Особенности правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 02:08, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является определение роли и компетенции органов, защищающих права и законные интересы ребенка по российскому законодательству.
Задачами исследования выступили:
- анализ действующего законодательства о несовершеннолетних
- определение и обоснование значимости участия государственных органов в защите прав несовершеннолетних;

Прикрепленные файлы: 1 файл

77888.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)

Органы опеки и попечительства от имени государства выполняли охранительно-контролирующую функцию с той целью, чтобы при совершении собственником сделки с жильем, в котором проживали несовершеннолетние, не нарушались права и законные интересы детей, не ухудшались их жилищные условия и качество жизни.

Недобросовестные риэлторы и приобретатели жилья в процессе «работы» с нерадивыми, асоциальными родителями, способными злоупотребить своими родительскими правами, вынуждены были использовать «обходные схемы», чтобы избежать обращения в органы опеки и попечительства для получения согласия на сделку с жильем несовершеннолетних.

Редакция п. 4 ст. 292 ГК РФ допускает продажу квартир, принадлежащих родителям несовершеннолетних, без предварительного согласия органа опеки и попечительства. Такое согласие теперь требуется только, если органу опеки и попечительства известно, что в жилом помещении проживают дети собственника, находящиеся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетние члены семьи собственника, оставшиеся без попечения родителей, и если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы ребенка. Между тем, механизм предварительного выяснения таких обстоятельств законом не предусмотрен.

Правительство Российской Федерации и ряд депутатов Государственной Думы РФ — авторы редакции п. 4 ст. 292 ГК РФ, обосновывали ее тем, что: 1) согласие органа опеки на отчуждение жилья значительно затрудняет оборот жилых помещений в целом и ипотечные правоотношения в частности; 2) защита прав и законных интересов детей в силу п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ возложена на родителей; 3) «презумпция о недобросовестности» родителей противоречит основам гражданского права; 4) имеют место злоупотребления специалистов органов опеки при даче согласия на отчуждение жилья.

Новая редакция п. 4 ст. 292 ГК РФ лишает всякой правовой защиты от злоупотреблений со стороны родителей при сделках с жильем огромное число несовершеннолетних, реально нуждающихся в государственной поддержке, то есть детей, живущих в неблагополучных семьях, в которых родители не лишены родительских прав и не ограничены в родительских правах, но используют свои права не в интересах ребенка и об этом в силу объективных причин не известно органу опеки и попечительства.

Родители могут оставить детей без жилья не только умышленно, но и, в силу болезненного состояния или руководствуясь благими пожеланиями, совершая рискованные действия, например, отчуждение жилого помещения и размещение вырученных средств в банках, в целях приобретения лучшего жилья. Действиями родителей будет нарушаться конституционное право ребенка на жилище или создаваться реальная угроза его нарушения. Социальные последствия принятого закона: ухудшение жилищных условий несовершеннолетних членов семьи собственника, полная утрата детьми жилья, значительный рост детской беспризорности и преступности, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, что повлечет значительные финансовые затраты на преодоление этих социально опасных последствий. Ни одно развитое правовое государство не устраняется от контроля за отчуждением жилья, если при этом затрагиваются права и охраняемые законом интересы детей. Более того, в большинстве европейских государств отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, допускается только с разрешения суда. Вместо того чтобы улучшать действующий порядок контроля со стороны государства при совершении сделок с жильем, затрагивающим права и законные интересы ребенка, произошел фактический отказ от него вовсе. Такой подход противоречит конституционному принципу защиты детства (ст. 38 Конституции РФ).

Проблемы, возникающие с необоснованными отказами органов опеки и попечительства выдать согласие на отчуждение жилого помещения, могли бы быть решены путем принятия федерального закона «Об органах опеки и попечительства», в котором следовало установить порядок, сроки выдачи согласия органами опеки и попечительства на сделку с жильем, а также основания для отказа29.

Органы по защите прав и свобод детей в нашей стране на практике часто сталкиваются с рядом проблем. В первую очередь, это касается жалоб подростков. Несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского учреждения или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

В этой связи, я считаю важным в рассматриваемом направлении играет роль правовая пропаганда. Органы, защищающие права и свободы несовершеннолетних должны в целях правовой пропаганды активно использовать средства массовой информации, выступать с разъяснением действующего законодательства в образовательных учреждениях. В доступной для несовершеннолетних форме необходимо доводить до них положения нормативных актов, регламентирующих их права, обязанности, ответственность за нарушение законодательства, сопровождая выступление примерами, оказывающими воспитательное воздействие на слушателей.

