Правопреемство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 18:38, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Обязательственные правовые отношения не рассчитаны на неопределенно длительное существование. Но в течение даже самого краткого срока существования обязательства с любой из его сторон могут произойти такие события, которые, несомненно, должны будут отразиться на судьбе самого правоотношения. Конечно же, на судьбе обязательства отразятся далеко не всякие перемены в судьбе его участников: на то оно и обязательство (юридическое понятие), чтобы сохранять силу невзирая на те многочисленные перипетии, которые, по общему правилу, лежат на риске стороны, подвергшейся их воздействию. Так, ни временные денежные затруднения, ни болезнь участника обязательства, ни смена его настроения или отношений с кредитором, ни иные количественные изменения не влияют ни на условия, ни на действие, ни на существование обязательств. Но что произойдет с обязательственным правоотношением при качественном изменении его субъектного состава? При таком изменении, вследствие которого сохранение обязательства в прежнем виде уже или нецелесообразно или просто невозможно. Что будет с обязательством в случаях, например, смерти (объявления умершим) гражданина-кредитора или гражданина-должника? Реорганизации юридического лица - той или другой стороны обязательства? Недееспособности? Банкротства, признания безвестно отсутствующей какой-либо одной или обеих сторон?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОПРЕЕМСТВО В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие и виды правопреемства
1.2 Соотношение понятий «перемена лиц», «передача прав» и «правопреемство»
ГЛАВА 2. УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО ПО РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ
2.1 Некоторые проблемы правопреемства при реорганизации
2.2 Наследственное правопреемство
ГЛАВА 3. СИНГУЛЯРНОЕ ПРАВОПРЕЕМСТВО В ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ПО РОССИЙСКОМУ ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ
3.1 Основания сингулярной перемены лиц в обязательстве в системе сделок по современному российскому гражданскому праву
3.2 Договор уступки требования (цессия)
3.3. Перемена лиц в обязательстве, основанная на указании закона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Прикрепленные файлы: 1 файл

правопр. по рос. законодат..docx

— 107.10 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем распорядительный (абсолютно-правовой) эффект договора об уступке будущих требований будет  обладать существенной спецификой. Если юридический результат классической уступки (цессии существующего требования) исчерпывается его прекращением в лице цедента с последующим  возникновением в лице цессионария (изменением принадлежности), то в случае цессии будущего требования его необходимым  образом предваряет иной, совершенно специфический гражданско-правовой эффект: наделение (связывание) его  контрагентов статусом будущего цедента  и будущего цессионария. Каждый из участников договора уступки будущих требований становится в состояние связанности  по отношению к другому участнику. Будущий цедент связывается перспективой неизбежного прекращения субъективного  права - предмета договора немедленно в момент его возникновения; будущий  цессионарий - перспективой неизбежного  возникновения у него субъективного  права - производного по отношению к  праву будущего цедента. Это состояние  взаимной связанности образует содержание совершенно специфического правоотношения и может быть разорвано контрагентами  посредством заключения договора, отменяющего  договор уступки будущего требования. Оно подобно состоянию связанности, обеспечивающей секундарное право с той лишь разницей, что распорядительный эффект, связанный с переходом требования будет вызываться не действиями по реализации секундарного права, а юридическим событием - фактом возникновения субъективного права. Данная трактовка замечательно вписывается в предложенное выше понимание распорядительных действий как актов, приводящих к изменению динамической составляющей правоспособности субъектов гражданских правоотношений.

Разумеется, все сказанное  выше имеет смысл и эффект лишь в том случае, если условия договора уступки будущих требований сформулированы таким образом, чтобы они позволяли  однозначно судить о том, являются ли те или иные возникающие в ходе деятельности его сторон требования предметом уступки или нет, причем уже в самый момент их возникновения (п. 1 ст. 826 ГК). Это объясняется нормой п. 2 ст. 826, которая постановляет, что денежное требование, уступленное в потенциальном (будущем) состоянии, считается перешедшим к финансовому агенту (цессионарию) именно в момент своего возникновения (если только переход требования не обусловлен каким-либо иным юридическим фактом). Формулировка данной нормы такова, что, на наш взгляд, не дает никаких оснований для так называемой теории непосредственности, т.е. возникновения будущего требования непосредственно у цессионария, минуя цедента. В свете п. 2 ст. 826 речь может идти именно о переходе этого права к цессионарию, т.е. о его возникновении у цессионария не ранее, чем таковое возникнет и прекратится в лице цедента (теория промежуточности).

От уступки будущих  требований - прав, к моменту уступки  еще не возникших - следует отличать требования, которые в момент уступки  уже существуют, но еще не могут  быть осуществлены по причине отсутствия необходимых для этого условий. Чаще всего в качестве такого условия  выступает определенный срок: его  ненаступление не позволяет осуществить существующего требования. С уступкой таких требований - хотя бы и не осуществимых, но существующих - никаких проблем нет и быть не может; к категории будущих такие требования не относятся.

