Перемена лиц в обязательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы является один из институтов гражданского права – перемена лиц в обязательстве.
Предметом данной работы является законодательство, направленное на регулирование отношений, связанных с переменой лиц в обязательстве.
В начале выполнения курсовой работы я на основе изучения отечественного опыта, статистического наблюдения и собранного эмпирического материала поставила перед собой цель – изучить и проанализировать положения, характеризующие понятие «перемена лиц в обязательстве».
Для достижения поставленной цели, перед тем как перейти к изучению материала, я определила задачи:
1. Раскрыть сущность перемены лиц в обязательстве;
2. Определить основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу, а также перевода долга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Перемена лиц в обязательстве как институт гражданского права 4
1.1 Сущность перемены лиц в обязательстве 4
1.2 Законодательство, регулирующее перемену лиц в обязательстве 6
Глава 2. Переход прав кредитора к другому лицу 10
2.1 Договор уступки права (требования) 10
2.2 Уступка требования в силу закона 18
Глава 3. Перевод долга 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы 27

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 74.01 Кб (Скачать документ)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Перемена лиц в обязательстве как институт гражданского права 4

1.1 Сущность  перемены лиц в обязательстве 4

1.2 Законодательство, регулирующее перемену лиц в  обязательстве 6

Глава 2. Переход  прав кредитора к другому лицу 10

2.1 Договор  уступки права (требования) 10

2.2 Уступка  требования в силу закона 18

Глава 3. Перевод  долга 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список использованной литературы 27

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вряд ли найдется такой специалист в области гражданского права, который бы прямо или косвенно не касался проблем перемены лиц в обязательстве. Тема уступки прав требования и перевода долга как способов перемены лиц в обязательстве пришла на смену принципу неизменности личного состава обязательства, известному Древнему Риму, и приобрела известность практически во всех странах как романо-германской, так и англосаксонской системы. Тем не менее, проблемы правоприменительной практики перемены лиц в обязательстве весьма разноречивы, что делает данную тему актуальной.

Объектом курсовой работы является один из институтов гражданского права – перемена лиц в обязательстве.

Предметом данной работы является законодательство, направленное на регулирование отношений, связанных с переменой лиц в обязательстве.

В начале выполнения курсовой работы я на основе изучения отечественного опыта, статистического наблюдения и собранного эмпирического материала поставила перед собой цель – изучить и проанализировать положения, характеризующие понятие «перемена лиц в обязательстве».

Для достижения поставленной цели, перед тем как перейти  к изучению материала, я определила задачи:

1. Раскрыть сущность перемены лиц в обязательстве;

2. Определить основания и порядок перехода прав кредитора к другому лицу, а также перевода долга.

Глава 1. Перемена лиц в обязательстве                                                            как институт гражданского права

1.1 Сущность перемены лиц в обязательстве

Понятие «обязательство»  многозначно и употребляется  в различных значениях. Подтверждение этому мы видим в современной правовой литературе. Обязательство в самом общем виде определяется как «взаимоотношение участников экономического оборота (товарообмена), урегулированное нормами обязательственного права, т.е. одна из разновидностей гражданских правоотношений»1.

Одновременно под обязательством понимают конкретное правопритязание – «относительное правоотношение, в котором один участник (должник) обязан совершить в пользу другого участника (кредитора) определенное действие имущественного характера либо воздержаться от такого действия, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности»2.

Поскольку большинство обязательных отношений составляют имущественные  отношения, не носящие личного характера, постольку допускается замена кредитора  или должника другим лицом.

Например, возникшая у  кредитора по денежному обязательству  необходимость получения причитающихся  ему денег ранее наступления  оговоренного с должником срока  исполнения вызвала к жизни различные  формы оборота соответствующих  прав требования. Кредиторы уступают свои права на получение денег  другим лицам, в частности банкам, получая по ним немедленное исполнение за вычетом оговоренного процента за услугу (зависящего, прежде всего, от надежности должника, или "ликвидности требования"), а последние могут даже "скупать долги" определенных лиц для установления контроля за их деятельностью. В таких ситуациях имущественные права и обязанности становятся самостоятельными объектами гражданского оборота, что, в частности, открывает путь к развитию разнообразных форм биржевой торговли, например "торговли фьючерсами" (контрактами, предусматривающими исполнение в будущем).

