Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 23:33, дипломная работа
Цель работы – проанализировать современное законодательство в области наследственных отношений, действующие статьи ученых об оформлении завещаний, о проблемах, с которым граждане могу столкнуться при наборе определенных обстоятельств. Помимо осуществления основной цели проводимых исследований, затронуты и иные вопросы, связанные с правовым регулированием наследственных правоотношений: общие положения наследственного права, вопросы регулирования завещания как формы осуществления наследования и многие другие.
Введение..........................................................................................................3 – 5
Глава 1. Общие правила наследования…………………………………...6 – 16
Понятие наследования…………………………………………………...….6 – 7
Основания наследования…………………………………………………....8 – 9
Субъекты наследования……………………..……………………………10 – 14
Наследственная масса…………………………… ………………………15 – 16
Глава 2. Завещание как основание наследования ………………...……17 – 38
2.1 Юридическая сущность завещания, его понятие и свойства…………..17 – 22
2.2 Завещатель как участник наследственного правопреемства…………...23 – 25
2.3 Принципы наследования по завещанию……………………..………….26 – 32
2.4 Завещательное распоряжение как способ распоряжения имуществом……………………………………………………………………33 – 37
Глава 3. Исполнение завещания…………………………………….....38 – 55
3.1 Завещательный отказ и завещательное возложение……………………38 – 45
3.2 Проблемы, связанные с исполнением завещания…………………...….46 – 55
Заключение……………………………………………………………...55 – 60
Список использованной литературы………………………..………...61 – 64
Итак, исполнение завещания будет иметь смысл в случае, когда нет никаких сомнений относительно дееспособности завещателя в момент совершения сделки по распоряжению имуществом, законности содержания завещания, свободы формирования воли и волеизъявления, когда нет порока формы сделки, препятствующего ее исполнению. Если же заинтересованные лица заявляют требования о признании завещания недействительным по различным основаниям, первой проблемой исполнения завещания становится невозможность его исполнения до момента принятия судом решения о действительности или недействительности данной сделки. Это лишний раз подчеркивает неразрывную связь вопроса действительности завещания с проблемой его исполнения.
Исполнение завещания можно рассматривать с формальной и материальной стороны. При этом формальная сторона исполнения будет предполагать процессуальные действия нотариуса, такие как принятие заявления от наследников о принятии наследства или заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, выдача свидетельства наследникам и т.п. Под исполнением в материальном смысле подразумеваются действия наследников либо специально назначенного наследодателем лица - душеприказчика по исполнению содержания завещания. Если правила совершения нотариальных действий, связанных с исполнением завещания можно считать сложившимися и достаточными для правового регулирования данных отношений, то о материальной стороне исполнения завещания сказать подобное нельзя. При рассмотрении наиболее актуальных вопросов исполнения завещания нами будут использоваться два идентичных понятия - «исполнитель завещания» и «душеприказчик».
Известные перемены в экономической и политической сфере, случившиеся в России, неизбежно повлекли за собой реформирование правового регулирования складывающихся новых отношений, в том числе и в области наследственного преемства. Как уже было нами отмечено в настоящей работе, снятие ранее действовавших ограничений на количество и виды имущества, которое могло находиться в собственности граждан, существенно расширило состав имущества, переходящего в порядке наследования. Как отмечают авторы комментария к гражданскому законодательству Т.И. Зайцева и П.В. Крашенинников, существует ряд ситуаций, когда нотариусу следует рекомендовать завещателю решить вопрос об исполнителе завещания. В частности, такие рекомендации нотариуса необходимы в следующих случаях: если имущество завещается несовершеннолетним, у которых не имеется родителей; если имущество завещается государству или юридическим лицам; если завещание составлено под условием; если в завещание включены особые завещательные распоряжения, например, такие как возложение или завещательный отказ . А.И. Костычева относит к обстоятельствам, обуславливающим назначение в завещании душеприказчика, следующее: желание избежать споров между наследниками, отступлений от воли наследодателя при разделе имущества, наличие в составе наследственного имущества вещей, требующих специальных навыков при обращении с ними, малолетний возраст наследников, их недееспособность, состояние здоровья наследников, которое может затруднить самостоятельное исполнение завещания35. Э.Б. Эйдинова, не указывая причин, по которым завещатель может воспользоваться возможностью назначения душеприказчика, характеризует исполнителя воли завещателя как помощника наследников в осуществлении завещания, отмечая при этом, что права и обязанности душеприказчика должны определяться содержанием завещания36.
На первый взгляд деятельность исполнителя завещания можно сопоставить с отношениями представительства, так как душеприказчик совершает действия юридического и фактического характера, необходимые для обеспечения возможности реализации воли наследодателя, выраженной в завещании. Однако трактовку исполнителя завещания как представителя мы не считаем приемлемой по указанным ранее в настоящей работе основаниям, а именно:
- не может быть исполнитель
завещания и представителем
Итак, правовой статус исполнителя завещания отличается спецификой, отграничивающей его от схожих участников гражданско-правовых отношений. Как справедливо отмечает В.В. Долинская, исполнитель завещания действует по поручению завещателя (п. 1 ст. 1134 ГК РФ), от своего имени (п. 3 ст. 1135 ГК РФ), в интересах наследников (на практике из этого правила могут быть исключения, хотя содержание п. 2 ст. 1135 ГК предполагает, что исполнитель все же осуществляет свою деятельность в интересах наследников)37.
