различались интердикты простые и двусторонние. При простом - просьба о выдаче интердикта исходила от одной из сторон. При двустороннем - интердикт был обращен и к жалобщику, и к нарушителю.

Кроме того, интердикты могли быть запретительными (prohibitoria), восстановительными (res tutoria) и предъявительными (exhibitoria). Первые запрещали определенное отношение и поведение, вторые были ориентированы на восстановление нарушенных отношений или прав, третьи - требовали предъявления лица или документа в ряде случаев. Восстановительные интердикты всегда были односторонними, а запретительные могли быть и двусторонними.

Наиболее частым из запретительных - интердикт о немедленном прекращении насильственных акций против владельческого имущества. Восстановительные интердикты касались довольно широкого спектра правонарушений - от восстановления строго определенного лица в его нарушенном права до приказа о немедленном восстановлении частной изгороди и тому подобное. Если лицо, или лица, виновные в таком повреждении, подчинялись интердикту, на том дело и заканчивалось. Если же они возражали против интердикта, им предоставлялось право обжалования в суде. Возникал так называемый интердиктный процесс.

Как только суд, назначенный претором, удовлетворял иск, действие интердикта прекращалось. Если основание, приведшее к вынесению интердикта, подтверждалось в суде, высказавший неповиновение платил штраф, размер которого указывал под присягой.

2.2 Иски

Требование по поводу защиты своего права в римской юстиции должно было носить определенную и завершенную форму конкретного иска (actio).

Иск - это способ добиться решения по интересующему вопросу (при легисакционном процессе - выполнение ритуала, при формулярном и позже - исполнение условий, изложенных в эдикте магистрата).

Иск - это также важнейшее процессуальное средство по засвидетельствованию наличия спора. Посредством его предъявления приводились в движение по меньшей мере четыре действующие стороны. Его предъявление означало придание спору гласности. Гарантировало также права истца силой государства не только от правонарушений, но и от случайных последствий, каковым, например, является исковая давность, от пропуска которой страдал сам истец. Предъявление иска побуждало ответчика к встречным процессуальным и материальным действиям во имя защиты его встречных требований или оспаривания (отрицания) требований истца. Наконец, предъявление иска означало поручение суду разрешить спор от имени и силой государства.

Иск включал, как правило, два лица: истца, который подает иск, и ответчика, к которому обращено правопритязание истца. Нередко в спорах каждое лицо могло быть одновременно и истцом и ответчиком. Такая процессуальная ситуация называлась двусторонним иском.

В римском праве существовало более 200 исков, квалификация которых не была дана. В то же время практически действовала определенная система исков, установленная законом.

Различали следующие виды исков.

Вещные иски. Это иски из права на вещь. Право на вещь может быть нарушено всяким, поэтому данный иск возможен против всех, к любому посягнувшему на вещь или завладевшему вещью. Он защищает абсолютные права, какими являются право собственности и право на чужую вещь. Судья при этом, жестко связан буквой закона и договора - "иск строгого права";

Личные иски. Носили относительный характер и включали требования о выполнении обязательств (иски по требованию что-то делать, дать или предоставить) Судья имел право принимать во внимание соображения справедливости, учитывать, был ли обман, независимо от наличия соответствующих оговорок в "формуле" - "иск по принципу справедливости". Личные иски подразделялись на 5 групп:

-иск о возврате похищенного,

-иск о возврате предоставления, цель которого не осуществлялась,

-иск о возврате полученного бесчестным путем,

-иск о возврате ошибочных платежей,

-иск о возврате неосновательного обогащения.

К группе личных исков относились также иски о защите чести и достоинства гражданина-потерпевшего.

Личный иск имел своим адресатом только вполне определенное лицо. “Когда вчиняется иск против стороны в договоре почему-либо не исполняющей, как мы уверены, своих обязательств, то есть отказывающейся что-либо дать, сделать, предоставить и так далее, мы имеем дело с иском персональным”.

Вещный же иск предполагал требование по поводу защиты прав в отношении какой-либо вещи. “Когда же вчиняется иск против того, кто ничем перед нами не обязывался, но оказался владельцем какой-либо телесной вещи, которую мы не без оснований считаем своей, налицо иск вещный”.

В основе различия исков лежала личность ответчика. При личных исках он выступал в качестве обязанного лица, при вещных - в качестве лица, отстаивающего свое право на вещь против истца. Вещный иск направлен на истребование вещи, и поэтому ответчиком может быть всякий, кто этой вещью владеет. Персональный иск направлен на принуждение опредленного ответчика к выполнению принятого на себя обязательства.

К вещным искам относятся:

-иск не владеющего собственника к неправомерно владеющему несобственнику (виндикационные иски);

-иски о признании права пользования чужой вещью;

-иски о взыскании причиненного ущерба.

Статутные иски (о положении человека в обществе, то есть о статусе данного человека в разрезе трех составляющих полной правоспособности (либертатис, циветатис, фамилия).

