Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 17:54, курсовая работа
В заключении подведены итоги проделанной работы, что позволило сделать вывод о том, что в современном российском законодательстве продолжается активный процесс реформирования института недееспособности граждан (физических лиц). Появилась реальная возможность превратить его из института ограничения прав в институт поддержки людей психическими расстройствами, максимально сократить их социальную изоляцию и предусмотреть возможность самостоятельного проживания в обществе.
Введение 4
Глава 1. Общее положение о дееспособности в гражданском
праве Российской Федерации
1.1. Понятие дееспособности граждан 7
1.2. Ограничение дееспособности граждан: основания
и правовые последствия 13
Глава 2. Дееспособность несовершеннолетних граждан
2.1. Неполная (частичная) дееспособность несовершеннолетних граждан 20
2.2. Объявление несовершеннолетнего гражданина полностью дееспособными (эмансипация) 25
Глава 3. Медицинский критерий как элемент
дееспособности физических лиц
3.1. Признание гражданина недееспособным и ограничено
дееспособным по медицинским показаниям 30
3.2. Процессуальный порядок ограничения дееспособности и правовые последствия признания граждан, злоупотребляющих спиртными напитками
и наркотическими веществами, ограниченными в дееспособности 37
Заключение 54
Библиография
‒ отслеживание действий подопечного, что бы он не нарушал чужих интересов и прав;
‒ приобщение подопечного к трудовой деятельности;
Как показывает статистика, правильное осуществление опеки, может в значительной степени ускорить реабилитацию больного.
Все доходы подопечного расходуются опекуном только в интересах подопечного. Опекун, без согласия органа опеки и попечительства, не имеет права совершать сделки, которые влекут за собой уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК РФ). Согласно ст. 575 ГК РФ опекун не вправе совершать сделки дарения от имени недееспособного гражданина, исключая обычные подарки стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда.
Органы опеки и попечительства призваны осуществлять надзор за деятельностью опекунов (п. 3 ст. 34 ГК РФ). В компетенцию органа опеки и попечительства входит освобождение от исполняемых обязанностей опекуна.
Отстранение от исполнения опекунских обязанностей над недееспособным гражданином производится:
‒ по личной просьбе опекуна, при наличии уважительных причин;
‒ по решению органа опеки и попечительства в случае ненадлежащего исполнения возложенных на опекуна обязанностей (использование опеки в корыстных целях, оставлении подопечного без необходимой помощи или без надзора);
‒ по решению суда, когда подопечный признается дееспособным.
Опекуны не назначаются, если ограничено дееспособные или недееспособные граждане помещены на лечение в специализированные медицинские учреждения, пребывают под надзором в образовательных или других социальных организациях. В таких случаях опеку над недееспособными осуществляют сами организации.
Заключение
Гражданская дееспособность определяется в законе как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
Обладать дееспособностью ‒ значит иметь способность лично совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т.п., а также отвечать за причиненный имущественный вред (повреждение или уничтожение чужого имущества, повреждение здоровья и т.п.), за неисполнение договорных и иных обязанностей.
Таким образом, дееспособность включает прежде всего способность к совершению сделок (сделкоспособность) и способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность).
Кроме того, дееспособность включает способность гражданина своими действиями осуществлять имеющиеся у него гражданские права и исполнять обязанности. Такая способность законодательстве предусмотрена в ГК РФ (п. 1 ст. 21).
Ценность названной категории определяется тем, что дееспособность юридически обеспечивает активное участие личности в гражданском обороте, предпринимательской и иной экономической деятельности, реализации своих имущественных прав, в первую очередь права собственности, а также ряда личных неимущественных прав.
Дееспособность, как и правоспособность, по юридической природе ‒ субъективное право гражданина Содержание дееспособности граждан как субъективного права включает следующие возможности, которые можно рассматривать как его составные части: способность гражданина своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности; способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять обязанности; способность нести ответственность за гражданские правонарушения.
В п. 1 ст. 21 ГК РФ законодатель установил презумпцию дееспособности физического лица (гражданина), достигшего установленного законом возраста. Иными словами, законодатель на основе опыта ряда поколений считает, что физическое лицо, достигшее по общему правилу 18-летнего возраста, может своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
В то же время дееспособность в качестве обязательной предпосылки предполагает такое психическое состояние гражданина, которое обеспечивает ему способность понимать значение своих действий и руководить ими. Наличие психического расстройства, исключающего такую способность (способность понимать значение своих действий и руководить ими), указывает на отсутствие дееспособности.
Критерии недееспособности сформулированы в п. 1 ст. 29 ГК РФ. К ним относят: медицинский (психическое расстройство) и юридический (неспособность понимать значение своих действий или руководить ими).
Для признания гражданина недееспособным необходимо совпадение медицинского и юридического критериев.
Презумпция дееспособности лица, достигшего установленного законом возраста действует до тех пор, пока, во-первых, не появятся обоснованные сомнения в способности лица понимать значение своих действий и руководить ими, во-вторых, эти сомнения не будут подтверждены компетентным органом в соответствии с установленным законом порядком, т.е. гражданин не будет признан недееспособным.
Законодатель возлагает обязанность по проверке дееспособности граждан по общему правилу на суд общей юрисдикции. Статья 29 ГК РФ гласит: «Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством».
Порядок признания гражданина недееспособным детально регулируется нормами гл. 31 ГПК РФ.
Таким образом, законодатель императивно обозначает обязательное средство доказывания по данному делу ‒ заключение экспертов-психиатров.
Обусловлено это требование законодателя стремлением обеспечить процесс достоверными доказательствами, выдержать определенный стандарт доказанности юридически значимого факта.
