Наследственное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:02, курсовая работа

Краткое описание

В России отношение к наследованию было не всегда однозначным. Если до 1917 г. торжествовало традиционное понимание значения наследования как одной из основополагающих подотраслей цивилистики, статус которой был установлен еще в Древнем Риме, то после Октябрьской Революции 1917 г.одним из своих первых декретов пришедшие к власти "большевики" со свойственным им максимализмом и нетерпимостью к рецидивам предыдущей правовой системы попытались отменить право наследования.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения о наследовании в России и за рубежом.
1.1. История формирования институтов наследования в России и за рубежом.
1.2. Характеристика источников наследственного права.
Глава 2. Правовое регулирование наследования по закону в России и за рубежом.
2.1. Круг наследников и очередность их призвания к наследству.
2.2.Приобретение наследства.
Глава 3. Правовое регулирование наследования по завещанию в России и за рубежом.
3.1. Виды и принципы завещательного распоряжения.
3.2. Форма и содержание завещания.
3.3. Изменение, отмена завещания, признание завещания недействительным.
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

основ текст диплома.docx

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Количество подназначений законом не ограничивается, поэтому завещатель может указать неограниченное количество лиц, выступающих в качестве подназначенных наследников к запасному (подназначенному) наследнику. Вместе с тем в завещании могут быть ограничены условия подназначения и указано лишь одно из условий, например, "на случай его смерти до открытия наследства" либо "одновременно со мной".

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации не устанавливает  возможности так называемой фидеикомиссарной субституции, предусмотренной законодательством некоторых стран. Суть ее состоит в том, что на основного наследника возлагается обязанность сохранить полученное по наследству имущество, с тем чтобы оно после его смерти перешло к другому лицу, указанному в том же завещании.

Закон ничего не говорит  о тех случаях, когда завещание  составлено под отлагательным условием, которое наследником выполнено  не было, и, соответственно, наследник  наследства не получил. Представляется, что и в этом случае подназначенный наследник имеет право на получение наследства.

 

Иные завещательные распоряжения

 

Кроме подназначения наследника, завещательного отказа и возложения завещатель вправе сделать распоряжения, которые касаются порядка погребения, увековечения его памяти. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" наследодатель вправе выразить в завещании следующие пожелания:

- о согласии или несогласии  на изъятие органов и/или тканей  из его тела;

- быть погребенным на  том или ином месте, по тем  или иным обычаям или традициям,  рядом с теми или иными ранее  умершими;

- быть подвергнутым кремации;

- о доверии исполнить  свое волеизъявление тому или  иному лицу <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. С. 146.

 

Правда, здесь надо сделать  оговорку: указанный Закон не предусматривает, чтобы волеизъявление лица о достойном  отношении к его телу после  смерти обязательно содержалось  в завещании. В соответствии с  п. 1 ст. 5 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" указанное  волеизъявление может быть выражено в устной форме в присутствии  свидетелей или в письменной форме.

К числу особых завещательных  распоряжений завещателя можно отнести  распоряжения, касающиеся его похорон  и увековечения его памяти. Завещатель может обязать похоронить его  с соблюдением религиозных обрядов, устроить после похорон поминки, соорудить на могиле памятник. Эти  распоряжения подлежат исполнению лишь в пределах действительной стоимости  наследственного имущества. При всех обстоятельствах указанные распоряжения должны не выходить за пределы разумного и соответствовать сложившимся в данной местности обычаям, не сопряженным с крайностями и экстремизмом.

К числу завещательных  распоряжений отдельные юристы относят  назначение исполнителя завещания - душеприказчика (ст. 1134 ГК), лишение  наследников по закону наследства (ст. 1119 ГК), определение доли наследников  в завещанном имуществе, однако представляется, что указанные действия завещателя охватываются понятием содержания завещания.

