Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 05:57, курсовая работа
Основная цель работы состоит в осуществлении анализа правового института недействительности сделок. Особое внимание уделено составам, квалификации и правовым последствиям признания сделки недействительной.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
выявить правовую природу и содержание понятия «недействительная сделка»;
показать основные подходы к классификации недействительных сделок;
проанализировать виды недействительных сделок;
Введение........................................................................................................................
1. Понятие недействительной сделки и ее состав………………………………….
1.2 Основания признания сделок недействительными………………………….…
1.1. Правовая природа недействительной сделки……………………………….…
2. Виды недействительных сделок и их правовые последствия…………………..
2.1 Классификация недействительных сделок в зависимости от несоблюдения отдельных условий действительности сделки………………………………..…….
2.2. Оспоримые и ничтожные сделки и их правовые последствия…………….…
Заключение....................................................................................................................
Библиографический список………….........................................................................
В ничтожной сделке имеются наиболее существенные нарушения условий ее действительности, поэтому в законе предусмотрен предельно простой и доступный порядок признания ничтожных сделок недействительными. Такая сделка считается недействительной с момента ее совершения независимо от признания ее таковой судом. Ничтожную сделку за исключением случаев (пп. 2 и 3 ст. 165, п. 2 ст. 171 ГК), предусмотренных законом, невозможно восстановить и признать действительной. О ничтожности сделки может заявить любое лицо, в том числе в судебном порядке путем предъявления иска о признании такой сделки недействительной [40]. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд также вправе самостоятельно применить указанные последствия.
Порок ничтожной сделки настолько серьезен, что она недействительна изначально и установление данного факта судом или иным органом не требуется. На этом основании при наличии порока любого элемента ничтожной сделки любые физические, юридические лица, органы государственной власти либо местного самоуправления имеют права требовать применения последствий недействительной сделки.
Сделки, недействительность которых устанавливается только по решению суда, являются оспоримыми (ч. 1 ст. 166 ГК РФ) и до установления этого факта судом никакие лица, включая государственные органы не вправе объявить данную сделку недействительной. До вступления соответствующего решения суда в силу, сделка будет считаться действительной и порождать предусмотренные ею правовые последствия.
Оспоримость сделки обозначает необходимость доказывания конкретного обстоятельства, значимого для ее действительности. Состав оспоримой сделки, как правило, предполагает то или иное нарушение воли лица, совершающего сделку и правильным ее изъявлением либо третьего лица, воля которого имеет значения для соблюдения условий действительности сделки (например, наличие согласия родителя (усыновителя) на заключение сделки несовершеннолетним). Поскольку воля лица – это внутренний, субъективный признак, и распознать факт, то до тех пор, пока иное не будет установлено судом, оспоримая сделка останется действительной. Здесь важно подать иск о признании оспоримой сделки недействительной в течение установленного Гражданским кодексом срока исковой давности. В противном случае сделка будет считаться действительной.
Безусловно, судить о том, что внутренняя воля нарушена, может только то лицо, воля которого и предполагается нарушенной. Поэтому только таким лицам законом по общему правилу предоставляется право оспаривать такие сделки (п. 2 ст. 166 ГК РФ). Если после совершения сделки основания недействительности отпали в связи с одобрением сделки лицом, воля которого была нарушена, то сделка считается действительной. Прямого указания в законе на данное правило нет, однако оно широко применяется в судебной практике. [41]
В отличие от ничтожных сделок, всегда недействительных с момента их совершения, оспоримые сделки могут быть признаны недействительными на будущее время (п. 3 ст. 167 ГК).
В ряде случаев недействительной является не вся сделка в целом, а только какое-либо из ее условий. Так, Н. и О. заключили договор, в котором предусмотрели отказ сторон от права на рассмотрение споров, которые могут возникнуть в процессе его исполнения, в судебном порядке. Это условие на основании закона считается недействительным, при этом другие элементы сделки не содержат никаких нарушений правовых норм. Суд, основываясь на предположении, что сделка была бы совершена и без включения недействительной части, установил, что недействительность части сделки не порочит всю сделку в целом и не признал сделку недействительной (ст. 180 ГК) [47]. Таким образом, решающим является значимость недействительной части с позиций ее участников. Если без недействительной части сделка утрачивает интерес для сторон, то она должна быть признана недействительной в целом.
