Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:21, дипломная работа
В условиях рынка возмещение собственнику причиненных его имуществу убытков часто является достаточной защитой его интересов: поврежденную вещь можно отремонтировать или приобрести на рынке ее эквивалент. Однако в большинстве случаев собственнику необходимо реальное восстановление его нарушенных прав, получение его имущества в натуре. Гражданское законодательство дает ему такую возможность посредством предъявления к лицам, нарушающим его право собственности, виндикационного и негаторного исков, а также требования о признании права собственности, если оно оспаривается третьими лицами.
Ведение
1 ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЕЩНОГО ПРАВА
1.1 Понятие вещных прав
1.2 Признаки вещного права
2 ВЕЩНЫЕ ПРАВА В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Виды вещных прав
2.2 Право землепользования
2.3 Право хозяйственного ведения
2.4 Право оперативного управления
2.5 Другие вещные права
3 СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ
3.1 Гражданско-правовая защита
3.2 Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения
3.3 Иск об устранении нарушений, не связанных с лишением владения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использованная литература
Имущество — понятие многоплановое. Оно применяется, в частности, для обозначения:
Таким образом, понятием имущества охватывается совокупность принадлежащих лицу (гражданину, юридическому лицу, государству) вещей, прав требования и обязанностей (долгов). [25, 240-241]
Так, В. М. Хвостов провел исследование многозначности имущества (актив, чистое имущество, актив и пассив) на примере римского права (термины bоnа, рагtimonium, bacultates, pecunia) и дает аналогичное понятие имущества: совокупность оцененных на деньги правоотношений, которые объединяются в одно целое тем, что принадлежат или принадлежали в совокупности одному лицу[26, 123-124].
Употребление понятия "имущество" в различных аспектах присуще многим законодательным источникам. В частности, Французский Гражданский кодекс и свод Законов Гражданских Российской империи (Свод законов, т. X, гл. 1) в разделах, посвященных вещам, широко используют понятие имущества. Например, во Французском Гражданском кодексе Книга вторая называется "Об имуществах и различных отношениях собственности", Титул I этой книги называется "О различных имуществах", а ст. 516 говорит об имуществах движимых и недвижимых. В то же время в различных статьях Книги второй (например, ст.ст. 525, 544, 551, и др.) используется понятие "вещь"[27, 31]. Аналогично название Книги второй Законов Гражданских — "О порядке приобретения и укрепления прав на имущество вообще", раздел первый этой книги называется "О разных родах имущества", а глава первая раздела первого посвящена имуществам недвижимым, движимым, разделенным, нераздельным, благоприобретенным и родовым[28, 31]. Ясно, что в этих нормах речь идет в основном о вещах.
Г. Ф. Шершеневич при анализе и теоретическом обосновании российского законодательства учитывал эти его особенности и сформулировал в целом верное различение понятий вещей и имущества. Под объектом права Г. Ф. Шершеневич понимал все то, что может служить средством осуществления интереса. Такими средствами, по его мнению, могут быть:
а) вещи, то есть предметы материального мира;
б) действия других лиц, состоящие в передаче вещи, в личных услугах, в предложении своей рабочей силы.
Вещи и чужие действия составляют экономические блага, и запас таких благ, находящихся в обладании известного лица, называется имуществом с экономической точки зрения.
Юридическое понятие об имуществе, по Шершеневичу, не совпадает с указанным экономическим. С юридической точки зрения под имуществом понимается совокупность имущественных, т.е. подлежащих денежной оценке, юридических отношений, в которых находится известное лицо, — чисто личные отношения сюда не входят. Следовательно, содержание имущества с юридической точки зрения выражается, с одной стороны,
в а) совокупности вещей, принадлежащих лицу на праве собственности и в силу иных имущественных прав
и б) совокупности прав на чужие действия (это именно и есть то деление имуществ, которое упоминается Законом под именем наличного и долгового, т. X, ч. 1, ст.ст. 416 и 418), а с другой стороны
в а) совокупности вещей, принадлежащих другим лицам, но временно находящихся в его обладании
и б) совокупности обязательств, лежащих на нем. Сумма отношений первого рода составляет актив имущества, сумма отношений второго рода — его пассив[29, 94-95].