 

 

 

 

Сходным образом регламентируются вопросы содержания завещания и  в иностранном праве. Например, французское  гражданское законодательство устанавливает, что всякое лицо может делать распоряжения посредством завещания или путем назначения наследника, или путем установления легатов, или под всяким другим названием, которое выражает его волю (ст. 967 ФГК). Французский законодатель любые распоряжения имуществом на случай смерти именует «легатами» (legs) и различает такие понятия, как «универсальные легатарии» (legataire universel) — наследники по завещанию, к которым переходит все имущество наследодателя, «легатарии по универсальному титулу» (legataire a titre universel) — наследники, получающие по завещанию определенную часть наследственного имущества, и «легатарии по партикулярному титулу» (legataire a titre particulier) — сингулярные правопреемники, отказополучатели. Согласно ст. 1003 ФГК легатом, распространяющимся на всю совокупность имущества, является завещательное распоряжение, посредством которого завещатель предоставляет одному или нескольким лицам всю совокупность имущества, которую он оставит после смерти. Если наряду с универсальным легатарием имеются наследники, которые в силу закона имеют право на долю имущества, то эти наследники по праву вступают, вследствие смерти завещателя, во владение всем наследственным имуществом и легатарий, которому завещана вся совокупность имущества, должен потребовать у сонаследников выдачи имущества, указанного в завещании (ст. 1004 ФГК). В то же время легатарий будет иметь право пользования имуществом, указанным в завещании, считая со дня смерти, если требование о выдаче имущества было предъявлено в течение года со дня смерти; в противном случае это пользование начнется лишь со дня предъявления требования в судебном порядке или со дня, когда на выдачу имущества последовало добровольное согласие (ст. 1005 ФГК). При легате по универсальному титулу легатарий получает идеальную долю в общей собственности, распоряжаться которой закон позволяет завещателю, в частности: половину, треть или всю его недвижимость, или все движимое имущество, или определенную долю всех его недвижимостей, или всей движимости (ст. 1010 ФГК). Кодекс также устанавливает, что универсальный легатарий и легатарий по универсальному титулу отвечает по долгам наследодателя вместе с наследниками, за которыми закон закрепляет право на определенную долю имущества (ст. 1009, 1012 ФГК).

 

Одним из проявлений свободы  завещательных распоряжений является право завещателя не только назвать  в завещании своих правопреемников, но и подназначить наследника на тот случай, если основной наследник по каким-либо причинам не сможет или не пожелает стать преемником в имуществе умершего. Данная процедура именуется субституцией (лат. substitutio — подназначение). Особой разновидностью субституции является фидеикомиссарная субституция, при которой завещатель не просто называет лицо, долженствующее в силу определенных обстоятельств заменить первоначального наследника, но указывает, что данное лицо будет ему наследовать. Иными словами, суть данного вида субституции состоит в том, что завещатель назначает наследнику наследника.

 

Регламентация рассматриваемого института неодинакова в различных  национальных правовых системах, причем дифференциация регулирования касается как оснований подназначения, так и самой возможности включить в завещание такое распоряжение.

 

Так, в отечественном праве  субституция закреплена в п. 2 ст. 1121 ГК РФ: завещатель может указать  в завещании другого наследника (подназначить наследника) на случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещателя по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как недостойный. Закон не ограничивает количество подназначений. В то же время российская цивилистическая доктрина недвусмысленно высказывается в пользу недопустимости фидеикомиссарной субституции. В частности, М.В. Гордон указывал, что «не будет подназначением определение дальнейшей судьбы наследства, которое поступило к основному наследнику». Такого же взгляда придерживается Т.Д. Чепига, отмечая, что «действующему законодательству противоречат фидеикомиссарные субституции как способы ограничения правомочий распоряжения в составе права собственности лица, принявшего наследство и ставшего правообладателем имущества».

 

Законодательство зарубежных стран, как правило, не столь категорично  в отношении субституции. Например, французский законодатель, запретив субституции в общем порядке (ст. 896 ФГК), в то же время установил, что  при совершении завещания в пользу детей, братьев и сестер завещатель вправе возложить на них обязанность  передать наследственное имущество  своим детям — внукам и племянникам  завещателя. Для обеспечения исполнения этого распоряжения могут быть применены  такие меры, как опись имущества  или учреждение управления и пр. (ст. 1048 — 1074 ФГК).

 

Германское право допускает  как обычную субституцию (§ 2096 ГГУ), так и назначение «последующего  наследника», к которому имущество  перейдет после смерти основного  наследника или в течение определенного  в завещании срока, который не может быть более 30 лет (§ 2100 — 2146 ГГУ). Сходные правила содержатся и  в ШГК, который предусматривает  не только обычную субституцию на случай смерти основного наследника или его отказа от наследства (ст. 487), но и обязанность наследника передать имущество третьему лицу (ст. 488). Болгарское право разрешает только ординарную субституцию (ст. 21 Закона о  наследовании).

