Правовые последствия нарушения формы сделки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование, регулирующее сделки в гражданском законодательстве, а также всесторонне исследовать научную и учебную литературу, в которой освещаются вопросы и проблемы данной темы, проанализировать основные правоприменительные проблемы в данной сфере и попытаться сформулировать предложения по их решению.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
рассмотреть теоретические аспекты сделки и ее признаки;
изучить виды и формы сделок;
исследовать признание сделок недействительной;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты сделки
5
Общая характеристика сделки и ее признаки
5
Виды сделок
8
Форма сделок
11
Глава 2. Признание сделок недействительными
14
2.1. Недействительная сделка в гражданском законодательстве
14
2.2. Понятие реституция в российском гражданском праве
16
2.3. Ограничения применения общих правил о последствиях недействительности сделок
23
Глава 3. Правовые последствия нарушения формы сделки
24
Заключение
37
Список использованной литературы
39

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая - сделки готовая.docx

— 84.78 Кб (Скачать документ)

Под недобросовестным воспрепятствованием или недобросовестным содействием, следует понимать любые неправомерные действия стороны сделки, направленные на наступление отменительного условия или препятствующие наступлению отлагательного условия с целью извлечения выгоды из такого результата. Так, в деле, где кредитный договор был заключен под отлагательным условием, состоявшим во вступлении этого договора в силу лишь с момента регистрации договора о залоге, обеспечивавшего кредитный договор, Президиум ВАС РФ в постанволении11 от 29 апреля 1997 г. № 129/97 счел, что хотя заемщик этот договор залога не зарегистрировал, однако данное обстоятельство не является основанием для признания кредитного договора не вступившим в действие, поскольку наступлению предусмотренного сторонами отлагательного условия воспрепятствовала сторона, которой это было невыгодно, т.е. заемщик, обязанный зарегистрировать договор залога, в связи с чем на основании пункта 3 ст. 157 ГК РФ это условие было признано наступившим.

 

    1. Форма сделок

Воля может быть выражена устно либо письменно, а также проявлена путем совершения конклюдентных действий, а форма сделки соответственно подразделяется на письменную (простую и нотариальную) и устную.

При устной форме сделки воля лица выражается словесно. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку12 - это и есть совершение сделки путем конклюдентных действий (например, снятие наличных денег в банкомате).

В предусмотренных законом случаях совершение конклюдентных действий может рассматриваться при определенных условиях и как согласие на внесение изменений в договор, заключенный в письменной форме13.

Молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон (п. 3 ст. 158 ГК РФ), например непринятие наследства14, продолжение пользования арендатором арендованным имуществом при отсутствии возражений со стороны арендодателя15. Следует обратить внимание, что молчание не является какой-либо особой формой сделки наряду с формой, о которой идет речь в пункте 2 ст. 158 ГК РФ. Дело в том, что молчание является специальной разновидностью поведения лица, поэтому пункт 2 ст. 158 ГК РФ применяется в случае, когда поведение лица выражается в совершении действий, а пункт 3 ст. 158 применим в случае, когда поведение лица представляет собой воздержание от действия, т.е. бездействие (молчание).

Согласно пункту 1 ст. 159 ГК РФ сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно. По общему правилу пункта 2 ст. 159 ГК РФ, если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.

Большинство сделок в гражданском обороте совершается в устной форме, которая допустима во всех случаях, когда законом или соглашением сторон для совершаемой сделки не установлена письменная форма. Исполнение сделки при самом ее совершении означает отсутствие разрыва во времени между моментами возникновения и прекращения прав и обязанностей сторон по сделке, т.е. исполнение производится немедленно по достижении соглашения между сторонами сделки. Несоблюдение требуемой законом нотариальной формы сделки всегда влечет ее недействительность в форме ничтожности (п. 1 ст. 165 ГК РФ). Несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность (ничтожность) лишь в случаях, прямо указанных в законе или соглашении сторон16 (п. 2 ст. 162 ГК РФ).

Если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то сделку по его просьбе может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно. Однако при совершении сделок, указанных в пункте 4 ст. 185 ГК РФ (доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий, вкладов граждан в банках и на получение корреспонденции, в том числе денежной и посылочной), и доверенностей на их совершение подпись того, кто подписывает сделку, может быть удостоверена также организацией, где работает гражданин, который не может собственноручно подписаться, или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.

