Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование почерка как объекта почерковедческой экспертизы.
В данной курсовой работе нужно решить следующие частные задачи:
1. дать понятие и раскрыть сущность подписи;
2. охарактеризовать идентификационные признаки подписи;
Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности почерковедческой экспертизы подписи 5
1.1 Генезис развития почерковедческих идентификационных признаков как объекта почерковедческой экспертизы 5
1.2 Задачи криминалистической экспертизы подписи 10
Глава 2. Анализ подписи как объекта почерковедческой экспертизы 13
2.1 Понятие и свойства подписи 13
2.2 Идентификационные признаки подписи и их классификация 16
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение
Первая точка зрения
более приемлема для судебно-
Задачи судебно-
Кроме того, данные задачи могут быть дифференцированы по степени сложности. Это зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. К объективным здесь следует отнести условия экспертной задачи, наличие либо отсутствие эффективной методики её решения; к субъективным - опыт и квалификацию эксперта. Практика показывает: чем ниже компоненты указанных факторов, тем выше степень сложности отдельных задач почерковедческих исследований. Например, чем меньше по объему исследуемая рукопись, чем слабее в ней выражены симптомо- комплексы информативных признаков почерка, чем ниже квалификация эксперта и меньше его практический опыт, тем проблематичнее решение любой идентификационной, диагностической или классификационной задачи.
Особое место в практике производства судебно-почерковедческих экспертиз занимает экспертиза подписей. Малообъемные почерковые объекты, в том числе и подписи, являются типичными для современной экспертной практики объектами судебно-почерковедческой экспертизы. На практике встречаются существенные трудности идентификации исполнителя, особенно в тех случаях, когда объектом исследования выступают краткие записи и подписи умерших лиц. Именно такого рода объекты сегодня являются преобладающими в уголовных делах по факту мошенничества, а также в гражданских исках по поводу наследства, приватизации жилья и т.д. При этом наиболее острыми проблемами являются:
Каждый объект и явление материального мира обладают множеством качеств, свойств, признаков. Это применимо и к объектам криминалистического отождествления, где для разрешения поставленных эксперту вопросов необходимо выделить наиболее существенные свойства и признаки сравниваемых объектов. Свойства объектов - это существенные его стороны проявления качественноколичественной определенности в связи и во взаимодействии объекта с другими объектами. Признак - это примета, знак, по которому какой-либо предмет или явление узнаются и отличаются от других.
Криминалистическая идентификация осуществляется посредством изучения признаков, по ним определяются свойства идентифицируемых объектов и, наконец, производится отождествление объектов.
В процессе идентификации роль признака выполняют проявления свойств объекта идентификации, несущие информацию о его индивидуальности и устойчивости. Б.М. Комаринец утверждал, что понятие об идентификационном признаке связано именно со свойствами, которые могут быть использованы в процессе идентификации. Идентификационными признаками он называл «такие родовые и индивидуальные признаки идентифицируемого объекта, которые могут отобразиться на идентифицирующем, и поэтому единственно привлекаемые для идентификации»7.
В теории и практике судебно-почерковедческой экспертизы понятие признака почерка обычно связывают с характеристикой той или иной технической стороны фиксирующегося в рукописи письменно-двигательного навыка. Эта характеристика может относиться к управлению движениями при письме, к функционированию механизма письма, собственно к системе итоговых движений пишущего, к ориентации последних в пространстве.
При производстве почерковедческих исследований первичным и основным объектом изучения для эксперта является рукопись. В ней непосредственно отображается система итоговых фиксируемых движений пишущего и ориентация их в пределах листа бумаги. Все остальные особенности как внешней, так и внутренней сторон письменно-двигательного процесса проявляются опосредованно и зачастую неполно. Например, способ удержания пишущего прибора не является признаком почерка, так как не находит адекватного выражения в рукописи. Он занимает определенное место в механизме письма и может обусловливать те или иные особенности, которые, отражаясь в рукописи, будут признаком почерка. Таким образом, все особенности письменно-двигательного навыка, проявляющиеся в рукописи, становятся признаками почерка только благодаря системе итоговых движений при письме и их ориентации в пределах листа бумаги. В понятие почерка включена его принадлежность конкретному лицу, то есть неотъемлемым качеством почерка является его индивидуальность. Это означает, что характеристики письменно-двигательного процесса, проявляющегося в рукописи, образуют индивидуальный комплекс.
Отдельные признаки почерка встречаются в одинаковом проявлении у разных лиц, сочетание же их своеобразно для каждого пишущего. Признаки могут иметь как групповой характер, то есть быть характерными для определенных групп почерков, разделенных в зависимости от проявления этих признаков, так и индивидуальное значение, проявляясь в пределах групп относительно случайно, независимо от общих групповых особенностей.
Индивидуализирующее, идентификационное значение конкретного проявления признака определяется частотой встречаемости этого проявления в почерках разных людей вообще или в почерках, характеризующихся общими групповыми особенностями.