Анализ юридической природы исполнителя завещания должен неизбежно повлечь за собой исследование вопроса полномочий душеприказчика. Прежде всего, необходимо определить те функции, которые возлагаются на данное лицо с целью исполнения воли завещателя. В первую очередь, полномочия исполнителя завещания могут быть сформулированы в самом завещании. Ведь завещателю лучше, чем кому бы то ни было известно о содержании завещательных распоряжений: кто является наследниками, какие прав и обязанности перейдут к ним по наследству в соответствии с его волей, какие особые завещательные распоряжения нужно будет исполнить. В таком случае деятельность душеприказчика будет определена наиболее точным образом. Однако не стоит игнорировать ситуации, не предусмотренные наследодателем при назначении исполнителя. Между совершением завещания и моментом открытия наследства может случиться масса событий, которые создадут проблемы в вопросе исполнения завещания. В частности, на момент смерти завещателя может иметь место как дебиторская, так и кредиторская задолженность, может измениться состав имущества наследодателя, поскольку принцип свободы завещания позволяет завещать любое имущество, в том числе и то, которое наследодатель может приобрести в будущем. Не исключена возможность того, что имущество, находившееся в собственности наследодателя на момент составления завещания, в последствии будет продано, уничтожено и т.д. Следовательно, как бы ни было предпочтительным определение полномочий душеприказчика самим завещателем в соответствии с принципом свободы завещания, предусмотреть все возможные варианты развития событий не представляется возможным. Это означает, что перед законодательством ставится задача установить примерный перечень действий исполнителя завещания, необходимых для исполнения воли наследодателя.
В связи с повышением роли исполнителя завещания в осуществлении наследственного преемства действующим законодательством предусмотрен такой примерный перечень в ст. 1135 ГК РФ. Эти меры образуют четыре группы: первые три осуществляются в интересах наследников, четвертая направлена на выполнение воли наследодателя в отношении завещательных отказов и возложений. Из текста статьи следует, что установленный перечень не является исчерпывающим, поэтому душеприказчик вправе принимать и другие меры, если они необходимы для исполнения завещания и если в завещании не предусмотрено иное. В п. 2 ст. 1135 Гражданского кодекса РФ не указаны определенные действия, которые может совершать исполнитель завещания, поскольку предусмотреть все возможные варианты завещательных распоряжений, особенности наследственного имущества, виды применяемых мер не возможно. Действия исполнителя завещания могут носить как юридический, так и фактический характер. В дополнение к мерам по исполнению завещания, предусмотренным в п. 2 ст. 1135 ГК, п. 3 той же статьи указывает на право душеприказчика от своего имени вести дела в суде, иных государственных органах и учреждениях, если эти дела связаны с исполнением завещания. В.В. Долинская в числе полномочий исполнителя завещания отмечает следующие: формирование наследственного имущества, урегулирование вопросов с кредиторами и должниками наследодателя38. И хотя перечень полномочий, предусмотренный законодательством, является примерным, нам представляется, что такие свободные формулировки не вносят ясности по данному вопросу. Исполнитель завещания может выявить задолженность третьих лиц перед наследодателем или/и обязанность самого наследодателя предоставить денежные средства, какое-либо имущество и т.д. Однако если право душеприказчика получать причитающиеся наследодателю денежные средства и иное имущество предусмотрено законом, то правом производить расчеты с кредиторами исполнитель завещания не наделен. Из смысла ст. 1175 ГК РФ однозначно следует, что удовлетворение требований кредиторов возлагается на наследников, принявших наследство. Никакой альтернативы по данному вопросу законодательством не предусмотрено. При этом до принятия наследства наследниками кредиторы наследодателя могут предъявлять свои требования к исполнителю завещания. Что же касается вопроса формирования наследственного имущества, то надо полагать, что такая обширная формулировка В.В. Долинской подразумевает всего лишь определение состава имущества, входящего в наследственную массу и подлежащего переходу по наследству, так как охрану наследства и управление им указанный автор выделяет в отдельное полномочие исполнителя завещания. Таким образом, «формирование наследственного имущества» по мнению В.В. Долинской - это нечто отличное от действий, обеспечивающих переход к наследникам причитающегося им имущества в соответствии с волей завещателя, а также отличное от действий по охране наследства и управления им. Хотя сложно представить ситуацию, когда душеприказчик обеспечивает переход причитающегося наследникам имущества не определив, что в наследственное имущество входит.