 

 

 

Глава 2. Признание сделок недействительными

 

2.1. Недействительность  сделки в гражданском законодательстве

Недействительность сделки - это ее порочность, то есть действие, хотя бы и являющееся сделкой или только именуемое «сделкой», но совершенное с такими нарушениями, предусмотренными законом, которые делают его изначально ничтожным или оспоримым, вследствие чего оно либо не порождает те юридические последствия, которые преследовали субъекты, или эти последствия могут не наступить по решению суда17.

Сделки, совершенные с правовыми нарушениями, подразделяются на два основных вида:

а) ничтожные;

б) оспоримые.

Общая характеристика рассматриваемых сделок такова:

ничтожная сделка - та, которая недействительна (противоправна) с самого начала, по самому своему существу и не требует признания ее недействительности судом18. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, судом по его собственной инициативе. В ГК РФ такие сделки предусмотрены ст. 168-172;

оспоримая сделка - та, которая может быть признана судом недействительной по основаниям, установленным ГК РФ19. Требование о признании такой сделки недействительной может быть предъявлено лицом, указанным в Гражданском кодексе. В ГК РФ такие сделки предусмотрены ст. 173-179.

ГК РФ предусматривает следующие случаи ничтожных сделок.

1) Несоответствие  сделки закону или иным правовым  актам (ст. 168). Такая сделка - ничтожна, если закон не устанавливает, что она является оспоримой и не предусматривает иных правовых последствий.

2) Совершение  сделки с целью, противной основам  правопорядка или нравственности (ст. 169). При этом ГК РФ предусматривает такие последствия при исполнении указанной сделки при умысле обеих сторон:

а) в случае ее исполнения обеими сторонами все полученное по сделке взыскивается в доход Российской Федерации;

б) в случае же исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное по сделке и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного.

При наличии умысла лишь у одной из сторон все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход РФ.

3) Мнимая  и притворная сделка. В силу статьи 170 Гражданского кодекса Российской Федерации мнимая сделка совершается лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, в то время как притворной сделкой признается сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку20.

4) Совершение сделки гражданином, признанным недееспособным (ст. 171). Каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре (или возместить его стоимость в деньгах при невозможности возвратить полученное в натуре; кроме того, дееспособный обязан возместить реальный ущерб, если он знал или должен был знать о недееспособности другой стороны).

5) Совершение  сделки несовершеннолетним до 14 лет (ст. 172). Такая сделка (кроме мелких бытовых сделок) ничтожна. Ее последствия те же, что и последствия в ст. 171 ГК РФ (каждая из сторон такой сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре).

 

2.2 Понятие реституции  в российском гражданском праве

Реституция (от лат. restituere - восстанавливать, возмещать, возвращать, приводить в порядок) - это главное имущественное последствие недействительности сделок.21

 По  мнению некоторых авторов, реституция, смоделированная в п. 2 ст. 167 ГК (ст. 48 ГК РСФСР 1964 г.), лишь определяет судьбу имущества, являвшегося предметом исполнения недействительных сделок, но не затрагивает и не решает вопроса о способах его возврата. Вследствие этого возврат имущества, переданного по недействительной сделке, может быть осуществлен путем предъявления:

а) виндикационного иска для истребования индивидуально определенной вещи;

б) иска из неосновательного обогащения для истребования имущества, определяемого родовыми признаками, или его стоимости22.

Предусмотрено два механизма реализации прав и обязанностей сторон недействительной сделки по возврату имущества, служившего предметом исполнения по такой сделке. Во-первых, это механизм возврата индивидуально-определенных вещей, переданных во исполнение недействительной сделки, условно именуемый реституцией владения. Во-вторых, это механизм возврата вещей, определенных родовыми признаками, денег, ценных бумаг на предъявителя, переданных во исполнение недействительной сделки и осуществления денежной компенсации при невозможности возврата полученного в натуре, в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге. Данный механизм условно именуется компенсационной реституцией.