В Гражданском праве Германии частные права классифицируются как личные, семейные и имущественные. Имущественные права — это вещные права, права на нематериальные блага, обязательственные права и наследственные права[30, 79].
Наиболее четкое понятие имущества, отражающее современные концепции, дано в ст. 1 кн. 3 Гражданского кодекса Нидерландов: "Имущество — это все вещи и все имущественные права"[31, 179].
В ст. 6 кн. 3 ГК Нидерландов дается также понятие имущественных прав: "Права, которые могут передаваться, по отдельности или совместно с каким-либо другим правом, или которые служат для получения правообладателем материальной выгоды, или которые приобретены в обмен за предоставленную или обещанную материальную выгоду, являются имущественными правами"[34, 79].
В ГК РК дается следующее определение имущества: "к имущественным благам и правам (имущество) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работа, услуги, объективированные результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделий, имущественные права и другое имущество" (п. 2 ст. 115).
Исходя из текста статьи ГК РК и вышеизложенного материала, можно предложить следующую структуру имущества:
Понимая под вещами предметы внешнего материального мира, нельзя забывать о том, что вещь становится вещью в юридическом смысле только, если ее рассматривать в системе социальных связей. Ценность вещи определяется не ее физическими свойствами, а тем, насколько эти физические свойства отвечают потребностям человеческого общества, пользуются данными вещами. Нельзя поэтому признать правильными утверждения о наличии отношений между человеком и вещью[32, 179]. Отношения возникают не между человеком и вещью, а между людьми по поводу вещи[33, 79-87].
1.2 Признаки вещного права
На основании изложенного можно выявить основные признаки вещных прав:
1. Вещные права являются
имущественными правами в
2. Вещные права возникают относительно индивидуально-определенной вещи, в отличие от обязательственных прав и прав интеллектуальной собственности, которые связаны с так называемым "бестелесным имуществом". В то же время необходимо учитывать, что в отношении вещей возникают и обязательственные отношения. В отношении вещей, определяемых родовыми признаками, вещные отношения возникнуть не могут, возникают только обязательственные права.
"Объект абсолютного
права всегда является
3. Вещные права являются абсолютными правами, что объединяет их с правами интеллектуальной собственности, и отличает от обязательственных прав. Обладателю вещных прав противостоит обязанность всех и каждого не препятствовать осуществлению этих прав.
Полагаю, что существуют вещные относительные отношения (между участниками общей собственности, между государством и предприятием, обладающим имуществом на праве хозяйственного ведения и т. п.). Однако эта группа отношений немногочисленна, точно очерчена и не влияет на характер подавляющего большинства вещных прав. Она касается не "внешних", а "внутренних" отношений участников вещных правоотношений.
Из этого признака вытекает следующий: абсолютный характер защиты вещных прав, т. е. защита от всех и каждого, кто посягнет на вещное право. Отсюда и наличие специфических средств защиты вещных прав с помощью особых вещно-правовых исков.
Признаком вещных прав можно считать установление их законом. В отличие от обязательственных прав, которые могут возникать и в случаях, не предусмотренных законодательством (ст. 380 ГК), вещные права должны быть закреплены законом (п. 1 ст. 195 ГК).
В данном случае необходимы два уточнения. Во-первых, закрепление законом не означает, что эти права в законе должны быть названы вещными. Достаточно того, чтобы они относились к категории имущественных прав и были предусмотрены законодательными актами. Отнесение их к категории вещных прав производится при наличии признаков вещного права. Например, залог или сервитут в законе не названы вещными правами. Залог вообще расположен в разделе ГК "Обязательственное право". Но это не препятствует признанию их вещными правами. Такое положение связано с тем, что некоторые права выступают в одних отношениях как вещные (право залога в отношениях залогодержателя со всеми другими лицами), а в других — как обязательственные (право залога в отношениях между залогодержателем и залогодателем).
Во-вторых, в законе должно быть закреплено указание на виды вещных прав, которые могут существовать на практике. Конкретные вещные права возникают, естественно, на основе конкретных юридических фактов.