К видам оспоримых сделок гражданским законодательством отнесены сделки юридического лица, выходящие за пределы его правоспособности (ст. 173 ГК), сделки, совершенные представителем или органом юридического лица с превышением полномочий (ст. 174 ГК), сделки несовершеннолетних старше 14 лет и граждан, ограниченных в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, совершенные без согласия родителей или попечителей этих лиц (ст. 175, 176 ГК), сделки граждан, не способных понимать значение совершаемых ими действий или руководить ими (ст. 177 ГК), а также все сделки с пороками воли и волеизъявления, т.е. совершенные под влиянием заблуждения, обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой или стечения тяжелых обстоятельств (ст. 178, 179 ГК).
Все другие виды недействительных сделок в соответствии с законом считаются ничтожными: мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК), сделки недееспособных граждан (ст. 171, 172 ГК), сделки, не соответствующие требованиям закона (ст. 168 ГК), совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК), сделки, заключенные без соблюдения требуемой законом нотариальной формы или государственной регистрации (ст. 165 ГК). В случае, когда закон не указывает конкретно, является ли данная сделка ничтожной или оспоримой, а говорится лишь о недействительности сделки, следует обратить внимание на то, имеется ли указание закона на признание сделки недействительной судом. При отсутствии такого указания сделка является ничтожной.
Вне зависимости от отнесения сделки к ничтожной или оспоримой суд может решать не только вопрос о признании оспоримой сделки недействительной, но и о применении к обеим разновидностям правовых последствий недействительности сделки. Помимо этого, как указывалось в предыдущем параграфе возможна реанимация ничтожной сделки. Так, сделки, не удостоверенные нотариально, или не прошедшие процедуру государственной регистрации, в случае если такая форма прямо указана в законе (пп. 2, 3 ст. 165 ГК), а также сделки, совершенные лицом, признанным судом недееспособным, а малолетним, не достигшим возраста 14 лет (п. 2 ст. 171 и п. 2 ст. 172 ГК), могут быть признаны судом действительными. Эта процедура в отечественной цивилистике получила название реанимации, поскольку ничтожная сделка не может порождать каких-либо прав и обязанностей, за ней не признается качеств юридического факта, т.е. юридически этого действия нет. [11, 198] Подобное решение суда представляет случай обратной силы, поскольку реанимированная сделка порождает законные последствия с момента ее совершения.
Главным последствием признания сделки недействительной выступает отсутствие с момента заключения сделки «положительного» правового результата, т.е. она не порождает те права и обязанности, возникновение которых желали стороны при ее совершении. В соответствии с п. 1 ст. 167 ГК, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. В некоторых случаях суд имеет право прекращать сделку не с момента ее совершения, а на будущее время – с момента вынесения соответствующего решения. Это допустимо только в отношении оспоримых сделок, если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть прекращена лишь на будущее время (п. 3 ст. 167 ГК). Здесь в основном имеются в виду длящиеся сделки, прекращение которых с момента совершения нецелесообразно или невозможно.
Дополнительные последствия в сделках, совершенных под влиянием заблуждения, применяются в отношении стороны, по вине которой возникло заблуждение. На нее возлагается обязанность возмещения реального ущерба. Если, однако, заблуждение возникло по вине самой заблуждавшейся стороны либо по обстоятельствам, от нее не зависящим, то и заблуждавшаяся сторона обязана возместить реальный ущерб другой стороне, который последняя могла понести вследствие признания заключенной сделки недействительной (п. 2 ст. 178 ГК).
В тех случаях, когда сделка полностью или частично исполнена одной или несколькими, в том числе всеми сторонами действующий Гражданский кодекс РФ различает систему последствий недействительности сделок, включая три направления:
Указанные направления
выступают как общие
Итак, основным имущественным последствием недействительности сделки является правило установленное в п. 2 ст. 167 ГК РФ, которое получило название «двусторонняя реституция», или возвращение в первоначальное положение, сущность которого заключается в возвращении обеими сторонами друг другу всего полученного по сделке.
Обязанность возвратить друг другу все полученное основывается на факте передачи имущества по сделке, признающейся недействительной, и преследует цель восстановить положение, существовавшее до такой передачи,
Под возвращением в прежнее положение понимается следующее:
- лицо считается по-прежнему связанным ранее существовавшими обязательствами, а третьи лица обязательствами, от которых они освободились через отмененные юридические последствия;
- лицо, которому возвращается вещь, само должно выдать то, что приобрело по недействительной сделке.