Поэтому в период действия обязательства по общему правилу  возможна замена участвующих в нем  лиц при сохранении самого обязательства. Дело может касаться либо перемены кредитора, именуемой переходом  права требования (поскольку именно оно определяет его положение  в обязательстве), либо перемены должника, именуемой переводом долга (определяющего статус последнего), либо даже замены обоих этих участников. В любом случае из обязательства выбывает кто-либо из его участников, а к вступающему на его место новому участнику переходят права и обязанности прежнего. Иначе говоря, здесь имеет место правопреемство кредитора или должника. При этом указанное правопреемство относится ко всем правам и обязанностям, вытекающим из данного обязательства (в том числе обеспечивающим его надлежащее исполнение), если только законом или договором прямо не предусмотрено иное3, например уступка части требования.

Замена участников обязательства  может не только осуществляться по соглашению сторон (сделке по уступке  требования или по переводу долга), но и предусматриваться непосредственно  законом4. Такая ситуация возникает в случаях универсального правопреемства в правах и обязанностях, в частности, при преобразовании или слиянии юридических лиц и наследовании в случае смерти гражданина, а также в других предусмотренных законом случаях, например при переводе прав и обязанностей покупателя доли в праве общей собственности на сособственника, преимущественное право покупки которого нарушено приобретателем5, или при передаче комиссионером комитенту прав по заключенной им во исполнение договора комиссии сделке с третьим лицом6.

Переход прав к другому  лицу возможен, кроме того, в рамках некоторых договоров гражданского права как одно из их условий. Примером служит договор финансирования под  уступку денежного требования, именуемый  в литературе факторингом. К условиям этого договора об уступке требования при наличии пробелов в названной  главе ГК могут применяться общие  нормы главы 24 ГК о цессии.

В рамках некоторых договоров  возможна и такая форма перемены лиц в обязательстве, когда одновременно происходит как передача права, так и перевод долга. Это имеет место при продаже предприятия и в договоре аренды, если арендатор совершает договор перенайма, когда его место в договоре аренды занимает другое лицо7.

В главе 24 ГК о перемене лиц  в обязательстве наряду с уступкой требования и переводом долга  говорится о таких формах перехода права как регрессное требование, суброгация, индоссамент, которые соприкасаются с проблематикой перемены лиц в обязательстве и нуждаются в уяснении.

Регрессное требование представляет собой требование компенсации за исполненное за счет или по вине другого лица. Принципиальное различие регресса и цессии состоит уже в самом значении их для соответствующего права: регресс порождает право, а при цессии передается возникшее право. Поэтому закон с достаточными основаниями вводит норму о том, что правила об уступке требования к регрессным требованиям не применяются.

Суброгацию и индоссамент, напротив, следует рассматривать  в качестве особых случаев уступки  права требования. Термин «суброгация» используется для обозначения права страховщика, уплатившего страховое возмещение, требовать его компенсации от лица, отвечающего за наступление страхового случая. Индоссамент – это предусмотренный законодательством о ценных бумагах упрощенный способ передачи ордерной ценной бумаги путем нанесения на нее передаточной надписи – индосаммента.

1.2 Законодательство, регулирующее перемену  лиц в обязательстве

История развития российского  законодательства об уступке права  требования и переводе долга восходит к дореволюционным временам. Статьи 124-128 Гражданского кодекса РСФСР 1922 года8 предусматривали возможность уступки права и перевода долга. Гражданский кодекс РСФСР 1964 года9 содержал отдельную главу об уступке требования и переводе долга, не разделенную на параграфы и ограниченную по числу норм. Так, например, в нем отсутствовали нормы о форме уступке права требования по сделкам, требующим нотариального удостоверения или государственной регистрации.

Нормы о перемене лиц в  обязательстве содержатся не только в главе 24 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Положения о переходе прав кредитора на основании договора финансирования под уступку денежного требования содержатся в главе 43 ГК РФ. Нормы об универсальном правопреемстве - в статьях 58 - 60 ГК РФ, претерпевших существенные изменения за последние годы в части защиты прав кредиторов, части третьей ГК РФ о наследовании и других. Особое место занимает уступка прав требований по договорам участия в долевом строительстве в принятом 22 декабря 2004 года Государственной Думой Федеральном законе №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», согласно статьи 11 которого уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном ГК РФ, и только с момента государственной регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

На международном уровне положения о перемене лиц в  различного рода обязательствах вошли  в Конвенцию УНИДРУА по международным  факторным операциям (факторингу)10, Конвенцию о Единообразном законе о переводном и простом векселе11, Конвенцию ООН об уступке дебиторской задолженности в международной торговле (Нью-Йорк, 2001г.) и др.