Право следования. Вещное право следует за вещью[36, 329]. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения других вещных прав на имущество. Это правило прямо закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 3 ст. 216). В ГК РК такой общей нормы нет. Закреплены нормы относительно отдельных вещных прав: сохранение залога при переходе права на заложенное имущество к другому лицу (ст. 323 ГК), сохранение договора аренды при переходе права собственности на арендованное имущество к другому лицу.
Право преимущества заключается в том, что при конкуренции вещного и обязательственного права, в первую очередь, должно осуществляться вещное право[37, 170].
Учеными-юристами нередко высказываются сомнения по поводу существования такого признака на том основании, что залог не имеет преимущественного права перед обязательственными правами[38, 27]. Это так, но это не доказывает отсутствие такого признака применительно к залогу как к вещному праву, а доказывает только то, что советское, а затем и казахстанское право ограничивает реализацию этого признака применительно к залогу. В большинстве других стран требование по залогу при банкротстве реализуется в первую очередь или вне очереди. В РК этот процесс также постепенно внедряется. В частности, Законом "О банкротстве" от 21 января 1997 года обязательства, обеспеченные залогом, были переведены из третьей очереди при обращении взыскания на имущество должника во вторую очередь.
8.Называют еще признак фактического господства над вещью, т. е. возможность непосредственного, без посредничества третьих лиц, осуществления своего права[39, 16]. Этот признак нередко кладется в основу определения вещного права, и наличие его не вызывает сомнений при осуществлении права собственности, владения, землепользования и др. Однако проблемы в применении этого признака возникают при осуществлении ипотеки, когда имущество остается у залогодателя и находится вне фактического господства залогодержателя. Поэтому к понятию фактического господства над вещью, полагаем, нельзя подходить слишком упрощенно. Здесь нам может помочь высказывание Г. Ф. Шершеневича:
"Вещное право устанавливает, как говорят, непосредственное отношение лица к вещи, не в том смысле, будто управомоченный субъект должен находиться в соприкосновении с вещью, а в том, что для осуществления своего права на вещь он не нуждается в посредничестве других лиц"[40, 142].
При рассмотрении случая с ипотекой недвижимости можно представить себе, что залогодатель сдает дом в залог, оставаясь в нем жить. Залогодержатель не имеет непосредственного воздействия на вещь. Однако фактическое господство над вещью заключается при ипотеке в ограничении прав собственника на распоряжение вещью без согласия залогодержателя. Таким образом, залогодержатель имеет как бы право вето на распоряжение заложенной вещью.
9.В юридической литературе не называют еще один признак вещного права, который характерен, по крайней мере, для права Республики Казахстан: обладатель вещных прав должен обладать правомочиями владения, пользования и распоряжения. Причем в различных видах вещного права правообладатель обладает разным набором правомочий. Полный набор правомочий (владение, пользование, распоряжение), хотя и в разном объеме, имеют субъекты права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления. Субъекты права владения землепользования, недропользования и аренды обладают правомочиями владения и пользования. Хранитель и залогодержатель при закладе имеют правомочия владения. Залогодержатель при ипотеке имеет право частичного распоряжения имуществом. Обладатель сервитута имеет правомочие пользования и частично владения.
Эту мысль попытался высказать А. А. Иванов при анализе вещных прав в континентальном праве: "Права на чужие вещи (iura in re aliena) разнообразны и объединяются в одну группу лишь исходя из того, что всегда предполагают наличие собственника, вещь которого они обременяют. Собственник, по общему правилу, должен терпеть воздействие на его вещь, однако в последнее время появляется все больше и больше таких вещных прав, которые обязывают собственника совершать те или иные активные действия. В зависимости от того, какие из правомочий собственника оказываются ограниченными, можно выделить следующие права на чужие вещи, предоставляющие их обладателям в отношении чужой вещи возможность:
1) только пользоваться (сервитуты);
2) только распоряжаться (залоговые права);
3) владеть и пользоваться (права некоторых арендаторов, скажем, жилых помещений или земельных участков);
4) владеть, пользоваться и в ограниченных пределах распоряжаться (эмфитевзис, доверительное управление)" [41, 71].