Необходимо заметить, что нормы гражданского законодательства не всегда действенны на практике. Такая ситуация обусловлена тем, что имеется множество сделок по которым вернуть все полученное по сделке физически не представляется возможным. Например, невозможно вернуть пользование по признанному недействительным договору аренды недвижимости. Невозможно также вернуть вещь, если она являлась предметом договора купли-продажи и была передана третьему лицу. Возмещение в аналогичных ситуациях стоимости полученного в денежном эквиваленте не имеет смысла, поскольку одна сторона уже заплатила за работу, услугу, товар и повторная оплата составила бы неосновательное обогащение другого участника. При этом Конституционный Суд РФ разъяснил, что при двусторонней реституции права субъектов должны быть восстановлены на основании принципов равенства, обеспечения равноценности и эквивалентности возмещения стоимости имущества участникам гражданских правоотношений. [42]
Кроме того, в уже обозначенном ранее Постановлении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ также разъясняется, что судам следует исходить из равного размера взаимных обязательств участников при применении последствий исполненной обеими сторонами недействительной сделки, в том случае, когда одна из сторон получила денежные средства, а вторая – товары, работы или услуги. [43] В силу изложенного применение реституции на практике довольно часто представляется невозможным.
При невозможности возвратить исполненное в натуре, как например, в случае грузоперевозок, возмездного оказания услуг и т.п., то участник сделки обязан возместить стоимость, т.е. произвести замену исполнения в натуре денежной компенсацией (ст. 167 ГК РФ).
В ряде случаев законодателем предусмотрены санкции за заключение недействительной сделки в виде односторонней реституции, предусматривающей обращение полученного по сделке в доход государства. Эту санкцию можно применить только к виновной стороне, которая умышленно совершила недействительную сделку, другой стороне при этом другой стороне должно быть возвращено все отданное ею по сделке либо при невозможности возврата в натуре, выплачена денежная компенсация. Недобросовестная сторона ничего обратно не получает: все полученное ею по сделке подлежит взысканию в доход государства. Такая ситуация имеет место, если сделка была совершена под влиянием насилия, угрозы или обмана (ст. 179 ГК).
Конфискационная санкция ст. 169 ГК РФ предназначена для наказания лиц, умышленно совершающих сделки, противные основам правопорядка и нравственности. От ее применения не должны страдать добросовестные лица, в т.ч. добросовестная сторона сделки. В ч. 3 ст. 169 ГК сказано: «При наличии умысла на совершение сделки, противной основам правопорядка и нравственности, лишь у одной из сторон все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное либо причитавшееся последней взыскивается в доход Российской Федерации». Исполнение этой нормы может привести к тому, что имущество, полученное потерпевшим, будет изъято в доход государства, а реальный возврат имущества правонарушителем потерпевшему окажется невозможным. В результате такого применения последствий недействительности сделки пострадает не правонарушитель, а потерпевший. Поэтому в ст. 169 ГК РФ следует предусмотреть, что судебное решение о применении последствий недействительности антисоциальной сделки в части конфискации подлежит исполнению после возврата имущества правонарушителем потерпевшему. При этом должны быть исключены недобросовестные действия, направленные на уклонение от конфискации путем невыполнения решения о возврате имущества потерпевшему.
Помимо общих последствий недействительности сделок используются и специальные, такие как возложение обязанности возместить реальный ущерб, понесенный стороной вследствие совершения и исполнения сделки, являющейся недействительной. Эта санкция выступает как мера гражданско-правовой ответственности. Данная обязанность возлагается на дееспособную сторону в сделках, заключенных недееспособными либо частично дееспособными, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности (ограниченной, частичной дееспособности) другой стороны. Данное правило применяется к сделкам граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 171 ГК), либо ограниченных судом в дееспособности (п. 1 ст. 176 ГК), либо совершивших сделку в фактически недееспособном состоянии (п. 3 ст. 177 ГК), к сделкам несовершеннолетних (п. 1 ст. 172, п. 1 ст. 175 ГК).
Информация о работе Виды недействительных сделок и их правовые последствия