 

2.2.1 Реституция  владения

При осуществлении права требования возврата индивидуально-определенной вещи и исполнении одноименной обязанности субъекты недействительной сделки должны руководствоваться непосредственно нормой п. 2 ст. 167 ГК. При истребовании индивидуально-определенной вещи сторона недействительной сделки не только не должна доказывать своего права на переданную вещь, но может и не иметь такого права23. При отчуждении вещей недееспособным или малолетним лицом, при совершении сделки под влиянием обмана, существенного заблуждения, вследствие стечения тяжелых обстоятельств и в других случаях совершения недействительных сделок (включая незаконные по ст. 168 ГК), вещи должны быть возвращены сторонам, произведшим отчуждение по таким сделкам независимо от права на них.

Это наглядно видно из следующих примеров. Малолетний ребенок, не достигший четырнадцатилетнего возраста, продает дорогой мотоцикл отца. Мотоцикл должен быть возвращен ребенку независимо от того, что у него нет прав на него. После смерти гражданина открылось наследство, в состав которого должна была входить и квартира, в которой временно проживал племянник наследодателя. Однако в ходе уголовного расследования выяснилось, что племянник, узнав о неизбежной и скорой смерти дяди, за несколько дней до его кончины вошел в сговор с нотариусом и, используя подложную доверенность, незаконно продал и передал квартиру третьему лицу, в связи с чем была произведена запись в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наследник, в пользу которого была завещана квартира, лишенный возможности вступить в наследство и приобрести тем самым титул собственника, в целях защиты своих прав предъявил иск о применении последствий ничтожной сделки и признании незаконным акта государственной регистрации права собственности за покупателем. Суд, учитывая ничтожность сделки по продаже квартиры, удовлетворил иск и восстановил в силе запись о праве собственности наследодателя на квартиру и обязал покупателя вернуть ее во владение незаконному отчуждателю. Вследствие исполнения судебного решения квартира была возвращена в состав наследственной массы и наследник смог принять ее в надлежащем порядке и стать собственником квартиры.

Индивидуально-определенная вещь, переданная по недействительной сделке, возвращается лицу, ее передавшему, только потому, что сделка оказалась недействительной. При этом не берется во внимание добросовестность лица, получившего вещь по недействительной сделке. Допустим, картина оставлена гражданину на хранение сыном, уезжающим в длительную командировку. Ошибочно считая, что картина подарена ему, и не осознавая ее истинной стоимости, гражданин продает ее за бесценок. Покупатель не знал и не мог знать о том, что продавец не имеет права на продажу картины, и том какова истинная стоимость картины. Сделка признается недействительной на основании п. 1 ст. 178 ГК. Несмотря на добросовестность покупателя, она должна быть возвращена продавцу покупателем непосредственно в силу предписаний нормы п. 2 ст. 167 ГК.

Возлагая на сторону сделки обязанность возвратить индивидуально-определенную вещь, переданную во исполнение недействительной сделки, непосредственно по причине ее недействительности и не связывая эту обязанность с правом лица, передавшего вещь, закон учитывает, что у лица, получившего индивидуально-определенную вещь по недействительной сделке, не возникает никакого права на нее. Поэтому в интересах стабильности оборота индивидуально-определенная вещь во всех случаях возвращается лицу, передавшему ее по недействительной сделке.

Требование о возврате индивидуально-определенных вещей, переданных во исполнение недействительной сделки, по правилам о реституции, закрепленным в п. 2 ст. 167 ГК, может быть заявлено только стороне по недействительной сделке. Поэтому собственник не может в целях реституции своей вещи по правилам п. 2 ст. 167 потребовать признания недействительности всех вместе или по отдельности второй, третьей, четвертой и т.д. сделок по отчуждению его вещи, имевших место после первой недействительной сделки, во исполнение которой была передана вещь. Именно такой вывод следует из системного толкования положений п. 3.1 постановления Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. № 6-П "По делу о проверке конституционности положений п. 1 и 2 статьи 167 ГК РФ в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В.Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева"24.

 

2.2.2 Компенсационная  реституция

Когда во исполнение недействительной сделки передаются вещи, определяемые родовыми признаками, деньги или ценные бумаги на предъявителя, происходит обезличивание указанных видов имущества, потеря приданной им индивидуализации (переданная партия зерна смешивается с зерном приобретателя, хранящимся в зернохранилище, полученные деньги смешиваются с деньгами приобретателя и т.п.). В таком обезличенном или по-новому индивидуализированном состоянии они становятся объектами права собственности или иного вещного права приобретателя.

Информация о работе Правовые последствия нарушения формы сделки