Таким образом, основным условием недееспособности является психическая несостоятельность истца, ответчика, свидетеля – субъектов гражданского судопроизводства, которые не могли отдавать отчет своим действиям или руководить ими. Помощь суду при решении данной проблемы оказывает судебно-психиатрическая экспертиза39.
В соответствии ч. 2 ст. 20 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров.
Федеральным законом от 06.04.2011 были внесены поправки в Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и в Гражданский процессуальный кодекс РФ, согласно которым суд, принимая решение о признании гражданина недееспособным, должен предоставить ему право изложить свою позицию лично или через выбранных им самим представителей; психиатрическая помощь оказывается недееспособным без их согласия по просьбе или с согласия их законных представителей лишь в том случае, если недееспособные граждане сами не способны дать согласие на оказание психиатрической помощи; решение законного представителя или органа опеки и попечительства о помещении недееспособного гражданина в психиатрический стационар может быть обжаловано в суде.
Предпосылкой изменения законодателем института ограничения дееспособности в новой редакции Гражданского кодекса стала правовая позиция, высказанная Конституционным судом РФ в Постановлении от 27.06.2012 г. № 15-П в отношении норм ГК РФ об опеке и попечительстве. КС РФ посчитал, что в действующей системе гражданско-правового регулирования не предусматривается возможность дифференциации гражданско-правовых последствий наличия у гражданина нарушения психических функций при решении вопроса о признании его недееспособным, соразмерных степени фактического снижения способности понимать значение своих действий или руководить ими.
Закон расширяет прежние основания ограничения дееспособности. Теперь это не только злоупотребление лицом спиртными напитками и наркотическими средствами, но и злоупотребление азартными играми (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 № 302-ФЗ). Появление этого основания достаточно давно было обосновано в научной доктрине.
Дополнительно появляется и новое основание. Согласно п. 2 ст. 30 гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Ограничение дееспособности по психическому расстройству отличается по правовым последствиям от ограничения дееспособности по иным основаниям.
В первом случае, гражданин вправе самостоятельно распоряжаться своими заработком и иными доходами, не носящими характер социальных выплат, и совершать мелкие бытовые сделки и сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации. Ограничение в праве распоряжения этими доходами возможно только в судебном порядке по заявлению попечителя или органа опеки и попечительства. Здесь следует отметить, что если решается вопрос об ограничении дееспособности по психическому заболеванию, то заявитель ‒ будущий попечитель сразу не может просить об ограничении в распоряжении вышеуказанными доходами, поскольку он становится попечителем только после вступления решения суда в законную силу.
Совершение ограниченно дееспособным по психическому заболеванию иных сделок возможно только с письменного согласия попечителя (при этом такое согласие (одобрение) может быть получено позднее). Также только с письменного согласия попечителя возможно распоряжение различными социальными выплатами: алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью, пенсией в связи со смертью кормильца и пр. При этом письменное согласие попечителя может носить срочный характер.
Законодатель вводит необходимость получения письменного согласия на самостоятельное распоряжение социальными выплатами, но не изменяет п. 1 ст. 26 ГК РФ, в котором отсутствует какая-либо дифференциация по доходам и пенсия приравнивается к заработку и иным выплатам. Как и ранее, ограничение дееспособности по иным основаниям, не связанным с психическим расстройством, влечёт возможность совершения гражданином только мелких бытовых сделок. Совершать другие сделки, а также получать заработок, пенсию и иные доходы и распоряжаться ими он может лишь с согласия попечителя.
Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, самостоятельно несёт имущественную ответственность по совершённым им, с соблюдением установленных законом ограничений, сделкам. За причинённый им вред такой гражданин несёт ответственность в соответствии с ГК РФ.
В свою очередь, лицо, ограниченное в дееспособности по иным основаниям, самостоятельно несёт имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причинённый им вред. Кроме того, в зависимости от характера последующих изменений психического состояния ограниченно дееспособного гражданина, в судебном порядке, он может быть признан недееспособным, либо ограничения дееспособности снимаются.
Аналогичное по смыслу положение устанавливается и для недееспособных граждан. При развитии у недееспособного лица способности понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц суд признает такого гражданина ограниченно дееспособным. Для граждан, ограниченных в дееспособности по иным основаниям, ГК РФ оставляет только возможность отмены ограничения дееспособности.
Введение рассмотренных выше различий в основаниях ограничения дееспособности влечёт некоторое изменение правового статуса попечителей. Как и ранее, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. Однако, попечители несовершеннолетних и граждан, ограниченных в дееспособности в связи с психическим расстройством, дополнительно обязаны оказывать подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц (п. 2 ст. 33 ГК РФ). Кроме того, если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности вследствие психического расстройства, изменились, попечитель обязан обратиться в суд с заявлением об отмене ограничения дееспособности подопечного или о признании его недееспособным.
Для попечителей лиц, ограниченных в дееспособности по иным основаниям, таких дополнительных обязанностей не предусматривается.
Далее Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ вводится обязанность опекунов (попечителей) заботится о развитии (восстановлении) способности гражданина, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, или гражданина, признанного недееспособным. Ещё одной интересной новеллой стало закрепление в ГК РФ положения о том, что при исполнении своих функций опекуны (попечители) должны учитывать мнение подопечного, а при невозможности установить такое мнение – учитывать информацию о предпочтениях подопечного, полученную от его родителей, прежних опекунов или иных лиц, оказывавших подопечному услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности. При этом в отношении опекунов данное требование отдельно повторяется в нормах, регламентирующих порядок совершения сделок от имени подопечного.
Информация о работе Медицинский критерий как элемент дееспособности физических лиц