Зарубежное законодательство также уделяет внимание вопросам перемены лиц в обязательстве, за исключением разве что законодательства стран англосаксонской системы, где институт цессии основан в  большей степени на праве справедливости, нежели на нормах общего права12. Законодательство стран романо-германской системы «преуспевает» в данной сфере и иногда более системно регулирует отношения по уступке прав требования и переводу долга в отличие от российского. Так, например, французское, немецкое и швейцарское право определяет момент возникновения права требования у нового кредитора, а также для третьих лиц. Законодательству Швейцарии и ФРГ известен перевод долга путем заключения договора третьим лицом и кредитором, во французском законодательстве предусмотрена неполная делегация, при которой прежний должник остается обязанным по отношению к кредитору до момента полной оплаты требования причем без права противопоставления новым должником кредитору возражений, которые имели место по отношению к первоначальному кредитору.

Отдельные нормы главы 24 ГК РФ были предметом оценки Конституционного Суда РФ в части их соответствия Основному закону страны. Определением Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 года №783-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Черничкина Александра Сергеевича на нарушение его конституционных прав абзацем 1 статьи 382, статьей 384, пунктом 1 статьи 388 и пунктом 1 статьи 389 Гражданского Кодекса Российской Федерации» перечисленные нормы были признаны не нарушающими конституционные права и свободы заявителя.

Так, Верховным Судом  РФ была признана недопустимой уступка  требований вкладчика по вкладу другому  лицу как противоречащая заключенным  договорам, поскольку права вкладчика  были удостоверены не сберегательными  книжками на предъявителя или именными ценными бумагами, а именными сберегательными  книжками. Поскольку сберегательные книжки были выданы на имя конкретного лица, а действующим законодательством не предусмотрена передача прав вкладчика другому лицу в порядке, установленном статьей 382 ГК РФ, Верховный Суд также отметил, что два из трех вкладов являются компенсационными, неразрывно связанными с личностью гражданина.

Важное значение для единообразия судебной практики имеет Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30 октября 2007 года №120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации». Кроме того, разъяснения Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения отдельных положений главы 24 ГК РФ к перемене лиц в отдельных видах обязательств содержатся в информационных письма Президиума ВАС РФ от 28 января 2005 года №90 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке» от 24 сентября 2002 года №69 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены», от 29 декабря 2001 года №65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований», от 16 февраля 2001 года №59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 25 июля 2000 года №56 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с договорами на участие в строительстве», от 11 января 2000 года №49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении».

Глава 24 включает в себя 2 параграфа. Параграф 1 «Переход прав кредитора к другому лицу», параграф 2 – «Перевод долга». Общие положения, относящиеся как к переходу прав кредитора, так и к переводу долга, не выделены в отдельный параграф, а содержатся в виде отсылочных норм в параграфе 1 главы, в частности нормы статьи 389 ГК РФ о форме уступки требований, применяемых в большинстве своём к переводу долга. Положения главы 24 достаточно стабильны и не были подвергнуты изменениям за всё время действия части первой ГК РФ. Однако Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации13 призвана устранить данный «недостаток».

Планировалось структурирование норм главы 24 в части определения отношения между первоначальным кредитором и новым кредитором; между первоначальным кредитором, новым кредитором и должником; с участием третьих лиц; включение в ГК положений, определяющих, «за какие обстоятельства, затрагивающие судьбу основного обязательства, первоначальный кредитор несет ответственность перед лицом, которому уступлено право требования»; дополнение положениями о возможности уступки будущих прав и моменте возникновения права требования у нового кредитора; об определении порядка уведомления должника об уступке; о решении проблемы последовательных уступок; переходе права требования по обязательства с множественностью лиц и др.

Так, согласно проекту изменений  ГК РФ ст. 384 предусматривает возможность  перехода права требования в части.  В Информационном письме Президиума ВАС №120 также установлено, что  право требования по денежному обязательству  может быть уступлено в части. Однако есть и небольшие различия. В Информационном письме говорится  о возможности частичной уступки  любого обязательства, предмет которого является делимым, в то время как  в Проекте прямо указывается  на безусловную возможность такой  уступки только в отношении денежного  обязательства.

Кроме того в п. 4 Информационного  письма указывается, что уступка  права (требования), еще не возникшего на момент заключения такого соглашения, не противоречит законодательству. Теперь эта норма закреплена проектом.

Глава 2. Переход прав кредитора к другому лицу

2.1 Договор уступки права (требования)

Уступка требования (цессия) возможна как на основании сделки, так и в силу закона. Кредитор, передающий свое право требования по сделке, называется цедентом, а новый кредитор, принимающий право требования – цессионарием.

Сделка, лежащая в основе цессии, имеет своим предметом  принадлежащее кредитору право  требования. Существенным условием договора уступки права требования является обязательство, на основании которого возникло право первоначального кредитора к должнику14.

Информация о работе Перемена лиц в обязательстве