Обобщая изложенное, можно сказать, что идентификационным признаком следует считать особенность, характеристику письменно-двигательного навыка, проявившуюся в рукописи. Особенности письменно-двигательного навыка объединяются в идентификационный комплекс признаков для дифференциации почерков разных лиц и отождествления исполнителя рукописи.
К основным свойствам (качествам) почерка, существенным с точки зрения его криминалистического исследования и решения экспертных задач различных классов, относятся индивидуальность, динамическая устойчивость, вариационность, избирательная изменчивость.
До настоящего времени продолжает дискутироваться проблемный вопрос теории криминалистической идентификации: групповая идентификация или установление групповой принадлежности? При разработке принципов теории криминалистической идентификации, Потапов С.М. ввел в употребление термины – «родовое (видовое) тождество» и «родовая (видовая) идентификация»8.
Однако со временем наряду с ними стали применяться другие – «групповая принадлежность» и «установление групповой принадлежности»9.
Все указанные термины используются до настоящего времени и при этом их содержание, соотношение друг с другом и с понятием идентификации вообще разными авторами трактуются по-разному.
Так, Винберг А.И., Эйсман А.А. и некоторые другие употребляли оба термина, «групповая идентификация» и «групповая принадлежность», в значении установления принадлежности к определенной группе, т.е. в значении классификации объектов исследования10. Другие (например, Селиванов Н.А., Митричев В.С., Шляхов А.Р., Пантелеев И.Ф., Седова Т.А.) не приняли термин «установление групповой принадлежности». Они считали и считают, что идентификация по природе устанавливаемого тождества делится на индивидуальную и групповую11, что установление групповой принадлежности и есть отождествление, так как само понятие тождества распространяется на предметы, явления и определенные группы живых существ12.
И, наконец, что исследования по установлению как индивидуального тождества, так и группового, являются идентификационными по своей логической природе13.
Была и третья, компромиссная точка зрения (Арсеньев В.Д.), в соответствии с которой допускалось существование и групповой идентификации, и групповой принадлежности, но – в качестве различных понятий. При этом первый термин означал процесс отождествления, а второй – естественнонаучной классификации14. С этим не согласился Белкин Р.С., считая, что в обоих случаях речь идет об одном и том же – о причислении к группе. А ее объем, при условии, что она – множество, а не единичный объект, с гносеологической точки зрения (отождествление или неотождествление) значения не имеет15.
Несколько раньше термин «групповая идентификация» был отвергнут Терзиевым Н.В. Он усматривал существенную разницу между установлением тождества и групповой принадлежности, заключающуюся, по его мнению, в том, что при идентификации устанавливается, что это тот же самый единичный объект, а во втором случае просто констатируется факт принадлежности исследуемого объекта к определенной группе сходных с ним объектов (определяется его классификационный род или вид)16.
Как известно, содержание понятия криминалистической идентификации изначально включало в себя процесс отождествления индивидуально-определенных, единичных объектов. Большинство ученых-криминалистов (Терзиев Н.В., Эйсман А.А., Винберг А.И., Салтевский М.В., Колмаков В.П. и другие) именно в этом, а не в отнесении объекта к группе сходных с ним объектов, видело и видит главную задачу криминалистической идентификации.
Применение в познании закономерностей механизма письма последних достижений биомеханики, физиологии движений, двигательной анатомии позволили выделить более объективные основания для систематизации признаков почерка. Немаловажную роль в этом процессе сыграл и системно-структурный подход, рассматривающий почерк как сложное, динамическое системное образование.
Указанные обстоятельства
создали условия для
Дальнейшая их работа над классификацией дала возможность авторам в 1967 году представить ещё более полный вариант новой систематизации признаков почерка18. Наличие в ней деления признаков почерка в зависимости от объема проявления особенностей движений в рукописи на две большие группы - общие и частные, позволило сгруппировать в них признаки на 3 подгруппы, ориентируясь на:
а) уровень сформированности письменно-двигательного навыка исполнителя;
б) структурные характеристики движений, отражающие особенности траектории движений при письме;
в) пространственную ориентацию движений.
Приведенные принципы систематизации признаков подписи, на наш взгляд, в полном объеме отражают весь спектр свойств письменно-двигательного навыка. Так, первое основание опосредовано отражает элементы внутренней структуры письма. Второе сочетает в себе взаимодействие внутренней и внешней сторон процесса письма. Третье основание в большей степени отражает внешнюю сторону процесса письма, хотя роль внутренней стороны тоже выражена. Такой подход к построению классификации признаков подписи значительно упростил её восприятие экспертами-практиками и способствовал единообразности пониманию ими сущности каждого признака.
В новой классификации общие признаки подписи понимаются как особенности, характеризующие рукопись в целом, а частные признаки - это особенности выполнения букв, их элементов, особенности соединения букв и элементов. При этом авторами всячески подчёркивалась взаимосвязь и соподчиненность общих и частных признаков подписи.
Информация о работе Подпись - как объект почерковедческой экспертизы