Уступку будущих требований следует отграничивать от иных возможных  случаев будущей уступки (договор  будущей уступки) требований, которая  может иметь своим предметом  как будущие, так и реально  существующие ко времени заключения договора требования, но условия которой, однако, таковы, что связывают абсолютно-правовой эффект этой уступки с каким-то действием  или событием, которое может или  должно наступить в будущем. Уступка, совершение которой стороны связывают, скажем, с подписанием акта приема-передачи права или с уведомлением должника, будет будущей уступкой, но совсем не обязательно уступкой будущих прав. В то же время уступка будущих требований, как уже указывалось, всегда связывается, как минимум, с возникновением таковых в будущем. Это означает, что уступка будущих прав - суть частный случай более широкого понятия будущей уступки.

Условие о встречном удовлетворении, эквиваленте, составляющем ближайшую  причину (основание) уступки требования, в договор сингулярной сукцессии  помещать не обязательно, ибо он относится  к числу абстрактных сделок. Практика показывает, что предоставление эквивалента  нередко предшествует моменту перехода требования, являющегося предметом  уступки, или даже происходит до вступления в силу, а то и до заключения договора цессии. Это и понятно, ибо в  случае договоренности об обратной последовательности цедент фактически меняет одно право  требования на другое. Сначала у  него было требование к должнику (к  цессионару), а после цессии появилось требование об эквиваленте к новому кредитору (к цессионарию). Естественно, что такой "обмен" имеет смысл только тогда, когда цедент уверен в том, что кредитоспособность цессионария более высока, нежели кредитоспособность должника по уступленному требованию. Такого рода договоры практикуются с цессионариями - организациями, "специализирующимися" в области "выколачивания" (взыскания) долгов. Получают распространение подобные договоры и у нас, о чем свидетельствует практика Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, отвергающая возможность совершения цессии под условием выплаты цессионарием цеденту того или другого процента от фактически взысканных с должника сумм.

Несомненно, в интересах  цессионария потребовать установления в договоре и условия о сроке  и порядке передачи ему цедентом документов, удостоверяющих наличность и действительность обязательства, статус цедента в этом обязательстве, доказательства чистоты прав цедента. Не имея на руках таких документов, цессионарий не сможет осуществить  приобретенных им прав.

Очень важно обусловить, чтобы в число документов, подлежащих передаче, входили бы, в частности, документы, опровергающие возможные  возражения должника. Как мы показали в предшествующем  параграфе, должник не должен страдать от совершения сделки цессии без его участия, а значит, такая сделка не должна ухудшать его положения. Поскольку нередко бывает сложно предвидеть, какие же именно возражения, касающиеся отношений с цедентом, должник противопоставит цессионарию, постольку и определить документы, подлежащие передаче цедентом цессионарию, тоже бывает непросто. В этой связи целесообразно убедить цедента включить в договор условие о том, что цедент обязан оказывать цессионарию любую затребованную им помощь в опровержении возражений должника, основанных на отношениях последнего с цедентом, в том числе - предоставлять необходимые документы по мере возникновения такой необходимости. Цедент, не выполнивший этой обязанности, должен быть обязан договором к возмещению всех тех убытков, которые понесет цессионарий из-за того, что цедент что-то не представил или о чем-то не предупредил цессионария.

Наоборот, со стороны цедента  вполне разумным и естественным было бы требование о том, что цессионарий, не привлекший его цедента в процесс, завязавшийся из возражений должника, не "позвавший" цедента "на помощь", должен сам принимать на себя бремя  всех возникших вследствие этого  убытков.

 

3.3 Перемена лиц  в обязательстве, основанная на  указании закона

 

Статья 387 ГК предусматривает, что в определенных случаях может  состояться переход прав кредитора  к другому лицу на основании закона и наступления указанных в нем обстоятельств. В числе случаев такого перехода статья называет (1) универсальное правопреемство в правах кредитора; (2) решение суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом; (3) исполнение обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству; (4) при суброгации страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая. Перечень этот, как можно судить по завершающей фразе ("и в других случаях, предусмотренных законом"), не является исчерпывающим.

Термин "переход" прав не тождественен терминам "уступка" (права) и "перевод" (долга). Его значение более универсально. Российский ГК говорит не только о переходе (1) прав обязательственных (полный перечень см. далее), но также и о переходе (2) имущества (ст. 128 и др.); (3) права собственности и иных вещных прав (п. 1 ст. 131; п. 4 ст. 209, п. 3 ст. 216; п. 3 ст. 268, п. 2 ст. 271, ст. 273 и мн. др..); (4) доли в праве (ст. 251 - в праве общей собственности, п. 2 ст. 596 - в праве получения постоянной ренты); (5) риска (например, ст. 459); (6) исключительных прав (п. 2 ст. 559, п. 1 ст. 1038); (7) обязанностей (п. 5 ст. 340, п. 2 ст. 581, п. 1 ст. 621 и др., полный перечень будет приведен далее); (8) корпоративных прав (ч. 2 ст. 79, п. 6 ст. 93, п. 1 ст. 142) и даже (!) (9) полномочий по управлению делами юридического лица (п. 2 ст. 57 и п. 3 ст. 62).