 

Различия в регулировании  института подназначения наследника, как представляется, также способны породить сложности в отечественной правоприменительной практике, если соответствующий вопрос встанет перед компетентным органом в связи с необходимостью разрешения по существу наследственного дела, связанного с несколькими национальными правопорядками. Допускаемое иностранными законодательствами возложение на наследника по завещанию как «первоначального» наследника обязанности передать перешедшее к нему имущество третьему лицу — «последующему» наследнику находится в явном противоречии с закрепленными в отечественном гражданском праве принципами регулирования отношений собственности. Как представляется, вопрос о возможности исполнения на территории РФ завещаний, содержащих распоряжения о фидеикомиссарной или подобной субституции, не может быть оставлен правоприменителем без внимания, особенно с учетом того обстоятельства, что соответствующие положения получают даже международное закрепление. Так, в ст. 154 Кодекса Бустаманте указано: «Местное право будет, однако, применяться (в противовес личному закону завещателя. — М.А.) в случаях запрета фидеикомиссарных субституций, идущих далее второй степени родства или сделанных в пользу лиц, еще не родившихся во время смерти завещателя, или же таких, которые влекут за собой вечный запрет отчуждения» (ст. 155).

 

Говоря о содержании завещания, нельзя обойти вниманием институт обязательной доли в наследстве, представляющий собой проявление упомянутого выше социального начала наследования по закону. Защита интересов семьи и  ближайших родственников наследодателя  побуждает национальных законодателей  определенным образом ограничивать свободу завещательных распоряжений.

 

С точки зрения классификации  подходов к конструированию соответствующих  правовых предписаний можно выделить две группы стран. Первая из них, куда входят, в частности, Франция, Швейцария, Болгария, разделяет наследственное имущество на две части, одной  из которых — «свободной долей» — наследодатель может распорядиться  посредством завещания, а вторая — «резерв» — переходит в определенных пропорциях к членам семьи наследодателя. Размер резерва зависит от числа  присутствующих на момент открытия наследства обязательных наследников, а также  от того, к какой категории лиц  они относятся. К числу лиц, имеющих  право на обязательную долю в наследстве, относятся прежде всего дети наследодателя и его переживший супруг, при этом первым отдается безусловный приоритет (ст. 913 — 916 ФГК; ст. 471 ШГК; ст. 28 — 29 болгарского Закона о наследовании).

 

Вторая система определения  обязательной доли, принятая, в частности, в Германии и России, основана на том, что обязательные наследники вправе требовать от наследников по завещанию  выплаты стоимости части доли, которая причиталась бы им при  наследовании по закону (ст. 1149 ГК РФ; § 2303 ГГУ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Форма и содержание  завещания.

Для законодательства большинства  стран континентальной Европы характерны следующие основные формы завещания:

 

1. Собственноручное завещание  — завещание, целиком написанное  завещателем, датированное им  и содержащее его подпись (машинописный  текст в таких завещаниях не  допускается). На первый взгляд, это  весьма удобная и простая форма  составления завещания (почему  она и получила широкое распространение). Однако, хотя собственноручное завещание  и гарантирует соблюдение полной  тайны как факта его составления, так и содержания, оно не свободно от недостатков, поскольку не исключает ни возможности ««гибели» завещания, ни опасности составления его под воздействием третьих лиц. Сравним: при удостоверении завещания нотариусом или другим должностным лицом, обладающим правом удостоверять завещания (принятый в РФ порядок удостоверения завещаний), когда нотариус лично проверяет подлинность волеизъявления завещателя и, кроме того, оставляет один экземпляр завещания у себя на хранение, вероятность как утраты завещания. так и составления его под влиянием третьих лиц, практически исключается.

 

2. Исходя из сказанного, становится очевидным, что наиболее  близкой к принятой у нас  форме завещания является завещание  в виде публичного акта. Такое  завещание совершается в соответствии  с установленной законом процедурой  при участии официального должностного  лица (как правило, нотариуса). Во  Франции подобное завещание составляется  либо при участии двух нотариусов, либо одного нотариуса, но в  присутствии двух свидетелей; в  Швейцарии - при участии одного  нотариуса и двух свидетелей. Такая "подстраховка" (второй  нотариус или два свидетеля)  служит цели уменьшения опасности  совершения неправомерных действий  нотариусом, удостоверяющим завещание  единолично.

 

В отличие от собственноручных завещаний здесь уже имеется  гарантия подлинности воли завещателя. Сохранность же завещания, в свою очередь, гарантируется возможностью оставить его на хранение нотариусу  или иному должностному лицу.

Информация о работе Наследственное право