Зачастую подростками совершаются преступления и правонарушения по причине социальной неустроенности, семейного неблагополучия и ненадлежащего исполнения обязанностей родителями (опекунами). Я считаю, что при устранении указанных причин органами прокуратуры, «подключении» к судьбам этих детей органов опеки и попечительства и других служб существенно снизится криминальная активность несовершеннолетних. Например, работниками прокуратуры либо комиссией по делам несовершеннолетних должны решаться проблемы конкретного ребенка, выясняться обстоятельства, по которым безнадзорный ребенок ушел из семьи. Прежде всего, он не должен оставаться на улице и должен быть помещен в социальный приют.

Следующим этапом является работа с семьей. В основном на практике, если установлено, что родители не исполняют своих обязанностей, прокурором предъявляется в суд иск о лишении родительских прав, взыскание алиментов на содержание ребенка. По моему мнению, лишение родительских прав должна быть крайней мерой. Я считаю, необходимо подключать органы социальной защиты населения к работе с такой семьей, находящейся в социально опасном положении: оказывать помощь родителям в трудоустройстве, лечении в случае необходимости от алкогольной и наркозависимости, привлекать психологов и т.д.

Прокуратурой Удмуртской республики в ходе проверок устанавливает различные факты ненадлежащего исполнения законодательства о несовершеннолетних. Например, закон предусматривает временное помещение безнадзорного ребенка в приют. До внесения изменений в действующее законодательство все дети, как безнадзорные, так и правонарушители, помещались в приемники-распределители органов внутренних дел. В соответствии с новым законодательством безнадзорные дети должны помещаться только в приюты органов социальной защиты населения. Однако прокуратура в ходе проверок сталкивалась со случаями незаконных помещений таких детей в приемники-распределители органов внутренних дел (Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей). Выясняя причины таких нарушений, органы прокуратуры установили, что на территории Удмуртской республики недостаточно развита сеть социальных приютов. Именно органы прокуратуры выдвинули перед органами исполнительной власти предложение о расширении сети таких учреждений. Необходимость решения этой проблемы обосновалась в информации, представляемой руководителям органов местного самоуправления; прокуратурой Удмуртской республики эта проблема ставилась и перед Президентом УР.

С целью наиболее последовательной защиты прав ребенка нередко предлагают ввести должность Уполномоченного по правам ребенка. С 1998 года в нескольких субъектах Российской Федерации (Волгоградской, Калужской, Новгородской области, города Екатеринбург и Санкт-Петербург) уполномоченные по правам ребенка уже начали действовать, но на общественных началах и без необходимой законодательной базы. С марта 2007 года должность Уполномоченного по правам ребенка была введена и в городе Ижевске (Приложение №1). Основными функциями Уполномоченного являются контроль за обеспечением гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка и информирование органов местного самоуправления, прокурорского надзора, общественности о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет, как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнить только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем считаю нужным провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства должны быть:

1. Расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

2. Введение системы социального  патроната над детьми (семьей), нуждающимися  в государственной защите, т.е  к семье, в которой ребенок  признан нуждающимся в государственной защите «прикрепляется» патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи;

3. Составление Плана по защите  ребенка – акта органа опеки  и попечительства, в котором устанавливается  перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

4. Разграничение прав и обязанностей  по защите прав и законных  интересов ребенка, т.е. распределение  обязанностей по законному представительству  интересов ребенка между кровными  родителями (законными представителями  ребенка) и патронатным воспитателем;

5. Контроль уполномоченной службы  за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной  защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь одни специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

 

Заключение

 

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действительность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Таково в самом общем виде объяснение важности правовых проблем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Причем речь идет о широкой гамме правовых средств защиты ребенка, тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отраслевой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей30.

Защита прав и законных интересов ребенка — первейшая обязанность государства. Гарантированность провозглашенных прав несовершеннолетних обеспечивается государством путем проведения им соответствующей социальной политики. Согласно Конституции, Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в частности ребенка.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и законные интересы несовершеннолетних, создавать надлежащие материальные, правовые и иные условия для их осуществления, а также воплощения в реальной жизни, можно только по его успехам в социальной политике.Оценивая роль российского государства в реализации прав несовершеннолетних на современном этапе, к сожалению, приходится констатировать ставшее очевидным для всего общества реальное положение дел, свидетельствующее о несостоятельности социальной политики государства. Прежде всего об этом свидетельствуют такие факты, как крайне низкий уровень жизни семей с детьми, не позволяющий гарантировать достойную жизнь и свободное развитие ребенка, как это предусмотрено в Конституции страны; низкая рождаемость, высокая смертность детей, рост детской преступности, недостатки в системе образования и здравоохранения являются самыми убедительными аргументами, доказывающими неблагополучие в государстве. Реальное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что они носят зачастую декларативный характер и нарушаются в массовом порядке, а состояние семьи и детей в России близко к социальной катастрофе. В настоящее время произошло изменение проблем защиты несовершеннолетних, в частности:

Информация о работе Особенности правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации