Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:31, реферат
Защита гражданских прав является одной из важнейших функций любого правового государства. Надежная и надлежащая защита гражданских прав, гарантирует участникам правоотношений беспрепятственную реализацию субъективных прав. В Российской Федерации защита гражданских прав – один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Субъектам гражданского права предоставлена возможность защищать свои права и интересы с помощью различных правовых средств.
В большинстве случаев
требование о признании субъективного
права является необходимой предпосылкой
применения иных предусмотренных ст.
12 ГК способов защиты. Например, чтобы
восстановить положение, существовавшее
до нарушения, или принудить должника
к выполнению обязанности в натуре,
истец должен доказать, что он обладает
соответствующим правом, защиты которого
он добивается. Однако нередко требование
о признании права имеет
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, как самостоятельный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное субъективное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения. Данный способ защиты охватывает собой широкий круг конкретных действий, например, возврат собственнику его имущества из чужого незаконного владения, выселение лица, самоуправно занявшего жилое помещение и др. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, может происходить посредством применения как юрисдикционного, так и неюрисдикционного порядков защиты.
Распространенным способом
защиты субъективных прав является пресечение
действий, нарушающих право или создающих
угрозу его нарушения. Как и признание
права, данный способ защиты может применяться
в сочетании с другими
Нередко назначение данного способа защиты состоит в устранении препятствий для осуществления права, создаваемых нарушителем. Обычно это имеет место при длящемся правонарушении, которое само по себе не лишает лицо субъективного права, но мешает ему нормально им пользоваться. Так, собственник имущества в соответствии со ст. 304 ГК может потребовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Признание оспоримой сделки
недействительной и применение последствий
ее недействительности, применение последствий
недействительности ничтожной сделки
представляют собой частные случаи
реализации такого способа защиты,
как восстановление положения, существовавшего
до нарушения права, так как совпадают
с ним по правовой сущности. Наиболее
очевидным это является при приведении
сторон, совершивших недействительную
сделку, в первоначальное положение.
Но и тогда, когда в соответствии
с законом к одной из сторон
недействительной сделки применяются
конфискационные меры в виде взыскания
всего полученного или
Защита прав и охраняемых
законом интересов граждан и
юридических лиц может
По смыслу закона граждане и юридические лица могут добиваться признания недействительными не только незаконных актов государственных органов и органов местного самоуправления, но и актов, изданных органами управления юридических лиц, если эти акты не соответствуют закону и иным нормативным актам и нарушают права и охраняемые законом интересы этих граждан и юридических лиц. В частности, подлежат рассмотрению судами споры по искам о признании недействительными решений собрания акционеров, правления и иных органов акционерного общества, нарушающих права акционеров, предусмотренные законодательством.
По общему правилу, незаконные акты признаются недействительными с момента их издания, если только они не стали таковыми с момента принятия нового закона или иного правового акта. Требование о признании незаконного акта недействительным может сочетаться с другими мерами защиты, например, требованием о возмещении убытков, либо носить самостоятельный характер, если интерес субъекта права сводится лишь к самой констатации недействительности акта, препятствующего, например, реализации права.
К рассмотренному способу защиты близко примыкает и такой указанный в ст. 12 ГК «способ» защиты гражданских прав, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. В теоретическом плане признание подобных действий самостоятельным способом защиты гражданских прав вряд ли оправдано, так как, во-первых, защита прав по смой своей сути не может заключаться в воздержании от каких-либо действий, а, напротив, предполагает их совершение, и, во-вторых, неприменение противоречащих закону актов есть обязанность суда, которой тот должен придерживаться во всей своей деятельности в соответствии с принципом законности. Однако с практической точки зрения специальное указание в законе на данное обстоятельство можно признать полезным, поскольку при игнорировании незаконного правового акта суд может теперь опереться на конкретную норму закона, которая предоставляет ему такую возможность. Как представляется, указанная мера распространяется как на индивидуально-правовые, так и нормативные акты государственных органов и органов местного самоуправления. В обоих случаях суд должен обосновать, почему им не применяется в конкретной ситуации тот или иной нормативно-правовой акт, какой норме и какого закона он противоречит. Следует указать, что судом не должны применяться незаконные акты любых государственных органов и органов местного самоуправления, включая и те из них, признание недействительности которых не относится к его компетенции. Например, районный суд не может признать недействительным не соответствующий закону акт министерства, но он обязан его игнорировать как противоречащий закону при разрешении конкретного гражданско-правового спора. Если же вопрос о признании недействительным незаконного акта государственного органа или органа местного самоуправления входит в компетенцию данного суда, последний не может ограничиться лишь игнорированием этого акта, а должен объявить его недействительным. Наконец, надлежит отметить, что не применять незаконные акты должен не только суд, но и любые другие органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц.