Поскольку деятельность исполнителя завещания многопланова, а меры, принимаемые им для обеспечения реализации воли завещателя, носят фактический и юридический характер, полномочия душеприказчика должны быть удостоверены специальным документом. На этот счет в законодательстве есть указание о том, что полномочия исполнителя завещания удостоверяются свидетельством, выдаваемым нотариусом. На наш взгляд основной целью выдачи такого свидетельства является легитимация полномочий исполнителя перед третьими лицами. Представляется целесообразным указание полномочий исполнителя завещания в таком свидетельстве, если они предусмотрены самим завещателем при составлении завещания и не совпадают с перечнем, содержащимся в ст. 1135 Гражданского кодекса РФ. В случае, когда полномочия душеприказчика завещателем не описаны, в свидетельстве может быть сделана ссылка на данную статью.
Несмотря на то, что законодательство прямо не регулирует данную ситуацию, назначение нескольких исполнителей завещания не противоречит существу рассматриваемых отношений по исполнению воли завещателя, да и прямого запрета в этом отношении нормы наследственного права не содержат. В определенных ситуациях назначение нескольких исполнителей завещания может в наибольшей степени отвечать интересам наследодателя, в частности при распоряжении отдельными видами имущества, включении в завещание завещательного отказа, возложения. При назначении нескольких исполнителей завещания распределение между ними функций по исполнению воли завещателя целесообразнее установить в самом завещании.
На стадии исполнения завещания вероятна возможность возникновения еще одной проблемы, препятствующей осуществлению воли завещателя. Проблема эта носит название «толкование завещания». Действующее законодательство содержит специальную статью на данный счет (ст. 1132 ГК РФ), в соответствии с которой правом толковать завещание обладают три субъекта: нотариус, исполнитель завещания, а также суд. К причинам появления рассматриваемой проблемы можно отнести в первую очередь недостаточно четкое и ясное выражение воли завещателя, неточное указание признаков имущества, предназначаемого определенному наследнику. В частности, для устранения сложностей при толковании завещания Методические рекомендации по удостоверению завещаний говорят о том, что при составлении завещания, в котором указывается конкретное имущество, следует как можно точнее указывать индивидуальные признаки этого имущества, особенно те, которые не меняются с течением времени (адрес дома, кадастровый номер земельного участка и т.п.)39.
При этом необходимо отметить, что проблема эта вряд ли будет снята полностью, поскольку действующее законодательство допускает составление завещания в чрезвычайных обстоятельствах, а также совершение закрытого завещания, то есть мы имеем в виду как раз те случаи, когда воля завещателя фиксируется без участия нотариуса. В указанных ситуациях прибегать к толкованию завещания для уяснения действительной воли завещателя придется чаще, нежели в случае с нотариально удостоверенным завещанием. В качестве иллюстрации данной проблемы в обзоре судебной и нотариальной практики Московской области приведен следующий пример: «Так в конкретном случае воля завещателя была выражена следующими словами «одну часть полдома внуку М., вторую часть второй половины дома племяннице Ю.» при этом завещание начиналось словами «все мое имущество я завещаю...»40. А ведь в данном примере речь идет, скорее всего, о завещании нотариально удостоверенном, поскольку удельная доля закрытых завещаний даже на сегодняшний день мала в сравнении с традиционной формой завещания.
Исследователи правового регулирования вопросов исполнения завещания в большинстве своем уделяют весьма скромное место вопросу толкования завещания, проводя параллель с правилами толкования договора41. Действительно, формулировки ст. 1132 Гражданского кодекса РФ текстуально близки принципам толкования договора. Однако, как отмечает
В.В. Долинская, формальное сходство не отражает сути явления . В первой главе настоящей работы нами были исследованы особенности завещания, предопределяющие его юридическую природу. При этом важнейшими признаками завещания, обуславливающими специфику наследования по завещанию в целом, нами назывались следующие:
В связи с указанными особенностями завещания толкование его по принципам толкования договора представляется не совсем приемлемым. Так как договор носит, во-первых, двусторонний характер, а во-вторых, момент его исполнения не связывается с моментом смерти стороны в сделке. Поэтому принимаемые во внимание предшествующие договору переговоры и переписка, практика, установившаяся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон, могут быть использованы только при толковании договора. При толковании договора имеет значение действительная общая воля сторон с учетом цели договора. По рассматриваемому вопросу весьма интересны взгляды отечественных цивилистов XIX века. Так С.А. Муромцев отмечал, что толкование завещаний должно существенно отличаться от толкования сделок при жизни, так как природа тех и других совершенно различна: завещание всегда выражает волю одного лица, между тем как в договорах участвует воля двух лиц. Не применимы к толкованию завещания, по мнению указанного автора, и те приемы, какими суд пользуется, когда заходит речь о применении на практике неясных статей закона, так как, толкуя закон, предполагается, что законодатель всегда юридически разумен и не хотел неполноты в редакции акона и предвидел все могущие встретиться случаи жизни 42.
Таким образом, правовая природа завещания предопределяет особенности и в сфере толкования его смысла. При толковании завещания должен принимается во внимание буквальный смысл содержащихся в нем слов и выражений. Это означает, что в данном случае не допускается ни расширительное толкование, когда подлинный смысл предполагается шире, чем его словесная формулировка, ни ограничительное толкование, когда предполагается, что подлинное содержание уже его словесной формы.