По способу привязки к старым законам иски делились на:

1) иск по аналогии (то  есть с применением аналогичной, ранее уже применявшейся формулы). Разрешение дела осуществлялось  на основании ссылки на старые  законы, но с исключением из  старых законов особых требований  удовлетворения иска или с  изменением этих условий.

2) иск с фикцией - создание  новых норм права (включение претором  в "формулу" выдуманного им  варианта "подгонки" рассматриваемых  отношений под старые законы: разрешение дела "как если бы  отношения были несколько другими, которые уже описаны старыми  законами"). Фикции использовались  в следующих случаях:

для защиты признанных справедливыми требований со стороны неполноправных лиц (например, иностранцев), которые путем фиктивного допущения приравнивались к полноправным римским гражданам и тем самым могли полноценно заявить о своих правах.

для защиты требований, вытекающих из новых ситуаций, не предусмотренных прежними формальными легисакционными процедурами. В этом случае формулы, которыми предоставлялось право на иск, видоизменялись применительно к новым обстоятельствам.

для защиты требований, признаваемых лишь на основании преторского права и не воплощавшихся ранее в исках в рамках традиционных правовых норм. Судья устанавливал только соответствие обстоятельств дела и предъявленные требования предписаниям преторской формулы, заключавшей такую фикцию, и выносил решение.

Римское право различало также иск строгого права и иск, построенный на принципе добросовестности. При исках строгого права судья связан буквой сделки, из которой вытекает иск; при исках, построенных на принципе добросовестности, судья более свободен в выборе решения.

2.3 Исковая давность и процессуальное представительство в римском частном праве

Исковая давность

В древнеримском праве время признавалось в качестве важнейшего фактора, влияющего на динамику гражданских правоотношений.

Впервые закон о давности исков был принят императором Феодосием II в 424 г. В силу этого закона все иски, не ограниченные договором или иным образом, теряли силу по истечении 30 лет, а в некоторых случаях эти сроки увеличивались до 40 лет. В зависимости от особенностей иска данный срок иногда мог быть сокращен до 1 года или даже до 2 месяцев.

Причина введения сроков исковой давности - глобальная неуверенность в завтрашнем дне, если иск может быть подан спустя сколько угодно времени после события.

Исчисление давности начиналось с момента возникновения права на иск, то есть с момента нарушения права. Причем момент рождения иска ставился в зависимость от содержания тех прав, которые лежали в основе иска. В этом аспекте различались нарушения абсолютных прав (вещные права: право собственности, право на чужие вещи) и нарушения относительных прав (договорные и деликтные обязательства).

В классическом римском праве - "законный срок" (предъявления иска) - это максимальный срок до подачи иска, отсчитываемый от даты события, который течет независимо от действий сторон (подтверждения долга, выдачи иных связанных обязательств).

С 5 века нашей эры - "срок исковой давности" - это срок бездействия стороны (30 лет) при наличия повода для иска (имущество удерживается, уже можно требовать возврата займа), после истечения которого она не может подать соответствующий иск. Продление исковой давности допускалось только по "уважительным" причинам. К последним относились, например, отсутствие по государственным делам.

В римском праве предусматривались случаи, при которых исковая давность прерывалась. К таким случаям относились:

предъявление иска перед компетентным судом;

признание требования истца со стороны ответчика;

уничтожение повода, служащего основанием для предъявления иска. Например, ответчик перестает владеть собственностью истца - предметом иска.

Процессуальное представительство

Процессуальное представительство рассматривается нами в первую очередь в силу того, что носит обобщающий характер по отношению ко всем формам процесса и является одной из унифицирующих характеристик для каждого из них. В той или иной мере возможность процессуального представительства предусматривается всеми основными формами граждан кого процесса в Древнем Риме, но с течением времени этот институт подвергся значительной трансформации и нуждается в дополнительном рассмотрении.

Первоначально в Римском праве действовал принцип nemo alieno nomine lege agere potest, согласно которому никто не мог искать по закону от чужого имени. Такая ситуация имела место при легисакционном процессе, хотя в период параллельного действия его с формулярным появилась возможность представительства в суде ряда лиц, имевших обоснованные основания отсутствия в момент слушания дела перед магистратом. Так появились формы представительства pro populo (за народ), pro libertate (за свободу), pro tutela (по опеке), а с принятием закона Гостилия и форма pro captrio (представительство за находящихся в плену или отсутствующих по государственным делам). С окончательным утверждением формулярного процесса получила свое развитие и идея полного представительства.

Так, например, в формулярном процессе на стадии in iure стороны могли выставить заместителей. Известно два вида заместителей: cognitor и procurator ad litem, хотя в отношении лиц с ограниченной дееспособностью мог выступать и curator или опекун.

Информация о работе Формы защиты нарушенных прав римских граждан