Присуждение к исполнению
обязательства в натуре, нередко
именуемое в литературе еще реальным
исполнением, как самостоятельный
способ защиты гражданских прав характеризуется
тем, что нарушитель по требованию потерпевшего
должен реально выполнить те действия,
которые он обязан совершить в
силу обязательства, связывающего стороны.
Исполнение обязанности в натуре
обычно противопоставляется выплате
денежной компенсации. Вполне очевидно,
что интерес потерпевшего отнюдь
не всегда может быть удовлетворен
такой заменой. Он вправе настаивать
на том, чтобы его контрагент фактически
совершил действия, являющиеся предметом
соответствующего обязательства, например,
реально передал вещь, выполнил работу,
оказал услугу, и т.п. Лишь в тех
случаях, когда реальное исполнение
стало объективно невозможным либо
нежелательным для
Возмещение убытков и
взыскание неустойки
Такой способ защиты гражданских
прав, как компенсация морального
вреда, состоит в возложении на нарушителя
обязанности по выплате потерпевшему
денежной компенсации за физические
или нравственные страдания, которые
тот испытывает в связи с нарушением
его прав. Применение данного способа
защиты ограничивается двумя основными
обстоятельствами. Во-первых, требования
о компенсации морального вреда
могут быть заявлены только конкретными
гражданами, так как юридические
лица физических или нравственных страданий
испытывать не могут. Во-вторых, нарушенные
права должны носить по общему правилу
личный неимущественный характер. При
нарушении других субъективных гражданских
прав возможность компенсации
Своеобразным способом защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов является прекращение или изменение правоотношения. Так, покупатель в случае существенного нарушения требований к качеству товара, вправе по своему выбору либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, либо потребовать замены товара надлежащего качества товаром, соответствующим договору; получатель ренты при существенном нарушении плательщиком ренты своих обязательств вправе потребовать возврата недвижимого имущества, переданного в обеспечение пожизненного содержания, либо выплаты ему выкупной цены ренты и т.д. Чаще всего данный способ защиты реализуется в юрисдикционном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но в принципе и не исключается его самостоятельное применение потерпевшим. Например, при существенном нарушении поставщиком или покупателем договора поставки потерпевшая сторона может в одностороннем порядке расторгнуть договор путем уведомления об этом другой стороны, т.е. без обращения в арбитражный суд. Важно, однако, чтобы возможность прекращения или изменения правоотношения была прямо предусмотрена законом или договором.
Прекращение (изменение) правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов может применяться в связи как с виновными, так и невиновными действиями контрагента. Например, если выселение лица за невозможностью совместного проживания прямо связана с его виновными противоправными действиями, то принудительный выдел доли из общего имущества в соответствии со ст. 252 ГК может быть осуществлен заинтересованным лицом независимо от субъективной оценки действий других собственников.[9]
1.4 Неюрисдикционные способы защиты гражданских прав
Одним из неюрисдикционных способов защиты гражданских прав управомоченным лицом является самозащита гражданских прав. Под самозащитой гражданских прав понимается совершение управомоченным лицом не запрещенных законом действий фактического порядка, направленных на защиту его личных или имущественных прав и интересов. К ним, например, относятся фактические действия собственника или иного законного владельца, направленные на охрану имущества, а также аналогичные действия, совершенные в состоянии необходимой обороны или в условиях крайней необходимости.[10]
Термин «самозащита» употреблен
в российском законодательстве впервые,
такого способа защиты не знали ни
Гражданские кодексы 1922 г. и 1964 г., ни
Основы гражданского законодательства
1990 г. Однако это не значит, что этот
институт вообще не был известен отечественной
науке гражданского права. Упоминание
о т.н. «наступательной самозащите»
мы встречаем в комментарии к
ст. 1642 проекта Гражданского Уложения
1910 г. Термин «самозащита» встречался
в советской юридической
В научной среде сегодня нет единства по отношению к самозащите. У законодателя и ученых разные точки зрения на то, что такое самозащита – форма или способ защиты гражданских прав? А.П. Сергеев, к примеру, критически рассматривает способы защиты, перечисленные в ст. 12 ГК: «С данной их квалификацией в научном плане согласиться невозможно, т. к. здесь смешаны близкие, но отнюдь не совпадающие понятия – способ и форма защиты гражданских прав». В.В. Витрянский, наоборот, без оговорок относит самозащиту права к способам, причем к тем, которые позволяют предупредить или пресечь нарушения права.
Характерными особенностями самозащиты являются:
1. То, что самозащита
осуществляется, когда нарушение
субъективного права уже