Из приведенного перечня  случаев употребления законодателем  термина "переход" нас интересуют, пожалуй, только случаи (1) и (7), т.е. случаи перехода на основании закона обязательственных  прав и корреспондирующих им юридических  обязанностей. О переходе обязательственных  прав и обязанностей ГК говорит в  следующих местах:

1) ч. 2 ст. 79 - "при передаче  доли (части доли) (в полном товариществе. - В.Б.) иному лицу к нему переходят  полностью или в соответствующей  части права, принадлежавшие участнику,  передавшему долю (часть доли)";

2) п. 1 ст. 142 - "с передачей  ценной бумаги переходят все  удостоверяемые ею права в  совокупности";

3) п. 2 ст. 313 - уже встречавшаяся  нам норма о переходе к третьему  лицу, за свой счет удовлетворившему  требование кредитора без согласия  должника вследствие подверженности  опасности утраты своего права  на имущество должника, прав кредитора. "В этом случае к третьему  лицу переходят права кредитора  по обязательству в соответствии  со ст. 382-387 настоящего Кодекса", - уточняет ГК;

4) п. 5 ст. 340 - "если ипотека  установлена на земельный участок,  на котором находятся здания  или сооружения, принадлежащие не  залогодателю, а другому лицу, то  при обращении залогодержателем  взыскания на этот участок  и его продаже с публичных  торгов к приобретателю участка  переходят права и обязанности,  которые в отношении этого  лица имел залогодатель";

5) п. 1 ст. 365, ст. 387 - "к поручителю, исполнившему обязательство, переходят  права кредитора по этому обязательству  и права, принадлежавшие кредитору  как залогодержателю, в том  объеме, в котором поручитель  удовлетворил требование кредитора";

6) ст. 384 - если иного не  предусмотрено законом или договором,  то с цедируемым обязательственным правом (требованием) переходят "...права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права" (не подлежит сомнению, что среди прочих имеются в виду и обязательственные права);

7) ст. 387 - права кредитора  переходят "...вследствие исполнения  обязательства должника его ...залогодателем,  не являющимся должником по  этому обязательству";

8) п. 1 ст. 586 - в случае отчуждения  недвижимого имущества, переданного  под выплату ренты плательщиком  ренты, "его обязательства по  договору ренты переходят на  приобретателя имущества";

9) п. 2 ст. 596 - "в случае  смерти одного из получателей  ренты его доля в праве на  получение ренты переходит к  пережившим его получателям ренты,  если договором пожизненной ренты  не предусмотрено иное, а в  случае смерти последнего получателя  ренты обязательство выплаты  ренты прекращается";

10) п. 1 ст. 700 - "ссудодатель  вправе произвести отчуждение  вещи или передать ее в возмездное  пользование третьему лицу. При  этом к новому собственнику  или пользователю переходят права  по ранее заключенному договору  безвозмездного пользования, а  его права в отношении вещи  обременяются правами ссудополучателя";

11) ст. 960 - "при переходе  прав на застрахованное имущество  от лица, в интересах которого  был заключен договор страхования,  к другому лицу права и обязанности  по этому договору переходят  к лицу, к которому перешли  права на имущество, за исключением  случаев принудительного изъятия  имущества по основаниям, указанным  в п. 2 ст. 235 настоящего Кодекса,  и отказа от права собственности  (статья 236). Лицо, к которому перешли права на застрахованное имущество, должно незамедлительно письменно уведомить об этом страховщика";

12) п. 1 ст. 965 и ст. 387 - "если  договором имущественного страхования  не предусмотрено иное, к страховщику,  выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной  суммы право требования, которое  страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования";

13) ст. 986 - "обязанности  по сделке, заключенной в чужом  интересе, переходят к лицу, в  интересах которого она совершена,  при условии одобрения им этой  сделки и если другая сторона  не возражает против такого  перехода либо при заключении сделки знала или должна была знать о том, что сделка заключена в чужом интересе. При переходе обязанностей по такой сделке к лицу, в интересах которого она была заключена, последнему должны быть переданы и права по этой сделке";

14) ч. 2 ст. 1002 - "в случае  объявления комиссионера несостоятельным  (банкротом), его права и обязанности  по сделкам, заключенным им  для комитента во исполнение  указаний последнего, переходят  к комитенту";

15) п. 3 ст. 1029 - "если иное  не предусмотрено договором коммерческой  концессии, заключенным на срок, при досрочном его прекращении  права и обязанности вторичного  правообладателя по договору  коммерческой субконцессии ...переходят к правообладателю, если он не откажется от принятия на себя прав и обязанностей по этому договору. Это правило соответственно применяется при расторжении договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока".

Наряду с термином "переход" прав и обязанностей ГК употребляет  также термин "перевод" прав и  обязанностей (ст. 387), а в ряде случаев  указывает на процесс перемены лиц  в обязательстве и иным, иногда менее явным образом, а иногда и традиционными терминами - "уступка", "перевод". Сюда относятся следующие  его нормы:

Информация о работе Правопреемство